Что делать, если меня обзывают в школе: советы психолога, как ребенку бороться со школьным буллингом. Что делать, если ребенка обижают, обзывают, дразнят

В Украине. И 36% из них не рассказывают об этом ни учителю, ни родителям. Дети переживают буллинг молча, потому что не верят, что взрослые могут чем-то помочь им в этой ситуации.

А вы знаете, как реагировать, если узнаете, что вашего ребенка обзывают в школе? Что посоветовать, чтобы он мог выйти из конфликта с достоинством?

Советы: «Не обращай внимания», или «Дай сдачи» — не в счет. Жертве буллинга трудно не обращать внимания на то, что причиняет боль и унижения. И дать отпор не каждому ребенку под силу.

В статье мы писали о зарубежном опыте борьбы с издевательствами в школе. Эти советы больше подходят ученикам средней и старшей школы.

Младшим школьникам сложнее справиться с психологическим насилием в школе. В силу возраста им трудно определить мотивы агрессора и проявить выдержку. Поэтому и советы, что делать если обзывают в школе, должны быть немного в другом ключе.

В своей книге с советами для детей «Что делать, если…» посвятила школьному буллингу отдельную главу. В ней просто и доступно рассказывается, почему некоторым детям так хочется обижать других, какие дети становятся жертвой буллинга, и как реагировать на агрессию и обзывательства.

Кто и почему становится агрессором и издевается над ровесниками

Объясните ребенку, что причина издевательств вовсе не в нем, а в характере тех, кто его обижает.

В любом коллективе находятся люди, которые получают удовольствие, когда заставляют других страдать. Они могут делать это по разным причинам.


Возможно, потому что сами переносили много обид, и теперь выливают свою боль на других. Возможно, они в глубине души не уверены в себе, и, чтобы окружающие не видели их слабости, стараются подавить кого-то и обрести превосходство.

Такие люди не проявляют агрессию, если окружающие дают им отпор. Если за их жертву есть кому заступиться. Но, если дружеских отношений нет, и в классе каждый сам за себя, агрессор очень быстро выбирает себе жертву.

То есть, первый секрет борьбы с издевательствами в школе — найти друзей, которые будут рядом, когда обидчик решит поупражняться в остроумии. Вдвоем или втроем проще дать ему отпор, чем в одиночку.

Кого чаще всего обзывают в школе

Если жертву школьных издевательств спросить, почему именно его стали обзывать в школе, он, скорее всего будет искать причину именно в себе.

Нестандартный рост или вес, цвет волос, очки, «цепляющая» фамилия — агрессор может что угодно сделать основой для буллинга. И жертва начинает думать, что причина, действительно, в нем.

Такой образ мыслей только закрепляет позицию жертвы, поэтому важно объяснить ребенку, что это не так.

Спросите у ребенка: действительно ли он считает, что чья-то внешность, или физические качества дают повод унижать и оскорблять этого человека?


Объясните, что агрессор цепляется к тому, кто эмоционально реагирует на его издевки. Именно эта реакция — то, чего он добивается своими обзываниями. Нет реакции - нет издевок.

Людмила Петрановская пишет:

«Это похоже на одну злую игру, в которую иногда любят играть дети. Отнимут у кого-нибудь шапку или другую вещь - и кидают друг другу по кругу. А бедняга мечется между ними, пытается отобрать, просит, злится, но всегда не успевает. Шапку кидают дальше, и всем очень смешно. Кроме того, чья шапка.

Что можно посоветовать? Пойти в секцию баскетбола и научиться ловить шапки на лету? Так себе совет. Потому что дело не в том, хорошо или плохо он ловит. Дело в том, что он ЛОВИТ. То есть соглашается играть в плохую игру.


Ведь играют на самом деле не в шапку. Играют - в него. Все удовольствие игры - в его слезах, гневе, беспомощных прыжках. И чем больше жертва старается отобрать шапку, тем больше удовольствие обидчиков.

Поэтому самое разумное в такой ситуации - НЕ ИГРАТЬ. Развернуться и уйти. Даже если вещь очень нужная. Кстати, когда жертва уходит, обидчики часто сразу теряют интерес и бросают вещь, а то и отдают прямо в руки - ведь она им не нужна на самом деле.

Если вещь была ценная и тебе ее не вернули, скажи об этом родителям - это их деньги были потрачены на покупку, и они имеют право требовать их вернуть».

Подскажите ребенку правильную установку поведения

Не терять голову, когда тебя обзывают, действительно, трудно. Подскажите ребенку способ, как легче держать себя в руках, и не выдать обидчику реакцию, которой он добивается.

Главное: держать в уме мысль, что все эти обидные слова никак не относятся к личности ребенка. Зато говорят, что у обидчика есть много проблем в жизни.

Если в ответ на обидные слова ребенок начнет спорить, отвечать такими же обзывательствами, плакать, угрожать или бросаться в драку — все это не поможет.

Что поможет — держать в уме мысль, что от чьих-то злых слов сам ребенок не становится хуже, не превращается в того, кем его дразнят. От слов вообще ничего не происходит.


Чтобы легче было сохранять выдержку, можно попробовать представить ситуацию, как кино. Представить, что ребенок смотрит со стороны, восхищается выдержкой главного героя (себя), и удивляется глупости и дурацкому поведению его обидчика.

Представив ситуацию со стороны, ребенок переносит фокус внимания (это не со мной происходит), и может не принимать нападки близко к сердцу.

Людмила Петрановская пишет:

  • Зевнуть («Скучно-то как...»)
  • Улыбнуться («Я так рад, что вам весело!»)
  • Перевести внимание на обидчиков («Да, я знаю, что тебе нравится говорить так»)
  • Дать разрешение («Обзывайтесь на здоровье»)
  • Все перевернуть («А вы еще можете?»)

Поначалу обидчики могут разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если продолжать сохранять спокойствие, им быстро надоест. Потому что они будут похожи на мосек, которые лают на спокойного-спокойного слона.


Настоящих обидчиков, тех, кто все затевает, мало. Один-два на весь класс. Остальные ребята присоединяются к ним, не подумав.

Им просто сначала кажется, что это очень весело - показывать на кого-то пальцем, повторять обидные слова и смеяться.

Пока ты жертва, они думают, что именно так и нужно с тобой обращаться. Но если ты будешь вести себя правильно, они почувствуют себя неловко. Возможно, им даже станет стыдно. А кто-то из них, очень может быть, зауважает тебя и захочет с тобой дружить».

Впервые с проблемой детской агрессии многие сталкиваются, когда ребята идут в детский сад и начальную школу. Что делать родителям, если ребенка обзывают сверстники, а авторитета воспитателя или учителя не хватает на то, чтобы прекратить это унижение и издевательство?

Истоки проблемы

Из-за чего обычно возникает конфликт? Есть несколько причин:

  • Ребенок, которого дразнят, отличается от других внешне (имеет физический недостаток, одевается не так, как остальные, заикается и т.д.)
  • Он одет беднее, чем большинство детей из его окружения, хуже учится, принадлежит к другой национальности
  • Семья пользуется в социуме плохой репутацией (пьющие родители, скандальная мама и т.д.)
  • Ребенок сам ведет себя неправильно: дразнится, вредничает

К сожалению, есть причины, связанные с недостаточным профессионализмом педагогов. Бывает так, что обидные прозвища исходят от учителей, а дети просто их подхватывают, чувствуя солидарность с взрослым человеком.

Иногда детскую агрессию тоже подогревают педагоги, которым с помощью одного-двух «лидеров» проще управлять детским коллективом.

В любом случае, если у вас появились факты или подозрения на то, что ребенка обзывают , принимайте меры, включайтесь в решение проблемы немедленно, не оставляйте сына или дочь наедине с чужой жестокостью

Как понять, что ребенка травят?

Факты не всегда заметны сразу. Порой ребенок долго терпит и ничего не рассказывает домашним об истинном положении дел. С одной стороны, он боится, что «жалобами» навлечет на себя презрение одноклассников или приятелей, с другой – опасается, что «будет только хуже», потому что обидчики после вмешательства взрослых начнут мстить.

Вы можете заметить, что ребенок стал неохотно собираться в школу, симулирует заболевания («что-то голова болит», «у меня, наверное, температура» и т.д.), отлынивает от внеклассных мероприятий, чаще сидит дома во внеучебное время, замыкается в себе, стал более раздражительным, бурно реагирует даже на спокойные замечания в свой адрес и т.д.

Если конфликт с одноклассниками зашел далеко, то ребенок может приходить домой с ушибами и ссадинами, утверждая, что «упал», прятать в дальний ящик разорванную одежду и т.д. Это уже серьезный сигнал, что дело дошло до рукоприкладства. Нужно бить тревогу.

Что предпринять?

Прежде всего, родители должны понять, что ребенка обзывают не просто так, а по какой-то причине. Ее-то и надо выяснить. Если ребенок скрытничает, то поговорите с его близкими приятелями, учителем, тренером в секции. Наверняка у них есть наблюдения и версии того, что происходит в коллективе.

Если дело в разнице социальных статусов, в школе не умеют работать с детьми из разных слоев общества, то нужно обратить на это внимание классного руководителя, только не в присутствии детей. Без грубости, корректно поясните учителю суть вопроса и спросите, что он намерен предпринять в этой ситуации. Постарайтесь сделать его своим союзником. Порой авторитета педагога хватает на усмирение грубиянов.

Если ребенка обзывают по другой причине: кто-то из неблагополучных детей задет за живое его благосостоянием и так «мстит» за собственную бедность, – тоже следует обратиться к классному руководителю с просьбой повлиять на ситуацию.

К сожалению, в последнее время стали известны случаи, когда от обзывательств и моральных унижений некоторые подростки переходили к активным действиям и избивали детей, делая их калеками. Все это происходило при явном попустительстве со стороны взрослых.

Иногда можно прибегнуть и к запугиванию тех, кто позволяет себе травить ребенка, награждая обидными прозвищами. Мне рассказали о папе мальчика, которого обзывал одноклассник, державший всех детей в страхе перед своей компанией хулиганов.

Увидев, что его сын близок к тому, чтобы начать пропускать уроки из-за постоянных угроз, его отец пришел в школу во время урока и вызвал обидчика за дверь. Привел его в туалет и слегка потряс над унитазом, сказав, что если тот еще раз посмеет открыть свой грязный рот в присутствии его сына или любого другого ребенка из класса, то он лично помоет его в канализации перед всей школой. А если хоть раз его сын придет домой с синяком или ссадиной, полученными от его приятелей, то с унитазом познакомятся и его дружки. Инцидент был исчерпан.

Часто дети, которые пытаются унизить других, трусливы. Как только они понимают, что ребенок находится под защитой, быстро умеряют свой пыл.

Чего не стоит делать?

Психологи не советуют учить ребенка обзываться в ответ, стараясь уязвить обидчиков больнее. Этим он может только доказать свою слабость.

Не советуйте ему жаловаться учителям или собирать собственную компанию для оказания сопротивления. Это только углубит конфликт.

Не принимайте за обзывательства прозвища, которые дети часто придумывают друг другу и которые являются частью подросткового общения.

А вот отдать ребенка в спортивную секцию для повышения самооценки и научить его с юмором реагировать на неумное поведение детей, которые обзываются, полезно.

Почему ребенка могут дразнить одноклассники и как правильно вести себя родителям, чтобы помочь ему справиться с этой проблемой

Школьная пора - не только самое беззаботное и веселое время, но и довольно сложное, ведь ребенок не только приобретает новые знания и навыки, но и учится приспосабливаться к коллективу, взаимодействовать со сверстниками и учителями.

К сожалению, этот контакт не всегда проходит удачно и безболезненно. Помимо того, что ребенок обзаводится друзьями, в его окружении могут появиться и те, кто будет его обижать. Нередко родители сталкиваются с тем, что ребенок становится в детском коллективе своеобразным «изгоем», его сторонятся, стараются задеть, довести до слез. Нередко детям придумывают обидные прозвища, дразнят. Неважно, из-за чего это происходит, детская обида может оставить неизлечимую душевную рану. Порой дети бывают очень жестокими.

В каких ситуациях ребенок может стать «жертвой» детского коллектива?

1. Новое место учебы

Когда в устоявшемся, сформированном коллективе появляется новенький, внимание к нему нередко становится пристальным. И далеко не всегда новичка охотно принимают в коллективе, как своего. Если ребенок не располагает к себе окружающих, в нем будут старательно отыскивать слабости, смеяться над недостатками и изъянами.

2. Ребенок чем-то отличается от окружающих детей

Например, низкий или, наоборот, слишком высокий рост, крупный вес, нарушения осанки, неуклюжие движения и т.п. Другие дети могут глумиться, издеваться над этими недостатками.

3. Школьная успеваемость

«Жертвой» одноклассников нередко становятся отличники или, наоборот, дети с плохой успеваемостью.

4. Одежда, игрушки, школьные принадлежности

Если у вашего школьника некрасивая, по мнению сверстников, одежда, старый телефон, нет интересных игрушек, которыми играют все, тетради без модных ярких картинок, к сожалению, у него есть предпосылки стать объектом насмешек в детском коллективе.

Влияют ли на ребенка детские дразнилки и издевки? Безусловно, да. Психологическое состояние жертвы может «отпечататься» в нем на всю жизнь, стать привычным поведенческим стилем.

Конечно, мы не можем всецело защитить ребенка от боли, оградить от обид, но нам посильно научить его уважать и защищать себя.

Что делать малышу, которого обижают в коллективе?

1. Не обращать внимания

Если ребенок игнорирует обиды в свой адрес, обидчик попросту теряет интерес. Но, если у ребенка невысокая самооценка, он может остаться спокойным внешне, но слова и действия недоброжелателя могут больно его ранить.

2. Придумать ответное прозвище

Лучшая защита, как известно, нападение. Можно подыскать подходящее прозвище для обидчика и громко произнести его при других одноклассниках. Но учтите, что тогда ребенок примет «игру коллектива», остановить которую бывает весьма сложно.

3. Шутите, используйте специальные фразы

Любую конфликтную ситуацию можно обратить в юмор. Придумайте фразы, которые сделают обидчика смешным и несуразным в глазах окружающих. Например, «Обзываешь меня - через две минуты таким же сделаешься», «Это твое новое имя? Рад знакомству!».

4. Улыбаться и смеяться

С помощью смеха можно избежать многих проблем, улыбка обезоруживает. Тем более, это неожиданная реакция для обидчика.

5. Чаще демонстрировать достоинства, проявлять сильные стороны

Развивая хорошие качества, позитивные черты характера и демонстрируя их окружающим, ребенок легко может занять в коллективе «место под солнцем».

Что делать родителям?

Что касается родительской стратегии, не нужно напрямую вмешиваться в ссоры и конфликты детей, это только усугубит ситуацию и навредит репутации вашего ребенка в коллективе. Что вы можете сделать?

1. Проявляйте понимание, выражайте сочувствие

Ребенок должен чувствовать родительскую поддержку, ощущать себя самым нужным и важным для вас. Прислушайтесь к нему внимательнее. Какой помощи он хочет? Важно, чтобы он знал, что вы понимаете его чувства и поддерживаете его. Поговорите с ним начистоту. Расскажите о ваших отношениях с одноклассниками. Приведите примеры известных успешных и счастливых людей, у которых в детстве были похожие проблемы в отношениях со сверстниками.

2. Помогите поднять самооценку

Какие недостатки у вашего ребенка? По какому поводу его дразнят? Помогите ему улучшить успеваемость, похудеть, подберите линзы вместо очков и т.п. Помогите ребенку победить недостатки и поменять мнение окружающих о себе.

3. Выработайте правильный настрой

Убедите малыша, что раз его дразнят, это - скорее проблема обидчика. Раз его так своеобразно «выделяют», значит, он особенный. А быть особенным - совсем не означает быть плохим.

Учите ребенка защищать себя, отстаивать свою индивидуальность с малых лет. Вырабатывайте правильную реакцию на поведение окружающих. Без этого невозможно гармоничное формирование личности. Помогите ему вырасти достойным независимым человеком с собственным мнением.

наша рассылка Материалы сайта 1 раз в неделю

Материалы по теме

Последние материалы сайта

Отношения

Серьезно настроенный мужчина, мечтающий о дружной семье и детях, это ли не мечта каждой представительницы слабого пола?

Любого ребёнка могут дразнить и обзывать в детском саду или школе. Причины для такого агрессивного поведения одноклассников бывают самыми разными: им не нравится рост, какие-то привычки, черты характера, недостатки внешности, и так далее.

Но в любом случае обзывание глубоко травмирует детскую психику, приводит к неуверенности в собственных силах, замкнутости и даже отвращению к детскому коллективу. Дети очень уязвимы — им трудно быть «единоличниками», иметь собственное мнение, уметь отстаивать свои интересы в любой ситуации и при любых обстоятельствах. Рассмотрим подробнее, что делать родителям и как вести себя ребенку, если его по какой-то причине начали обзывать и дразнить в школе, и как помочь ему преодолеть стрессовую ситуацию.

Родители должны оказать всяческую поддержку в такой неприятной ситуации, чтобы она не отразилась на успеваемости и душевном состоянии сына или дочки.

Чего нельзя делать

Психологи советуют не вмешиваться открыто в школьные конфликты. Ведь такое вмешательство только увеличит негатив. Пострадавшего от насмешек одноклассники сочтут за человека, не способного постоять за себя и полностью зависящего от воли родителей. Его авторитет упадёт ещё больше!

Такая ситуация чревата полной изоляцией в кругу сверстников. А обиженный школьник сделает неверный вывод и разуверится как в себе, так и родителях – они не помогли, когда он обратился за помощью, и только ухудшили его положение.

Как помочь

Большинство родителей советует открыто спросить у обидчиков, в чём дело. Обычно это заканчивается дракой или шумным выяснением отношений в классе. К сожалению, не всегда побеждает тот, кто прав. Но сам факт участия в драке иногда ставит ребёнка в выигрышное положение. На него начинают смотреть с другого ракурса, как на человека, не побоявшегося защитить себя.

Злоупотреблять такой тактикой напора не стоит! Потому что подобное разрешение конфликта учит детей, что всего в жизни можно добиваться криками и кулаками. Благовоспитанного члена общества из такого агрессивного малыша не вырастет.

Дома с обиженным человечком должны поговорить в дружественной обстановке и пояснить, что дело не в нём самом, а в недостатках других детей. Несчастными должны быть именно они, так как поступили неправильно и глупо. И самый действенный способ показать, что ты счастлив и всем доволен, это – не обращать внимания на обидчиков и всячески игнорировать их поведение и слова.

Данный способ работает эффективнее других! Но убедить вести себя именно таким образом достаточно сложно. Здесь будут уместны аналогичные истории из жизни родителей, известных людей или звёзд.

Главное, чтобы обиженный школьник смог продемонстрировать, что он уверенная в себе личность самостоятельно, без помощи взрослых (родителей или учителей):

  • не отреагировать на оскорбления;
  • посмеяться над своими недостатками вместе со всеми;
  • сделать вид, что не услышал отдельные слова, и они не доставили ему никакого дискомфорта.

Перевод в другую школу

Вопрос о переводе в другое учебное заведение решается с учётом конкретной ситуации и желания самого ребёнка. Но в любом случае конфликт должен завершиться здесь и сейчас – ребёнок просто обязан выйти из неприятной ситуации.

Если он не пересилит себя, сформируется позиция жертвы и тогда очередной неприятности уже в новой школе не избежать.

Унижение и «бегство с поля боя» никогда не идёт на пользу! Если не пробовать постоять за себя, неуверенность вновь приведёт к очередным обидам и желанию укрыться от них за спиной учителя, мамы или папы.

Перед тем как сын или дочка пойдёт в другую школу необходимо ещё раз проанализировать сложившуюся ситуацию и выяснить её причины. Это позволит в будущем «обойти острые углы». Зачастую помогает смена поведения и не повторение прежних ошибок.

Конечно, люди не меняются за несколько дней. Это сложная ежедневная работа над собой, над отношениями с окружающими людьми. Но такая тактика всегда приводит к желаемому результату. Об этом должны знать все «тихони» и «плаксы».

Родители обязаны объяснять своим детям, что всё в жизни зависит только от них самих, включая отношения с одноклассниками. Люди не роботы, меняться им сложно. Даже взрослый человек с трудом отказывается от старых привычек. Но последовательность и желание сгладить конфликт обязательно увенчиваются успехом.

Поэтому основное «оружие» уверенного в себе и доброжелательного человека – это:

  • и самокритичность;
  • умение понимать недостатки и слабости других людей;
  • в любой ситуации;
  • внимательное отношение к собственному поведению и анализ ошибок.

А уход в себя, неуверенность, боязнь и плаксивость ещё никому не помогли стать коммуникабельным и уважаемым человеком.

Ребенка дразнят в школе? Не стоит оправдывать себя и обвинять других, но и не стоит посыпать голову пеплом. Все поправимо, ведь ваша связь с ребенком никуда не делась.
Пересмотрев собственное состояние, можно кардинально изменить судьбу ребенка.

Школьный звонок! Как выстрел стартового пистолета. Он дает начало большой гонке за место в детском коллективе. Кто-то победит, кто-то займет почетное второе, пятое, десятое место. А кто-то, впервые услышав в свой адрес «Вон жирный пошел!» или «Эй, очкарик, иди сюда!», так и не сможет отделаться от оскорбительных выпадов одноклассников. Как ему помочь? Если вашего ребенка обзывают в школе, это повод серьезно задуматься о причинах.

Школьный двор, начальная школа. Трое мальчиков играют в «стрелялки». Сущий ураган с пистолетами в руках, неуемной энергией в глазах! В это время несколько девочек садятся на скамейку во дворе. Одна из них заметно крупнее остальных. Мальчики видят ее: «Мочи жирную!» – не сговариваясь, они бросаются в нападение. Толчок, еще толчок.

Девочка на секунду оторопела, потом посмотрела им в глаза и разулыбалась. Пацаны не поняли реакции, слегка затормозили. А она: «Я поняла, вы хотите поиграть со мной! Ну-ка быстро меня догонять!» – и побежала. Мальчишки сначала растерялись, а потом с восторгом побежали за ней.

Лиза сразу взяла контроль над игрой в свои руки. Минут через двадцать игра усложнилась -– появились штабы, переправы с преодолением преград. Глядя на них, остальные дети присоединились к игре. Начались коалиции, планы захвата.

Девочка уставала бегать, садилась на скамейку. Пока сидела, срывала травинки и учила девочек плести браслеты. Девочки выстраивались в очередь на браслеты от Лизы, а бывшие обидчики нудили рядом: «Ну, Лиза, не играй с ними, играй с нами. Нет, мы без тебя не можем!»

Больше Лизу не обзывали в школе толстой.

Как вы думаете, а как бы поступил ваш ребенок в такой ситуации? И где достать психологический бронежилет для ребенка, если его ?

Ребенка обзывают в школе – что делать?

Мамам иногда хочется просто пойти и наказать обидчиков. А потом понимаешь, всегда ведь не сможешь воевать с чужими детьми. А что еще сделать? Жаловаться учителям? Отдавать ребенка на боевое самбо? Говорить: «Не обращай внимания»? Переводить в другую школу?

Если над ребенком издеваются в школе, ни один из этих советов не сработает. Почему? Потому что очень часто причина проблемы находится не снаружи.


Понятно, что мальчики с задней парты из неблагополучных семей, хулиганы поджидают за углом школы, а Вася П. вообще со второго класса торгует спайсами. Понятно, что мы не отдаем ребенка в идеальные условия. Участившиеся сообщения в СМИ о жестокости школьников подтверждают это.

И все же, если в коллективе обзывают только одного ребенка или нескольких, это значит, что другие дети как-то смогли адаптироваться – вызвать к себе интерес, уважение, не допустить, чтоб их унижали, обзывали в школе. От каких факторов это зависит? Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана отвечает – от внутреннего ощущения защищенности и безопасности ребенка.

Мама, я в безопасности

По сути, чувство защищенности и безопасности детей зависит от двух составляющих: психологического состояния матери и развития врожденных свойств ребенка. Рассмотрим подробнее.

Вспомните моменты, когда вы смотрели на мир, и он ощущался открытым, благожелательным, а любые преграды преодолимыми. Это ощущение внутреннего комфорта и есть чувство защищенности и безопасности. Оно важно для всех, но для детей является необходимой составляющей их развития. Оно передается, например, от мужчины к женщине, от матери к ребенку.

Именно мать влияет на состояние ребенка больше других. До трех лет ее связь с ребенком абсолютна, до шести – значительна, до пубертата – все еще сильна. Ребенок реагирует на любое напряжение в состоянии матери: ее обиды, страхи, неудовлетворенность. Ребенок может даже не знать, что происходит, он просто чувствует – маме плохо – и теряет чувство защищенности и безопасности.

Отношения на уровне бессознательного безошибочны. Сверстники чувствуют состояние друг друга. Ребенка, утратившего чувство защищенности, могут начать обзывать и унижать в школе из-за внешности, других отличий. Или наоборот, он может начать обзывать детей сам. Как ни странно, во всех ракурсах имеет одни и те же причины. Кроме того, школьное насилие – признак , когда без правильного влияния взрослых дети ищут жертву, непохожего на других или слабого ребенка, и объединяются по принципу «все против одного». Так, по-первобытному, сбившись в стаю, они ранжируются, сбрасывают неприязнь на того, кто слабее.

Эти монстры травят моего ребенка!

Часто мы, родители, передаем детям собственное отношение к миру. При этом не проверяем, а насколько оно эффективно для построения отношений. Вернемся, например, к истории с девочкой Лизой.

В компании была еще одна девочка. Самая симпатичная, хорошо одетая. Очень милая, пока один из мальчиков не задел ее, пробегая мимо. Тут же пошли угрозы позвонить маме, которая сейчас «придет и всем задаст, чтоб помнили». Отношение матери к окружающим было очевидно через слова ребенка.

Девочка была настойчива, требовала извинений. И этим не оставила себе шансов. Мальчишки обратили на нее пристальное внимание. И чем больше она им угрожала, тем негативнее становился их настрой против нее.

Понятно недоумение анально-зрительной матери, когда дочка придет домой и спросит – почему меня обзывают в школе? Конечно, мама пойдет ругаться. Она не знает о том, что ее собственные обиды, плохой опыт, страхи заставляют ее воспринимать весь мир враждебным и влияют на дочь.

Ребенок пока не имеет своего взгляда на мир. Он просто берет с наших плеч на свои детские плечи все наши нерешенные проблемы, скрываемые обиды, боль, страхи. Ребенка дразнят в школе? Не стоит оправдывать себя и обвинять других, но и не стоит посыпать голову пеплом. Все поправимо, ведь ваша связь с ребенком никуда не делась.

Пересмотрев собственное состояние, можно кардинально изменить судьбу ребенка. Подтверждено , чьи родители изменили отношение к жизни:

«В себе очень сложно иногда заметить изменения. А вот дети – это наши зеркала. И у меня очень сильная связь с дочерью. Я переживала по этому поводу, очень хотела, чтобы она выросла не такой закомплексованной, как я. И что я только не делала (посещения психолога, книги и т. д. и т. п.), но дочь всё с меня «снимала»…

И тут, во время моего прохождения тренинга, я стала замечать изменения в дочери – она будто повзрослела (ментально), наладились отношения с одноклассниками, она уже не изгой в классе, которого все обзывают. Естественно, она стала с большим удовольствием ходить в школу и раскрываться. И потом я поняла, что и я-то уже не такая, как была пару месяцев назад! И чувствую – это только начало!!!»

Ребенка обзывают – как помочь? Развить

Развитие свойств ребенка – это вторая составляющая его способности вписаться в коллектив. Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана показывает, что склонности, таланты, желания ребенка – врожденные, нужно лишь их распознать и поддержать.


Сложность в том, что желания и свойства ребенка не всегда совпадают с желаниями и свойствами матери и отца. Родителю это может быть непонятно. Он же моя плоть и кровь! Если родитель пытается переделать врожденные качества ребенка – детское развитие затормозится. И тогда факт, что его обзывают в школе, будет лишь верхушкой айсберга.

К примеру, ребенка обзывают «тормозом». Так случается с детьми, обладающими . Подгоняемый дома кожной мамой, он находится в постоянном стрессе, последствия которого ступор и врожденный для анального вектора страх опозориться. Такой ребенок наверняка боится выходить к доске, ему трудно быстро отвечать на вопросы учителя – вот и попадает под «прицел» одноклассников. Чем больше обзывают ребенка за медлительность, чем больше торопят его учителя и родители, тем сложнее учиться этому золотому в потенциале ребенку, которому природой даны все качества, чтобы стать лучшим учеником.

Или малыша обзывают в школе «очкариком» не столько из-за очков, сколько из-за того, что он не похож на других, в его глазах мелькает страх. Корень его состояний – нет условий для развития свойств . Из-за этого ребенку сложно создавать эмоциональные связи с другими детьми, он всего боится. И как следствие становится «жертвой» для сверстников.

На самом деле, если вовремя заметить эти первые звоночки, разобраться в причинах, то сложную ситуацию можно исправить с точностью до наоборот.

От минуса до плюса один шаг

Не бывает плохих векторов, бывают неразвитые и нереализованные. Для того чтобы дать развиться врожденным свойствам ребенка, благоприятно повлиять на его адаптацию в школе, для начала родителям необходимо о них знать.

Ребенок плачет от каждой мелочи, в школе его обзывают «плаксой» – откуда знать родителям, что это говорит о его огромном эмоциональном потенциале. О том, что он может стать лучшим в вокальной или театральной студии и этим завоевать уважение сверстников?

Ребенок с анальным вектором – это в потенциале лучший друг на всю жизнь. А маленький обладатель способен стать идейным вдохновителем для школы, поднять ее авторитет своими достижениями в учебе, сколотить самую модную музыкальную банду, в конце концов. Все это должны знать родители, чтобы помочь ребенку состояться.

Системно-векторная психология помогает родителям понять, как распознать его сильные стороны и развить их. Она помогает разобраться и в собственном состоянии, самим ощутить уверенность в завтрашнем дне. Ведь мы, родители – то окно, через которое ребенок смотрит во взрослый мир. И пусть это окно никогда не будет зашторено нашими плохими состояниями. Пусть оно будет распахнуто настежь для наших детей, для счастливой жизни!

Если вашего ребенка обзывают в школе, начните с бесплатных онлайн-лекций Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »