Конфликт в школе: четыре вопроса юристу. Безучастная позиция родителей в конфликтах ребенка: «Другим виднее

Ситуация мамочки:

У нее возникла неразрешимая проблема: конфликт со школьной учительницей. У нее «неудобный» ребенок: он слишком рано начал читать, слишком много знает в пересчете на большинство детей и по каждому поводу имеет свое мнение, которое не всегда считает нужным держать при себе. При этом у него далеко не все в порядке с физическим развитием и поэтому он практически не посещал детский сад, не имеет опыта общения со сверстниками и не может, а порой и не хочет, отстаивать свое «Я» с помощью силы.

Посему в классе на переменках его частенько обижают ребята, а на уроках он пытается «донести» свои познания «по теме» народу, чем, естественно, мешает учительнице, вызывая ее неодобрение.

В течение всего года на ее расспросы «как наши дела?», она получала кислое выражение лица и вагон нареканий. Женщина пыталась проводить дома «задушевные» беседы, но наступал новый день, и все повторялось вновь. Еще при первом знакомстве она пыталась обратить внимание учителя на то, что «буром» от него ничего не добьешься, так как сызмальства он привык к обращению в семье на равных и прислушивается только к здравому смыслу, высказанному спокойно. Но их там тридцать два постреленка, и перевозбужденный ребенок, требующий индивидуального подхода, видимо, напрягает.

Подумалось ей об этом в последний день учебы, на выпускном утреннике. А дело было так. Когда официальная часть праздника и сладкий стол для малышей уже закончились, часть родителей с детьми, у которых были дела во второй половине дня, ушли, а остальные решили продолжить празднество для взрослых. Реально это выглядело в виде бутылки шампанского, кучки бутербродов и, так сказать, неформального общения, что в нашем случае она считала для себя не лишним.

Пока взрослые что-то готовили, дети развлекали себя, как могли. Ее сын и еще двое мальчишек играли в школьном коридоре в догонялки. Она подошла к двери и стала наблюдать. За ними следом шла наша учительница. Когда она поравнялась с мальчишками, она схватила моего за лацканы пиджака и стала достаточно неэтично ругать, при этом встряхивая его для пущей значимости. Увидев наблюдавшую, руки она опустила, но кричать не перестала. Мама не смогла подойти к ним в тот момент. Во-первых, из-за кома в горле, а во-вторых, потому что твердо убеждена в том, что при детях критиковать поступки взрослых непозволительно. Кроме того, в классе оставались родители, настроенные на праздник. В общем, они ушли не попрощавшись.

На следующий день она пошла к школьному психологу. К ней ее еще раньше направила все та же учительница. В группу психологической коррекции. Так что о сложностях ее мальчика психолог знала. Она изложила ей всю эту ситуацию, она пообещала поговорить с нашей учительницей о детях вообще, не конкретизируя ее мальчика, а после либо пригласить маму на совещание психолога с учителями, которое состоится через неделю, либо предложить какие-либо другие методы нахождения общей линии.

Ее это устроило, но вечером того же дня женщине позвонила учительница параллельного класса и предложила прийти к ней в понедельник в школу на разговор. Она согласилась пойти, вариантов уже нет. Но она знает, что они дружны и делятся всеми событиями, и она знает точно, со слов их учительницы, что «клеймо» неудобного на ее сыне появилось с подачи той, другой, к которой они в прошлом году ходили на «подготовишку».

Мамочка не хочет ни с кем ругаться, одного только хочет, чтобы не поломали сына, очень ранимого и отзывчивого мальчика. Ему учиться здесь еще два года. При нынешней всеобщей неразберихе ей никто не сможет гарантировать, что в другой школе он найдет терпеливого педагога-друга. А если в новом классе отношения не сложатся так же, то, вероятнее всего, у него закрепится устойчивый комплекс изгоя и будет еще тяжелее. Посему и пошла к психологу, да вот только что теперь-то?

Ответ врача-психотерапевта:

В этой ситуации нет ни правых, ни виноватых. Школу и учителей не переделаешь, это точно. Приспосабливаться необходимо и сыну, и маме.

Сыну нужно научиться быть в роли ученика школы, которого окружают физически более сильные сверстники и учителя, не ко всем относящиеся «ровно». Ей нужно научиться быть более терпеливой и исходить из предположения, что психика ее ребенка не настолько хрупка и ранима, что можно так легко ее сломать. Защищая его слишком сильно, она рискует сделать его беззащитным позже, когда ему будет пора проявлять свою самостоятельность.

Одну мысль врач не совсем понял. «Она пыталась обратить внимание, что «буром» от него ничего не добьешься, т.к. он привык к обращению на равных и прислушивается только к здравому смыслу, высказанному спокойно. Но их там 32 постреленка, и перевозбужденный ребенок, требующий индивидуального подхода, видимо, напрягает». То есть получается, что для него нужно высказывать мысли спокойно, а он может быть и перевозбужденным, высказывая свои?

Как бы то ни было, еще одним доводом в пользу ее терпения и моментом своеобразной защиты ее ребенка от неблагоприятных воздействий окружающих людей является то, что он достаточно развит интеллектуально. Это действительно плюс, так как умный человек легче вырабатывает интеллектуальные способы психологической защиты, чем «мускульный». Ее ребенка можно научить разным «психологическим» приемам поведения в описываемых ею ситуациях.

Кроме того, оценивая происходящее, необходимо учитывать и мнение главного участника — ее сына, а не только материно. Нежелание идти на занятия, снижение успеваемости, потеря всех друзей, изменение поведения (стал не такой) может говорить о том, что он не прижился в коллективе и надо «бить в колокола». Если же этого нет, и ему интересно ходить на большинство уроков, уровень успеваемости не изменился, есть один-два-несколько друзей-одноклассников, поведение такое же, то, скорее всего, она превратно понимает происходящее, и ей следует больше доверять сыну.

Что касается фактов рукоприкладства учителя, то они (без каких-либо стеснений со стороны мамы) должны становиться предметом обсуждения с руководителем образовательного заведения. Врач думает, что в этом случае не надо собирать кино- и фотоулики, достаточно того, чтобы об этом ей сказал ребенок, или она увидела подобное своими глазами.

Каждый родитель когда-то был ребенком и ходил в школу, поэтому родители не понаслышке знают, что такое школьные конфликты. Даже если взрослый, будучи ребенком, не участвовал в конфликте активно, а только являлся наблюдателем этого конфликта, все равно переживания были достаточно велики, и справиться с ними было непросто. Именно поэтому, когда родитель узнает, что у ребенка в школе конфликт, то в душе возникает буря чувств и переживаний. Иногда это страх и непонимание, иногда это злость и желание всех наказать. Как же действовать правильно, так чтобы помочь ребенку, а не навредить?

Корни школьных конфликтов - в семье

Конфликты могут быть очень разными, это может быть конфликт с учителем или с детьми, ребенок в конфликте может быть чрезмерно агрессивным или, наоборот, чувствовать себя жертвой ситуации. Однако корни всех проблем ребенка всегда будут лежать во внутрисемейных отношениях. Родители могут мне возразить: как же так, у нас в семье все хорошо, мы любим своего ребенка, и вот он идет в школу, и у него начинается конфликт, разве не школа виновата в этом?

Школа, безусловно, несет часть своей ответственности за происходящее, однако обращу ваше внимание на то, что не у 100% детей в одних и тех же условиях возникают конфликты. Зависит это прежде всего от того, насколько ребенок умеет адаптироваться к новым условиям, насколько у ребенка достаточно внутреннего ресурса для того, чтобы не разрушаться от школьного стресса, а наоборот тренироваться и становиться сильнее, то есть обогащать свой опыт по преодолению трудных ситуаций.

Итак, если у вашего ребенка конфликт в школе, прежде всего обратите внимание на то, что происходит у вас дома. Если вам удастся понять, какая домашняя ситуация может травмировать ребенка, и по возможности изменить ее, то конфликты в школе прекратятся.

Вмешательство родителя

Стоит ли идти в школу? Конечно, стоит. В любом случае важно выяснить, что происходит, выслушать разные точки зрения и по возможности защитить ребенка. Помните, что когда мы идем в школу, то нам сложно сохранять нейтральную позицию. Ведь мы когда-то были учениками, и поэтому фигура учителя часто воспринимается нами неадекватно. Однако ваша задача разобраться с тем, что происходит в школе. Важно узнать позицию школьников, замешанных в конфликте, и позицию учителя, возможно, позицию школьного психолога. Это поможет вам составить наиболее адекватную картину того, что происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребенок рассказывает вам о проблеме совсем не так, как говорят об этом другие дети и учителя, не спешите обвинять кого-то во лжи, вполне вероятно, что каждый из участников конфликта видит ситуацию по-своему. Нет смысла выводить кого-то на чистую воду.

Как правильно помогать

Разговаривая со своим ребенком, помните, что ваши рекомендации о том, как надо поступать в той или иной ситуации, ребенок не сможет использовать, потому что в ситуации конфликта мы действуем так, как чувствуем. Поэтому намного полезнее поговорить о чувствах ребенка. Если поступки мы склонны расценивать как правильные или неправильные, то чувства не могут быть неправильными. Чувства — это то, что мы в данный момент переживаем, это наша реальность, наше бытие. Поэтому если вы сможете разделить с ребенком его чувства, то вы очень ему поможете, он почувствует, что вы его понимаете, получит вашу поддержку, а следовательно, у него появится ресурс на то, чтобы справляться с подобными ситуациями.

Детям также помогает, когда мы, взрослые, делимся с ними своими детскими трудностями. Если вы расскажете, что у вас в школе был тоже какой-то конфликт или сложности во взаимоотношениях, то это поможет ребенку почувствовать, что он не один такой «неправильный», что конфликтные ситуации случаются и с другими детьми и даже с его родителями. То, что вы прошли через это, даст ребенку уверенность в том, что и он справится с этой непростой ситуацией.

Важно помнить, что опыт решения конфликтов очень полезен и в будущем обязательно пригодится вашему ребенку. Поэтому нет смысла беречь детей от конфликтов, важнее научить их решать эти конфликты.

Анна Смирнова, психолог

Филологов не понимает физтех - молчат в ти­шине.

глухонемых нужен свет.

Р.Рождественский

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете- эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№7»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Статья

Подготовила

Иванова Светлана Ханифовна

Учитель начальных классов

г Нижнекамск

2012

ЕСЛИ ВОЗНИКАЕТ КОНФЛИКТ «ШКОЛА - РОДИТЕЛИ»

Филологов не понимает физтех - молчат в ти шине.

Эти не понимают тех, а этих - те…Для разговора

Глухонемых нужен свет.

Р.Рождественский

По-разному складываются отношения с родителями школы в целом и классного руководителя в частности. От этого зависит степень взаимопонимания и взаимодействия и, в конечном счете- эффективность воспитательного процесса, как школьного, так и домашнего. От этого зависит позиция, стратегия и тактика в работе классного руководителя с родителями учащихся.

Если в первом приближении рассмотреть отношения «родители- школа», то с явной очевидностью просматриваются три основных типа отношений, а значит и три основные тактики взаимодействия.

1. Ситуация, когда родители полностью, всецело принимают и понимают школу. Столь благоприятная ситуация складывается, если родители стремились определить ребенка именно в эту школу («сами в ней учились», «школа избранного профиля», «школа с новаторскими идеями обучения и воспитания», «школа в округе слывет как «хорошая», «добрая», «ребенку в будущем пригодится именно такая подготовка», «есть знакомые учителя», «школа хорошо оборудована, имеет благопристойный вид» и т.п.). В этой ситуации родители, как правило, полностью принимают все требования, спо собствуют их выполнению детьми, исповедуют доброжелательное отношение к школе и учителям, которое, естественно, передается и детям; с удовольствием помогают (материально и морально) в организации учебно-воспитательного процесса.

2. Ситуация, когда родители нейтрально, а порой и равнодушно относятся к школе, что объясняется разными причинами, разной позицией родителей: «наша школа хорошая - я вполне доверяю ей своего ребенка», «я занимаюсь своим делом, а школа - своим», «учителя лучше знают, как надо обучать и воспитывать», «в дела школы вмешиваться не надо: если позовут - тогда прихожу», «мой ребенок хорошо учится, не нарушает дисциплину - все идет нормально». К этой группе семей относятся и родители, воспитыванием детей не занимающиеся (по разным причинам). В этой ситуации чаще всего родители принимают все, что исходит от школы, не вмешиваются в ход учебно-воспитательного процесса, не мешают школе, но и существенной помощи не оказывают. Процесс семейного воспитания строят (либо пускают на самотек) по собственному усмотрению, руководствуясь своей жизненной и педагогической позицией, своими методами и приемами. При этом такое равновесие долго продолжаться не может, ибо при отсутствии взаимопонимания и взаимодействия школы и семьи ребенок чаще всего попадает в своеобразные «педагогические ножницы»: содер жание и методика воспитывания семьи и школы входят в проти воречие, которое усугубляется по мере взросления ребенка, ста новления его жизненной позиции, развития его критериев оценки жизненных явлений, а, следовательно, - и критического отношения к воспитателям (родителям и педагогам).

3. Ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых от ношений родителей и школы, если изначально либо в процессе последующего общения возникают коллизии типа: «педагоги не понимают моего ребенка», «школа с предубеждением относится к моему сыну (дочери)», «в этой школе ничего хорошего нет...», «после того случая (...) мой ребенок ненавидит свою школу, а как же я могу к ней хорошо относиться», «педагогика школы - это насилие над личностью: я только по необходимости терплю это», «в других школах все (...) гораздо лучше», «конфликт с... определяет мое отношение к школе», «школа мне не нравится, но удобно, что она рядом с домом», «школа вообще консервативна», «в учителя вообще идут одни жизненные неудачники или недоучки» и т.п. в этих и подобных ситуациях возможна различная степень непони мания, противоречивости отношений, противостояния и даже про тиводействия, «борьбы» двух сторон: скрытые и явные конфликты, жалобы в высшие инстанции, письма в газеты, проявления протеста в действиях..., объектом которых, естественно, становится ребенок, отдельные группы детей, классы и школа в целом. Разумеется, в этих условиях нарушается нормальный ход учебно-воспитательного процесса в школе, не в выигрыше и домашнее воспитание детей.

Классному руководителю, во внимании и интересах которого взаимоотношения с родителями класса, небезразлична атмосфера в системе отношений «родители - школа»: хотим мы или не хотим, она неизменно является фоном, на котором строятся собственные отношения классного руководителя с классом и коллективом ро дителей. И поэтому на первой же встрече с родителями классный руководитель ощущает либо безоговорочное и быстрое принятие всего, что он предлагает, либо нейтрально-равнодушное отношение, либо скрытую или явную настороженность, оппозиционность и даже враждебность. В порядке рекомендаций, пожеланий начинающему (молодому) классному руководителю следует порекомендовать немедленно, при первом же общении с родителями и детьми «снять» перенесенное с общешкольных масштабов явное или намечающееся противосто яние и предотвратить возможное противодействие. Как? Во-первых, через формирование отношения детей к своей личности: первыми интересными и полезными уроками и внеклассными делами, про явлением внимания к классным делам и личности каждого ученика, культурой общения, заманчивыми перспективами общих дел, вы разительностью нравственной и эстетической позиции, широкой эрудированностью и кругозором... Во-вторых, необходимо сразу установить определенные отношения с родителями: на первом же собрании знакомства с родителями раскрыть свою жизненную и педагогическую позицию, показать привлекательность своей лич ности (тактично, ненавязчиво, скромно), по - возможности «снять» явные общешкольные противоречия в отношениях «дет - школа», «родители - школа», показать родителям «что хорошего я увидел (а), познакомившись с вашими детьми», раскрыть удовлетворяющие родителей перспективы учебно-воспитательной работы с классом, вынести на обсуждение наиболее острые классные проблемы для выработки общей стратегии и тактики воспитания (и школьного, и семейного), обязательно в конце первого собрания предложить родителям (каждому!) письменно или устно высказать свои суж дения по поводу услышанного, замечания, вопросы, предложения, дополнения, соображения, рекомендации, просьбы... Обязательно дать возможность сейчас, немедленно, и в будущем иметь инди видуальные встречи и консультации с классным руководителем. И еще: при первых же контактах очень важна тональность отношений: доброжелательность, культура психолого-педагогическая, культура речи, позитивная эмоциональность (и противовес равнодушно-ад министративному безразличию), выражение позитивного настроя на детей и родителей, мажор и оптимизм по поводу существующих с классом и отдельными учащимися проблем, проявление велико душия, готовность к позитивным отношениям с родителями, вы сказывание тактичного отношения к своему предшественнику («хо рошему» ли - «плохому» ли, принятому- непринятому родителями и учащимися, доброму - сердитому ли...)...

Такое начало позволит классному руководителю выстроить си стему собственных позитивных отношений с родителями. И это не значит, что эти отношения будут ровными, исключительно поло жительными, бесконфликтными. Такого быть не может, ибо в основе этих отношений - жизнь со всеми ее радостями и печалями, взлетами и падениями, ровным течением и коллизиями. Жизнь учащихся, взрослых - педагогов и родителей; жизнь, протекающая за пределами семьи и школы, неизменно вторгающаяся в учебно-воспитательный процесс.

Конфликт в педагогике и психологии трактуется как несовпа дение, несходство во взглядах, точках зрения, убеждениях, кри териях оценки жизненных явлений, мировоззрении, отношениях к объектам окружающего мира. Конфликт - это противоречие, в диалектическом подходе к явлениям (в том числе педагогическим) - источник всякого развития. Разрешенный конфликт способствует позитивному развитию, прогрессу - ученика, отношений в классе и с родителями, самого педагога» Неразрешенный конфликт усу губляет неприязненные взаимоотношения, нарушает нормальный учебно-воспитательный процесс, разрушает наметившиеся контакты учителя и учащихся, родителей и детей, сводит на нет позитивные явления в классе и в семье... Вот почему классный руководитель должен овладеть теорией диалектического противоречия и конф ликта (в этом ему поможет имеющаяся философская, педагогиче ская и психологическая литература) и постоянно анализировать и «вести» разрешение конфликта в отношениях «учитель - уча щиеся», «учитель - родители» по линии их позитивного развития.

С этой целью необходимо раскрыть здесь типы возможных конфликтов в отношениях классного руководителя с родителями, их основные причины, способы разрешения и условия, в которых разрешение конфликтов возможно.

Итак, начнем наш анализ с перечня причин, которые могут породить конфликты разной степени сложности и глубины между классным руководителем и родителями.

Первая группа - причины объективные:

Различия в уровне образования и культуры, мировоззрении, ценностных ориентациях (политических, экономических, нравствен ных, эстетических, экологических, поло-ролевых...), в убеждениях..;

Различия в уровне психолого-педагогической, этической, эс тетической... подготовленности к воспитанию и обучению детей;

Возрастные и половые различия педагога и родителей;

Различия в типе отношений к ребенку, объясняемые их назначением и воспитательными функциями: в основе отношения родителей - чувство любви и родственные связи, в основе отно шения педагога - общественные и общечеловеческие требования;

Однобокая, односторонняя информированность о ребенке (у родителей - из наблюдений в домашних условиях, у педагога - в системе общественных отношений различные видов деятельности, некоторые из которых отсутствуют дома);

Предъявление завышенных требований родителей - к пе дагогам, педагогами - к родителям;

Разница условий, материальных и духовных, для реализации задач воспитания и развития детей (интеллектуального, физиче ского, эстетического, нравственного..») - наличие помещений, обо рудования, пособий, технических средств, специалистов и т.д.

В каждом конкретном случае необходимо учитывать и причины субъективного характера, кроющиеся в личностных особенностях классного руководителя и родителей:

Личностные качества: особенности протекания психических процессов (ощущения, внимания, памяти, мышления, речи...), на правленности личности (потребностей, мотивов, склонностей, ин тересов, убеждений, мировоззрения), способностей (общих и спе циальных), темперамента, экстравертности-интравертности, черт характера...;

История жизни и воспитания, события семьи и ближайшего окружения, повлиявшие на жизненную и педагогическую пози цию;

Сложившийся стереотип в понимании воспитания: воспитание - как стимулирование развития ребенка, как процесс интуитивный, «как нас воспитывали», «как... наказать, пригрозить, запугать...», как бесконечное морализирование, как книжно-наукообразное (что нередко встречается в семьях с высоким уровнем образования, в педагогических семьях);

Предшествующие мелкие и крупные, краткие и затяжные конфликты;

Отношение ребенка к учебно-воспитательному процессу в школе;

Недостатки и отклонения в психике, наличие психических заболеваний (нервозность, истерия, неврастения...);

Вредные привычки (алкоголизм, курение, наркомания;

Анализируя причины и условия появления конфликтности в от ношениях с родителями, классный руководитель, как правило, вы являет несколько моментов, которые образуют так называемую слож ную совокупную причину. Знание ее позволяет грамотно распознать, предотвратить и преодолеть имеющиеся или возникающие конфликты.

Теперь приведем перечень типов возможных конфликтов в от ношениях «классный руководитель (учитель) - родители» по воз растающей степени глубины и сложности:

Несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно жизненных явлений: книги, кинофильма, спектакля, похода, му зыкального произведения... (такого рода противоречие не затраги вает ни одну из сторон);

Несогласие, несовпадение мнений и оценок относительно ребенка (воспитанника), его отдельных поступков и поведения (это противоречие уже затрагивает эмоциональную сферу сторон);

Спор, непродуктивная дискуссия по поводу личностных осо бенностей ребенка, его жизненной позиции, отношения к нему родителей, содержания и методики учебно-воспитательного про цесса в школе... (это противоречие уже затрагивает жизненную и педагогическую позицию тех и других);

Ссора, прерывание отношений на краткий или более дли тельный срок - могут привести к более устойчивым конфликтам, даже противодействию (непосещению родительских собраний, под черкнутому игнорированию требований, жалобам администрации школы и других органов народного образования...);

Разрыв - конфликт, доведенный до крайней точки, в отношениях образовалось противостояние, делающее невозмож ным дальнейшее сотрудничество в воспитании ребенка; чаще всего в таком случае родители или классный руководитель ставят вопрос о переводе ребенка в другой класс или в другую школу.

Проведя анализ степени конфликтности своих отношений с родителями, классный руководитель выбирает адекватные способы разрешения конфликта:

Сведение незначительных, несущественных проблем взаимо отношений к шутке;

Компромисс (действия на основе взаимных уступок);

Перенос внимания на другие, более приятные, значительные, важные... объекты отношений (с тем, чтобы вернуться к нерешен ным проблемам на волне доброжелательности, спокойствия, педа гогического такта...);

Спокойный и деловой анализ сложившейся ситуации;

Выражение (подчеркнутое) доверия, заботливости, располо женности, любви... к ребенку и родителям;

Временный отказ от своего требования;

Привлечение других лиц (директора школы, завуча, учите лей-предметников, специалистов-профессионалов, других членов семьи...) в качестве «третейского судьи»;

Выяснение острых проблем и вопросов в других обстоятельствах (в другое время, на иной территории, в новых, необычных формах):

дома за чашкой чая, в библиотеке, в сквере..., отсроченное во времени...;

Проявление авансированного доверия, уважения, надежды, веры (для родителей неблагополучных семей);

Конструктивный диалог (склонение родителей на свою сто рону в продуманном и логически вычисленном диалоге со специ ально отобранным содержанием, убедительными доводами, доказа тельными фактами и т.д.;

Умение поставить себя на место противоположной стороны, оценить все «ее глазами и умом» и избрать на основании этого верное решение и выстроить логику действий;

Использование метода «параллельного действия» А.С. Мака ренко: умелое приведение примера из литературы, истории, жиз ни, аналогичного сложившейся ситуации, чтобы родители по аналогии выбрали верную позицию;

Личный пример педагога в умении использовать все пере численные способы выхода из конфликта с целью рациональной организации развития ребенка и классного коллектива.

Очень важно при организации классным руководителем разре шения конфликтных ситуаций учитывать необходимые условия. А в случае их отсутствия следует подумать о возможности их создания.

Основные из них таковы:

Убежденность обеих сторон в необходимости разрешения конфликта;

Психолого-педагогическая грамотность, хотя бы на уровне элементарном;

Этическая образованность, владение нормами культуры по ведения, соблюдение правил этикета;

Психологическое здоровье сторон (в противном случае уме стно участие врача-психоневролога, невропатолога, психиатра);

Скрытость конфликтных отношений классного руководителя и родителей от учащихся.

Таким образом, анализ причин возникновения конфликтных отношений, типов их, способов выхода из конфликтов с учетом конкретных необходимых условий помогает классному руководи телю управлять ситуацией возникновения, развития и разрешения конфликта, сделав его источником развития взаимоотношений с родителями, а, следовательно, - средством повышения эффектив ности всего учебно- воспитательного процесса.

Литература

  1. Арнаутова Е.П., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем? как? М., 1993.
  2. Архипова И.А. Подготовка ребёнка к школе: Книга для родителей будущего первоклассника. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004. – 224 с.
  3. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. в школу – с радостью. Практическая психология для учителя. – Мн.: Амалфея, 1998. – 240 с.
  4. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. – М.: Дом педагогики, 1996.
  5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении- М., 1987.
  6. Классные часы. 2 класс / сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 271с.
  7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1976. Помощь родителям в воспитании детей. Пер. с англ. Под ред. Пилиповского ВЛ. М., 1992.
  8. Родительские собрания. 2 класс. Шаги к мудрости / авт.-сост. В.Н. Максимочкина. - Волгоград: Учитель, 2008. – 168 с.
  9. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
  10. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
  11. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993
  1. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – Москва – Рига, ПЦ «Эксперимент», 2000. – 224 с.
  2. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: Пеленг, 1993.
  3. Цукерман Г.А., Поливанова Е.В. Введение в школьную жизнь. – Томск, 1993.
  4. Шуркова Н.Е. Педагогическая технология. (Педагогическое воз действие в процессе воспитания школьника). М., 1992.
  5. Шуркова Н.Е. Вы стали классным руководителей. М., 1986.

Каждый родитель когда-то был ребенком и ходил в школу, поэтому родители не понаслышке знают, что такое школьные конфликты. Даже если взрослый, будучи ребенком, не участвовал в конфликте активно, а только являлся наблюдателем этого конфликта, все равно переживания были достаточно велики, и справиться с ними было непросто. Именно поэтому, когда родитель узнает, что у ребенка в школе конфликт, то в душе возникает буря чувств и переживаний. Иногда это страх и непонимание, иногда это злость и желание всех наказать. Как же действовать правильно, так чтобы помочь ребенку, а не навредить?

Корни школьных конфликтов – в семье

Конфликты могут быть очень разными, это может быть конфликт с учителем или с детьми, ребенок в конфликте может быть чрезмерно агрессивным или, наоборот, чувствовать себя жертвой ситуации. Однако корни всех проблем ребенка всегда будут лежать во внутрисемейных отношениях. Родители могут мне возразить: как же так, у нас в семье все хорошо, мы любим своего ребенка, и вот он идет в школу, и у него начинается конфликт, разве не школа виновата в этом?

Школа, безусловно, несет часть своей ответственности за происходящее, однако обращу ваше внимание на то, что не у 100% детей в одних и тех же условиях возникают конфликты. Зависит это прежде всего от того, насколько ребенок умеет адаптироваться к новым условиям, насколько у ребенка достаточно внутреннего ресурса для того, чтобы не разрушаться от школьного стресса, а наоборот тренироваться и становиться сильнее, то есть обогащать свой опыт по преодолению трудных ситуаций.

Итак, если у вашего ребенка конфликт в школе, прежде всего обратите внимание на то, что происходит у вас дома. Если вам удастся понять, какая домашняя ситуация может травмировать ребенка, и по возможности изменить ее, то конфликты в школе прекратятся.

Вмешательство родителя

Стоит ли идти в школу? Конечно, стоит. В любом случае важно выяснить, что происходит, выслушать разные точки зрения и по возможности защитить ребенка. Помните, что когда мы идем в школу, то нам сложно сохранять нейтральную позицию. Ведь мы когда-то были учениками, и поэтому фигура учителя часто воспринимается нами неадекватно. Однако ваша задача разобраться с тем, что происходит в школе. Важно узнать позицию школьников, замешанных в конфликте, и позицию учителя, возможно, позицию школьного психолога. Это поможет вам составить наиболее адекватную картину того, что происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребенок рассказывает вам о проблеме совсем не так, как говорят об этом другие дети и учителя, не спешите обвинять кого-то во лжи, вполне вероятно, что каждый из участников конфликта видит ситуацию по-своему. Нет смысла выводить кого-то на чистую воду.

Как правильно помогать

Разговаривая со своим ребенком, помните, что ваши рекомендации о том, как надо поступать в той или иной ситуации, ребенок не сможет использовать, потому что в ситуации конфликта мы действуем так, как чувствуем. Поэтому намного полезнее поговорить о чувствах ребенка. Если поступки мы склонны расценивать как правильные или неправильные, то чувства не могут быть неправильными. Чувства - это то, что мы в данный момент переживаем, это наша реальность, наше бытие. Поэтому если вы сможете разделить с ребенком его чувства, то вы очень ему поможете, он почувствует, что вы его понимаете, получит вашу поддержку, а следовательно, у него появится ресурс на то, чтобы справляться с подобными ситуациями.

Детям также помогает, когда мы, взрослые, делимся с ними своими детскими трудностями. Если вы расскажете, что у вас в школе был тоже какой-то конфликт или сложности во взаимоотношениях, то это поможет ребенку почувствовать, что он не один такой «неправильный», что конфликтные ситуации случаются и с другими детьми и даже с его родителями. То, что вы прошли через это, даст ребенку уверенность в том, что и он справится с этой непростой ситуацией.

Важно помнить, что опыт решения конфликтов очень полезен и в будущем обязательно пригодится вашему ребенку. Поэтому нет смысла беречь детей от конфликтов, важнее научить их решать эти конфликты.

Психологические проблемы

Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим. Такой конфликт заключает в себе возможность личностного роста, поскольку возрастает необходимость учиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу. Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают время от времени между всеми учащимися. Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу получается сделать это безболезненно и легко. Что представляют собой школьные конфликты, стоит ли пытаться их избегать?

Причины конфликтов в школе

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. Разрешение таких конфликтов в некоторых случаях требует участия родителей в жизни ребенка. Каковы же основные причины возникновения конфликтов в среде школьников?

Борьба за авторитет

Наиболее частой причиной развития конфликта становится борьба за возможность быть главным среди сверстников. Ребенок, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики, чаще всего, доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, а девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае происходит борьба за авторитет. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным. Иногда проходят годы, прежде чем, вчерашний ребенок поймет, какие методы являются допустимыми, а от каких лучше отказаться.

Обиды и оскорбления

Другой причиной острого конфликта со сверстниками являются множественные обиды и непонимания. Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, сегодня, к сожалению, не редкость. Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость. Школьный буллинг вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для остальных учащихся. Подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность.

Обиды и оскорбления среди учеников одного класса обязательно приводят к выраженному конфликту. Какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно. При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе. Учителя жалуются на то, что ученики становятся неуправляемыми и агрессивно настроенными.

Неразделенная симпатия

Немаловажной причиной конфликта в классе становится первая влюбленность. В период пубертата подростки начинают интересоваться сверстниками противоположного пола. Происходит своеобразный сильный скачок в развитии. Юноша или девушка просто не могут продолжать жить по-старому. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Неразделенные чувства могут привести к драматическому исходу: апатии, внутренней опустошенности и нежелании открывать кому-либо глубину своих переживаний. Надо сказать, что в этом возрасте безответная симпатия встречается очень часто. Более того, существует справедливое мнение о том, что однажды в жизни каждый человек испытывал на себе, что значит быть отвергнутым предметом своего обожания.

В период первых ухаживаний многие подростки становятся нервными и раздражительными. Происходит это по той причине, что у них еще имеется мало опыта для построения доверительных отношений. Вместе с тем, каждый молодой человек в возрасте от пятнадцати лет нуждается в близких отношениях, хочет достичь максимального понимания и быть услышанным окружающими. Несоответствие собственных чувств с реальностью приводит к возникновению открытых конфликтов, требующих немедленного разрешения.

Виды конфликтов в школе

Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям. Примеры конфликтов показывают, насколько важно действовать при первых же признаках неблагополучия и возникновения психологического дискомфорта у ребенка. Выделяют следующие виды конфликтов в школе.

Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Пример: в классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников. Те ребята, которые принимают его сторону, тоже подвергаются гонениям со стороны лидера и его группы.

Учитель и ученик

Довольно распространенным видом конфликта является непонимание между преподавателем и учащимися. Как часто ученики полагают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию! Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению. Между тем, не всегда в модели «Учитель – ученик» виноват ребенок. Учитель в любом случае старше и мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт или хотя бы свести его к минимуму. Надо сказать, учителя тоже не всегда внимательны к ученикам. Плохое настроение, домашние проблемы, собственные недомогания – все это откладывает серьезный отпечаток на личность. Многие педагоги страдают тем, что навешивают на ребенка негативные ярлыки и относятся к нему предвзято с первой же промашки, не давая возможности ее исправить.

Пример: девочка, ученица шестого класса не успевает по предмету английского языка. Учитель ставит ей неудовлетворительные оценки. Ребенок в отчаянии пытается исправить ситуацию, но у нее не получается – она слишком запустила предмет из-за длительной болезни. Учитель не хочет вникать в эти подробности, полагая, что ученица должна самостоятельно восполнить пробел.

Учитель и родители ученика

Нередко конфликт происходит между родителями одного из учеников и самим учителем. Родители обвиняют педагога в предвзятом отношении к их ребенку. В этой ситуации страдают все и, в первую очередь, ребенок. У педагога складывается негативное мнение о конкретном ученике, и он невольно обходит его своим вниманием в работе. Ребенок привыкает к тому, что обделен похвалой учителя и в дальнейшем не старается исправить ситуацию. Родители полностью разочаровываются в системе образования.

Пример: родители учащегося второго класса по любому поводу устраивают «разборки» с учителем, спрашивают, откуда у ребенка четверка, почему не пять? Конфликт растет: у ребенка формируется нежелание учиться, поскольку на его глазах родители ведут себя некорректно с педагогом. Учитель начинает искать помощи у завуча и директора.

Разрешение конфликтов в школе

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. Как можно минимизировать школьные разногласия? В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта. Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника. Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость. Как может ребенок самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, если он заранее лишен всяческой поддержки?

Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять. Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал.

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.