Название сценария проведения праздника троица. Сценарий праздника «Встречаем Троицу или Праздник Русской Березоньки. Варианты вступительной речи

ПРАЗДНИК ТРОИЦЫ
(Для детей дошкольного возраста).

Цель: Познакомить детей с особенностями празднования Троицы: украшение жилища и Храма зелеными ветками, цветами, душистыми травами. Формировать впечатления о летних изменениях в природе. Дать представления об окружающем мире, праздниках, нравственных ценностях нашего народа через театр, игру, сказку на основе традиций семейного празднования Троицы. Вызвать у детей желание быть честными, совершать хорошие поступки, заботится о близких и о тех, кто заболел. Пополнить словарный запас детей словами: Троица, церковный праздник.
Воспитывать уважительное, милосердное, внимательное отношение к ближним, способность к сопереживанию, желание быть правдивым, жить по совести.
Оборудование: Букеты из зелени и цветов для всех детей, макет Православной церкви, ширма, декорации: зеленые деревья, елки, березки, домик, мешок, корзина, топор, солнышко, облака, цветы; театральные куклы: тростевые – Мама, Бабушка, Красная Шапочка, Дровосек; перчаточные: Волк.

Ведущая: Придумано кем-то и просто, и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Ведущая:- Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!
Ведущая: - Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!
Ведущая:- Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!
Ведущая: Поздравляем вас ребята с Праздником Святой Троицы!

ИГРА:
Ведущая: Ребята, скажите, как вы думаете, праздник Троицы – это церковный праздник или обычный? Правильно, это церковный! А какие вы уже знаете православные праздники?
Ведущая 1: А 8 Марта? Это церковный праздник? Давайте поиграем, я буду называть праздники, а вы хлопайте в ладоши, если это праздник православный или положите ручки на колени, если это обычный праздник. Хорошо?
Новый год, Пасха, День радио, Рождество, Яблочный Спас, 1 мая, День Победы, Троица, Святого Николая, День Независимости, Покрова, День Конституции, Вербное воскресенье, Масленица.

Ведущая: Троицу прославляем, праздник продолжаем!
Ведущая: Вот и Троица пришла – праздник милый принесла!

ДЕТИ ЧИТАЮТ СТИХИ:

Роща юная, белоствольная
На заре росою умоется.
Звоны слышатся колокольные-
Воскресение светлое- Троица!

Звоны чистые, колокольные
Разливаются в поднебесье.
Славят Троицу нивы привольные,
Славят птицы звонкою песнею.

И любое Божье творение,
Повторяя молитву вслух,
Славит Вечное единение:
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог–Дух.

Пятидесятый после Пасхи день.
Уж солнышко по-летнему сияет.
Церковных куполов ложится тень
На луг, где капельки росы блистают.

Как мир прекрасен- только посмотри!
И душу все приводит в изумленье.
Прекрасен день с зари и до зари,

Все хором: Ведь это- нашей Церкви День Рожденья!

Ах, Троица, ах,
Троица, зеленая пора!
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!

И сердце очищается
Любовью ко всему,
И так легко прощается,
Когда идешь к нему.

Ведущая: Динь-дон, динь-дон, над деревней слышен звон
Над рекою древний Храм, побываем вместе там!
Ведущая: Зеленью украшены окна и полы
Ветками березы обвешены углы,
Ведущая: Вот посредине Церкви батюшка с Крестом
Народ стоит с цветами в Храме сем святом.
Ведущая: Попроси у Бога, чтоб тебя Он спас,
Попроси, чтоб веры огонек не гас…
Догорают свечи, хор поет псалмы,
Это же на Троицу в Храме были мы.
Ведущая: Издавна так Троицу встречает наш народ,
Веточки зеленые каждый в Храм несет,
Освятили веточки, травку и цветы,
Украшают в доме стены и полы.
Ведущая: А потом на волю, на лесной лужок
Поют про березку, клен или дубок.
А девушки и парни водят хоровод,
Представленьем, песнями веселят народ.
Дети исполняют песню (водят хоровод с зелеными веточками в руках).

Кукольный спектакль - Сказка
«Приключения Красной Шапочки»

Действующие лица: Красная Шапочка, Бабушка, Мама, Дровосек, Волк.

Ведущая: А мы в честь праздника Троицы
Для взрослых и для ребят
Про Красную Шапочку
Расскажем на новый лад.
Мы посмотрим спектакль о том, как наши старые знакомые – Красная Шапочка и ее бабушка праздновали Троицу. Будьте внимательны. Если вас попросят, помогайте героям сказки. Договорились?

(Музыка)

Ведущая: Лес дремучий сладко спит на холме-подушке,
Домик маленький стоит на лесной опушке.
В доме девочка живет, и поверьте, дети,
Что прелестнее ее нет на белом свете.
Ведущая: Матушка гордиться ей и души не чает.
Ну а бабушка по ней что ни день скучает.

Музыка. (Выходит Красная Шапочка и поет)

Кр.Шапочка: «Выглянуло солнышко, светит на лугу
Я навстречу солнышку радостно бегу
И ромашки белые рву я на лету
Я веночек сделаю, солнышко вплету.» -
Ах, сколько дома цветов вокруг
Голубые, алые там и тут.
Из какого же вы края?

Или может вас из рая
Небеса прислали к нам?
Как красиво тут и там! (Выходит мама) Мама, зачем столько цветов у нас дома?
Мама: Праздник Троицы у нас, вот травы и цветочки,
Я их из Храма принесла для бабушки и дочки.
Дом цветами украшала, окна чисто вымывала
Зажгла в лампадке огонек, хорошо у нас, дружок?

Кр.Шапочка: Как у нас красиво, мама! А зачем цветы из Храма?

Мама: Эти замечательные цветы напоминают нам о рае.
И скажу тебе по-секрету, они немножко волшебные.

Кр.Шапочка: Ой, мама, расскажи скорей, как это волшебные?

Мама: Да вот кто понюхает их от всей души, сразу всю правду про себя самого узнает.

Кр.Шапочка: Да как это?

Мама: А ты попробуй.

Кр.Шапочка: (нюхает) Ох, как пахнет!!! (Волшебная музыка) Ой-ой-ой! (Плачет) Мамочка, это же я твою любимую чашку разбила, а сказала, что кошка. Как стыдно! Мама, прости меня!

Мама: Вот видишь, все-таки цветы волшебные. Это хорошо, что ты сказала сама. Конечно, я тебя прощаю.

Кр.Шапочка: Мамочка, а можно я что-то хорошее сделаю?

Мама: Конечно, Испекла я пирожок бабушке с картошкой
Поздравь ее с Троицей, доченька, отнеси лукошко.

А еще ей отнеси маслице коровье
Да получше расспроси про ее здоровье.

Кр. Шапочка: Я возьму еще букет из цветов и травки
По тропинке побегу вон от той канавки.

Мама: Осторожней, дочка, будь! Не сходи с тропинки. (Уходит).

Кр.Шапочка: (поет) Я к бабушке любимой шагаю по тропинке
(уходит, оставляя корзину)

Ведущая: Сказки б не было у нас и была б здесь точка,
Если б матушкин наказ не забыла дочка.
По тропинке она шла – бабочек считала
Кузнечика увидала да с тропинки убежала.

Волк: (поет): Я злой Волк-Волчище по лесу шагаю
Зайчонку подножку, бельчонка толкнул
У ежика яблочко я утянул
Ха-ха-ха, ха-ха-ха я утянул.
- Ох, много в лесу сделал я дел
Теперь вот устал, на пенечек присел.
-Ой, что это такое? Корзинка. И никого рядом нет.
Ребята, это медведь корзину оставил? (Ответы)
А, значит, заяц? (Ответы) А кто? (Красная Шапочка) Красная Шапочка? А куда пошла? (Ответы) А в корзине что? (Заглядывает) Пирожки, маслице!

Ведущая: Это корзинка Кр.Шапочки. Она бабушке на Троицу подарки несет.
Волк: Я тоже хочу подарки на Троицу. Заберу-ка я корзину. Мы с лисой вечерком так попразднуем. УХ!!! Люблю подарки! (Уходит)

Ведущая: Ай-я-яй, разве так можно? (Музыка).

Кр.Шапочка (поет):
Я к бабушке любимой шагаю по тропинке
На Троицу подарки несу я ей в корзинке.
- Какую бабочку я увидала, кузнечика чуть не поймала…
- Ой, а где же корзинка? Под цветочком? Нет!
Под кусточком? Нет! А, под елкой! Нет. - Ребята, а вы не видели, кто корзинку мою забрал? (Ответы)
- Волк? А что же теперь делать? Что же я бабушке подарю?
(Плачет. Звучит музыка)
Ой, кажется сюда кто-то идет. Спрячусь я за дерево.
(Прячется. Идет Дровосек с мешком)

Дровосек (поет): На Троицу по лесу я весело иду
Из Храма я подарки старушкам разношу
Как весело, как зелено, как хорошо в лесу
А если заболел вдруг кто, на помощь я приду.
(Слышен плач)
-Да здесь кто-то плачет. Ребята вы слышали? (Ответы)
А кто плачет? (Ответы)
- Да где ж она? Давайте вместе позовем. (Красная Шапочка)
(Музыка. Выходит Красная Шапочка)

Кр. Шапочка: Здравствуйте, дядя Дровосек!

Дровосек: Здравствуй, Красная Шапочка! Кто тебя в нашем лесу обидел?

Кр. Шапочка: Волк забрал мою корзинку.

Дровосек: Да как же он посмел в такой праздник! На Троицу всех поздравляют, а он корзинки таскать. Вот я ему задам, разбойнику!

Кр.Шапочка: Да как же я теперь бабушку без подарка проведаю. (Плачет)

Дровосек: Да ты не унывай. Твоя бабушка в Храм на праздник не пришла, приболела, наверное. Так вот я от нашего батюшки гостинцы ей несу. Пойдем вместе твою бабушку с Троицей поздравим.

Дровосек и Кр.Шапочка:(поют)
Мы бабушку поздравить с праздником идем!
Как весело, как зелено, как хорошо кругом. (уходят).

Волк: (идет с корзиной и поет)
Я злой Волк-Волчище по лесу шагаю
Я злой Волк-Волчище зверей обижаю.
- Вот корзинка моя, пирожки есть у меня
Маслице коровье съем я на здоровье.
А это что? (Заглядывает в корзину) Цветы? Может их съесть? Да нет, цветы я не ем! Что же это за цветы?
-Ребята, а вы не знаете, что это за цветы? (Ответы)

Ведущая: Это волк, цветы особенные, их на Троицу в Храме освятили. Кто понюхает, их от всей души - правду о себе узнает.

Волк: Ха-ха-ха! Ой, насмешили. Да я и так правду о себе всю знаю. Я самый смелый, самый умный во всем лесу! Что их нюхать, цветы эти? … Ребята, как вы думаете, понюхать мне цветы? (Ответы) Ну попробую (Нюхает) Ой!!! (Звучит волшебная музыка)
- Что это? Все темно стало и страшно. (Плачет) Как же я мог маленькую девочку обидеть и у бабушки угощение забрать. Ведь праздник большой сегодня – Троица! Все добрые дела делают. А я! Глупый какой! А я думал, что я самый умный и смелый. (Плачет)
Ведущая: Наш Волк узнал всю правду о себе. И теперь плачет. А что же ему делать? Подскажите, ребята. (Ответы) Правильно, Волк, ребята советуют тебе вернуть корзинку Кр.Шапочки и попросить прощения.
Волк: Вот спасибо! Как же я сразу не догадался-то. Побегу-ка я поскорей и поздравлю бабушку с праздником Троицы. А у Красной Шапочки попрошу прощения. Спасибо вам за все, ребята. Пока! (уходит)

Ведущая: Ну а бабушка жила на другой опушке
Приболела чуть она, нелегко старушке.

Бабушка: (поет грустно) Сегодня праздник Троицы
Как дышится, как молится
Как очень-очень хочется
Попасть мне в Храм с утра.
- Ох, приболела немного, не смогла и в Храм сходить на праздник!
Не уж-то забыли все про меня?

Красная Шапочка и Дровосек: (поют)
На Троицу как зелено, как хорошо кругом
Мы бабушку поздравить с праздником идем.

Кр.Шапочка: Бабушка, поздравляю тебя с праздником!

Дровосек: И я поздравляю, наш батюшка из Храма вам поклон передал и подарки!

Бабушка: Спасибо! Спасибо! Мои дорогие, как я рада! Сколько подарков! В дом проходите, сейчас чай из трав душистых пить будем!
(Слышен голос): Ой!! Ой!!! Подождите!!!

Дровосек: Кто это кричит так?

Волк: (запыхался) Да это я, Волк! Поздравляю вас всех с праздником Троицы. И вот, возьмите корзину. Ее Красная Шапочка в лесу оставила. А я забрал… А потом цветы волшебные понюхал… И все про себя понял. Простите меня, пожалуйста!

Кр.Шапочка: Ну что ж, каждый может оступиться. Главное, что ты это понял. Ребята, простим Волка? (Ответы детей)

Все: Мы тебя, Волк, прощаем и на праздник приглашаем!

Бабушка: Ну что ж, друзья, давайте веселиться!

Все(поют):
Пойдем, друзья, скорее в лес, пойдем играть на луг!
Чудесные цветы с тобой из Храма принесем,
А, если кто-то приболел, проведаем пойдем!
Троица! Троица! Как весело вокруг!
Пойдем, друзья, скорее в лес, пойдем играть на луг! (Уходят)

Ведущая: Ребята, понравилась ли вам сказка?
А с каким праздником поздравляли бабушку?
А как празднуют Троицу?

ЗАГАДКИ:

Кто придумать этот мир
Так чудесно смог?
Жизнь, кто людям подарил?
Ну, конечно…(Бог).

Как Господь людей всех любит,
Так и мы должны любить.
Помните об этом, люди
И давайте в мире …(жить).

Если кто тебя обидел,
Бог учил нас не кричать.
В сердце не держать обиды
А от всей души …(прощать).

У кого она в достатке,
С тем дружит легко и гладко.
Для души приобрету
Я у Бога …(доброту).

Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат…(пению),
Паучок…(терпению).

Пчелы в поле и в саду
Обучают нас…(труду).
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас …(правдивости).

Учит снег нас чистоте,
Учит солнце…(доброте)
И при всей огромности
Обучает …(скромности).

У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учит крепкой…(дружбе).

ГАЛИНА ВОБЛАЯ
Сценарий обрядового праздника «Троица»

Обрядовый праздник «Троица »

Цель : Знакомить долшкольников с обрядовым праздником «ТРОИЦЕЙ » .

Задачи :

Расширять представление о народных традициях, обрядах наших предков .

Развивать интерес к истории и культуре русского народа, способствовать развитию стойкого интереса к малым формам фольклора.

Воспитывать любовь к природе, к Родине, чувство гордости за свой народ и его наследие.

Создавать радостное настроение, желание принимать участие в русских народных праздниках .

Ход праздника.

Ведущий : Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуйте.

Ведущий : Много солнца, много света,

Что за время года?

Дети : Лето!

Ведущий : Молодцы ребята. Правильно вот и пришло наше лето

Красное, наше лето теплое.

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный.

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна. -

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась – весна!

Ведущий : Ребята, какой праздник мы отмечаем ? (ответы детей)

Роща юная, белоствольная

На заре росою умоется.

Звоны слышатся колокольные-

Воскресение светлое - Троица !

Звоны чистые, колокольные

Разливаются в поднебесье.

Славят Троицу нивы привольные ,

Славят птицы звонкою песнею.

Пятидесятый после Пасхи день.

Уж солнышко по-летнему сияет.

Церковных куполов ложится тень

На луг, где капельки росы блистают.

Как мир прекрасен- только посмотри!

И душу все приводит в изумленье.

Прекрасен день с зари и до зари,

Ведь это- нашей Церкви День Рожденья!

Ведущая : А знаете ли вы, что это за праздник Троица ? И что такое Пресвятая Троица ? (Ответы детей) А хотите узнать? Ну тогда садитесь поудобнее и слушайте!

Презентация

Ведущая : Много-много лет назад в одной горнице собрались Апостолы - ученики Иисуса Христа.

Икона всех апостолов

Вдруг Апостолы услышали шум, словно пронесся ветер или зашелестели крылья и над их головами зажглись огни. Это сошел на них Святой Дух! И они заговорили на разных языках. Апостолы вышли на улицу и рассказывали простым людям о Боге. Одни Апостолы пошли на юг, другие на восток и запад. Апостол Андрей проповедовал на севере – в наших землях, где мы с вами живем. Это и были первые священники, проповедники учения Иисуса Христа. Поэтому мы и называем День Троицы еще и Днем Рождения Церкви.

Троица – это Бог-Отец , Бог-Сын и Бог-Святой дух. Иногда на иконах рисуют Бога-Отца как старца, Бога-Сына – Иисуса Христа, а Бога – Святого духа как голубя.

(Икона)

А я еще видела другую икону, где святая Троица изображена как три прекрасных юноши. И это тоже правильно.

(Показывает икону)

Троица – один из самых любимых народом православных праздников . В эти дни украшали дом зелеными ветками и травами. Также на Троицу люди шли в церковь .

Обратите внимание, как нарядна церковь в этот день : на полу рассыпана молодая трава, кругом свежие полевые цветы, веточки молоденьких березок с клейкими блестящими листочками. Снопы зелени стоят у алтаря; иконы украшены ветвями; люди приходят на службу с букетами, составленными из веточек и цветов.

Зеленый цвет на Троицу - это знак обновления жизни. Звоном колоколов, пряным ароматом трав, летом и солнцем наполнена Троица .

Очень красиво в эти дни в храме. А еще в эти дни хорошо оказаться на природе, чтобы полюбоваться красотой Божьего мира, почувствовать, что эту красоту нельзя не беречь.

Благочестивые русские люди, любившие родную землю, говорили в старину, что на Троицу сама земля – именинница.

В этот день работать не полагается. В старину люди пели песни, водили хороводы.

Ведущий : символом праздника Троицы стала береза , поэтому этот праздник называют ещё праздником русской берёзки . Девушки украшали берёзу лентами и загадывали желание, водили хороводы, пели песни.

Песня : «Молода, я молода»

1 Ребёнок : Каждый день я вижу

Берёзу у окна-

И нет подруги ближе,

Милей мне, чем она!

2 Ребенок : Зелёной лёгкой дымкой

Окуталась весной,

И ветер- невидимка

Колышет лист резной.

Ведущий : Ой, ребята, а кто это к нам спешит?

(Выходит берёзка)

Берёзка : Это я, берёзка, в новом сарафане,

Хочется мне, дети, веселиться с вами.

С праздником вас , дети, всех я поздравляю!

Счастья вам, веселья, радости желаю!

Ведущий : Берёзка, оставайся с нами, веселись, ведь сегодня у нас день особый - Праздник Троица . Сегодня мы все веселимся и поем песни.

Хоровод «Во поле березка стояла»

Ведущий : Давайте, ребята, вместе с березкой порадуемся лету красному,солнцу, цветам и поиграем в игру «Веночек»

Игра «Веночек»

Дети – «цветы» встают в круг, образуя венок. Водящий находится в кругу, он произносит слова :

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети «цветы» отвечают :

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнося последние слова, дети разбегаются, а водящий старается их осалить. Пойманный садится на место.

Дети садятся на свои места

Ведущий : А еще на Троицу проводился обряд «Зелёная кума» обряд кумления , клятва в девичьей дружбе, свидетелем которой становится берёзка. Девушки целовались через венки, клялись в дружбе.

Девицы – красавицы выбирали себе подруженьку по сердцу, подходили к берёзке, одна по одну сторону, другая – по другую, через веночек, связанный из веток берёзок, кумовались.

Ведущий предлагает девочкам кумоваться :

Кумушки, кумитеся,

Где сойдетесь, поклонитеся,

Домой пойдете - не бранитеся.

ОБРЯД КУМЛЕНИЯ :

(Трёхкратно целуются и обмениваются колечками)

(Остальные пары делают то же самое)

ПОСЛЕДНЯЯ ПАРА

1. Кумушка, голубушка–

Серая кукушечка,

Давай с тобой, девица,

Давай покумимся,

Ты мне кумушка,

Я тебе голубушка

2. Покумимся, покумимся

Не сваряся, не браняся.

(Целуются, обмениваются колечками)

Ведущий : С сегодняшнего дня вы становитесь подругами, сёстрами названными. Помогайте друг дружке во всём и никогда не ссорьтесь. У ворот солнцеворот, выходи плясать, народ!

Свободная казачья плясовая

Дети садятся, из-за кустов выходит Леший. (Грамзапись пения птиц)

Леший : Что за шум? Кто меня разбудил? У меня в лесу тишина, покой, птички поют, цветы цветут, и вдруг кто-то шумит, песни поёт.

Ведущий : Леший, ты на нас не обижайся, мы сегодня Троицу празднуем .

Леший : Ну ладно, успокоили вы меня. А я думал, что вы пришли костры жечь, птичьи гнёзда разорять, лес ломать. Таких людей я не люблю и лес от них защищаю. А с вами поиграть хочу.

Леший : Посмотрите, какая красивая земля стала. Кругом трава зеленеет, а сколько разных цветов украшает её и ручейки бегут.

ИГРА “ РУЧЕЁК”

Леший : Спасибо вам, ребята, за то, что отмечаете день рождение леса, земли нашей. Приходите в гости в лес почаще. Теперь я знаю, вы его не обидите. Мне пора

Березка : Вы, дети, за то, что вы так весело празднуете Троицу . В благодарность за ваши песни и пляски я вам приготовила угощение. (угощает детей)

Ведущий : Спасибо тебе, берёзка, за угощение. Праздник наш заканчивается , до встречи друзья!

Публикации по теме:

«Троица» фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Троица» фольклорное развлечениеДети и взрослые в русских народных костюмах все стоят группами на участке. Ведущий: И не в некотором это.

«Троица». Конспект занятия фольклорного кружка для детей старшего дошкольного возраста Цель: Знакомство с обрядами на Троицу через произведения фольклора. Задачи: 1. Способствовать возрождению традиций празднования русского.

Фольклорный праздник для детей подготовительной группы «Троица». Цель: развитие личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям.

Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к основам православной культуры, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.

Задачи:
Приобщить детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа.
Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников.
Создать условия для творческой деятельности.

Планируемый результат. Усвоение школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру, позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

Оборудование: русские народные костюмы для ведущих, музыкальный центр, диски с записью песен «Во поле береза стояла», «Береза моя, березонька», цветные ленты для украшения березы, мешки для подвижной игры, глиняные игрушки, свистульки, сладости.

Праздник начинается на площадке школьного двора или в парке, где растет береза. К детям выходят ведущие (коробейники), одетые в русские народные костюмы.

1-й коробейник:

Начинаем хоровод,

Подходи, честной народ.

Пусть сердца раскроются

На святую Троицу!

2-й коробейник:

Подходи, честной народ,

Коробейник продает

Березовые веточки

Для Катеньки и Светочки,

Для Машеньки, Наташеньки,

Глашеньки и Дашеньки –

Для всех девчат, для всех ребят,

Для всех березовый наряд!

1-й коробейник:

Есть веники для бани,

Для Маши и для Вани.

Свежие, пахучие,

Нежные и жгучие!

А вот квас для всех вас!

Есть и сок березовый,

Чтоб были щечки розовы!

2-й коробейник:

Березовая каша

Для Феди и для Маши!

1-й коробейник:

Березовые почки

Берите на примочки!

2-й коробейник:

Изделия из бересты

Бери — не пожалеешь ты!

Подходи, честной народ,

Начинаем хоровод!

Дети встают в круг и поют песню «Береза моя, березонька».

1-й коробейник:

Ау, народ, тот, кто песни поет,

Кончай хоровод, выходи наперед.

Небо белое, небо синее

Нынче песни поют о березках!

— Люди добрые, знаете ли песни о нашей российской красавице? Тот из вас, кто больше других споет начальные строки или куплет песни, где были бы слова «береза», «березонька», «березовый» или прочтет стихотворение о березе, получит приз. Кто первый? Кто храбрый?

Примеры песен:

— Во поле береза стояла…

— И родина щедро поила меня

Березовым соком, березовым соком.

— То березка, то рябина…

— Ах ты, Русь моя,

Песня светлая,

Край березовый.

Край Есенина…

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня с вами не зря здесь собрались! Сегодня большой отмечается большой христианский праздник! Скажите, как он называется? Я вам помогу! Этот праздник, который связан с расцветом молодой растительности, ещё его называли зелеными святками, праздник почитания предков и прославления расцветающей природы.

Дети: Троица!

Ведущий: Да это Троица, а кто помнить символ этого праздника?

Дети: Берёза.

Ведущий: Правильно, наша красавица берёза. Люди украшали

жилища зеленью, ветками срубленных берез, цветами, посыпали полы душистой травой. А давайте, и мы встретим этот праздник, как это делалось на Руси.

Дети: Давайте.

Ведущий: Как одевались девушки и парни на праздник?

Дети: Красиво, нарядно.

Ведущий: Да, ребята, они одевали нарядно-вышитую одежду,

девушки надевали бусы, на голову венки или повязывали ленточки, мы тоже повяжем красивые ленточки.

Дети повязывают друг другу яркие ленточки, исполняют песню «Во поле береза стояла».

2-й коробейник:

А теперь аукцион, очень уж секретный он,

Впрочем, не такой секретный,

Но в познании заметный.

— Мы вам будем загадывать вопросы о нашей героине – березе, а вы постарайтесь правильно ответить.

Какую птицу крестили в день Троицы? (Кукушку)

Что значит накормить «березовой кашей»? (Похлестать веткой, наказать.)

Какие есть грибы, чье название связанно с березой? (Подберезовик.)

У березы есть «одежда», из которой делают замечательную посуду, настилают под тесовую кровлю, делают лыко для плетения корзин. Как она называется? (Береста.)

Живет в лесу юркий зверек, который называется … от корня слова «береза»? (Серая ящерица — берестовка, живет у гнилых пней.)

Как еще называют в народе веник и где он применяется? (Называют его голик, а применяется в бане для парной и в доме для подметания.)

Ведущий: Молодцы, присаживайтесь на нашу полянку, а я расскажу

вам как отмечали этот праздник.

Один из самых главных, христианских праздников приходится ребята, на эту неделю. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица – воскресенье, 50-й день после Пасхи.

Семик – седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую земля с главным символом – березой.

Дома и улицы украшаются срезанными веточками березы, цветами.

Девушки украшали березку в девичьи наряды, лентами, бусами, цветами. Около наряженного дерева молодежь устраивала праздничную трапезу. Каждая участница приносила угощение, береза как бы принимала участие в этом. Затем процессия, возглавляемая самой красивой девушкой, брала ветки березы и шла на хлебное поле, чтобы передать земле ту растительную силу, которую они вкусили от обрядовой пищи. После обхода ветки забрасывали в пшеничное поле.

— Ребята, давайте и мы украсим березу ленточками.

Дети повязывают ленты на березу.

Ведущая: Молодцы, а вот ещё вам загадки:

1. Зелена, а не луг,

Белена, а не снег.

Кудрява, а не человек.

2. Стоит Федосья, распустив волосья.

3. Стоит красавица на поляне,

В белом сарафане,

В зеленом полушалке.

— Березу, символ праздника, называли «гостенькой», «кумушкой», «венком». На Троицу девушки плели венки из цветов и зелени на голову. Изготовление венков имело магический смысл. Украшая себя зеленью, девушки приобщали себя к жизненной силе, заключенной в растительности. Свивание, сплетение в венок лозы, хмеля, цветов, листьев является так же символом брака.

Ну, мы что-то засиделись, давайте поиграем в русскую народную игру «Веночек».

Игра «Веночек».

Дети – «цветы» встают в шеренгу с одной стороны площадки. Водящий находится на другой стороне на расстоянии 8 -10м. от детей, подходя к ним произносит слова:

Я иду сорвать цветок

Из цветов сплести венок.

Дети «цветы» отвечают:

Не хотим, чтоб нас сорвали,

И венки из нас сплетали.

Мы хотим в лесу остаться,

Будут нами любоваться.

Произнеся последние слова, дети бегут на другой конец площадки, а водящий старается их осалить. Пойманный становиться водящим.

Ведущая: Ребята, присаживайтесь на нашу полянку. Скажите мне

пожалуйста, чем нам людям, полезна береза, что мы можем «взять» у неё?

Дети: Березовый сок, из листьев можно заваривать чай.

Ведущая: Да, правильно, а еще чай можно заваривать и из почек и

веточек березы. Так же из березовых веточек делают веники, чтобы париться в бани и тем самым «выгоняли» хворь из тела.

Ещё, из березы делали лучины. Кто знает, что это такое?

Изба долгое время освещалась березовой лучиной. Раньше не было не свечек, не лампочек, поэтому делали из березы такие полочки, их называли лучина и ими освещали избу.

При свете лучины девушки пряли в долгие зимние вечера, пели протяжные песни, слушали бабушкины сказки.

Игра «Обгонки»

Соревнуются команды. Дети одевают на ноги (как штаны) мешки, прыгают в них на скорость. Кто кого обгонит. Победителям вручаются цветные глиняные игрушки, свистульки и сладости.

Звучит музыка, все участники праздника хороводом, проходят вокруг березки, стоящей в центре поляны. (Если есть возможность, на полянке зажигаются костры, когда огонь поутихнет, можно прыгать через него, очищаясь огнем от всего дурного.)

1-й и 2-й коробейники хором:

Венки вили,

Хороводы водили,

Играли – тешились!

До свидания! До новых встреч!

Наталья Корнеева
Сценарий праздника «Встречаем Троицу или Праздник Русской Березоньки»

Сценарий праздника

«Встречаем Троицу или Праздник Русской Березоньки "

1. Празднование начинается с «Заламывания берёзки» .

Красна девица Катя : В некотором царстве, в некотором государстве, а именно в том, в котором мы живём, жила-была Берёзонька, белая да кудрявая. Снегом покрытая, всем ветрам открытая.

Добрый молодец Сергей : Спала она всю зимушку. Но вот пришла весна - красна, на крыльях прилетела, солнышком пригрела.

Красна девица Оксана :

И проснулась берёзонька - красавица.

Проснулась,

на тёплом ветерке прогнулась.

Украсилась серёжками.

Всем понравилась,

на праздник направилась .

Добрый молодец Сергей :

Праздник-то на полянке строится , называется Троица .

Да не простая,

а Троица Святая .

Красна девица Катя :

Всех гостей, друзей,

всех хороших людей

Берёзка встречала и величала .

И нам её встречать - величать ,

а ей - веткам качать.

Добрый молодец Сергей : День добрый Вам, красны девицы!

Красна девица Оксана : И Вам, Добры молодцы!

Добрый молодец Сергей : " Зелёные святки" мы нынче празднуем , да Троицу встречаем !

Красна девица Катя : Весну провожаем, да лето красное встречаем ! Накануне Троицы водили девушки хороводы весёлые, завивали венки разноцветные, заламывали и украшали берёзку родимую, которая дарила человеку всякому сверхестественную живительную силу!

Добрый молодец Сергей : А посмотрим, как это было!

Заламывают берёзку.

Красна девица Оксана :

Ой, девушки, ой, красавицы,

Красны девицы-подруженьки!

Сегодня Троица да зеленая .

Айда в лес - березку завивать

Да веночки заплетать,

Весну провожать,

Красно лето встречать !

Они подходят к березке , окружают ее и по очереди расхваливают :

Ай да красавица!

Ай да кудрявая!

Ай да стройная!

Завьем березоньку --- Да желанья загадаем!

Поют ПОТЕШЕНКИ :

1-я :Алина

Берёзы, радуйтесь!

Зелёные, радуйтесь!

К вам девушки идут.

К вам красные идут –

Завивать венки идут.

2-я :Таня

Вокруг берёзки я хожу, Вокруг беленькой хожу.

Я не знаю, чем берёзку наряжу,

Чем я бело - кудревату одарю.

3-я :Катя

Одарю берёзку алой ленточкой,

Да переленточкой.

А ещё шелковым платком

Да лазоревым венком.

4-я :Оксана

Белые берёзоньки!

Ходите с нами гулять,

В хороводе постоять.

Ваши веточки зелёные,

Наши песни весёлые.

5-я :Алина

Берёзонька, Кудрявенькая, Зелёненькая.

Завивайся, да на весь денёк,

Завивайся, да на весь годок!

Подходят к берёзке, украшают их разноцветными ленточками. Игра «Ручеёк» . Проносят берёзку по улицам села. Приходят на поляну, где начинается праздник .

2. Выходят коробейники.

1-й коробейник.

Подходи, честной народ!

Коробейник продает

Березовые веточки

Для Катеньки и Светочки.

Есть веники для бани,

Для Миши и для Вани.

Свежие, пахучие,

Нежные и жгучие!

1-й. Есть и сок березовый , Чтоб были щечки розовы!

2-й. Березовая каша для Феди и для Маши!

1-й. Березовые почки берите на примочки!

2-й. Изделия из бересты бери - не пожалеешь ты!

1-й. В любой торговой точке. Все сможешь ты купить себе, жене и дочке.

1-й и 2-й. Но надо поспешить!

Появляются ведущие в русских костюмах .

1-я ведущая. Дорогие друзья!

2-я ведущая. Судари и сударыни! Парни и молодицы!

1-я ведущая. Собрались мы повеселиться.

Весну провожать,

Лето встречать .

2-я ведущая. Празднуют христиане на седьмую неделю после Пасхи большой праздник - Семик . Особо в семиковой неделе отмечены три дня : Семик, приходящийся на четверг, Троицкая родительская суббота и Троица - воскресенье .

1-я ведущая. Еще не так давно эти праздники считались архаичными, отжившими. Но новый обряд - праздник Русской Березки , который, надо сказать, за много лет прижился, впитав и себя лучшие традиции Троицы .

2-я ведущая. Поэтому сегодняшний праздник - это и Троица .

1-я ведущая. И праздник нашей Русской Березки !

Коробейник.

Поклон вам, гости званые

Да желанные!

Здравствуйте, лебедушки!

Здравствуйте, молодушки!

Да ребята-удальцы,

Веселые молодцы!

Да мужчины-усачи,

Дедушки-бородачи.

Коробейник. Вижу улыбки на ваших лицах, вижу праздничное настроение ! Значит, не залежатся сегодня наши товары!

(Поет.) Эх! Полным -полна моя коробушка,

В коробейниках хожу. (Приплясывает.)

В праздник матушки Березушки

Все товары разложу!

(Обращается к 1-й ведущей.)

Выбирай, молодица, что только пожелаешь!

1-я ведущая. Вижу я, что ты мастер, и плясать, и языком чесать! Показывай свой товар! (Смотрит товар и выбирает березовую веточку .) Хорош твой товар, но мне по нраву вот эта берёзка (показывает на берёзку) .

2ведущий : А я рада, что наша берёзка является хозяйкой нашего праздника . Пусть весело и радостно будет сегодня всем. Пойте и веселитесь.

Вот березка и готова ! К празднику наряжена .

И к девичьим хороводам солнышком украшена.

Запевайте-ка, девчата, заводите хоровод,

В этом чудо-хороводе каждый пляшет и поет!

Встанем все мы в хоровод и послушаем песню о нашей березке , которую исполнит фольклорный ансамбль «Зорюшка» .

Песня «Во поле берёза стояла» .

1-ведущая : А сейчас слово для поздравления предоставляется___

2-ведущая :А теперь послушайте стихотворения о берёзке.

Дети читают стихотворения :

1. Люблю березу русскую ,

То светлую, то грустную.

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

2. Люблю ее, заречную,

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

3. Она всегда с подружками.

Весною хороводится,

Целуется, как водится.

Под ветром долу клонится,

И гнется, но не ломится.

4. Как будто в свадебном наряде

Берёзка русская стоит .

Ей ветер нежно кудри гладит,

Серёжки солнце золотит.

Под нею раннею весною

Девчата водят хоровод.

Её красавицей лесною

Зовёт недаром наш народ.

В ней столько нежности и света

И как тут не сказать, друзья,

Что для меня берёзка эта –

Мой край родной и песнь моя.

1-ведущий : Спасибо вам за светлые стихи о нашей матушке-берёзке.

Песня : «Ой, береза молодая

Ой, береза молодая !

Ой, береза зеленая !

Ой ли лёли, Ой лилё!

Ой, да парень молодой,

Ой, да сам хорош собой!

Ой ли лёли, Ой лилё!

Он к березе подходил ,

Алой лентой одарил,

Ой ли лёли, Ой лилё!

Ленту девица снимала,

Черноглазая снимала.

Ой ли лёли, Ой лилё!

В русы косы заплетала,

Сама парня завлекала.

Ой ли лёли, Ой лилё!

Ой, береза молодая !

Ой, береза зеленая !

Ой ли лёли, Ой лилё!

1-я ведущая : Слово предоставляется Директору Дома Дружбы :___

2-я ведущая : А сейчас послушайте песню в исполнении ___«Заветное место»

1-я ведущая : А знаете ли вы какие-нибудь пословицы и поговорки о берёзке,о празднике Троица ?

2-яведущая : Давайте с вами, дорогие гости, вспомним, порадуем матушку Березку !

*Бела береза , да деготь чёрен.

*Береза не угроза : где стоит, там шумит.

*Березовый веник в бане - всем господин!

(Зрители вспоминают и другие пословицы.)

1-яведущая : А может, кто-то из вас помнит какие-то народные приметы,связанные с семиковой неделей, с Троицей ?

*В семиковый четверг или в Троицкую субботу сей ячмень .

* На Троицу дождь - много грибов.

* На Троицу делают березовые венки (показывает, бросают и воду. Если тонет венок - к несчастью, плавает - к добру.

*Троица перстов крест кладет.

*Бог любит Троицу .

*Без Троицы дом не строится .

*Троица – троицей , а трех свечей на стол не ставят.

*На Троицу мужики вяжут , вяжут голики.

*Дождливый день или пасмурный – жди урожай льна и конопли.

1-я ведущая :

Это праздник - непростой , Троицей зовется .

Он березонькой густой в душах отзовется,

Ветерочком прошумит в ивах придорожных

И объявит, что венки заплетать всем можно.

Приглашаем коллектив___ для исполнения песни.

Песня : «Месяц спрятался за рощу» .

1. Месяц спрятался за рощу

Спят речные берега

Хороши июньской ночью

Сенокосные луга

Только я ли виновата

Что потеряно кольцо

Что ладони пахнут мятой

Да ромашковой пыльцой

2. Два цветочка лепестками

Зацепились у виска

Я оставлю их на память

От любимого дружка

В небе вспыхнула зарница

Над рекой туман поплыл

И уж время расходиться

Да расстаться нету сил

3. Пусть подружки не ругают

Никакой вины тут нет

Слишком рано над лугами

Загорается рассвет

Да и мало ль так бывает

Что не спим мы до утра

Ох, ты, ночка луговая

Сенокосная пора

2-я ведущая : Слово предоставляется руководителю русской диаспоры при Доме Дружбы ___

2-я ведущая :

На Троицу совершают обряд кумления. Прощают друг другу обиды, нанесенные когда- либо, и обмениваются веночками. Когда- то считалось, если подружки в Троицын день покумились , значит, быть верной дружбе крепкой.

Кумушка, голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой, девица,

Давай кумиться!

1-я ведущая : Кто желает поучаствовать в этом обряде, выходите к нашим кумушкам.

Выходят кумушки :

1-я : Давай, кумушка, мы покумимся.

Мы покумимся, поголубимся.

Скрозь берёзоньку, скрозь кудрявую.

Мы платочками поменяемся.

Кума с кумушкой свеличаемся.

2-я : Через березовый венок - покумимся , подругами станем :

Покумимся кума, покумимся,

Чтобы нам с тобой не браниться,

Вечно дружиться.

3-я : девушка.

Кумушка-голубушка,

Серая кукушечка!

Давай с тобой покумимся,

Давай с тобой подружимся,

Крестиками поменяемся,

Чтоб нам с тобой не ругаться,

А вечно смеяться!

4-я : девушка.

Ты мне кумушка,

Я тебе голубушка.

Кумушка-голубушка!

Горюшко размыкаем!

Будешь мне помощница,

Рукам моим подсобница!

Девушки целуются через веночки, обмениваются крестиками и платочками.

2-я ведущая : Приглашаем на нашу сцену гостей нашего праздника ансамбль «Зорюшка» .

1-я ведущая : Песни послушали, а теперь давайте играть - «плетень заплетать» .

1.«ОБЖИМАЛКИ» .

Звучит музыка. Все прыгают, кружатся, танцуют.

Музыка обрывается и кто-то из коробейников называет число : допустим – «ТРИ» . И все «обжимаются (то есть – обхватывают друг друга)

по ТРИ человека, кому не хватит, тот выходит из игры.

Коробейник : Пять!

2. «ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ» .

Перед началом игры участники образуют два круга.

Находящиеся во внутреннем круге берутся за руки.

Они в ходе игры изображают «клетку» .

Игроки внешнего круга за руки не держатся.

Это – «птицы» .

Под музыку «клетка» движется вправо, а птицы – влево.

По сигналу клетка останавливается, игроки поднимают руки вверх. В это время «птицы» могут свободно влетать и вылетать из нее. Клетка не может задерживать «птицу» .

По второму сигналу клетка захлопывается, т. е. Все опускают соединенные руки вниз и приседают.

Пойманные «птицы» становятся во внутренний круг, который увеличивается в размерах.

После этого игра возобновляется. Так она проводится 2-3 раза. Подсчитывается количество пойманных «птичек» .

Игроки в кругах меняются ролями. Теперь тот, кто изображал «клетку» , становится «птицей! И наоборот.

Игра повторяется так же 2-3 раза.

Выигрывает ТОТ круг, который сумел в ходе соревнования поймать больше «птиц» .

3. Вот сейчас у нас следующая самая любимая забава наших жителей, это «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА» и определим, кто у нас сильнее : мальчишки или девчонки!

А теперь посмотрим, кто у нас круче : дети или взрослые!

Теперь канат тянут : с одной стороны наши сельские жители, с другой стороны гости нашего праздника .

2-я ведущая : День к закату клонится,

Завершается праздник Троица !

Мы желаем вам мира, и благости,

И здоровья, и счастья, и радости!

Приглашаем коллектив___ для исполнения песни.

Песня : "Скажи, скажи березонька ".

1. Скажи, скажи березонька

Кого ты в гости ждешь

Кто полевой дороженькой

Спешит к тебе сквозь рожь

2. Кому ты песни дивные

Все пела поутру

Кому по-лебединому

Ты машешь на ветру

3. Молчит, молчит березонька

И тайну бережет

У полевой дороженьки

Кого-то в гости ждет.

Ведущие приглашают гостей для прощания с берёзкой.

1-я ведущая :

Девушки-подруженьки!

Кумушки-голубушки!

Пойдемте к реченьке Бухтарме.

Венки в воду бросать,

На женихов гадать!

Все участвующие идут на реку Бухтарму.

Катя :Пойдём на Бухтарму-реку,

Станем на крутом берегу ,

Бросим венок на воду.

Отойдём подале, поглядим :

Тонет ли, не тонет ли

Венок наш на воде.

Если тонет венок - к несчастью, плавает - к добру, а если венки соединились, то быть свадьбе.

Оксана : Уж мы, девушки, дело сделали, венки в речку покидали, На судьбу, на счастье погадали.

Все вместе :

Прощай, березонька белая !

Прощай, березонька кудрявая !

Прощай, Троица да зеленая !

Катя : Ну что ж, народ празднующий . Хлеб-соль и мир вашему дому! Русский народ говорит : хорошо живут там, где много поют. А мы сегодня много пели и плясали.

Вместе. Празднику честному Троице - злат венец , а вам, дорогие гости, - здравия и радости!

«ТРОИЦА - ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ»

Пояснительная записка

Цель: познакомить детей с особенностями празднования Троицы.

Задачи:

    дать представления о содержании, истории и традиции праздника;

    раскрыть нравственные ценности народа через знакомство с пословицами и поговорками – как образцами народной музыки, народными песнями, танцами, играми и прочими забавами;

    возобновить традицию семейного празднования Троицы.

Данный сценарий праздника «Троица – зеленые святки» может быть использован как для проведения в воскресной школе, так и для проведения внеклассных мероприятий в школе и других учебных и воспитательных учреждениях.

Длительность праздника можно регулировать от 45 мин. до 1 часа 30мин., в зависимости от продолжительности каждой игры, что важно учитывать в зависимости от возраста детей.

Поскольку Троица традиционно отмечается как праздник, когда вся семья после торжественной службы отправляется на природу, чтобы продолжить отмечать День Святой Троицы имеет смысл активно привлекать к подготовке и проведению праздника родителей. Данный сценарий праздника рассчитан на детей разного возраста (от 4-5 лет до 14), а также их родителей, бабушек и дедушек.

Место проведения праздника – поляна, достаточно большая (это зависит от количества участников), подходящая для проведения активных игр. Для введения в атмосферу необычного – оформляем пространство специальным образом – расставляем указатели, оставляем подсказки, на ветки березы крепим листочки с пословицами и поговорками.

До начала праздника можно предложить родителям подготовить венки, цветы и прочие атрибуты для создания особого настроения. Кроме того необходимы костюмы для ведущих: красной девицы и добра молодца, и третий костюм для березки.

Музыкальное оформление праздника возможно при помощи живой музыки (например: баян, балалайка или гитара) или под фонограмму. Тексты песен прилагаются. Оговорюсь, что тексты песен были сокращены, что объяснено регламентом праздника и соображениями необходимости цензуры с учетом возрастных ограничений.

Кроме того, целесообразно заранее раздать нескольким детям тексты песен и стихов, которые следует выучить наизусть.

За активное участие в играх, конкурсах и выступление можно предусмотреть небольшие подарки – например воздушные шарики с шуточными надписями или рисунками.

До начала представления звучат русские народные песни. Под фонограмму ведущие (Красная девица и Добрый молодец:) зазывают детей на праздник.

Праздник Троицы

Добрый молодец:

День Святой Троицы день – день особый. В этот день на апостолов сошел Святой Дух. Это случилось на пятидесятый день после Христова Воскресения. Теперь апостолы могли говорить на всех языках, чтобы нести Благую весть о Христе всем народам. В этот день мы славим Пресвятую Троицу: Бога-отца, Бога-сына и Святого Духа.

Красная девица:

На Руси издавна пошёл обычай украшения домов и храмов в этот день. Ведь зелёный цвет- это цвет обновления. Символом расцветающей природы в России была и остаётся молодая берёзка.

Его старались отмечать не в доме, а в саду, в лесу, в поле. Айда и мы на улицу берёзку прославлять.

На улице:

Красная девица: На Руси самое распространенное дерево - березка. Ее даже называли деревом жизни: люди лечились ее соком, листьями, использовали почки и кору... А за это в Троицын день ее наряжали лентами. ОЙ! А где же все березки? Только вчера здесь стояли. Не иначе злой Кощей нам праздник решил испортить – все березки украл и спрятал. Ребята! Как вы думаете, где же он мог наши березки спрятать?

Дети находят на земле первую ПОДСКАЗКУ на «оброненном» березовом листе. («Ищите березки в лесу»). Далее по указателям продвигаемся к поляне.Дети переходят к праздничной поляне, посреди которой стоит девушка – Берёзка.

Добрый молодец: ОЙ! Вот она – береза. Вот теперь мы сможем праздник начать! "Зелёные святки" мы нынче празднуем, да Троицу встречаем!

Красная девица: Весну провожаем, да лето красное встречаем! В давние-давние времена водили девушки хороводы весёлые, завивали венки разноцветные, украшали берёзку родимую!

Добрый молодец:

Берёзонька белая,

Берёзонька кудрявая,

на чём приехала?

Берёзка На ковре, на золоте,

На атласе, на бархате; -

Красная девица:

"У кого же ты гостила?"

Берёзка У отца, у матери,

У рода, у племени,

У Красных девушек.

Добрый молодец:

Берёзонька кудрявая,

Кудрявая, моложавая,

Под тобой, берёзонька,

Не огонь горит;

Не мак цветёт,

Не огонь горит-

Красные девушки

В хороводе стоят,

Про тебя берёзонька

Всё песни поют.

Дети наряжают березку, приговаривают и повязывают на березку цветные ленты.

Благослови, Троица,

Богородица,

Нам в лес пойти,

Нам цветы соривати,

Да венки завивати.

Берёзка:

Повязав ленту дети встают в хоровод. Вцентре поляны, склоняя голову и ветви, стоит «березка».

Уж вы милые девушки мои,

Уж вы верные подруженьки!

Ой, спасибо за наряды подаренные,

За песни нежные, за пляски удалые.

Как услышала я песни звонкие,

Да и пришла к вам на праздничек.

Ожила я - веселиться хочу,

Песни петь, хороводы водить.

Звучит музыка «Во поле берёзка стояла». Дети водят хоровод вокруг берёзы. Берёзка «оживает» и танцует с детьми.

Во поле береза стояла

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла. (2 р.)

Некому березу заломати,

Некому кудряву заломати,

Люли, люли, заломати. (2 р.)

Как пойду я в лес, погуляю,

Белую березу заломаю,

Люли, люли, заломаю. (2 р.)

Срежу с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка,

Люли, люли, три годочка. (2 р.)

А Четвертую балалайку;

А Четвертую балалайку;

Люли, люли, балалайку. (2 р.)

Стану в балалаечку играти,

Стану в балалаечку играти,

Люли, люли, я играти (2 р.)

КОНКУРС ПОГОВОРОК

Красная девица:

Сорвите листочек с нашей березы,

Найдете вы в ней утешенье - не слезы.

Святые отцы так сказали когда-то,

До нас донесла это Церковь, ребята!

Дети подбегают к «березке», на на ветках которой заранее прикреплены на разной высоте(среди настоящих) вырезанные из бумаги листочки, с написанными наних поговорками мудрости. Читают их (с помощью взрослых) громко вслух и возвращаются на место.

    Покорное слово гнев укрощает.

    Кайся, да опять за то же не принимайся.

    Что телу любо, то душе грубо.

    Кто любит божии дела, тому жизнь люба и мила.

    Жить – богу служить.

    Без евангелия как без солнца – и днём темно у оконца.

    Бог любит праведника, а бес – ябедника.

    В умной беседе ума набраться, а в глупой – свой растерять.

    Бойся всевышнего – не говори лишнего.

    Говори с другими поменьше, а с богом побольше.

    Почитай родителей да бога, и повсюду твоя дорога.

    Языком богу молись, да руками работать не ленись.

    Где любовь – там и бог, да тишь, да гладь, да божья благодать.

    Живи смиреннее, и всем будешь милее.

    Диавол гордился, да с неба свалился.

    Не торопись отвечать, а торопись слушать.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Девочка и мальчик встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом (мальчик, девочка) и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка проходит под «воротиками» под русскую народную мелодию «Как под наши ворота». «Воротики» произносят:

Золотые ворота

Заходите господа!

Первой мать прошла –

Всех детей провела.

Золотые ворота

Пропускают не всегда!

Первый раз прощается,

Второй запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Хлеб, соль да вода –

Закрываем ворота!

После этих слов музыка останавливается, «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

ГОРЕЛКИ

Игра "Горелки" - традиционно троичная. Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Пока поется песня, пара готовится к старту, а с последними словами куплета дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Добрый молодец:

В горелки поиграть пора –

– Такаятоже есть игра)

Играть в " горелки" - благодать!

А по сему начнём играть!

Добрый молодец: проводит игру. Все поют хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Дили-дон, дили-дон –

Выбегай отсюда вон!

ЗАГАДКИ

Добрый молодец: А вот и еще одна забава, любимая детьми и взрослыми – загадки. А кто из вас умеет отгадывать загадки?

Кто придумать этот мир

Так чудесно смог?

Жизнь, кто людям подарил?

Ну, конечно…(Бог).

Как Господь людей всех любит,

Так и мы должны любить.

Помните об этом, люди

И давайте в мире …(жить).

Если кто тебя обидел,

Бог учил нас не кричать.

В сердце не держать обиды

А от всей души …(прощать).

У кого она в достатке,

С тем дружит легко и гладко.

Для души приобрету

Я у Бога …(доброту).

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок…(терпению).

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас…(труду).

И к тому же в их труде

Все по справедливости.

Отражение в воде

Учит нас …(правдивости).

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце…(доброте)

И при всей огромности

Обучает …(скромности).

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Нас деревья всех пород,

Весь большой лесной народ

Учит крепкой…(дружбе).

Добрый молодец: А теперь давайте играть - «плетень заплетать», вставай и ты с нами, Берёзонька.

ЗАЙЦЫ И ПЛЕТЕНЬ

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре, а зайцы – на одном из концов площадки.

Дети-плетень повторяют за ведущими:

Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!»И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

БОЯРЕ

Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.

Первая команда идет вперед со словами:

Бояре, а мы к вам пришли!

И возвращается на прежнее место:

Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Дорогие нам вот эта мила.

Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону. Диалог продолжается:

Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.

Дети читают стихи:

Динь-дон, динь-дон, над деревней слышен звон

Над рекою древний Храм, побываем вместе там!

Зеленью украшены окна и полы

Ветками березы обвешены углы,

Вот посредине Церкви батюшка с Крестом

Народ стоит с цветами в Храме сем святом.

Попроси у Бога, чтоб тебя Он спас,

Попроси, чтоб веры огонек не гас…

Догорают свечи, хор поет псалмы,

Это же на Троицу в Храме были мы.

Издавна так Троицу встречает наш народ,

Веточки зеленые каждый в Храм несет,

Освятили веточки, травку и цветы,

Украшают в доме стены и полы.

А потом на волю, на лесной лужок

Поют про березку, клен или дубок.

А девушки и парни водят хоровод,

Представленьем, песнями веселят народ.

Дети исполняют хороводную песню (водят хоровод с зелеными веточками в руках).

Пойду ль я, выйду ль я

Пойду ль я, выйду ль я, да,

Пойду ль я, выйду ль я, да,

Во дол, во долинушку, да,

Во дол, во широкую.

Сорву ль я, вырву ль я, да,

Сорву ль я, вырву ль я, да,

С винограда ягодку, да,

С винограда винную.

То ли мне не ягодка, да,

То ли мне не винная, да,

Я цветочек сорвала, да,

Я веночек совила.

Я у молодца сижу, да,

Я на молодца гляжу, да,

Скажи, душа, скажи, свет, да,

Скажи, любишь али нет?

Скажи, душа, скажи, свет, да,

Скажи, любишь али нет? - да,

«Я любить-то не люблю, да,

Наглядеться не могу!»

Березка:

Как ни жаль мне сегодня с вами прощаться, дорогие ребята, но пора и честь знать. Заждались меня у родного дома: птицы, звери и люди. И вам я буду радость дарить, в жаркий полдень – прохладу у меня найдете, под шелест листвы отдохнете. А вы меня не забывайте, да снова в гости приглашайте.

Добрый молодец:

Ну, вот, ребята, и подошел к концу наш праздник. Мы и пели, и хороводы водили, и в старинные игры играли. Да и березке нашей пора домой возвращаться – радовать своей красотой всех людей – нам на радость, другим на загляденье. А мы поблагодарим ее и пригласим к нам на праздник прийти в следующем году.

Список использованных источников и литературы:

    Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа.