Описание нарядов королевы елизаветы 2. Стиль английской королевы Елизаветы II

(10 интересных сведений о верхней одежде Елизаветы II)

В ноябре 2012 года в Англии вышла в свет книга Анжелы Келли «Dressing The Queen: The Royal Wardrobe» («Одевая королеву») в которой личный костюмер Елизаветы Второй раскрывает секреты ее гардероба: от подбора веса сумки до пошива туалетов к торжественным приемам. Немало страниц издания посвящены и любимой верхней одежде королевы — пальто и плащам. Вот лишь десятка интересных фактов о них.

Факт №1

Королева заказывает верхнюю одежду исключительно у английских мастеров.

Факт №2

Перед пошивом нового плаща или пальто, личный костюмер предоставляет королеве на выбор не менее четырех эскизов будущего наряда и столько же образцов ткани. По утвержденному Елизаветой наброску изготавливается пробный вариант, который примеряют на специальный манекен, чьи размеры (равно как объемы королев) держатся в строгой государственной тайне. За ее разглашение придворные модистки и портные сразу потеряют работу.

Факт №3

Любимая форма верхнего платья Елизаветы Второй — трапеция, длина — на два дюйма ниже колена.

Факт №4

К каждой единице верхней одежды Ее Величества дизайнеры сразу подбирают перчатки, сумочку и головной убор в тон. Обувь же и брошь к пальто выбираются тремя стилистами непосредственно в день выхода.

Факт №5

Команда дизайнеров ведет строгий учет нарядов своей хозяйки, скрупулезно записывая и зарисовывая в дневник что, когда и куда надевала королева. Такой подход позволяет избежать повторений. Если, например, на прошлых скачках Елизавета Александра Мария была в легком кашемировом пальто цвета лайма, то этот фасон и цвет не должен присутствовать в ее наряде во время следующих бегов.


Факт №6

Для того чтобы полы платьев и летних плащей первой леди страны не поднимались под порывами ветра (все-таки это королева, а не Мерлин Монро), по их периметру вшивают несколько свинцовых грузиков.

Факт №7

В течение года Елизавета II снимает и надевает 25-30 различных видов пальто и плащей, каждый из которых живет в монаршем гардеробе около пяти лет.

Факт №8

В гардеробе Елизаветы Второй крайне мало шуб. Дело в том, что меха в Англии считаются исключительной роскошью, по этикету не положенной для рядовых прогулок. Даже королеве. Зато Лилибет, как называют ее домашние, любит носить мех на воротниках и особенно оторочке рукавов верхней одежды. К счастью, это регламент позволяет.

Совсем немного меха, но как освежает!

Факт №9

Члены монаршей семьи не носят верхнюю одежду черного цвета. Эту традицию ввела еще во времена Второй мировой войны мать старушки — Елизавета Первая, желая своими светлыми нарядами придать оптимизма сражающимся британцам. Сегодня однотонная, но яркая одежда — фирменный почерк королевского стиля: 86-летняя хозяйка Британии не боится надевать ярко-бирюзовые пальто и плащи с отделкой цвета малинового пудинга. И чем старше становится королева, тем меньше в ее туалетах монохромных вещей: за последнее десятилетие она считанные разы появлялась на публике в черном или сером верхе.


Как-то журнал Vogue подсчитал, какие оттенки предпочитает Лилибет и выяснил, что любимым ее цветом являются все оттенки морской волны, особенно сине-голубой (треть всех нарядов), далее цвет чайной розы и свежей травы (каждый десятый плащ), на третьем месте — фиолетовый и нежно-розовый (каждое десятое пальто), замыкает список предпочтений Ее Высочества революционно-красный — для особых случаев. Как видим, не зря англичане шутливо называют свою королеву «веселая бабушка».


21 апреля 2016 года английской королеве Елизавете II исполнилось 90 лет. На сегодняшний день Елизавета – самая долгоцарствующая королева Великобритании и самый долгоправящий монарх в истории. Елизавета вступила на британский трон в 1952 году: после смерти своего отца. С того времени ее жизнь привлекает к себе пристальное внимание миллионов граждан.

Королева Елизавета демонстрирует всему миру твердость духа, любовь к жизни, тонкое чувство юмора и стиля. Она следит за индустрией моды, но не гонится за трендами, а остается верной своему, консервативному стилю. Критики ни разу не обвинили Елизавету в дурновкусии: напротив, практически каждый ее выход в свет сопровождался восторженными отзывами.

Давайте разбираться, в чем заключается секрет стиля главной модницы Великобритании.

Елизавета родилась в Лондоне, 21 апреля 1926 года, в семье младшего брата наследника престола Георга. Будущая королева получила отличное домашнее образование с гуманитарным уклоном. С детства она любила конный спорт и, в отличие от своей младшей сестры Маргарет, обладала настоящим королевским характером. Елизавета была серьезным ребенком, не позволяла себе разбрасывать вещи. Эти качества она сохранила на всю жизнь: уже королевой Елизавета самостоятельно выключала по вечерам свет во дворце.

Когда Елизавете было 10 лет, ее дядя, король Эдуард VIII отрекся от престола, чтобы жениться по любви на разведенной американке. В 1936 году королем стал отец Елизаветы, а она как старшая дочь – наследницей престола.

Будучи принцессой, Елизавета не была жертвой моды, хотя самостоятельно выбирала цвета и фасоны нарядов, участвовала в разработке силуэтов. До коронации она предпочитала светлые цвета и летящие фактуры для балов, а в деловых поездках и путешествиях носила сдержанные твидовые костюмы. Хотя любимые цвета Елизаветы – яркие, она обязана была держать лицо и лишь изредка сменяла белый атлас и серый твид на розовый тюль или легкий фиалковый шелк.

В 1947 году, когда Елизавете был 21 год, она вышла замуж за 26-летнего герцога Эдинбургского Филиппа Маунтбеттена – члена датской и греческой королевских семей. Свадебное платье будущей королевы, сшитое из шотландского шелка цвета слоновой кости, вошло в список самых красивых и известных подвенечных нарядов ХХ века. Его создал дизайнер и близкий друг Елизаветы Норман Хартнелл, который был королевским портным с 1938 года.

Источником вдохновения для Хартнелла стали полотка художников эпохи Возрождения. И хотя в Англии в то время был послевоенный дефицит, Хартнелл добился того, чтобы для украшения подвенечного платья принцессы в страну доставили больше 10 000 натуральных речных жемчужин. Вышивка проходила по всему лифу и подолу, поэтому при любом движении Елизаветы платье начинало сверкать и переливаться.

Богатый декор Хартнелл сочетал со скромным кроем А-силуэта: сдержанное декольте, длинные рукава, кринолин. Это было классическое и очень современное платье. До сих пор оно путешествует по мировым музеям как один из лучших образцов свадебной моды.

В феврале 1952 года, после внезапной смерти своего отца – короля Георга VI, Елизавета II становится королевой Великобритании. На тот момент ей было всего 26 лет. Коронация состоялась 2 июня этого же года. Платье для церемонии снова шил дизайнер Норман Хартнелл, в стильных нарядах которого Елизавета уже много раз появлялась на публике.

Наряд для коронации стал очередным шедевром Хартнелла. Он создал пышное платье из тяжелого атласа с кринолином. Декор платья был еще богаче, чем на свадебном наряде. Дизайнер украсил лиф и весь подол платья изумрудной вышивкой. В завершение комплекта он предложил длинные белые перчатки и бриллиантовую диадему. Церемонию показывали по телевидению во всем мире.

Сразу после коронации Елизавета и ее муж Филипп поехали в 6-месячное путешествие по странам Содружества Британской нации. Они посетили больше 20 государств. В путешествии королева продемонстрировала 100 костюмов, сшитых тем же Хартнеллом. Уже тогда выделились главные черты ее уникального стиля: удлиненные пиджаки и пальто, цветной монохром, элегантные шляпки в тон и черные туфли на низком каблуке.

Стиль Елизаветы II делят на два периода: стиль молодой и зрелой королевы. В 50-е годы Елизавета носила элегантные костюмы и вечерние наряды (платья с плотными лифами и широкими юбками, маленькие шляпки и сумочки). В этот период в гардеробе королевы присутствовали атлас, тюль, тонка белая шерсть, всевозможная вышивка, броши и диадемы.

В середине 50-х и все 60-е наряды для Елизаветы шил дизайнер Харди Эмис. Именно он придал стилю королевы особенные черты: простота, за которой, однако, скрывался сложный крой, элегантность и сдержанность. Он стал шить для молодой королевы уникальные платья, пальто и куртки.

В начале 60-х у Елизаветы было уже трое детей: принц Чарльз, принцесса Анна и принц Эндрю. Он стала меньше бывать на официальных приемах, а силуэты с утянутой талией уступили место прямому крою: платья-футляры, квадратные пальто, жакеты с укороченными рукавами.

В 70-е годы, когда в мир захватил стиль богемы и хиппи, наряды для Елизаветы II начал шить еще один дизайнер – Ян Томас, преемник Хартнелла. Он тонко чувствовал изменения в мире моды и уловил тенденцию к более мягкому, естественному стилю. Благодаря ему в гардеробе королевы появились летящие шифоновые платья, плиссированные юбки, шелковые брюки и платья с расклешенными рукавами. В этот период королева проявила свою любовь к ярким цветам и выбирала для приемов коралловые, желтые и зеленые комплекты.

Когда Елизавета II стала бабушкой, ее стиль изменился. В ее гардеробе появилось больше ярких цветов и необычных аксессуаров. В
80-е годы королеву прозвали «бабушкой нации». В это десятилетие она все еще носила брючные костюмы и не боялась выглядеть не по-королевски (в очках, без макияжа). Важное место в гардеробе королевы заняли сложные шляпки с цветами и твидовые однотонные комплекты.

В 90-е годы королева стала чаще появляться на публике в простых нарядах, а шляпку иногда заменяла косынка, повязанная как у героинь русских народных сказок. Такой образ полюбился народу, хотя фавориткой в это время была принцесса Диана.

В 2000-е годы сформировался канонический стиль королевы, который она предпочитает до сих пор. Это образ элегантной и взбалмошной леди. Смело модифицировать стиль Елизавете помогли дизайнеры Стюарт Парвин и Анджелла Келли. Главным модным инструментом в гардеробе Елизаветы остался цвет. Комплекты королевы стали еще более яркие: бирюзовые, малиновые, красные, желтые, лиловые. За последнее десятилетие обозреватели на заметили ни одного серого или черного выхода.

Каноническим образом Елизаветы стал монохромный комплект (платье, пальто) со шляпкой в тон, элегантным клатчем, вуалью, короткими перчатками, сдержанными украшениями и туфлями на устойчивом каблуке. Удивительно, что при таком консерватизме 90-летняя королева покоряет публику исключительно стильными нарядами, которые копируют другие монаршие особы.

За последнее 20-летие королева освоила и сочетания оттенков в совершенстве, и цветовые детали в ее комплектах идеально перекликаются между собой.

21 апреля королева Великобритании Елизавета II отмечает свой день рождения. Сегодня ей исполнилось 93! Невзирая на свои годы, королева ведет активный образ жизни и часто появляется на официальных мероприятиях, лично вручает премии и произносит официальные речи. В прошлом сезоне она впервые посетила модный показ во время Лондонской недели моды и вручила молодому дизайнеру Ричарду Куинну награду как перспективному таланту. Летом встречалась с Дональдом Трампом , побывала на трех королевских свадьбах и даже завела инстаграм .

Если говорить о стиле Елизаветы II, то можно выделить несколько основных правил, которых она придерживается всегда, без каких-либо отступлений. В честь дня рождения монархини мы решили разобраться, из чего состоит официальный королевский гардероб.

Зонт

Цвет зонта всегда должен совпадать с цветом наряда. Поэтому основа зонта остается прозрачной, а необходимый цвет используют только для пластиковых деталей и каймы по нижнему краю основного каркаса.

Шляпа

Королева никогда не появляется на публике с непокрытой головой. К шляпе, украшенной перьями или цветочными аппликациями, всегда идет в дополнение драгоценная брошка на пальто.

Обувь

Последние 50 лет у монархини есть любимая пара — лакированные черные туфли с золотой цепочкой (или пряжкой) бренда Anello & Davide. Компания была основана в 1922 году и до сих пор изготовляет обувь вручную для театра, свадебную обувь, а также шьет обувь на заказ по технологии bespoke. В 1960-х туфли у этого бренда заказывали "Битлз" и Мэрилин Монро. Каждая пара королеве обходится в 1000 фунтов. Эту же модель для нее изготавливают в разных цветах.

Брюки

В брюках на публике королеву удалось сфотографировать всего раз — во время официального Королевского визита в Канаду в 1970 году. Тогда придворный портной Иан Томас решил немного осовременить внешний вид Елизаветы и пошил брючный костюм из матового шелка.

Корона

Ювелирная корона Елизаветы II — реликвия Виндзорской династии. Ее изготовили в 1820 году для коронации Георга IV. На инкрустацию ушло 1333 бриллианта. Королева надевает ее ежегодно с 1952 года на Церемонию открытия парламента.

Пальто и перчатки

Королева никогда не снимает пальто на публике и носит перчатки. Из-под подола пальто всегда выглядывает платье по фигуре, закрывающее колено (чтобы в случае ветреной погоды избежать ситуации в духе Монро). Чаще всего оно сделано из ткани в цветочный принт.

Перчатки должны быть только 15 см в длину. С 1974 года десятки пар в год для королевы изготавливает один и тот же мастер — Корнелия Джеймс.

Сумки

В гардеробе королевы более 200 сумок, и все они изготовлены британским брендом Launer. Ее любимые модели — Royale и запатентованная специально для королевы модель Traviata (габариты — 23 см х 20 см х 10 см). У этой сумочки укороченная ручка, чтобы она не мешала при рукопожатии.

Платки

Платки должны быть квадратной формы, чтобы их было удобно повязывать на голову, и только бренда Hermés.

По Pantone

Любовь к радужной гамме — дело не только личных предпочтений. Часто на публичных мероприятиях присутствует много людей, которые хотят хоть одним глазком взглянуть на Елизавету II — самого долгоправящего монарха-женщину в мире. Выбирая яркие оттенки, королева дает людям возможность разглядеть ее даже издалека, чтобы они могли потом сказать: "Я видел королеву".

Королевские подвенечные наряды так или иначе становятся частью истории. Платье, в котором на тот момента еще только будущая королева Великобритании Елизавета II шла к алтарю, смело можно назвать одним из самых значимых нарядов в истории свадебной моды.

Свадьба наследницы британского престола, дочери короля Георга VI, будущей королевы, Елизаветы II и герцога Эдинбургского, принца Филиппа состоялась 20 ноября 1947 года. Это было сложное послевоенное время, а поэтому торжество было настолько пышным, насколько себе могла позволить на тот момент королевская семья. Скажем честно, свадьба принца Чарльза и принцессы Дианы, а также принца Уильяма и Кейт Миддлтон были в разы роскошнее. На торжестве Елизаветы II и Филиппа пытались сэкономить на всем, на чем только можно было, а поэтому декор и флористическое оформление особо ничем не выделялось. Но вот свадебный наряд… Он поистине был королевским!

1.Дизайнером свадебного платья Елизаветы II стал Норман Хартнелл – официальный кутюрье королевской семьи с 1938 года. После того, как Хартнелл создал коллекцию из 30 платьев для матери Елизаветы, на тот момент еще королевы, кутюрье стал популярен в высшем обществе. Платья от Хартнелла носили Вивьен Ли, Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Гертруда Лоуренс и многие другие знаменитости. Кроме подвенечного наряда дизайнер создал также коронационный наряд для Елизаветы II. И эти два платья стали самыми выдающимися за всю историю работы дизайнера.

2.Хартнелл искал вдохновение в живописи. «Я обходил лондонские музеи, вдохновляясь классической живописью, и,к счастью, нашел то, что нужно – девушка с картины Боттичелли в струящемся вдоль тела шелке цвета слоновой кости, усыпанном цветами жасмина, аспарагуса и крошечными бутонами белых роз. Я подумал, что всю эту флору на современном платье можно воссоздать с помощью хрустальных бусин и жемчуга» , - писал в своей автобиографии Хартнелл. Рассказывал кутюрье о платье Флоры на картине «Весна», которую написал Боттичелли в 1482 году.

3.В 1947 году сложно было создать роскошное платье, даже несмотря на то, что это свадебное платье для принцессы. Так как в стране в ходу была карточная система, Елизавете выделили дополнительных сто карточек на одежду.

4.Чтобы создать наряд именно таким, как его задумал кутюрье, понадобилось более десяти тысяч жемчужин. Но так как в Англии нельзя было найти такое количество жемчуга, его заказали в США. А вот из-за шелка в газетах разразился скандал: возникли слухи, что он создан с помощью «вражеских шелковичных червей» - японских или итальянских. Но шелкопряды оказались китайскими, а саму ткань привезли из Шотландии. Бабушка Елизаветы королева Мария Текская советовала использовать английский атлас, но дизайнер посчитал его слишком плотным и блестящим, хотя из-за шумихи, скорее всего, пожалел о том, что не послушал королеву.

5.В результате получилось подвенечное платье А-силуэта с круглым вырезом, длинными рукавами и юбкой, которая создавала крупные складки. Атлас цвета айвори был расшит букетами из флердоранжа, жасмина и белой розы Йорков, которые сочетались с колосьями пшеницы, что символизируют плодородие. Богатая вышивка была создана из жемчуга и страз.

6.От плеч невесты спускался 4-метровый шлейф из тюля, который тоже был украшен вышивкой.

7.На работу понадобилось два месяца, 25 швей и 10 вышивальщиц.

8.Все работники Хартнелла дали подписку о неразглашении информации о подвенечном платье. Окна ателье закрасили белой краской, а изнутри завесили плотным муслином. В строжайшей секретности шили платье Елизаветы II. Журналисты любыми способами пытались раздобыть хоть какую-то информацию, даже были попытки подкупа сотрудников ателье, но никто не согласился на это. Максимум, что удалось запечатлеть репортеру – огромная коробка, которую выносили, чтобы отправить во дворец за день до свадьбы.

9.За 70 лет платье неоднократно выставлялось в музеях. Под тяжестью вышивки тонкий шелк, которого так добивался Хартнелл, стал еще тоньше, а в некоторых местах даже порвался. Рукава и юбка стали отрываться от корсета, поэтому специалистам пришлось изрядно потрудиться, чтобы сохранить наряд. В прошлом году свадебное платье Елизаветы II стало одним из экспонатов выставки «Моделирование правления: 90 лет стиля из королевского гардероба», которая проходила в Букингемском дворце.

10.Свадебный образ невесты дополнила 5-метровая фата из прозрачного тюля, атласные туфли и тиара матери, которая за час до торжества сломалась пополам в руках у Елизаветы, и пришлось ждать ювелира, чтобы он все починил.

В британской истории. 9 сентября исполнится 63 года и 7 месяцев с того дня, как Елизавета II взошла на престол! Для аналитиков этот факт - подтверждение стабильности британской монархии, а для нас - возможность из года в год наблюдать за любимицей британских подданных и вдохновляться ее жизнелюбием, твердостью духа, чувством юмора, и, конечно, железной выдержкой, с которой она соблюдает королевский дресс-код.

Последний выдержал немало нападок, однако, прежде чем приступать к критике гардероба Елизаветы, следует учесть, что его содержимое регламентировано строгим протоколом, согласно которому королева не имеет права позволить себе ни глубокие вырезы, ни открытые плечи, ни шпильки, ни мини-юбку, ни джинсы, ни шубу, ни элегантный черный, ни красную помаду, ни даже отсутствие чулок - и еще десятки и сотни "ни"! Среди них, к слову, числятся и излишества в аксессуарах.

Если прочим модным соблазнам королева не поддается, демонстрируя поистине королевскую выдержку, то по поводу аксессуаров у нас к ней много вопросов. Дело в том, что ее портретные фотографии перегружены деталями. Всему виной - избыток аксессуаров: на портретных снимках королевы за внимание борются одновременно пестрый принт, трехъярусный жемчуг, вычурная брошь, серьги, шляпа, цветок на шляпе и очки. А если в кадр попадает еще и букет, который королева держит в руках, - пиши пропало!

В остальном ее выходы - образец сдержанности и элегантности: цветные монохромные платья-футляры или костюмы средней длины, обязательно закрывающие колено, пальто и плащи, платья длиной в пол для торжественных мероприятий, каблук высотой в 2 дюйма (5 сантиметров), рукав длиной три четверти, а также перчатки, закрытые туфли с тупым мысом, жемчуг, бриллианты и прозрачный зонт.

Вообще, в истории стиля английской королевы выделяют два периода: стиль юной королевы - консервативный и элегантный, и стиль пожилой королевы, неофициально известный как "радужный", получивший свое название за любовь королевы к ярким цветам, которые заполнили ее гардероб в 2000-е и которые она носит до сих пор.

Анжела Келли, личный костюмер Елизаветы II с 1994 года, выпустившая книгу о создании гардероба одной из самых известных и элегантных женщин не только Европы, но и мира, рассказывает, что выбор цвета королевского наряда должен быть согласован с поводом, по которому Ее Величество появится перед публикой. Приходится учитывать все обстоятельства - даже то, что монархиню будут фотографировать на улице, где основным фоном являются зеленые деревья. Например, для Бриллиантового Юбилея королева выбрала золотое платье, поскольку весь концерт проходил на сцене, построенной вокруг золотого Мемориала королевы Виктории. А вот на корабле по Темзе Елизавета проплыла в белом наряде. Этот цвет был выбран для контраста с красной отделкой судна.

Есть и другие правила: если королева отправляется с визитом к детям, то главным в ее костюме являются детали, ведь дети обращают внимание на перья, ленты, воланы и яркие краски. В случае же, если ей предстоит длительная поездка на автомобиле, то на одежде Елизаветы не должны появляться складки, при этом наряд должен быть максимально удобным и практичным. Те же правила применимы и для вечерних нарядов: никакого нагромождения тканей и тяжелой отделки бисером.

Что касается шляпы, то, посещая дом престарелых, королева надевает структурированную шляпу яркого цвета, чтобы аксессуар разглядели даже люди со слабым зрением, а вот направляясь на королевские скачки, выбирает модель с утяжеленными полями, чтобы головной убор не унесло ветром. Словом, основной принцип сегодняшнего королевского дресс-кода - строгая консервативность.

Чуть больше свободы могла позволить себе "юная" королева. Хотя она никогда не была жертвой моды, ее свадебное платье, созданное в 1947 году портным королевского двора Норманом Хартнеллом под влиянием полотен художников эпохи Возрождения, вошло в список самых красивых подвенечных нарядов XX века и настоящих образцов свадебной моды.

До своей коронации в 1953 году Елизавета делала ставку на нью-лук, светлую палитру и летящие фактуры для балов, сдержанные твидовые костюмы для деловых поездок и путешествий. Особо нежные чувства юная Бет питала к белому атласу и крепу, серому твиду, фиалковому шелку и розовому тюлю. В ее фаворитах неизменно числились шелковые и атласные цветочные юбки. Вообще, в 50-х годах стиль Елизаветы совершенно подходил ее положению молодой королевы. Ее гардероб составляли элегантные костюмы, вечерние комплекты в стиле Грейс Келли, плотные лифы и широкие юбки, миниатюрные шляпки и сумочки.

Позже утянутая талия уступила место прямому крою - платьям-футлярам и квадратным пальто, рукава жакетов укоротились, а юбки удлинились. Шляпки королевы шились в то время Эльзой Скиапарелли и другими именитыми дизайнерами и не имели полей, напоминая минималистичные тюрбаны.

А в 60-е и 70-е дала о себе знать любовь королевы к цвету: для официальных приемов она выбирала яркие желтые, коралловые и зеленые комплекты. Именно в течение этого десятилетия монархиня оттачивает свой неповторимый стиль и становится той самой "бабушкой нации", как сейчас зовут ее англичане. Известна королева и своими образами "ближе к народу", пропагандирующими антипотребительский образ жизни: брючные костюмы, твидовые юбки и жилеты, резиновые сапоги и косынка.

Что до модельеров, трудившихся над королевскими нарядами, то в 40-е и 50-е годы платья для принцессы, а затем и для королевы шил уже упомянутый Норман Хартнелл. В первые годы ее царствования она начинает сотрудничать с дизайнером Харди Эмисом, который будет одевать британскую монаршую семью вплоть до своей смерти в 2003 году. С середины 50-х и на протяжении 60-х для королевы шьет Харди Эмис, а с 70-х с ней работает Ян Томас, в прошлом ассистент Нормана Хартнелла. После его смерти и вплоть до конца 80-х для королевы Елизаветы шила Морин Роуз из дизайнерского дома Яна Томаса.

С конца 80-х и до середины 90-х гардероб английской королевы пополняется нарядами от Джона Андерсона, ведь после его смерти придворным дизайнером становится его партнер Карл Людвиг Резе. С 2000-х же для Елизаветы II трудится самый молодой из придворных дизайнеров Ее Величества - Стюарт Парвин, выпускник Эдинбургского колледжа искусств. В 2002 году его помощницей становится Анджела Келли.

Вспомнив разные вехи в формировании стиля Елизаветы II, мы не можем не остановиться на самом ярком его периоде - современном, образцы которого складываются в настоящую пеструю радугу. Убедитесь сами, заглянув в фотогалерею.