Прическа улей. Короткая стрижка от Видал Сассун

Сейчас молодое поколение не знает, что такое, например «хала»или«улей». Прически 60-х при общем конструктивном и футурологическом направлении моды, как ни странно были, пожалуй одними из самых трудоемких и сложных в 20-м веке.
С одной стороны- вошли в моду простые стрижи геометрических форм, с другой-локоны, завитки в большом количестве и отличительная особенность 60-х-начес.
Парикмахерская 1960-х Прически -1965 год

Нашим «звездам» сильный начес не рекомендовался, лишь уже в 70-х им стали разрешаться некоторые вольности.
«Комсомолка и спортсменка»- Варлей , конечно- без начеса:


Но актрисы в жизни-почти все со взбитыми волосами:
Татьяна Лаврова

Жанна Болотова

Наталья Фатеева

Виктория Лепко


Эдита Пьеха была одной из самых модных певиц, она всю жизнь носила стрижки.


Эдита Пьеха-65




Дикторы несли моду в массы, за неимением других источников информации. Их наряды и прически пристально рассматривали и брали с них пример.
Одна из самых милых дикторов 60-х- Светлана Жильцова





Светлана Моргунова -одна из самых популярных дикторов.
Отличалась любовью к более сложным и сильно залаченным прическам с локончиками и завитками.


Отличительным признаком ее причесок были завитки по бокам сверху, гримеры, смеясь, их называли «хотюнчики»))
Хотя с дикторами и ведущими работали самые лучшие гримеры, настоящие мастера своего дела, но часто на личный вкус таких дам они повлиять не могли.


Светлана Моргунова (1965)


Муслим Магомаев, Светлана Моргунова, Бедрос Киркоров

Моргунова немного упростила свой локонно-залаченный стиль лишь в 21-м веке, давно покинув тв-экран.


Вообще же наши женщины настолько полюбили лак и начес, что не могли расстаться с ними долгие годы.
Валентина Леонтьева

Людмила Шагалова
Бывало, что внешность такая, что локоны вроде и не к месту- но было модно и всем хотелось такую прическу:





Татьяна Доронина


Доронина, любимица партноменклатуры- предпочитала залакированный начес и локоны.
Как Татьяна полюбила эту модель, (а вместе с ней все прототипы простых колхозных тружениц из «Трех тополей на Плющихе»)- так с ней и не расставалась до старости.
Ни гримеры, ни художники по костюмам ничего с ней не могли сделать, она никого не слушала.
А высокому начальству как раз нравился такой типаж, она к ним дверь ногой открывала.

Пока ей не закрыли тв-экран, так и снималась во всех новогодних огоньках- романтические завитки и гитарные романсы.



Начес-длинные волосы
Хотя начес очень хлопотно делать на длинных волосах- естественная форма головы казалась как бы немодной, к ней вернутся лишь в 70-х.
Поэтому и длинные волосы начесывали к макушке, порой до величины «бабетты»:
Людмила Гурченко

Светлана Светличная


Барбара Брыльска


Ирина Мирошниченко

Наталья Кустинская

Высокие прически
Бабетта
Бабетта к нам пришла с Брижжит Бардо, у нас она ассоциируется с девушками на невысокой тонкой шпильке и в плаще «болонья»- эту моду неоднократно критиковали, но потом успокоились и приняли. У нас эти прически стали популярными под названием «вшивый домик»- что только в них не подкладывали- вычесы, капроновые чулки, мочалки из лески, даже банки!
Анастасия Вертинская


Лариса Голубкина

Наталья Кустинская



Когда эта мода распространилась, такие прически стали делать даже женщины, которым они катастрофически не шли.
Особенно жалко смотрелись эластичные сеточки, которые надевали на гульку, чтобы жидкие волосы не растрепались.
Нина Меньшикова


Фильм «Доживем до понедельника»


Эти прически оказались очень живучими, в казенных учреждениях можно было встретить таких дам- учительниц и чиновниц вплоть до 90-х годов.
«Улей» и «Хала»
Эти прически- апофеоз 60-х и, наверно- всего 20-го века после первой мировой войны.
Прическа «Beehive» (улей) была разработана в 1960 году Маргарет Heldt из Чикаго.
Этот стиль до сих пор остается символом 1960-х годов вместе с ярким гримом.
Эту прическу можно было сделать даже из волос средней длины, волосы скалывались невидимками в кружок на макушке, завивались, каждая прядь начесывалась и укладывалась в локон.
Ну а если кто-то имел шиньон- это было просто счастье, его можно было заранее накрутить и принести в парикмахерскую готовым, чтобы не сидеть под феном.
Многие сейчас и не знают, что такое «хала», а ведь это не только булка-плетенка, а одна из самых популярных причесок в СССР 60-х:
Волосы укладывались так, чтобы имитировать косу:
Свердловск. В загсе. 1965г.


«Халами» в просторечии называли и «ульи», и различные разновидности высоких причесок. Общее у них было одно- это было целое сложное сооружение и берегли его, как могли- нещадно поливали лаком, натягивали сеточку, на ночь надевали косынку.
Эти прически дико полюбились нашим чиновным дамам. Видимо, они их и физически, и морально возвышали и давали ощущение, как у королев. В сочетании с кримпленовым костюмом, немецкой или японской блузкой с кружевным жабо для повседневности и кофточкой с люрексом для особо приближенных к дефициту они, казалось- просуществовали целую вечность, вплоть до двухысячных!
Райком, обком, чиновницы, от бухгалтерий до продавщиц овощного- все грезили о такой прическе и записывались в салон по карману.


Элина Быстрицкая
Ей необыкновенно шли такие прически.




Валентина Шарыкина


У нас такие прически любили еще и украшать, в каждый локон втыкали маленькую шпильку с жемчужинкой их дешевых бус.
Так и ходили с утра до вечера- с жемчугами и сеточками на голове и сеткой-авоськой в руках (пакеты были большим дефицитом).
Еще такие прически модно было перевязывать газовой косынкой с люрексом- они медленнее теряли «товарный вид» и не надо было часто посещать парикмахерскую.
Хотя за такую прическу в 60-е над было заплатить рулей пять (если в обычной парикмахерской, не в салоне)- это было большой тратой для большинства, на среднюю зарплату в 60-110 рэ это могли позволить себе только на особо торжественные случаи.
Но все равно сходить в парикмахерскую и почувствовать себя королевой хоть на несколько дней было проще, чем модно одеться во времена дефицита.
Людмила Зыкина
Зыкина- типичный пример такой женщины, простой работницы, превратившейся в королеву.
Она всю жизнь была верна такой прическе, это стало, вместе с расшитыми платьями-колоннами в пол и патологической любовью к драгоценностям- ее фирменным «богатым» стилем.






Такая укладка выглядит довольно нарядно и экстравагантно, но для самых смелых, ее можно выполнять и каждый день, как это делала сама Эмми Уайнхаус.

Для того чтобы сделать такую укладку самостоятельно, вам понадобятся: шпильки, шиньон небольших размеров, фен и лак для укладки волос.

Вымойте голову с помощью шампуня, который подходит к вашему типу волос. Затем воспользуйтесь кондиционером или кремом для волос.

Высушите локоны с помощью фена.

Расчешите волосы и с помощью плоской расчески сделайте пробор, который отдели передние пряди от основной массы волос.

Сделайте хвостик на макушке из небольшой пряди локонов. Оберните его вокруг резинки. В результате у вас получится небольшой пучок, к которому в последствие и будут крепиться искусственные пряди волос.

Возьмите шиньон и придайте ему форму шара. Затем очень аккуратно прикрепите его с помощью шпилек к основной массе волос.

Заем поочередно закидывайте назад передние прядки, и укладывайте их поверх шара. Каждую прядку следует закреплять с помощью шпилек у самого основания.

Оставьте несколько свободных прядей для того, чтобы можно было обрамит прическу.

60-е года были десятилетием огромных перемен по всему миру, и особенно в моде. Менялись не только одежда и аксессуары, стили и силуэты, расцветки и принты, но также и прически. С чем у нас обычно ассоциируется прическа 60-х? Правильно: с невероятной пышностью, легкой небрежностью, кокетливостью и исключительной женственностью. Хотя, как показывает практика, в то время перемен волосы могли иметь какую угодно длину и стиль. Самые популярные варианты причесок в стиле 60 х - какими они были раньше и в современных интерпретациях - мы представляем сегодня вам на обозрение!

Прическа в стиле ретро 60-х годов «улей»

Это одна из самых популярных причесок того времени. Ее название объясняется необычной формой, при которой все волосы поднимаются вверх и конически закручиваются внутрь. Появился вариант такой укладки с легкой руки парикмахера из Иллинойса Маргарет Винчи. Высокий «улей» сразу же полюбили знаменитости - известнейшая актриса Одри Хепберн, британская певица Дасти Спрингфилд, чернокожая исполнительница блюза Арета Франклин и многие другие.

Современная вариация «улья» мало чем отличается от классики. Сделать такие прически в стиле 60 годов своими руками несложно, главное - создать хороший начес у корней, который потом закрывается гладким верхним слоем волос. В сочетании с макияжем nude укладка «улей» - отличный вариант для офиса. А вот голливудские звезды любят использовать ее для торжества или красной дорожки, это один из самых удачных вечерних вариантов причесок в стиле 60 х годов - фото ниже докажут вам это.

Классическая «бабетта» - абсолютный хит в стиле ретро 60-х

Любая домохозяйка из американского фильма про 60-е года будет изображена именно с такой прической, в пышном расклешенном платье и в домашних туфельках на аккуратном каблучке. Просто мечта, не правда ли? Ну а как еще можно подражать знаменитой Бриджит Бардо, законодательнице этой укладки? Классический вариант - это собранные вверх волосы, с объемным начесом на макушке - и он, кстати, торжественный и изысканный, может использоваться и как свадебная прическа в стиле ретро 60-х.

Высокий начес можно комбинировать и с распущенными волосами, когда вверх поднимается лишь часть локонов. Это намного более современный и менее обязывающий вариант прически в стиле 60 х годов, который можно использовать и каждый день. Распущенные волосы стоит завить в объемные локоны, а из челки спереди выпустить пару прядей. Сделайте такую укладку немного небрежной и «недоделанной» - это добавит романтики и женственности вашему образу. Позаимствуйте идеи у голливудских звезд - вот самые оригинальные прически в стиле 60 годов фото.

Короткая стрижка от Видал Сассун

Если вы думаете, что коротким волосам и идеальной гладкости в 60-е года не было места, вспомните про легендарного британского парикмахера и стилиста Видала Сассуна. Укороченная стрижка «паж» (у нас она называлась на разные лады - в том числе и «сэссун», по имени парикмахера) - это именно его рук дело. С его подачи в то время начали стричься экстремально коротко, и такие прически на короткие волосы в стиле 60-х годов стали символом бунтарства, сильно выделяясь из общей массы начесов и «бабетт».

Американские актрисы Миа Фэрроу, Джин Сиберг и Нэнси Кван, британский дизайнер Мэри Куант (на фото выше) и супермодель Твигги - все носили короткие стрижки с идеально гладкими прядями, соревнуясь между собой в блеске и ухоженности волос, а также в оригинальности исполнения укладки. Сегодня укороченное «каре» и «паж» тоже популярны, но для безупречности формы стоит найти действительно талантливого парикмахера, каким был в свое время Видал Сассун.

Объемный «флип» - любимая прическа в стиле ретро Жаклин Кеннеди

Когда Джон Кеннеди был избран на пост президента США в 1961, его супруга Жаклин, первая леди Америки, сразу же стала настоящей иконой стиля. «Новая красота по-американски» - вот как величали ее образ, который сразу же вызвал волну подражания. И одной из самых удачных составных частей этого образа стала прическа под названием «флип». По сути, это был «боб», длиной до плеч, но не гладкий, а объемный, с завитыми концами и легкими волнами.

Простая, на первый взгляд, укладка, без излишней вычурности скрывала в себе труды парикмахеров и стилистов, колдовавших над головой Жаклин. Однако простые женщины старались сделать такие прически в стиле 60 своими руками , и преуспевали в этом. Изюминка укладки - объем у корней и завитые наружу, вдоль линии шеи и плеч концы. Вариант в цвете блонд отлично смотрелся на актрисе Элизабет Монтгомери (фото выше). А вот современные вариации «флипа» - очень удобной и эффектной укладки.

Как видите, мода циклична, и всё новое - это хорошо забытое (а вернее, как раз и не забытое) старое. Актуальные сегодня прически в стиле 60 х годов нравятся многим - их используют и звездные стилисты, и известные парикмахеры. Попробуйте сделать укладку в ретро-стиле и вы!

Татьяна Мальцева