Стендовый материал для родителей детского сада. Информационный стенд для родителей. Пример регионального регулирования оформления стенда

Марина Башмакова

Цель : способствование росту эффективности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и повышение педагогической культуры родителей ; создание условий для решения проблем информационного обеспечения родителей воспитанников ДОУ .

Информационный уголок для родителей в группе - это прежде всего один из способов общения воспитателей с родителями . И чтобы заинтересовать родителей уголок должен быть не только оснащен всей необходимой информацией , но быть интересным и правильно оформлен. Из информации выставленной в уголке, родители могут узнать больше о том, какие занятия проводятся с детками, а также о событиях происходящих в группе. Информационный уголок несет разнообразную информацию : правовую, консультативную, практическую, профилактическую, и просветительскую и т. д.

Деток и их родителей в приемной радостно встречают шалунишки-непоседы. Информация на стенде для родителей представлена по разделам : информация , объявления, наши занятия, меню, режим дня. Дополнительно размещаем на шкафчиках папки – передвижки по волнующим вопросам обучения и воспитания детей. Неотъемлемой частью информационной среды также являются выставки детских работ (с обязательным описанием программных задач) .

Публикации по теме:

Информационный лист к номинации конкурса «Информационный стенд для родителей специалиста детского сада» Содержание информационного стенда.

Информационный листок для родителей по обеспечению безопасности детей Уважаемые родители! Напоминаем Вам телефоны вызова служб быстрого реагирования: Вам также могут быть полезны следующие номера: 100 -.

Информационный листок для стенда «Выбираем велосипед» Выбираем велосипед! Классификация детских и подростковых велосипедов такова: 1. Велосипеды для детей 1.5-3 лет (рост до 98 см) - диаметр.

Информационный материал для родителей «Учимся лепить из пластилина вместе с детьми!» Информационный материал для родителей. «Учимся лепить из пластилина вместе с детьми!» Многие родители, заинтересованные в том, чтобы.

Наглядно-информационный материал для родителей «Святки, колядки». Традиции празднования рождества В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны,.

Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно.

Стенд ко Дню Защитника Отечества "Я помню, я горжусь. День Защитника Отечества стал для ребят нашего детского сада своего рода праздником.

Дошкольная образовательная организация обязана доносить информацию до родителей, детей, работников и создавать для этого условия. В этом ей помогут стенды, которые привлекут внимание и доступно представят информацию.

Законодательство РФ не содержит требований к содержанию и оформлению таких информационных плакатов в отличии от сайта дошкольного учреждения, требования к которому устанавливает статья 29 Закона от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ.

Пример регионального регулирования оформления стенда

В Республике Коми требования к оформлению информационного стенда со схемами безопасных маршрутов устанавливает совместный приказ МВД по Республике Коми и Министерства образования Республики Коми от 5 июня 2015 г. No 210/435.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Скачать книгу «Управление в ДОУ»
Скачать бесплатно в.pdf

Так, образовательные организации размещают стенды со схемами безопасных маршрутов «дом - школа - дом» или «дом - детский сад - дом» в фойе. На них располагают фотографии с особенностями дорожного движения на территории, прилегающей к образовательной организации, сложные транспортные развязки.

Помимо информационной, эти стенды выполняют обучающую функцию как наглядный материал, который используют педагоги во время уроков и тематических мероприятий.

Какие бывают стенды и как их оформить

Информационные стенды делят по тематике. Она определяет, что именно будет размещено на таких стендах.

Как оформить информационные стенды?

Отвечает Елена Пуляева, кандидат юридических наук, старший преподаватель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

В детском саду можете разместить стенды:

  • информационные;
  • тематические;
  • дидактические.

Стенд с официальной информацией

На стенде с официальной информацией о дошкольной организации разместите копии:

  • устава;
  • лицензии на деятельность;
  • свидетельства о государственной аккредитации;
  • документов, которые регламентируют организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся и родителей, правила внутреннего распорядка обучающихся;
  • документов по приему в дошкольную организацию: правил приема, перевода и отчисления обучающихся, в том числе порядка индивидуального отбора (если он есть), распорядительного акта учредителя о закрепленной территории, образцы заявлений;

Также разместите на стенде сведения:

  • о свободных местах для приема;
  • об образовательных программах и образовательных услугах: вид, уровень образования, продолжительность обучения, планируемые результаты обучения и т. д.;
  • о родительской плате за присмотр и уход в детском саду или ГПД, в том числе о сроках и способах оплаты, льготах по оплате, направлениях расходования платы.

Совет: информационный материал изложите кратко и понятно для родителей и обучающихся, чтобы он был легок для понимания. Используйте для наглядности схемы, инфографику, например, от Рособрнадзора.

Стенды профориентации

Разместите стенды, посвященные профориентации обучающихся. Они позволят детям легче определиться с будущей профессией и направлением деятельности.

На стенде разместите информацию:

  1. О способностях и психологических особенностях, которые важны для той или иной профессии, рекомендации по выбору профессий, типичные ошибки при выборе профессии, о возможности и условиях прохождения профессионального тестирования.
  2. Об интересных фактах о профессиях, выдающихся трудовых достижениях, викторинах, анонсах, итогах и лучших работах профориентационных конкурсов.
  3. О социальных партнерах, коммерческих компаниях, которые сотрудничают с образовательной организацией в рамках профориентации обучающихся.

Разместите календарь профориентационных событий, а также анонс встреч с разными людьми.

Совет: разместите на стенде информацию о ВПР с учетом дисциплин, по которым будете проводить работы. Повесьте на стенде график проведения работ и практические советы о том, как лучше подготовиться к контрольной. Используйте инфографику, которую подготовил Рособрнадзор, или разработайте свою.

Стенды в детском саду

Информационные стенды для детского сада сделайте простыми и доступными. Один стенд - один вид информации. Стенды могут быть навесные и напольные. Однако напольные стенды в детском саду применяют реже, так как они занимают больше места и могут травмировать детей. Оформите стенд ярко, чтобы привлечь внимание детей и других посетителей.

По целям создания стенды в детском саду делят:

1. На информационные - содержат информацию для родителей о подходах к воспитанию ребенка, его развитии и возрастных особенностях, объявления. Иногда их называют «Уголок для родителей» и проводят конкурсы на лучший уголок в детском саду.

На таком стенде поместите:

  • режим дня;
  • правила и памятки для родителей;
  • часы приема администрации детского сада;
  • объявления о предстоящих мероприятиях;
  • другую информацию.

Организуйте педагогический раздел стенда, чтобы ознакомить родителей с учебно-воспитательной работой детского сада.

  • Размещайте на стенде мини-отчеты о реализации образовательной программы.
  • Повесьте фотографии, фотоколлажи по проводимым мероприятиям, детские высказывания.
  • Пополняйте содержание стенда не реже одного раза в месяц;

2. Тематические - несут информацию на определенную тему, например о временах года, занятиях в детском саду, днях рождениях детей в группе, конкурсах;

3. Дидактические или развивающие - устанавливают для детей, чтобы они могли самостоятельно помещать туда информацию, использовать стенды в игровой деятельности. Оформляйте такие стенды в необычной форме, например в виде книги - для уголка юного читателя, в форме поваренка с кармашком - чтобы разместить информацию о меню и дежурных по столовой.

Совет: оформите в группе также папки-передвижки и ширмы. Поместите там краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам, например методы руководства детскими играми, описание условий для формирования навыков самообслуживания у дошкольников, проведения наблюдений в природе и т. д.

Также можете разместить другие стенды. Посвятите их:

  • дорожной безопасности обучающихся;
  • охране труда работников;
  • психологическому развитию детей, в том числе дошкольного возраста.

Общие принципы оформления

При оформлении стенда придерживайтесь общих принципов:

1. Определите назначение стенда - какую информацию он будет содержать и на какую аудиторию рассчитан. Это влияет на его дизайн и размещение. Если делаете стенды со специальной тематикой, то размещайте их возле соответствующей зоны или кабинета. Например, стенды выставки спортивных достижений разместите возле спортзала или на улице рядом с физкультурно-спортивной зоной;

2. Разграничьте стенды по тематике - один стенд посвящен определенной цели и теме. Например, не размещайте на информационных стендах об организации информацию по технике безопасности;

3. Соблюдайте стилистику оформления стенда с учетом его назначения, например, когда оформляете стенды с официальной информацией об организации, не используйте плакаты, написанные от руки, подручные средства декорирования, детские рисунки. Придерживайтесь формального стиля, информацию изложите официальным языком. И наоборот, когда оформляйте стенды о детском творчестве, используйте любые материалы, шрифты, декоративные элементы. Хорошо, если в оформлении таких стендов примут участие дети и родители;

4. Дозируйте и систематизируйте информацию на стенде - количество визуальных акцентов должно быть небольшим, потому что внимание человека избирательно. Расставьте акценты так, чтобы читатель увидел в первую очередь главную информацию, а потом - вспомогательную. Используйте иллюстрации, фотографии, схемы, инфографику, потому что визуальную информацию люди воспринимают лучше;

5. Располагайте информационный стенд так, чтобы его было хорошо видно: в освещенном, доступном месте, на высоте, которая позволяет ознакомиться с содержанием всего стенда. Поместите его в зоне, где проходит много людей, чтобы привлечь больше внимания;

6. Следите, чтобы на стендах была актуальная информация - все новости и объявления вовремя заменяйте свежими сообщениями. Если размещаете на стенде грамоты и похвальные письма, то вывешивайте недавние на видное место. Таким способом покажете, что организация развивается, занимает призовые места, повышает свой рейтинг;

7. Оформляйте стенды с учетом дизайна и стиля интерьера. Этим создадите единое информационное и стилевое пространство;

8. Используйте стенды с карманами , размещайте там анкеты, опросники, памятки для обучающихся, родителей, тем самым наладите обратную связь с участниками образовательного процесса.

Ирина Кузнецова

В приемной комнате нашей группы размещен стенд, выполненный своими руками. Материал, представленный на стенде направлен, на информационно-просветительскую работу с родителями. Стенд содержит следующие разделы:

«Краткая информация» - раздел знакомит родителей с короткими высказываниями великих людей, пословицами и поговорками, стихами по вопросам воспитания и обучения детей.

«Читаем и слушаем дома» - в этом разделе родителям представлены литературные и музыкальные произведения, которые можно использовать для домашнего чтения (прослушивания).

«Знаете ли Вы, что…» - раздел содержит короткие сообщения об исследованиях в педагогике, о методах воспитания в разных странах в настоящих и прошлых веках.

«Советы психолога» - раздел посвящен детской психологии. Размещены интересные статьи о возрастных особенностях и психических процессах детей, об их воспитании и психических проблемах; советы и рекомендации психолога по воспитанию детей.

«Памятка» - раздел содержащий краткие сведения и рекомендации для родителей на различные темы.

«Советы врача» - в этом разделе родителям предоставляются сведения о росте, весе ребенка, режиме дня. Краткая консультация по вопросам профилактики тех или иных заболеваний.



Публикации по теме:

ФГОС до на стенд Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.

В эти минуты написала план работы на следующую неделю по лексической теме "Осенние подарки",чтобы поместить его в родительский уголок и.

Предлагаю вашему вниманию один из вариантов оформления информационного стенда для родителей. Моя группа называется "Звездочка", поэтому.

Магнитный стенд «В уголке Природы» Для формирования у детей дошкольного возраста благоприятного, доброго отношения к природе в группе.

Приближается лето. Совсем скоро наши дети всё больше времени будут проводит на свежем воздухе. Чтобы это время проходило для них весело,.

Букет любви и нежности для нашим мам! День матери - международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей.

(слова из песни «О той весне», посвященной Дню Победы, автор Елена Плотникова) Счастливый май. Любимый край, Своих солдат Встречай скорее.

Это стенд для раздевальной комнаты, где малыши, приходящие с мамой, могут найти свою фотографию. С помощью стенда "Здравствуйте,это я!".

15 идей оформления стендов для родителей и детей в детском саду. Образцы оформления детских стендов для ДОУ: психолога и логопеда, С Днем рождения, музыкального, для детских рисунков и других.

Сейчас в детском саду много информации, с которой воспитатель должен знакомить родителей. Здесь поможет щит с универсальными кармашками, куда можно помещать необходимую информацию: фотографию группы, достижения ребят, расписание, поздравления, режим дня, меню (очень важно, чтобы оно было в каждой группе, и родитель всегда знал, что сегодня ел ребёнок), актуальные нормативные документы и объявления.

Стенд, представленный на рисунке подойдёт для приёмной, либо родительского уголка, имеющего в своём оформлении хохломскую роспись или обустройство в народном стиле. Стенд является продолжением оформления приёмной, музея, группы, а не просто доской с объявлениями.

Он может состоять как из одной части, так и быть составлен из трёх частей. Вверху центральной части стенда можно указать название группы и её девиз.

Кармашки имеют разный размер от А6 до А4, а также перекидную систему формата А4, что значительно увеличивает объём хранимой информации.

Очень хорошо будет, если и сам информационный материал будет по своему оформлению, сочетаться с дизайном стенда.

Идеи стенда для кабинета английского языка

Важно создать атмосферу изучаемой страны в кабинете. Если это дошкольники или ученики младших классов, то их для начала нужно познакомить с англоязычными странами и их культурой.

Затем изучаемый материал — детям нужно закрепить алфавит, названия цветов и числа.

Для учащихся начальной школы или детского сада будет полезен стенд для письменных работ с наградами в виде званий или сертификатов. На доске в фоне размещены сертификаты на английском языке, в центре каждого сертификата карман, куда вставляется работа учащегося или фотография.

Это могут быть разные сертификаты, например:

  1. Награда за лучшую работу по грамматике: Grammar Award
  2. Награда за богатый словарный запас: Vocabulary Explorer Award
  3. Награда за лучшую письменную работу: Imaginative Writer Award

Такой стенд обязательно мотивирует ребят для дальнейшего освоения иностранного языка.

Для фона стенда английского можно взять, ставшие символами Великобритании, красную телефонную будку или двухэтажный автобус. Окна автобуса и будки - карманы для размещения листов A4 или A5. Это могут быть картинки из Интернет подписанные самими учениками на английском, или заранее подготовленные учителем «напоминалки», оформленные в едином стиле. В качестве шаблонов можно также использовать детские раскраски или рабочие тетради по изучению английского языка. Так дети сами будут участвовать в изготовлении материалов для стенда.

Стенд своими руками «Мелкая моторика»

Идея детского стенда для развития мелкой моторики. Для изготовления, правда нужны хорошие умелые руки, но награда — радость малышей того стоит. Дети исследуют всё, стенд предоставляет им безопасный способ исследовать всевозможные защелки, задвижки, краны и т.д. Это будет и огромная польза для вашего ребенка, и игра, и обучение и взаимодействие.
Главное то, что у малышей будет свой учебный макет, сделанный с любовью заботливыми мамами и папами.

Идея хендмейд макета очень проста: ребенку крайне необходимо развивать мелкую моторику, которая стимулирует работу мозга и участвует во всех процессах жизнедеятельности, даже таких простых как завязывание шнурков.

Детский стенд своими руками «Мелкая моторика»

Наш макет не просто развивает мелкую моторику, но и учит самостоятельно завязывать шнурки, пуговицы, заклепки, набирать и запоминать номера. Изготовить его просто, потребуется доска, шнурки, пуговицы с резинками, заклепки, табло старого телефона или старая клавиатура мобильного. Так же в ход могут идти защелки, старые замки, прищепки с кусочком веревки, включатели и многое другое. Все эти предметы в произвольном порядке прикрепляются к учебно-игровому макету. Развивайте ваших деток!

Стенд Уголок здоровья

Стенд предназначен для родителей детей младшего возраста, информирующий о проводимых в ДОУ оздоровительных мероприятиях, плане прививок и медосмотров, советы родителям о правильном питании, гигиене.

Выполняется в виде настенного щита, размещается перед медицинским кабинетом детского сада, а также в детских спортивных центрах.

Уголок изготавливается из алюминиевого профиля или МДФ с использованием полноцветной широкоформатной печати, нанесенной по всей площади.
Уголок оборудуется карманами в необходимом количестве, изготавливаемые из прозрачного пластика для размещения информации.

Первый выпускной в жизни ребенка - это выпускной в детском саду. В этот день дети прощаются с воспитателями и друг с другом. Наступает новый этап в их жизни - они готовятся стать школьниками.

К этому дню стоит подготовить стенд выпускников. Он представляет собой доску с кармашками. На доске можно напечатать рисунок, например, буквы и животных, которых изучали вместе с воспитателями. Также можно сделать именную надпись вроде «Выпускники садика №…» или просто «Наши выпускники».

В кармашки помещают фотографии детей и воспитателей, стихотворения, поздравления, лучшие рисунки детей, фотографии значимых и забавных моментов из жизни группы.

Но что делать с этим стендом, когда ребята уйдут? Забавные истории из жизни ребят, их лучшие работы будут хорошей рекламой детсаду в течение года.

Музыкальные стенды в детском саду используют для текстов песен, которые нужно выучить детям к празднику, также те, что дети учат на музыкальных занятиях, и родители могут повторить с ними дома.
Кроме обучения, это место для размещения объявлений о музыкальных кружках и утренниках.
Одним из ярких примеров удачного решения выступает данная информационная доска, имеющая следующие характеристики:


Стенд Безопасность дорожного движения

Стенд предлагается расположить в коридоре или раздевалке группы для ознакомления и повторения воспитанниками детского сада во время выхода на прогулку.

Оформляется яркими картинками и текстами, поясняющие дорожные ситуации, изображенные на нем.

Уголок помогает наглядно объяснить детям младшего возраста правила безопасного поведения на дороге.

Уголок изготавливается из алюминиевого профиля или МДФ с прикрепленными карманами формата А4 из пластичного прозрачного материала, позволяющего вставить дополнительные сведения на бумажных листах формата A4.

Cтенд МЕНЮ для детского сада

Детский сад должен предоставлять родителям исчерпывающую информацию о пребывании детей в учреждении, ежедневное меню не исключение. Для оповещения родителей о меню ребенка в стенах дошкольного учебно-воспитательного заведения в течение дня информация вывешивается на информационную доску садика.

Посмотрите, как с помощью детского стенда Меню даже официальная информация может украсить садик.

Меню обновляется ежедневно, поэтому на доске предусмотрен кармашек под формат А4, выполненный из прозрачного пластика.
Фон настенной доски представляет собой сочетание теплой цветовой гаммы с рисунком животного или сказочного героя, известного всем ребятам.

Стенд для родителей «У нас в детском саду»

Стенд для родителей малышей, поступающих в детский сад. Размещается на самом видном месте, у входных дверей, в холле, либо перед дверьми кабинета заведующего детским садиком.

На всей площади доски размещаются тематические блоки, выполненные в виде карманов из пластика формата А4, для информации на бумажных носителях.

Информация сгруппирована и разделена на блоки, блоки подписаны.

Например, кармашек «Как подготовить ребенка к посещению детского сада» может содержать информацию: что должен уметь ребенок, что должен знать и советы родителям, как помочь ребенку адаптироваться в новой обстановке.

Выполнен с применением теплых и ярких оттенков полноцветной широкоформатной печати на профиле из МДФ. Фон вокруг размещенной информации может быть дополнен ярким красочным сюжетом с позитивным настроем.

Стенд психолога в садике

Настенный стенд психолога хороший инструмент для взаимодействия с родителями, предлагая им ознакомиться с проводимой развивающей и коррекционной работой специалиста с детьми, другими вспомогательными материалами по раннему выявлению проблем и их решению.

Она может быть оформлена по конкретной тематике, учитывая план работы психолога в ДОУ.

Количество карманов формата А4 определяется по степени участия психолога в образовательном процессе. Настенное изделие изготавливается из алюминиевого профиля с нанесением широкоформатной печати теплой цветовой гаммы.

Малыши еще с трудом выговаривают сложные для них звуки. Родители должны знать с какого возраста необходимо начать работать со звуками: «Ж», «Ш», «Р», «Л», «Ч», «Щ», «С», «3», «Ц». Здесь можно также разместить приемные часы специалиста для консультаций.

Регулярные занятия помогают малышам освоить речь намного быстрее, поэтому на информационную доску размещают примеры упражнений на каждый звук. После освоения ребятами материала темы задания можно поменять на новые.

Стенд для родителей «Жизнь в нашей группе»

Родители весь день не видят своих малышей. При этом очень хотят знать, чем те заняты в садике.

Стенд, оформленный в детском стиле привлечет внимание ребят, а их родителям поможет понять, чем живет ребенок, не допрашивая воспитателя. С помощью доски с кармашками для смены информации воспитатели ежедневно могут рассказывать о достижениях детей.

Оформление детских стендов в стиле «Времена года»

Оформление детских учреждений яркими рисунками производится не только для того, чтобы дети чувствовали атмосферу праздника. Элементы оформления садика являются также подручным учебным пособием.
Хорошая идея оформить серию стендов «Времена года», дети будут знакомиться с каждым сезоном, праздниками в каждое время года, особенностях жизни животных и растений, узнавать другие полезные сведения. Карманы стенда позволяют выкладывать и текущие материалы по ходу учебного процесса.

Стенд для детских рисунков «Конкурс художников»

Стенды для детских работ используют при проведении конкурсов в детских учреждениях. Самый распространенный вид - прямоугольная доска с пластиковыми кармашками. В каждый из них легко поместится альбомный лист. Положение кармашка может быть любым.

На полотно стенда наносится тематический принт. Название может быть общим например: «Наши работы» или предусмотреть сменяемый блок для названия конкурса.
Дети рисуют на заданную тему, все работы вывешиваются на общий стенд, победители все!

Стенд «С днем рождения!» - поздравляем всей группой

Яркий фон с героями мультфильма обязательно привлечет внимание ребят к стенду.

На стенде расположен карман размером 15х10 см для фотографии именинника.

По желанию дизайнер может масштабировать фон и вокруг фото именинника, не закрывая основной композиции, можно разместить несколько карманов формата A4 для поздравлений ребят и рисунков.

Мудрый педагог всегда использует любую возможность общения с родителями. Он регулярно сообщает им даже о незначительных успехах ребенка, информирует о содержании занятий, дает советы и рекомендации по воспитанию. Помогает родителям научиться быть внимательными к развитию своего ребенка, дает возможность понять важность работы детского сада в воспитании и образовании детей и раскрывает ценность своей собственной работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Часто родители аутичного ребенка сталкиваются с большими трудностями в связи с его чрезвычайной избирательностью в еде. Бывает, что ребенок отказывается от всего, кроме молока и печенья. Иногда причина кроется в нежелании или страхе попробовать новый продукт, или в неприятном впечатлении (вкусе, запахе, упаковке и т.п.), которое оказалось связанным с уже знакомой едой. В этих случаях бывает, возможно, подмешать новую еду незаметно к любимой ребенком пище, и постепенно включить новый продукт в рацион.

Девочка Л. пила только клюквенный морс и воду, отказываясь от любой другой жидкости. Однако, в какой-то момент родители обратили внимание на стремление Л. попробовать жидкость красного цвета. Оказалось возможным давать другие виды сока красного цвета, и таким образом немного расширить рацион.

В некоторых случаях аутичный ребенок распознает присутствие нежелаемого продукта даже в очень замаскированном виде и отказывается от еды. Когда рацион ребенка крайне ограничен и подобная избирательность может вредить его здоровью, важно решить, какие продукты действительно необходимо постараться добавить в его питание. Например, если ребенок не ест молочных продуктов и фруктов, но пьет фруктовый морс, то в первую очередь, желательно добавить в его рацион что-нибудь молочное, а на остальном временно не акцентировать внимание.
Сначала ребенка поощряют любимым лакомством всякий раз, когда он съедает совсем чуть-чуть новой пищи, даже просто оближет ложку. Одну девочку, которая очень любила картофельные чипсы, научили пить кефир следующим образом. При виде чипсов она открывала рот и в этот момент удавалось дать ей ложку кефира и почти одновременно - кусочек чипса.

Хотя во время первых попыток она сначала кричала и стремилась выплюнуть кефир, но уже через несколько ложек начала проглатывать. Постепенно стало возможным давать чипсы уже через 2-3 ложки, а затем обходиться уже без них.
Интересно, что та же девочка, невзирая на предлагаемые чипсы наотрез отказалась есть творог. Протест в этом случае выражался сильнее, при виде ложки с творогом она мгновенно стискивала зубы и даже лишение обещанных чипсов не влияла на ее решимость. Заставить ребенка есть в подобной ситуации бывает чаще всего невозможно. Поэтому, научив ребенка, как в вышеприведенном примере, есть кефир и йогурт, можно не настаивать еще на одном дополнительном молочном продукте.
Предпочитаемую ребенком пищу стоит давать ему за столом, четко обозначая время еды, ограничивая ее доступность в остальное время. Привычка кусочничать может закрепиться и перерасти в серьезную проблему в более старшем возрасте, когда многие дети набирают лишний вес.

Иногда успешной попытке ребенка попробовать что-то новое может предшествовать многократное столкновение с этим продуктом в игровой деятельности. Когда взрослый рисует или играет вместе с ребенком, он начинает фантазировать, «чем мы угостим бабушку, что купим для братика, какие ягоды вырастим на грядке», пытаясь заразить его переживанием от своих ощущений: «ах, какая клубника сладкая и сочная». Таким образом, мы делаем привлекательнее другую еду пока что в воображаемом плане.

Развиваясь и начиная активнее исследовать окружающий мир, ребенок постепенно начинает пробовать и новую пищу. Проблема избирательности в еде крайне тяжела и требует большого терпения от родителей, но со временем рацион ребенка удается расширить.
Детей, у которых проблема избирательности в еде не стоит так остро, необходимо начинать учить правилам поведения за столом. Для этого сначала следует правильно организовать место. Должен быть подобран удобный по высоте стул. Перед ребенком ставится только тарелка с едой и кладется ложка или вилка, а все посторонние предметы, а также общие блюда с привлекательной для ребенка едой убираются. Важно следить за правильным положением ложки в руке, оказывая ребенку необходимую помощь, желательно сзади. В левую руку (если ребенок - правша) можно вложить кусочек хлеба, которым хорошо помогать набирать еду в ложку.

Если ребенок вскакивает из-за стола с куском в руке, спокойно, но твердо усадите его на место, либо проследите, чтобы он оставил еду на столе прежде, чем уйти. Не забывайте похвалить его, когда он правильно сидит за столом, это может стоить ему больших усилий, которые должны быть вознаграждены.

Мальчик И., 5 лет, когда пошел в садик, не ел там самостоятельно. Примерно через месяц - полтора, очень постепенно его приучили (воспитатель и няня), чтобы он ел сам: сначала его кормили, потом держали его руку своей рукой и так кормили, потом держали под локоть, потом только палец под локоть подставляли, потом рядом стояли и, наконец, - полная самостоятельность.

Подобное поэтапное ослабление помощи требует большого терпения от родителей и педагогов. Перед ними стоит задача, с одной стороны, не спешить с усложнением задачи, а с другой стороны, не застрять на уже освоенном этапе.
Нередко ребенок испытывает трудности во время еды из-за своей повышенной брезгливости. Даже капелька супа на щеке или на одежде может стать источником неприятных ощущений. Эту проблему можно смягчить, если научить ребенка пользоваться салфеткой.
Умение аккуратно есть, сидеть за столом с другими людьми облегчает дальнейшую социализацию аутичного ребенка, его участие в жизни семьи и сверстников.

АУТИЧНЫЙ РЕБЕНОК - ПРОБЛЕМЫ В БЫТУ

Навыки личной гигиены: чистка зубов .

Нередко аутичный ребенок сильно протестует против попытки почистить ему зубы и отказывается брать зубную щетку в рот из-за своей сверхчувствительности к прикосновению, пищевой избирательности, нежелания стоять на одном месте.

Поэтому часто родители аутичных детей долго не решаются начать учить их чистить зубы, не желая провоцировать дополнительный конфликт.
В то же время у многих аутичных детей зубы начинают быстро портиться, а так как поход к зубному врачу нередко является еще более тяжелой проблемой, лучше приучать ребенка чистить зубы как можно раньше.
Очень важно сделать эту процедуру максимально привлекательной для ребенка - купить детскую пасту и маленькую удобную зубную щетку, которую дать ему помыть и пощупать. Хорошо, если ребенок мог понаблюдать, как чистите зубы Вы сами и получаете от этого удовольствие.
Кому-то из детей может сразу понравиться паста, что сделает более привлекательной и саму чистку зубов, другому бывает легче начать пользоваться пустой щеткой и по мере привыкания добавлять на нее пасту.

Лучше, чтобы ребенок держал щетку с самого начала, а рука взрослого находилась поверх его руки. Однако здесь могут быть индивидуальные решения в зависимости от того, какую помощь он легче переносит.
Прикосновение щетки первое время должно быть совсем легким. Очень важно не вызвать у ребенка негативизм на данную ситуацию. По мере его привыкания, можно начинать увеличивать длительность процесса, чистить зубы тщательнее и отпускать свою руку.
Очень многие дети не умеют полоскать рот и сплевывать воду. Некоторым помогает, если взрослый одновременно с ребенком набирает в рот воду и демонстративно сплевывает. Иногда необходимо наклонить голову ребенка вниз и дотронуться до подбородка. Часто проходит много времени, прежде чем он научится выплевывать воду, и нужно быть готовым, что немало пасты до этого будет проглочено.

Поэтому лучше выдавливать на щетку совсем немного пасты.
Как и при обучении другим навыкам, необходимо продумать четкую последовательность действий и придерживаться ее, пока ребенок не научится данной деятельности. Ниже мы предлагаем вариант такой схемы.

1. Включить воду
2. Открыть пасту
3. Взять зубную щетку и смочить ее
4. Выдавить пасту и положить тюбик на край раковины
5. Почистить зубы слева
6. Почистить зубы справа
7. Почистить зубы спереди
8. Положить щетку
9. Взять стакан с водой и прополоскать рот
10. Поставить стакан на место
11. Вымыть щетку и поставить в стакан
12. Закрыть зубную пасту и убрать на место
13. Умыться
14. Закрыть кран
15. Вытереть лицо и руки
16. Повесить полотенце на место

Хочется отметить, что необходимо с раннего возраста приучать аутичного ребенка следить за своим внешним видом, быть аккуратным и чистоплотным. В этом случае ему позднее будет легче адаптироваться в обществе, найти себе приемлемую социальную нишу, несмотря на сохранившиеся трудности поведения».

Предварительный просмотр:

Большой" туалетный тренинг - как решить эту проблему при аутизме?

Многие дети в дошкольном и подростковом возрасте, испытывают трудности с испражнениями в туалете. Столь щекотливая тема часто становится серьезной проблемой для самого ребенка и его окружающих.
Некоторые родители пытаются использовать различные средства, чтобы решить эту проблему собственными силами, и могут не обращаться к специалистам. У ребенка могут развиться фобии и страхи туалета, или появиться сугубо нежелательные поведения, как размазывания кала, игра с калом, и т.д. Окружающие ребенка - сверстники, воспитатели и учителя не могут выстроить с ребенком социальных и приятных отношений, если он ходит "по-большому" в штаны", и данная проблема часто становится серьезным препятствием для социализации и инклюзии ребенка.

Как и при коррекции любой другой поведенческой проблемы, следует воспринимать ее не как симптом аутизма или умственной отсталости, а как проблематичное поведение. Отсюда, первым шагов в решении этой проблемы будет сбор и анализ данных.

На начальном этапе следует записывать данные в течение как минимум двух недель, на ежедневной основе. Следует записывать:
1. Дату и точное время всех испражнений (а также время всех приемов пищи).
2. Место, в котором ребенок испражнялся
3. Во что ребенок был одет.
4. Консистентность стула.

После того, как данные были собраны, следует провести анализ, и определить, по какой из причин возникает данная проблема:

  1. 1. Медицинские причины
  2. 2. Отсутствие навыка (либо отсутствие обобщения уже обученного навыка мочеиспускания в туалете)
  3. 3. Отказ от сотрудничества
  4. 4. Наличие ритуалов и стереотипий, связанных с дефекацией.

У детей, у которых проблемы с дефекацией в туалете связанны с медицинскими причинами , обычно присутствуют нетипичные признаки - слишком частый и жидкий стул, или наоборот, слишком редкий и твердый. В данном случае следует обратиться к педиатру, и если действительно существует проблема, то педиатр даст направление к соответствующему специалисту. В данном случае, следует последовательно выполнять те рекомендации, которые предоставит специалист в данной области.

Если ребенок "ходит "по-большому" в штаны" из- за того, что навык испражняться в туалете отсутствует , из анализа данных будет заметно, что нет каких-либо специфических характеристик или стереотипий, связанных с этим процессом. В данном случае следует применять процедуру коррекции, основанную на проактивных и реакцивных методах.

Прежде всего, следует удостовериться, что ребенок умеет сидеть продолжительное время на унитазе. Если ребенок не сидит на унитазе, или сидит очень напряженных, всего несколько секунд - в данном случае нет никакой возможности, чтобы ребенок смог испражняться в туалете. В данном случае следует выстроить обучение сидения на унитазе - как отдельное упражнение. Для обучения можно использовать физические подсказки и поощрения или жетоны.

Кроме обучения сидеть на унитазе, следует выстроить график посещений туалета. Исходя из начальных данных, следует выбрать время, которое наиболее близко к тому времени, когда ребенок обычно испражняется. Следует отвести ребенка в это время в туалет и помочь ему сидеть на унитазе в течение 5 минут. Если ничего не произошло - ребенок может выйти из туалета, но после этого вы будете отводить ребенка в туалет каждые 10 минут.


Если у ребенка получится сходить "по-большому" в туалете - вам необходимо предоставить ему самый желанный и мотивационный приз.

Если ребенок все же умудрился испачкать штаны - здесь рекомендуется применение реактивной процедуры - либо "Сверх-коррекция" (например, почистить и постирать свою одежду), либо "Стоимость реакции" (лишение каких-либо привилегий, например, запрет на просмотр мультфильмов в течение вечера).

Иногда достаточно одного лишь мотивационного поощрения, но ввиду того, что испражнения не происходят так часто как мочеиспускания, то для того, чтобы привести обучающий процесс к продвижению, иногда требуются дополнительные реактивные процедуры.

Если инциденты происходят, потому что ребенок отказывается сотрудничать - это станет заметно, когда ребенок начнет зажиматься и активно удерживать «стул» при вашей просьбе пойти в туалет. Подобное поведение обычно характеризует ребенка не только в том, что связано с туалетом, но и в других областях повседневных требований тоже.
В таких случаях эффективным средством часто оказывается использование медицинских средств, как глицериновые свечи или клизмы. Но к ним желательно прибегнуть
как вспомогательным методам , в то время как процедура поведенческой коррекции будет основной . В данном случае, поощрение за успешную дефекацию в туалете должно быть очень значительным. Иногда можно использовать следующую технику - предотвратить доступ ко всем значительным поощрениям в течение двух недель перед введением этой программы. Это позволит повысить мотивационную ценность поощрения, и обусловить получение этого поощрения испражнением в туалете.

Когда избегание дефекаций в туалете связанно с рутинами и стереотипиями (например, ребенок испражняется только дома, и только в подгузник, и только стоя за диваном) - данную рутину очень сложно прекратить или прервать. В данном случае более эффективным методом будет постепенное и медленное формирование новой рутины , которая будет приближенной к поведению дефекации в туалете. При формировании данной рутины требуется поощрение каждой новой приближенной формы реакции. Важно не торопиться и не продвигаться слишком быстро, иначе это может привести к запорам и дополнительным затруднениям.
При условии, что ребенок всегда испражняется в подгузник, стоя за диваном можно выстроить следующие этапы:

  1. 1. Помочь ребенку стоять перед диваном, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но перед диваном - он получает поощрение.
  2. 2. Помочь ребенку стоять в коридоре перед туалетом, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но в коридоре перед туалетом - он получает поощрение.
  3. 3. Помочь ребенку стоять в туалете, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но в туалете - он получает поощрение.
  4. 4. Помочь ребенку сходить "по-большому" в подгузник сидя на унитазе в туалете, и если у него получится сходить "по-большому" в подгузник, но сидя на унитазе в туалете - он получает поощрение.
  5. 5. Помочь ребенку сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете с приспущенным подгузником до колен, и если у него получится сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, но с приспущенным подгузником до колен - он получает поощрение.
  6. 6. Помочь ребенку сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, держа подгузник в руках, и если у него получится сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, но держа подгузник в руках - он получает поощрение.
  7. 7. Помочь ребенку сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, без подгузника, и если у него получится сходить "по-большому" сидя на унитазе в туалете, но без подгузника - он получает поощрение.


Следует помнить, что выбирать этапы и шаги для обучения ребенка дефекации в туалете следует на основе его индивидуальных способностей и нужд . Для некоторых детей будет необходим более постепенный процесс, или другой способ прекращения использования подгузника (например, не приспускать подгузник, а оставлять подгузник на ребенке, но прорезать в нем заранее дырку, и постепенно ее увеличивать, пока в подгузнике отпадет надобность).

Для успешного проведения процедуры "большого" туалетного тренинга требуется:

1. Закрепление навыков "малого" туалетного тренинга - т.е. ребенок должен уже уметь мочиться в туалете.

2. Запись данныx на постоянной основе . Не прекращать ведение записей пока ребенок полностью не освоит данный навык.

3. Последовательное применение процедур для обучения - требуется как минимум 3 недели последовательного применения процедуры для оценки ее эффективности. Дети, которые годами ходят "по-большому" в штаны не могут отучиться от этого в течение двух-трех дней.

Следовательно, и процесс обучения и закрепления альтернативного навыка, т.е. испражнения в туалете может происходить продолжительное время. Поэтому, очень важно применять процедуру последовательно и вести записи, для того, чтобы можно было отследить динамику процесса.

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОТ РЕБЁНКА

Эта «Памятка» – не только своеобразный монолог ребёнка, отстаивающего свои права, но и открытое приглашение взрослых к диалогу и взаимопониманию.

Прислушаемся к советам своих детей!

«Чем проповедь выслушивать, мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня, чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха – поймут всё без труда.
Слова порой запутаны, пример же – никогда.
Тот лучший проповедник, кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии – вот лучшая из школ.
И если все мне рассказать, я выучу урок.
Но мне ясней движенье рук, чем быстрых слов поток.
Должно быть, можно верить и умным словесам,
Но я уж лучше погляжу, что делаешь ты сам.
Вдруг я неправильно пойму прекрасный твой совет,
Зато пойму, как ты живешь: по правде или нет»

Вечная детская мудрость

  1. Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  2. Не бойтесь быть твёрдыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.
  3. Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновит меня на их продолжение.
  4. Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  5. Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  6. Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  7. Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.
  8. Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  9. Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  10. Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, открыв, как великолепно я знаю, что такое хорошо и что такое плохо.
  11. Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.
  12. Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на ваши инициативы.
  13. Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
  14. Мне важно знать от вас, что правильно, а что нет. Но более всего мне важно увидеть в ваших поступках подтверждение того, понимаете ли вы сами, что правильно, а что нет.