Моторное развитие ребенка до года таблица. Нормы развития ребенка в первый год жизни

Когда говорят о физическом развитии ребенка, подразумевают совокупность определенных показателей. Это рост, вес, окружность груди и головы. Все эти показатели каждый месяц оцениваются на приеме у педиатра. Врачу важно отслеживать именно их динамику роста. На основе пола вашего малыша и всех четырех показателей делается вывод о физическом здоровье ребенка. Таким образом, специалист может сказать уровень физического развития вашего дитя и при необходимости дать рекомендации.

Считается, что рост ребенка соответствует его возрасту, и примерно за год дети вырастают на 25 см.

Вес малыша должен соответствовать его росту. К концу первого года жизни детки весят примерно 10 кг. При этом масса тела считается самым нестабильным показателем. Она зависит от состояния младенца (болезнь, потеря аппетита, нарушение сна, дискомфорт)

До 4 месяцев окружность головы должна быть на пару сантиметров больше окружности груди. К 4 месяцам эти показатели приравниваются. После четырех - окружность груди становится больше окружности головы.

Все дети разные и уровень физического развития даже при рождении отличается. Кто-то рождается маленьким и длинным, активно сосет грудь и лежит спокойно в кроватке, а у кого-то вес при рождении большой, тонус мышц слишком повышен, а ребенок вздрагивает от малейшего звука. Поэтому точка отсчета физического развития у всех малышей индивидуальна. Родители должны быть бдительны и если что то вызывает беспокойство или волнение нужно сразу же обращаться к врачу. Только специалист сможет грамотно определить и рассчитать физическое развитие ребенка.

В первый год жизни у детей хорошо развита кожная чувствительность и для лучшего физического развития необходимо постоянно прикасаться, трогать, производить легкие массажные движения вашему крохе.


Физическое развитие детей до 1 года по месяцам

Новорожденный имеет врожденные безусловные рефлексы: пищевой (сосательные движения), ориентировочный (повороты головы на различные стимулы), оборонительный (крик на раздражающие факторы). Движения рук, ног, глаз спонтанные, неупорядоченные и нескоординированные. Двигается новорожденный всем телом.

К концу первого месяца жизни движения становятся более скоординированные, малыш старается приподнять голову в позе лежа на животе. На громкий звук реагирует разведением ручек в сторону, а затем поджимает их к телу и сжимает кулачки.

На 2 месяце жизни движения глаз становятся скоординированными, голова поворачивается в сторону звука, грудничок пытается хватать и трогать заинтересовавшие его предметы, голову может удерживать в течение 1-1.5 минуты в позе лежа на животе. Некоторые малыши в этом возрасте отвечать улыбкой на улыбку.

В течение 3 месяца жизни ребенок в позе на животе опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, крутит головой, удерживая ее в вертикальном положении. Подтягивает свое тело, когда берут на руки. При обращении к нему взрослого появляется «комплекс оживления» - улыбается, может смеяться, агукать и отвечать.

В 4 месяца младенец может узнавать лица и простейшие предметы, переворачивается со спины на живот. В положении лежа на спине, может приподнимать голову. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы, тянет их в рот, появляются любимые и не любимые игрушки, предпочитает маму другим взрослым.

Пятый месяц - пытается сесть, но держать спину без поддержки не может, узнает знакомые голоса, при поддержки за подмышки ровно стоит на ногах, имитирует звуки.

Шестой месяц - самостоятельно садится, пытается ползать на четвереньках, учится произносить элементарные слоги, произношение которых похожи на сосательные движения губ и рта: ма-ма и т.д. Малыш меньше спит, физическая активность увеличивается, тенят ручки к маме, крепко хватает игрушки обеими руками. Происходит быстрое развитие мелкой моторики, бросает игрушки на пол и смотрит, что с ними произойдет. Прорезываются первые зубы, сначала появляются 2 нижних средних резца.

Во время седьмого месяца жизни свободно ползает, в положении сидя может выпрямлять и наклонять вперед туловище, старается воспринимать, понимать и запоминать слова. Расстраивается, когда теряет игрушку из виду и ищет ее. Умеет перемещать пищу из передней части рта в заднюю и как следствие лучше глотает.

В конце статьи мы подготовили удобную таблицу физического развития ребенка. Скачайте её, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!

Восемь месяцев – сам встает, имея опору. При поддержке пробует ходить, производит различные манипуляции с игрушками (роняет, катает, бросает и т.д.), уверенно сидит самостоятельно. Появляются 2 верхних средних резца.

В девять месяцев ходит, держась за опору, знает свое имя, может выполнять простые просьбы. Удерживает предметы большим и указательным пальцами.

Десять месяцев - может подниматься и стоять без помощи посторонних, начинает произносить простые слова, не отдает понравившуюся игрушку, по просьбе взрослого ищет знакомый предмет. Появляются 2 верхних боковых резца.

В одиннадцать месяцев знает название многих предметов и частей своего тела, мелкая моторика хорошо развита, свободно ориентируется в пространстве, продолжает пытаться делать самостоятельные шаги.

К одному году самостоятельно ходит, может сам нагнуться. Понимает все, о чем говорят и что его просят сделать. Произносит первые осмысленные слова. Появляются 2 боковых нижних резца.

К концу 1 года жизни у малыша должно быть 8 зубов, из них 4 сверху и 4 внизу.

На физическое развитие влияют не только генетические факторы, но и факторы внешней среды (воспитание, питание, социальные условия). Если хотите чтобы у ребенка своевременно развивались все физические показатели необходимо ежедневно с ним заниматься, правильно кормить и в неограниченном количестве дарить свою любовь, в которой так нуждается ваш малыш.

Грудничковое плавание с рождения. . Читайте в нашей следующей статье.

Распечатать и на стену! Физическое развитие детей до 1 года в таблице.

​А вы знаете, как должен развиваться малыш до года? Скачайте удобную таблицу физического развития ребенка, чтобы быть уверенной, что кроха развивается согласно нормам!​

Грудной возраст считается сложным периодом. Существует таблица развития ребенка, где прописано, с какого времени нужно ждать те или иные признаки развития.

Малыш первые 40 дней после рождения считается новорожденным. Таблица средних параметрических значений в первый месяц и до 40 дня после рождения.

Грудничок до 40 дней около 20 часов в сутки спит. Когда малыш спит, то его ножки прижимаются к животику.

В первые недели у ребенка присутствуют необходимые для дальнейшего развития врожденные рефлексы.

Месячный ребенок уже реагирует на звук и яркий свет. Фиксировать свое внимание на ярком предмете ему удается только после третьей недели. К концу 4-й недели месячный малыш не только может удерживать головку, но и поворачивает ее.

В первые дни после выписки мам часто волнует вопрос, до какого времени пеленают детей. Пеленают обычно детей до 40 дней. Считается, что в это время они слабо контролируют свои движения и будят себя во время сна. После 40 дней пеленают только ножки.

Второй месяц развития ребенка

К 40 дню после рождения малыш начинает рассматривать игрушки, следит за их движением. В два месяца он уже может отличать ночь ото дня. Днем ребенок больше времени начинает бодрствовать.

Ребенок в два месяца, если положить его на бок, сможет повернуться на спинку. Когда мама разговаривает с ребенком, он в ответ начинает улыбаться.

Игры должны быть направлены на развитие внимания. Можно устроить небольшой кукольный спектакль. Вложить малышу в ручки игрушку, которая пищит, подвесить над кроваткой игрушки так, чтобы его ручки и ножки могли дотянуться до них.

Особенности третьего месяца жизни

Когда кто-то разговаривает, ребенок хмурит брови, если голос строгий и начинает улыбаться, если интонация ласковая. Когда начинают разговаривать с ним, он радостно произносит звуки, машет ручками и ножками (комплекс оживления). Если держать его за ручки, пытается ставить ножки на поверхности. Любит сидеть на руках взрослых, при этом он должен держать головку.

Комплекс оживления у детей до года возникает в ответ не только на мамину улыбку, но и при виде игрушки, звуках любимой музыки, после еды. К концу этого периода он уже может тереть ручками глазки, рассматривать пальчики.

Считается, что в этом возрасте можно ставить ребенка на ножки. Если у детей хорошее настроение, или с ребенком разговаривают, то он начинает гулять.

Проводят занятия на большом мячике (можно его перекатывать в различных направлениях), можно разложить перед малышом игрушки, чтобы ребенок проявил желание к ним потянуться, можно на его ручки и ножки надеть яркие носочки или подвесить колокольчики.

Особенности четвертого месяца жизни

В четыре месяца после рождения устанавливается два дневных сна. Режим дня включает в себя около 6 кормлений. Появляются первые попытки ребенка сидеть самостоятельно. К концу месяца он умеет сидеть с поддержкой. Когда малыша держат за ручки, то он уверенно может ставить ножки, переступает ими. Начинает учиться переворачиваться со спины на животик.

Во время игры рассматривает, ощупывает игрушки. Ребенок в четыре месяца начинает различать цвета и форму предметов. Занятия с малышом можно проводить, используя музыкальные игрушки. Предлагается бумага, которую можно рвать или разминать (развитие мелкой моторики).

Пятый месяц жизни

Грудничок должен хватать игрушки, которые висят над кроваткой, переворачиваться самостоятельно со спины на животик, проявлять желание сидеть. Когда его держат за ручки, уверенно начинает ставить ножки.

Занятия направлены на развитие моторики (можно дать мячи с различной поверхностью), детям нравятся игры в прятки («ку-ку»), нельзя забывать о массаже и стишках.

Особенности шестого месяца жизни ребенка

Малыш должен отчетливо произносит слоги. В этом возрасте сидеть у него получается лучше, но все еще с поддержкой. Ребенок может долго играть – его интересуют игрушки. Появляются любимые игрушки, книжки. Развивающие занятия могут включать в себя игры на открывание и закрывание предметов, ладушки, игрушки с нажатием каких-либо кнопочек.

Особенности седьмого месяца жизни

Опираясь на ладони и коленки, дети начинают хорошо ползать. Но не все дети проходят данный этап развития, некоторые сразу начинают ходить. Спокойно могут повернуться со спины на животик и обратно.

Любит игры в прятки, когда задают вопрос «Где?», малыш направляет взор в сторону найденного предмета. Грудничок 7 месяцев должен уметь захватывать игрушки, находясь в любом положении. Может переложить игрушку с одной руки в другую.

Занятия включают в себя игры с музыкальными инструментами (барабан, молоточек), игры с крупой, привлекут внимание книжки, кубики.

Развитие на восьмом месяце жизни

Малыш повторяет за взрослым изученные движения, умеет сидеть без поддержки, сам садится, встает, держась за опору, ходит по бортику.

Занятия включают в себя игры: собирание пирамидки, складывание кубиков, ребенок умеет выполнять обратные и прямые действия. Любимыми могут быть игры в «Ладушки», прятки, собирание матрешки. Ребенок может долго сидеть один, играя с игрушками. На вопрос «Где?» ребенок показывает пальчиком.

К этому времени малыш так привязывается к маме, что тяжело начинает переживать недолгую разлуку с ней, особенно если он на грудном вскармливании.

Девятый месяц жизни

Ребенок выделяет себя, знает свое имя и откликается на него, выполняет различные действия с предметами, может пить из кружки. Совершенствуется навык ходьбы, пока еще с опорой.

Когда на пути нет предмета, за который можно было бы держаться, малыш переходит на ползание.

10 месяц развития ребенка

В 10 месяцев малыш должен уметь повторять за взрослым движения, звуки, слоги. В это время ему удается твердо ставить ножки на пол, он может сделать несколько шагов. Считается, что ставить детей на ножки до 10 месяцев нельзя, так как у них не до конца сформирован позвоночник.

В 10 месяцев развивается мелкая моторика – малыш может держать предметы двумя пальчиками. Он собирает в ящик игрушки, вынимает их оттуда, учится собирать пирамидку правильно.

Одиннадцатый месяц жизни

В речи появляются слова-обозначения (ав-ав – собака, би-би – машина), малыш может показать, как укладывать куклу, находит у предложенного изображения глазки, носик, начинает самостоятельно ходить . Правильно ставить ножки ему еще не всегда удается, поэтому он часто падает.

Появляются первые игры с куклой. На ее образе проживаются все свои эмоции. Дети 10-11 месяцев на картинке в книжке легко находят знакомые изображения и обозначают их словом (кукла – ляля, утка – га-га). Узнают себя на фотографиях.

Двенадцатый месяц

Словарный запас малыша расширяется до 10 слов, он самостоятельно сидит, ходит, встает, должен уметь выполнять простые инструкции.

Существует такое понятие, как кризис детей первого года жизни или кризис самостоятельности.

Кризис одного года имеет следующие признаки:

  • ухудшается поведение: появляется упрямство, настырность, непослушание;
  • поведение характеризуется появлением новых способов решения той или иной ситуации;
  • поведение с противоречиями (просит одно, в итоге ему нужно другое).

С какого возраста начинают появляться навыки у детей до года, поможет разобраться таблица.

Возраст, мес. Главное достижение
1 Лежа на животе, поднимает подбородок
2 Лежа на животе, поднимает грудную клетку
3 Пытается захватить игрушку
4 Начинает сидеть с посторонней помощью
5 Любит сидеть, хватает предметы
6 Может сидеть за своим стульчиком
7 Садится сам
8 Стоит с посторонней помощью
9 Стоит, держась за опору
10 Хорошо ползает
11 Ходит с посторонней помощью
12 Первые шаги

Не менее важным является речевое развитие детей до года. Таблица показывает особенности его развития по месяцам.

Важные вопросы относительно годовалого возраста

Ребенок, который на грудном вскармливании, прибавляет в весе медленнее, чем малыш на искусственном вскармливании. В среднем разница будет около 400 грамм.

Таблица наглядно показывает, как происходит прибавка в весе и росте у детей до года.

Возраст, мес. Прибавка в росте, см Прибавка в весе, г
1 3-4 700
2 3,5 800
3 2-3 850
4 2-3 800
5 2-3 750
6 2-3 650
7 2-3 600
8 2-3 500
9 1-2 450
10 1-2 400
11 1-2 350
12 1-2 300

Особенностью является то, что ребенок прибавляет в росте и весе не медленно, а скачками. Эти периоды вызывают изменения в эмоциональной сфере малыша, меняется и его поведение. Он становится капризным, постоянно просится на ручки. Проблемы связаны с тем, что по мере роста начинают растягиваться мышцы и связки, и это причиняет ребенку дискомфорт.

Кризис, связанный со скачком роста и веса, приходятся на следующие периоды развития ребенка до года :

  • конец 3-й недели;
  • 6-8 недель;
  • конец 3-го, 6-го и 9-го месяцев.

Иногда родители испытывают трудности, связанные с воспитанием и уходом за грудничком . Особенно тяжело тем, чьи дети на грудном вскармливании. Няня для грудного ребенка поможет ухаживать и исключить проблемы, возникающие в первые месяцы.

В обязанности няни входит присмотр за малышом, когда нет рядом родителей, поход в поликлинику, прогулки на улице, приготовление пищи, поддержание чистоты тела ребенка.

Если ребенок на грудном вскармливании, то могут возникнуть проблемы с нехваткой молока. Лактационный кризис в первые месяцы при грудном вскармливании встречается у всех женщин. Чаще всего кризис при грудном вскармливании наступает в 3 недели, в 6 недель, в 3, 6 и 12 месяцев. Длится от 3 до 7 дней.

Признаки, определяющие кризис при грудном вскармливании: поведение ребенка становится нервным, он плачет и капризничает около груди, отсутствует ощущение наполнения груди.

Проблемы подобного плана при грудном вскармливании чаще всего связаны с тем, что когда малыш растет, ему требуется больше питательных веществ. Организму женщины нужно несколько дней (максимум неделя), чтобы молоко начало вырабатываться в достаточном количестве.

Параметры одежды

Разобраться в том, какие размеры одежды у детей, поможет таблица.

Размеры колготок для детей подбираются в соответствии с ростом ребенка. Разобраться, какие размеры колготок нужно подбирать, поможет следующая таблица.

Рост, см Размеры стопы, см
50-56 7
56-62 8
62-68 9
68-74 9-10
74-80 11-12 см
80-86 12-13

Размеры для шапочек снимаются с головки следующим образом: сантиметровая лента располагается по бровям, над ушками и по затылку.

Таблица наглядно поможет разобраться, какие размеры головных уборов подходят в тот или иной месяц развития детей.

Возраст, мес. Размеры головы, см
Мальчики Девочки
0 34-35 34
1 37 36
2 39 38
3 40 39
4 41-42 40-41
5 42-44 41-42
6 43-44 42-43
7 44-45 43-44
8 45 43-44
9 45-46 44-45
10 46 45
11 46-47 45-46
12 46-47 45-46

Правильный уход за ребенком обеспечит его гармоничное развитие.

Развитие человека начинается с момента зачатия. Это непрерывный последовательный процесс, который занимает всю дальнейшую жизнь. Его отличительной особенностью является неравномерность, когда периоды ускоренного роста ребенка сменяются замедленными. Информация по месяцам об этапах развития ребенка до года позволит молодым мамам адекватно оценить состояние малыша и вовремя заметить проблемы.

Этапы развития ребенка до года по месяцам

На протяжении первых месяцев жизни организму ребенка приходится пройти адаптацию к новым условиям существования, приобрести множество навыков, наладить функционирование основных систем. За первый год жизни год дети проделывают колоссальный путь, скорость обучения на котором уже больше не повторится никогда в жизни.

Давая оценку развитию ребенка, нужно на несколько показателей:

  • рост;
  • количество зубов;
  • параметры тела;
  • приобретенные функции.

Период грудного вскармливания, который в большинстве случаев длится как раз до 1 года расписан по месяцам. Это должен быть последовательный процесс без отклонений от основных природных процессов.


  • 1 месяц – новорожденные появляются на свет с длиной тела 50-55 см и весом 3-3,8 кг. Это средний показатель, мальчики обычно на 2-3 см длиннее девочек. Ребенок пока не владеет многими функциями тела, но имеет несколько рефлексов: сосательный, хватательный, и другие. Большую часть времени занимает сон. На неприятные раздражители младенец реагирует громким плачем.
  • 2 месяц – грудничок способен удерживать головку до 10 сек, узнает мамин голос, улыбается ей. Малыш активно гулит, следит взглядом за предметами, пытается их удержать. Он набирает 700-800 гр веса, становится более эмоциональным.
  • 3 месяц – ребенок уверенно держит голову, лежа на животе, опирается на предплечья. К этому сроку он должен уметь переворачиваться со спины на бок. Малыш требует больше общения, изучает мир, пробуя пеленку или игрушки. Его дневной сон становится короче, а ночной удлиняется.
  • 4 месяц – младенец проявляет личностные качества, у него появляются любимые игрушки и потешки. Он легко переворачивается, удерживает погремушку или тянется за ней. От приятных впечатлений ребенок смеется.
  • 5 месяц – малыш развивает способность опираться на ноги, движения конечностей становятся более скоординированными. Он узнает близких людей и опасается незнакомцев, реагирует на интонации голоса.
  • 6 месяц – ребенок заметно подрастает, его рост в среднем составляет около 70 см, вес — до 8 кг. Он научился сидеть, перекладывать игрушки, проситься на ручки. Лепет малыша напоминает слова «ба-ба », «ма-ма ».
  • 7-8 месяц – дети начинают активно ползать, самостоятельно вставать, держась за опору. Они учатся играть с простыми предметами: толкать мяч, снимать крышку, надевать кольца пирамидки. Ребенок может запоминать цифры, названия животных и показывать знакомые предметы. В этом возрасте многие дети с удовольствием танцуют.
  • 9-10 месяцев – совершенствуются системы и функции, ребенок умеет концентрировать внимание, не только удерживать, но бросать предметы. Малыш самостоятельно садится и ползает, учится ходить с поддержкой.
  • 11-12 месяц – к этому периоду большинство детей начинает ходить самостоятельно. В речи появляется набор простых слов, малышам интересна компания детей. Они изучают друг друга. Годовалый младенец имитирует жесты и поступки взрослых, повторяет различные звуки. Он способен надеть некоторые вещи, сам ест и пьет из чашки. До года словарный запас достигает 10-15 слов. Если ваш ребенок пока не пошел без опоры или плохо говорит, это не повод для переживаний. При нормальном физическом развитии он скоро догонит сверстников.

Этапы развития речи у детей

Как и многие навыки, становление речи требует поэтапного развития. Возрастные проявления речи заметны после 3 месяцев, когда ребенок активно «агукает ». К концу первого полугодия он говорит несколько слогов. К году в арсенале у ребенка несколько слов, связанных с определенными предметами. Не всегда эти слова произносятся четко, пока они ближе к лепету. На начальных этапах у детей всегда соседствует правильно и неправильно произносимые слова.


К 2 годам словарный запас ребенка достигает 50-100 слов, появляются короткие предложения. К 3 годам малыш начинает задавать вопросы, а к 4 – в его речи появляются сложные фразы. Главным показателем нормального развития речи является не правильность произношения слов, а умение выстраивать из них предложения. Быстрое расширение словарного запаса часто не дает времени малышу освоить правильное произношение слов. К этому стоит отнестись спокойно, артикуляционный аппарат ребенка не достаточно развит.

Развитию речи способствует диалог, поэтому необходимо уделять внимание общению с малышом.

Возрастные этапы развития ребенка

Процесс развития детей делят на два основных этапа: внутриутробный или пренатальный и внеутробный. Они охватывают период от зачатия до полового созревания.

Весь этот долгий путь разделили на несколько дистанций (этапов):

  • пренатальный – около 38 недель от зачатия до рождения;
  • новорожденный – от 0 до 1 месяца;
  • грудной возраст – до 1 года;
  • раннее детство – от 1 до 3 лет;
  • дошкольники – 3-7 лет;
  • младший школьный возраст – 7-12 лет;
  • подростковый или период полового созревания – от 12 до 17-18 лет.

Внутриутробный период становится базой, формирующей внутренние органы. Правильное питание и образ жизни матери оказывают значительное влияние на развитие маленького человека.

Пренатальный этап делится на три стадии:


  • зигота – до 2 недель в этот период оплодотворенная яйцеклетка интенсивно делится, создавая эмбрион;
  • эмбриональная – до 8 недели, на этом этапе формируются органы и системы малыша, начинает биться его сердце;
  • стадия плода – с 9 до 40 недели плод активно растет, увеличивается в размерах, все системы готовятся к самостоятельной жизнедеятельности.

К моменту рождения малыш умеет реагировать на раздражители, различать голоса, чувствовать вкус и прикосновения. Некоторые черты характера ребенка закладываются в это время, поэтому так важен контакт матери и малыша.

Новорожденному в первые минуты внеутробной жизни приходится приспосабливаться к новым непривычным условиям жизни. Его атакуют агрессивные факторы внешней среды. Устойчивость иммунитета новорожденного обеспечивает грудное вскармливание. Малыш еще не умеет управлять своим телом, уход за ним полностью ложится на родителей.

Первый год жизни ребенка связан с обучением, он учится сидеть, ползать, ходить, взаимодействовать с внешним миром. Возрастные изменения сопровождаются интенсивным ростом, к концу первого года вес тела увеличивается в 2 раза, а рост на 50%. Для полноценного развития малышу требуется режим питания и полезная пища. К 10-11 месяцев у грудничков формируются зачатки речи, они уже не просто «агукают», а произносят 5-8 простых слов.

Раннее детство и дошкольный возраст сопровождаются замедлением темпов увеличения роста тела, теперь на первый план выходит формирование двигательных функций и психологического развития.


Изменяется рацион питания, расширяются границы окружающего мира. Дети попадают в дошкольные учреждения, где наблюдается тесный контакт со сверстниками. Этот период сопровождается частыми болезнями, пассивный иммунитет, переданный матерью, слабеет, а собственные защитные силы организма только формируются. Предотвратить появление опасных заболеваний помогает своевременное прививание. У дошкольников происходит осознание себя как отдельной личности, они активно мыслят, овладевают начальным багажом знаний.

Поступление в школу и первые годы обучения становятся важным этапом адаптации к социальным нормам. Дети находятся в физическом и психическом напряжении, необходимо обеспечить контроль над их питанием и полноценным отдыхом. Психологическая поддержка родителей не менее важна, чем забота о физическом состоянии.

Подростковый период – один из критических этапов в жизни человека. Возрастные изменения организма, находящегося под влиянием гормональной перестройки, сопровождаются эмоциональной неустойчивостью. Конфликты со старшими и ровесниками, заниженная самооценка – с этими трудностями сталкивается большинство подростков. Сроки полового созревания зависят от индивидуальных особенностей, девочки развиваются быстрее мальчиков. Этот этап завершает физическое и психическое развитие ребенка. Перед нами взрослый самостоятельный человек.

Всех родителей беспокоит, хорошо ли их малыш прибавляет в весе и растет, не отстает ли в физическом и умственном развитии, - на первом году жизни ребенка это особенно важно. Чтобы вы могли оценить темпы физического и психического развития своего ребенка, ниже приведены некоторые средние показатели этапов развития и роста малыша в соответствии с месяцами его жизни.

Каждый живой организм индивидуален, поэтому ваш ребенок не обязательно должен расти и развиваться в полном соответствии всем календарным показателям. Однако отсутствие у малыша каких-либо умений и способностей - повод проконсультироваться с врачом.

Новорожденный . Рост 50-51 см. Вес 3,3-3,5 кг. Окружности: головы - 34-36 см, груди - 32-34 см. Младенец начинает видеть и слышать. Проявляются врожденные рефлексы: сосание, глотание, моргание, хватательный рефлекс и т. п. Самостоятельно не может изменить положение своего тела. Лежа на животе, голову не поднимает, но всегда автоматически поворачивает ее набок. Удерживать голову в вертикальном положении малыш еще не может.

1 месяц. Рост 53-54 см. Вес 4,1-4,3 кг. Окружности: головы - 36,6-37,3 см, груди - 36,0-36,3 см. Младенец уже может несколько секунд удерживать голову в вертикальном положении, старается приподнять ее, лежа на животе. В ответ на раздражение (громкий звук, резкое движение) рефлекторно разводит ручки в стороны, а затем прижимает их к себе, сжимая кулачки (рефлекс Моро). Рефлекторно переступает ножками.

2 месяца. Рост 56-58 см. Вес 5,0-5,3 кг. Окружности головы - 38,4-39,0 см, груди - 38,1-39,0 см. Малыш хорошо поднимает и удерживает голову в вертикальном положении в течение 1-1,5 минуты. Лежа на животе, приподнимает голову и грудь. Поворачивает голову, в сторону говорящего. Следит за движущимися яркими предметами, хватает их всей ладонью и крепко удерживает.

3 месяца. Рост 59-61 см. Вес 6,0-6,3 кг. Окружности головы - 40,0-40,9 см, груди - 40,0-41,3 см. Ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 минут. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти. Переворачивается со спины на бок, меняет положение своего тела. Но движения некоординированны. Активно следит за движущимися предметами. Тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Любит, если с ним играют взрослые. При эмоциональном общении у младенца появляется "комплекс оживления" - двигательное возбуждение, улыбка, радость. Малыш подолгу гулит, поворачивает головку на знакомый голос взрослого.

4 месяца. Рост 62-64 см. Вес 6,5-6,9 кг. Окружности: головы - 41,0-41,9 см, груди - 41,8-42,0 см. Ваш малыш может приподнимать голову из положения лежа па спине. При поддержке в вертикальном положении крепко упирается ножками. Сидит с поддержкой. Свободно переворачивается со спины на живот. Лежа на животе, приподнимается, опираясь на ладони, и следит за движущимся предметом. Хватает и удерживает в руках мелкие предметы. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот.

5 месяцев. Рост 64-68 см. Вес 7,4-7,8 кг. Окружности: головы - 42,2-43,2 см, груди - 43,0-44,3 см. При поддержке или с опорой ребенок садится, но удерживать спинку прямо еще не может. При поддержке под мышки малыш стоит ровно на ножках. Пытается поворачиваться с живота на спину. Подолгу удерживает схваченные предметы. Хорошо знает мать и не идет на руки к чужим людям. Различает тон голоса, что уже можно использовать в воспитательных целях. Улавливает интонацию речи, не понимая слов.

6 месяцев. Рост 66-70 см. Вес 7,7-8,0 кг. Окружности головы - 43,2-44,2 см; груди - 44,3-45,5 см. Малыш самостоятельно садится и сидит ровно, без поддержки. Свободно переворачивается с живота на спину. При поддержке за руки или за грудь встает и пытается переступать ножками. Пытается ползать на четвереньках. Перекладывает игрушки из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую игрушку. Протягивает ручки, чтобы его взяли на руки. Начинает произносить первые слоги: "ма-ма, "ба-ба" и т. п.

7 месяцев. Рост 68-71 см. Вес 8,3-8,9 кг. Окружности головы - 44,0-44,8 см, груди - 45,0-46,4 см. Ребенок поднимается на четвереньки и свободно ползает. Уверенно сидит. Сидя, наклоняет и выпрямляет туловище. При опоре встает на колени. При поддержке за обе руки ровно стоит и хорошо переступает ножками. Тянется к своему изображению в зеркале. Ищет взглядом и находит крупные предметы, которые называет взрослый.

8 месяцев. Рост 70-72 см. Вес 8,5-9,5 кг. Окружности головы - 44,3-45,4 см, груди - 46,0-47,2 см. Держась за кроватку, малыш сам встает и садится. Пытается хлопать в ладоши ("Ладушки"), Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Становится более разнообразной его мимика: появляются интерес и удивление при виде новой игрушки или незнакомого лица. Ребенок ищет взглядом нужный ему предмет и проявляет настойчивость и стремление достать его. Много играет с игрушками: рассматривает их, постукивает одной о другую, пытается бросить вниз и т. д.

9 месяцев. Рост 71-7.3 см. Вес 9,3-9,9 кг. Окружности головы - 45,3-46,3 см, груди - 46,7-47,9 см. Малыш уже пытается стоять без опоры. Самостоятельно ходит, держась за опору, встает из любого положения. При ползании по ровной поверхности залезает на предмет (подушку, скамеечку, чемодан и т. д.). Выполняет довольно сложные движения: перебирает кубики, собирает мелкие предметы. Выполняет простые просьбы: "Дай ручку", "Помаши ручкой - "До свидания" и др. С игрушками предпочитает играть сидя, запоминает их названия. Ищет упавший или спрятанный предмет. Знает свое имя, поворачивается к тому, кто его зовет. Понимает слово "нет". Улавливает не только интонацию, но и значение отдельных слов ("дай", "на", "брось", "иди" и др.). Различает величину, цвет и форму предметов.

10 месяцев. Рост 72-74 см. Вес 9,5-10,4 кг. Окружности: головы - 45,6-46,6 см, груди - 47,0-48,3 см. Ваш малыш сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за руку или за коляску. Мелкие предметы берет двумя пальцами, не отдает понравившуюся игрушку. Хорошо подражает движениям взрослых. Сознательно выполняет сложные движения, например, открывает и закрывает коробочку, дает и берет мяч, прячет его. Начинает произносить простые слова. Окружающие предметы и животных называет отдельными слогами.

11 месяцев. Рост 73-75 см. Вес 9,8-10,5 кг. Окружности: головы - 46,0-46,9 см, груди - 47,7-48,7 см. Ребенок хорошо ориентируется в пространстве (встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку). Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела и т. д. Выполняет многие требования, при отрицании качает головой. Заметно возрастает координация движений пальцев (крепко держит игрушки, комкает и рвет бумагу).

12 месяцев. Рост 74-76 см. Вес 10,1-10,7 кг. Окружности: головы - 46,0-47,2 см, груди - 47,7-49,0 см. Ребенок самостоятельно ходит, подходит, если зовут. Приседает и выпрямляется без опоры. Наклонившись, может поднять предмет. Дает по вашей просьбе игрушку. Выполняет сравнительно сложные задания: открывает дверь, приносит отдельные предметы, игрушки. Пытается участвовать в одевании, умывании. Словарный запас - около 10 слов, Любит наблюдать за передвижением людей, животных. Тянется к движущимся предметам, игрушкам.

Для начала, хочу поздравить всех мамочек, у кого уже появилось маленькое чудо, и тех кто в ожидании. Малыш — это правда чудо, самый лучший подарок в жизни. Появившись дома малютке, не успеваешь оглянуться, и даже представить не успеваешь, как дома уже бегает годовалый малыш, просит что-то дать, говорит мама… Нужно дорожить каждым моментом, это лучшее что может быть в жизнь. Не мало важным каким должно быть развитие ребенка в этом возрасте.

Если вы хотите запомнить, как развивается ваш ребенок, можно, даже нужно, завести блокнот, альбом, что угодно. Там лучше записывать все достижения вашего малыша. Для чего это нужно? Я считаю это полезно не только чтобы помнить, такие заметки позволят вам видеть, как ваш ребенок развивается и благодаря этому вы лучше будите понимать, что еще нужно, что еще можно и так далее.

Ну и главное это как развивается ваш малыш. Ведь если вы заметите что-то не ладное, то можно вовремя скорректировать что-либо. Уверена, что все Ваши трудности будут вознаграждены — когда ваш малыш скажет «спасибо мамочка», вас переполнят все самые хорошие чувства… реально не описать словами, это нужно испытать.

Первый месяц

В данное время у ребеночка еще остались инстинкты, появившиеся у мамы в животике, которые исчезнут к четвертому месяцу жизни:

  • сосательный рефлекс (все что в ручки попадает и сами ручки),
  • плавательный (при купании если малыша положить на животик, он будет пытаться плавать),
  • хватательный (сжимает кулочки, если коснуться его ладони),
  • поисковый (если коснуться щечки, начинает искать грудь),
  • шаговый (если поставить на ножки, держа за ручки, будет пытаться ходить).

Так же ребенок уже может следить за игрушками и слышать звуки. Неплохое упражнение можно делать для глазок, взяв игрушку яркого цвета и водить ее слева на право и обратно и также вверх и вниз.

Крепкие малыши уже в месячном возрасте могут пытаться держать головку.

Второй месяц

В этот месяц в развитии ребенка начинаются большие перемены, еще этот период называют «оживлением» малыша. Он меньше спит, лучше видит и слышит. Очень важно , чтобы Вы с ним много разговаривали, или пели. При пении малыш как-будто начинает Вам подпевать, очень становится приятно самой.

Что же уже умеет ваш малыш?

  1. Уже может поднимать головку и не долго придерживать ее в вертикальном положении.
  2. Некоторые уже начинают переворачиваться с бочка на спину.
  3. Изучает свои ручки, может их насасывать.
  4. Младенческие рефлексы начинают немного угасать.
  5. Развивается эмоциональная сфера . Это очень важная составляющая, которая означает что развитие ребенка идет нормально.
  6. Малыш начинает узнавать родителей. Радуется Вам и начинает быстро двигать ручками и ножками.
  7. Ребенок уже начинает гулить — произносить певучие гласные звуки, «агукает». Им очень нравится слушать свои звуки, появляется некая своя речь.

Третий месяц

На протяжении третьего месяца, развитие ребенка продолжает совершенствоваться. Особенно эмоциональная сфера хорошо развивается. Что он уже умеет:

  1. Все лучше и лучше умеет держать головку, а находясь на животике, начинает высоко поднимать голову и пытается оглядеть все вокруг.
  2. Малыш уже умеет брать предметы и тянется к интересующим его предметам или игрушкам.
  3. Продолжают изучать свои ручки, но некоторые уже пытаются поймать свои колени. Это они изучают свои ножки.
  4. Все что попадается малышу в ручки, оказывается у него во рту. Дело в том , что слизистая рта и язык — самые чувствительные и таком образом ребенок изучает предметы, окружающий его мир.
  5. Некоторые малыши уже умеют смеяться, некоторые только улыбаться. Все это нормально и не стоит переживать, если малыш только сейчас научился улыбаться.
  6. Дети уже умеют подрожать мимике своих родителей. Они внимательно изучает Ваше лицо, Вашу мимику. Играйте с малышами, стройте им рожицы.
  7. Ребенок продолжает развивать свою речь. Может подолгу напевать гласные звуки и некоторые уже пытаются озвучить слоги.

Четвертый месяц

На этом месяце развития ребенка происходят быстрые изменения в психологическом и физическом плане:

  1. Уверенно держит голову. На животике или на ручках вертикально может следить за предметами или звуками, поворачивая голову.
  2. Лежа на животе упирается на локти. Некоторые малыши уже могут на выпрямленные ручки встать.
  3. С этого месяца Ваш малыш учиться переворачиваться с животика на спинку и обратно. Некоторые детишки уже передвигаются, переворачиваясь, или даже ползают по-пластунски! Помните, что оставлять ребенка без присмотра нельзя! Он может упасть. Лучше положите его на пол, там ему будет больше простора для его маневров и не сможет упасть.
  4. Уже осознано манипулирует с предметами, может взять игрушку и поиграть.
  5. Хорошо отличает своих близких.
  6. У ребенка развивается страх остаться без мамы, поэтому он Вас не отпускает. Уделяйте много внимания малышу и будьте терпимыми, этот период скоро пройдет.
  7. Внимательно прислушивается к звукам, у него появляются любимые игрушки, может любоваться своим отражением в зеркале.
  8. В речи появляются более внятные слоги. Вообще, можно сказать, что речевое развитие ребенка закладывается именно в первый год жизни.

Пятый месяц

В этом периоде малыш значительно оттачивает физические навыки:

  1. Уверенно переворачивается в разные стороны.
  2. Лежа на животе лучше поднимается на локоточки и на ладошки.
  3. Может уже принимать позу полу-лежа, на локоточке. Можно сказать готовиться к сиденью.
  4. Пытается дотянуться к интересующему предмету.
  5. Умеет хватать себя на ножки, за ступни и тянет их в ротик.
  6. Может немного стоять, если держать его за подмышки.

И вот начинает появляться очень важный навык в развитие ребенка. Теперь он хорошо узнает родных, может например у мамы на руках сидеть спокойно, а если кто-то из других попробует взять на ручки, он уже может заплакать,у него поменяется настроение.

Очень интересно в это время наблюдать за малышом, как он играет с игрушками, стучит, облизывает, кусает. Может разглядывать книжки или журналы с красивыми яркими рисунками. А если еще показывать что изображено, и читать маленькие стишки, то у ребенка хорошо развивается речь.

Развитие ребенка продолжается эмоционально, он много улыбается, смеётся, хохочет. Если уделять мало внимания ребенку, он может закапризничать. Так же можно уже учить простым словам: «папа», «мама», «баба», они могут их повторить.

Шестой месяц

Развитие ребенка опять претерпевает изменение жизненного уклада:

  1. Именно в это время ребенок начинает ползать по пластунски, и родителям приходится поднимать все предметы выше.
  2. Малыша уже можно садить не на долго в положение полулежа.
  3. Лежа на животике малыш начинает пытаться встать на колени, может и встать, покачаться. Это важный этап в развитии и подготовке к сидению и ходьбе на коленях.
  4. Не только уверенно в руке держит предметы, но и умеет перекладывать из руки в руку.
  5. Может уже ломать игрушки, разглядывает их со всех сторон и тянет в рот абсолютно все. Это нормально. Малыш изучает окружающий мир.
  6. Можно начинать развивать бытовые навыки, такие как ложка, что с нее нужно кушать. Можно поить с кружки, придерживая конечно.
  7. Начинает развиваться интеллект. То есть ребенок понимает последствия некоторых действий. Например что если бросить кубик, он упадет или нажать на кнопку, будет звук.
  8. Очень уверенно говорят слоги и начинают осваивать согласные звуки.

Семь месяцев

Развитие ребенка становится более быстрым, малыш становится активным:

  1. Уже уверенно ползает по пластунски и на четвереньках. Некоторые детишки начинают передвигаться задом на перед. И это нормально, скоро малыш научится управлять своим телом.
  2. Могут сидеть с прямой спинкой. А особо упорные пытаются стоять около опоры.
  3. Развивается мелкая моторика малыша. Он берет игрушки в разные руки, стукает друг о друга, кидает. Очень внимательно смотрите за мелкими деталями! Ребенок все тянет в рот.
  4. Рассказывайте малышу о предметах, называйте их, показывайте и называйте части его тела. Детки уже могут показывать предметы по просьбе родителей (где глазки? где ушки?) Это все стимулирует познание ребенка.
  5. Ребенок начинает подрожать. Например видя как родители кушают, и его легче кормить. Слушая звуки, пытается их повторить («гав-гав», «мяу-мяу»).

Для развития речи, активации речевого центра, необходимо развивать мелкую моторику. Например игрушка с бусинками разных цветов, надетая на нитку.

Восемь месяцев

В восьмом месяце развитие ребенка направленно на упорство встать:

  1. Ребенок ползет до любой опоры и пытается встать, кому-то это даже удается, но не всем. А если поставить рядом с такой опорой он будет стоять.
  2. Активные детишки ходят вдоль опоры или когда их родители держат за ручки, перебирают ножками.
  3. Малыш уже знает расположение комнат, продолжает изучать обстановку, сам может передвигаться на четвереньках по комнате.
  4. Умеет сидеть, сам садится из положения на четвереньках.
  5. Игры становятся более осмысленными, малыш может игрушки складывать в коробочку, одевать колечки палочку.
  6. В это время малыш может захотеть кушать с ложечки, лучше это поощрять, в дальнейшем возможно не придется прививать этот навык.
  7. Ребенок уже усвоил некоторые простые игры, может слушать музыку и даже пританцовывать, если видел как это делают родители.
  8. Может уже понимать какие-то просьбы: дать игрушку, показать кроватку. Может и показать части своего тела.
  9. Продолжается развитие речи, кроха пытается повторить слова, появляются новые слоги.

Девятый месяц

Развитие ребенка в этом месяце становится обширнее, появляются новые навыки:

  1. Кроха может перелистывать листочки книжки, мять их и даже порвать.
  2. Малышу можно дать пластилин, но внимательно следить, чтобы не ел его. Это развивает хорошо моторику и нравится детишкам.
  3. Словарный запас постоянно расширяется: они понимают слова «дай», «принеси», «кушать» и другие.
  4. Кроха продолжает пытаться встать самостоятельно, активно ходит вдоль опоры. Но нужно быть крайне внимательным , малыш пытается залезть куда-либо, или слезть со стула например.
  5. Ползая на коленях, может легко развернуться и пойти в другою сторону.
  6. В этот период хорошо проявляется характер. Малыш может пытаться добраться до нужно ему предмета, а если не получается, может заорать, заплакать. Боится остаться без мамы, поэтому всячески может ее привлекать, например если видит что мама уходит, может начинать плакать.

Десятый месяц

С каждым днем развитие ребенка становится увлекательнее и интереснее самому ребенку. В передвижении все становится увереннее, ползает отлично, особенно в кроватке. Встает уверенно, ходить учится быстрее.

Становится малыш более любопытным и пытается повторить некоторые звуки, особенно животных. Нужно использовать этот период, проговаривать ребенку не сильно сложные слова и он будет пытаться их повторять. Так же хорошо копирует Вашу мимику, играйте с ребенком в этом направлении. Малыш может выполнить несложные просьбы: показать, спрятать, принести. Еще малыш может обобщать понятия: показать ручки у мамы, у папы, у куклы и так далее.

Особенно хорошо в данный период совершенствуются игры:

  1. Благодаря развитию моторики, малыш может удержать несколько мелких предметов в одной руке. При этом появляется ведущая рука.
  2. Ребенок уже начинает понимать как играть. Например катает машинку, собирает пирамидку, ставит кубики друг на друга.
  3. Может играть с другими детьми, если родители покажут как это нужно делать.
  4. Любят вкладывать стаканчики друг в друга.
  5. Умеют катать или кидать мячик.
  6. Открывают и закрывают дверцы шкафа или выдвигают и задвигают ящики. Могут туда положить игрушки.
  7. Перекладывают предметы в разные коробочки или стаканчики.
  8. С удовольствием играют с едой и водой.
  9. Могут совмещать игрушки. Например толкать мячик палочкой.
  10. Начинают интересоваться крупным конструктором, но пока только разбирать.
  11. Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Одиннадцатый месяц

Малыш становится очень возбудительным, быстро переходит от смеха к плачу, даже порой одновременно может и плакать и смеяться. Настораживается в незнакомом месте, пугается при появлении нового человека. Все это нормальное развитие ребенка и родителей не должно беспокоить.

  • Очень активно ребенок передвигается по комнатам. Малыш достаточно окреп, чтобы самостоятельно передвигаться. Может делать несколько шагов от одного родителя к другому или от предмета к маме.
  • Продолжает развиваться навык самообслуживания. Пытается сам кушать из ложки, пить воду с чашки, пытается сам снять вещи и так далее. Можно надолго занять ребенка, дав ему ящик с одеждой. Самостоятельность необходимо поощрять. Детишки в этом возрасте любят когда их хвалят.
  • В это время появляются первые осмысленные диалоги, понимает слова «да», «нет», «нельзя». Может помотать головой положительно и отрицательно.
  • В это время родители лучше начинают понимать свое чадо, он показывает пальцем на предмет, его интересующий. В речи малыша появляются два-три четких слова. Чаще это «папа», «мама», «баба», и другие звучные слоги.
  • Детишки хорошо начинают развивать навыки вежливого общения. Хорошо понимают жести «привет» и «пока», охотно машут ручкой. Хотя для них это и игра, но нужно всегда просить малыша поздороваться и попрощаться. Это закрепит положительную привычку.

Двенадцатый месяц


Двенадцатый месяц является своеобразным переходным моментом от младенчества к детству. Хотя это и условная граница, но большинство родителей ожидают о своих малышей куда больше, чем от одиннадцати месячного. Хотя развитие ребенка в этот период принимает немного другой оттенок, скорее всего, потому что к году малыш становится более самостоятельным, более взрослым, но именно после года начинается самое самое активное изучение себя и окружающего его мира, так скажем, развивается личность малыша.

В таком возрасте у малыша словарный запас увеличивается, он не только понимает много слов, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова. В чем же основные изменения:

  • Малыши начинают ходить самостоятельно. Но не волнуйтесь если ваш малыш этого не делает. Дети до полутора лет могут ползать, это не отклонения, это нормальное развитие ребенка.
  • Ребенок умеет приседать, чтобы взять игрушку. Может положить одну и взять другую. Дети хорошо запоминают где что лежит, поэтому они будут искать игрушку именно там, где ее оставили.
  • Учатся самостоятельно перешагивать препятствия, сначала за ручку, потом сам.
  • Кушает с ложечки, пьет из чашки, сам снимает и одевает носочки, шапочку.
  • Если приучали к горшку, то малыш сам просится на него.
  • Кушает ребенок пищу кусочками, даже если жевательные зубки не выросли, жует деснами, они очень твердые.
  • Ребенок уже все понимает. Даже если родители думают что малыш не понимает, это не так. Он радуется, грустит и все переживает с мамой. Поэтому психологи не рекомендуют выяснять отношения при малыше. Он еще не умеет справляться с плохими эмоциями, это может нанести ему психологическую травму.
  • Игры малыша становятся сложнее. Он может кормить куклу, садить на горшок игрушку.

Чему научился малыш за годик жизни?

Теперь подведем не большой итог в жизни Малыша. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.

Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.

Развитие ребенка до года обновлено: Сентябрь 11, 2017 автором: Субботина Мария