Пенсионная реформа. Минфин подготовил проект пенсионной реформы из шести пунктов

Министерство финансов подготовило план реформирования пенсионной системы, который предусматривает повышение пенсионного возраста и отмену выплат работающим пенсионерам

Министерство финансов направило в Минтруд план пенсионной реформы, составленный после февральского совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева, сообщает газета «Ведомости» .

Документ состоит из шести пунктов, и н екоторые из них звучат не впервые. В частности, Минфин предлагает уравнять пенсионный возраст мужчин и женщин на уровне 65 лет, повышая его с шагом 6-12 месяцев в год. Проект также предусматривает отказ от выплаты пенсии или хотя бы ее фиксированной части работающим пенсионерам.

Помимо этого, Минфин предлагает не платить досрочные пенсии тем, кто имеет на них право в связи с работой на вредных и опасных производствах и продолжает там трудиться. Эта категория составляет более 50% всех « досрочников», отмечает ведомство.​ Досрочникам-бюджетникам (педагогическим, медицинским, творческим работникам) Минфин предлагает повышать стаж, необходимый для установления досрочной пенсии, по году в год до тех пор, пока он не совпадет с общеустановленным пенсионным возрастом.

Еще одно предложение - установить единый тариф социального страхования и взимать взнос в Пенсионный фонд не с зарплат до определенного предела, а со всей зарплаты. Фактически Минфин «предлагает тихо повысить налоги и понизить социальные обязательства», пишут «Ведомости» со ссылкой на слова источника в аппарате правительства. Проект пенсионной реформы также предусматривает сокращение индексации пенсий на 2017 г., но наско лько - в нем не уточняется.

В проект также вошло предложение отменить обязательности накопительного компонента и перевести его из системы обязательного пенсионного страхования в квазидобровольное, одновременно внедрив стимулы для добровольности накоплений. Подробности Минфин вместе с ЦБ изложил в презентации, которая была направлена отдельным чиновникам Белого дома и администрации Кремля. Как 27 апреля «Коммерсантъ», ЦБ и Минфин предлагают наделить граждан правами собственности на их пенсионные накопления и возможностью потратить их до пенсионного возраста. Согласно этой задумке, граждане будут платить н акопительные взносы с зарплат в размере от 0 до 6%. Накопительную часть предлагается переименовать в «индивидуальный пенсионный капитал», в который войдет и все прежде накопленное, пишут «Ведомости».

Перейти на добровольный принцип накопительных взносов Минфин предлагает с 2019 года. Сроки внедрения других инициатив в документе не уточняются.


Видео: Телеканал РБК

Как сообщила газете пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова, пока предложения Минфина и ЦБ на уровне правительства не обсуждались. Но федеральный чиновник рассказал, что они обсуждались на совещаниях и у первого вице-премьера Игоря Шувалова, и у Дмитрия Медведева. По его словам, предложения Минфина по тарифу страховых взносов и индексации пенсий вызвали резкое сопротивление у социального блока правительства, хотя на реформу досрочных пенсий он согласен. Реформирование пенсионной системы в целом обсуждается вне контекста осенних выборов в Госдуму, но принципиальная смена парадигмы возможна только после 2018 года, отметил федеральный чиновник.

Власти повышение пенсионного возраста россиян на фоне разработки первого антикризисного плана в 2015 году. реформе после завершения выборов в Госдуму, то есть в конце 2016 года. Базовое предложение, говорил он, установить равный пенсионный возраст в 63 года для женщин и мужчин. «Еще один вариант — оставить разрыв в пять лет и поднять до уровня 60 и 65 лет соответственно. С моей точки зрения, это менее рационально», — говорил Улюкаев.

Минфин еще в начале 2015 года также постепенно повышать пенсионный возраст таким образом, чтобы в конце концов он достиг 63 лет и для мужчин, и для женщин. Но позднее ведомство позицию и заявило о необходимости увеличивать пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и женщин.

В Центральном банке готовят новую схему пенсионной системы. О том, чтобы восстанавливать и хоть как-то модифицировать старую после третьего подряд решения о заморозке отчислений на накопительную часть, уже не может быть и речи. Хочет того руководство страны или нет, но Россия стоит на пороге новой пенсионной реформы, и в ЦБ, видимо, готовы это признать открыто.

Сергей Швецов

О работе в недрах Банка России заявил на Биржевом форуме «Московской биржи» первый заместитель главы ЦБ Сергей Швецов. «Мы сейчас работаем над новой схемой, мы пока не готовы ее озвучить, но я думаю, что в ближайшие месяцы это сделаем», — цитирует его «Интерфакс». Швецов отметил, что ЦБ в этом вопросе консультируют специалисты Всемирного банка.

«Мы пытаемся сформулировать какую-то альтернативу, которая была бы менее затратна для бюджета, но не менее эффективна с точки зрения объема привлекаемых от населения средств для последующего увеличения коэффициента замещения», — подчеркнул Швецов. Единственное, что Швецов рассказал о разработках ЦБ, это то, что проектируемая схема не будет полностью добровольной: «все равно будет какой-то вариант стимулирования либо граждан, либо предприятия откладывать деньги в НПФ».

Почти одновременно в распоряжении «Ведомостей» оказался проект макроэкономического прогноза от Минэкономразвития, в котором причиной затягивания инвестиционного спада называется именно продление моратория на накопительные пенсии. Между тем еще месяц назад, когда решение о замораживании накоплений еще не было принято, в ведомстве Алексея Улюкаева ожидали, что в 2016 году спад инвестиций прекратится.

Еще месяц назад Минэкономразвития ожидало, что в 2016 г. спад инвестиций прекратится. Реальные доходы населения в 2016 г. вместо прогнозировавшегося месяц назад роста также продолжат падать - из-за более высокой инфляции и ограничения роста социальных расходов бюджета: пропуска индексации зарплат бюджетников, повышения пенсий только на 4%.

При этом один из вариантов развития событий, который в Минэкономики назвали целевым, прописан рост экономики России в среднесрочной перспективе на 4,5-5% в год, что выше общемировых темпов. Такой рост возможно поддерживать за счет роста инвестиций на 8-10% ежегодно, что на порядок выше, чем в базовом прогнозе. Основные источники такого ускоренного роста инвестиций — в первую очередь пенсионные накопления, если они все-таки вновь начнут откладываться, а также инвестирование до 80% средств ФНБ и ресурсы, высвобождаемые в результате снижения административных издержек.

О том же — снижении инвестиционной активности из-за заморозки отчислений на накопительные пенсии — сказал и бывший министр финансов Алексей Кудрин, к мнению которого принято прислушиваться хотя бы в силу его опыта.

Между тем дискуссии о будущем российской пенсионной системы уже ведутся, пусть и не столь широко, как хотелось бы. Так что даже не зная точно, что посоветовали эксперты Всемирного банка ЦБ, можно обозначить круг мер, которые могут быть в принципе использованы, набор не так велик, как кажется.

Пенсионный возраст

В последние годы вопрос о повышении пенсионного возраста перешел из разряда запрещенных в разряд свободно дискутируемых. Но все равно далеко не все понимают, что это значит — повысить пенсионный возраст.

Кадр: 1tv.ru

Для пенсионной системы в целом не важно, во сколько именно конкретный гражданин выходит на пенсию — в 65, 60, 55 или 40. Принципиальным является соотношение работающих и неработающих участников системы. Согласно расчетам социологов, в России уже к 2030 году число получателей пенсий и работников, с заработной платы которых уплачиваются страховые взносы, сравняются. Происходит это не только из-за естественного старения населения, но и из-за большого числа граждан, которые выходят на пенсию досрочно, таких в стране около 30%.

Иными словами, в теории можно заметно повысить возраст выхода на пенсию, не двигая заветные границы «60 лет для мужчин 55 лет для женщин». В России правом на досрочную пенсию, например, обладают учителя, врачи, военные и сотрудники силовых структур. Директор Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Владимир Назаров пишет , что практика назначения досрочных пенсий учителям и врачам особенно активно развивалась в 1990-е годы, когда у них были крайне низкие заработные платы и, чтобы как-то мотивировать людей не уходить из профессии вводились льготы по пенсионному обеспечению. Это давало стимул молодежи не уходить из отрасли, а пожилым позволяло свести концы с концами. Этот социальный контракт просуществовал в 1990-е и в начале 2000-х годов. Но сейчас, особенно после подписания «майских указов», доход учителей и врачей не отличается от заработка других граждан, а иногда даже превосходит его.

Отправлять досрочно на пенсию сотрудников силовых структур также порой довольно странно. Мужчины в 45-50 лет близки к пику своей работоспособности, и если в силу профессиональных деформаций заставлять гоняться их за преступниками, может быть, и неправильно, то списывать со счетов точно не стоит.

В любом случае вместо досрочной пенсии государство может подумать об обеспечении большого пособия при увольнении и финансирования переобучения с целью обеспечения занятость этих нестарых, в целом, людей.

Но отнимать право на досрочную пенсию у конкретной категории граждан может быть очень сложно из-за сплоченности представителей одной профессии. Так что решение необходимо будет продвигать либо очень медленно, оставляя право на льготы тем, кто их рассчитывает скоро получить (и лишая молодых людей, которые только приходят в профессию), либо не принимать вообще — и тогда повышать пенсионный возраст всем и сразу, чтобы никто не чувствовал себя обиженным.

Пенсия вообще

Но пенсионный возраст — это только часть проблемы, причем меньшая. Современная пенсионная система родилась в переживающей промышленную революции Германии и канцлере Бисмарке. Основным видом деятельности человека тогда был физический труд и рано или поздно рабочий терял к нему способность, а значит нуждался в какой-то помощи.

Но в современном обществе физический труд уже давно не является основным.

Единственное, что может помешать человеку работать продавцом-консультантом, чиновником, программистом, архитектором — снижение концентрации и умственных способностей, что, как правило, происходит или из-за конкретной болезни, или из-за резкого ограничения нагрузки, то есть как раз выхода на пенсию.

Иными словами, в постиндустриальном обществе ничто не мешает дать человеку право самостоятельно выбирать момент выхода на пенсию или вообще отменить пенсионную систему.

Сейчас в мире массово применяется два варианта пенсионной системы — накопительная страховая. Если накопительный пенсионный счет, по сути, ничем не отличается от обычного депозита в банке, то страховая пенсия представляет из себя выплаты, которые человеку начинают поступать в случае наступления страхового случая, то есть старости. Даже неидеальная российская медицина и не слишком высокий уровень жизни позволяют абсолютному большинству россиян доживать до пенсионного возраста. То есть вероятность наступления страхового случая приближается к единице, и если бы эти отношения регулировались рынком, то никто в здравом уме не стал бы покупать страховку, стоимость которой равнялась бы страховому возмещению.

Все это, естественно, не отменяет необходимости помогать пожилым людям в случае такой необходимости, но и не только пожилым. Государство может организовать страхование не от старости, а от бедности, и выплачивать пособия в случае необходимости не только пожилым людям. Точно по таким же принципам в стране существует обязательное медицинское страхование, государственной системой больниц и поликлиник может пользоваться любой гражданин, вне зависимости от того, сколько денег он через налоги и страховые отчисления внес в бюджет федерального и региональных фондов ОМС.

Так как пенсионная система огромна и охватывает всех граждан страны, чтобы мягко свернуть этот проект придется потрать время активности 2-3 поколений. Упомянутый выше Владимир Назаров предполагает, что «где-то в 2075 году на Пенсионном фонде РФ можно повесить большой амбарный замок». Как показывает опыт других государств, можно проводить реформу и быстрее, но это связано с определенными социальными потрясениями. Так в Грузии после распада Советского Союза так и не был создан государственный пенсионный фонд — все выплаты пенсионерам идут из текущего бюджета и каждый год пересматриваются, исходя из прогноза налоговых поступлений. Но тут надо учитывать, что даже в самые сложные годы в России жилось несомненно проще, чем в Грузии.

Вдобавок к страхованию от бедности государство может развивать другие направления помощи пожилым людям. Это может быть и обратная ипотека, и различные виды стимулирования граждан все-таки откладывать себе на пенсию.

Проект реформ

Конечно, разрабатываемый Центральным банком проект реформы пенсионной системы может быть сколь угодно радикальным, это еще не значит, что именно такой вариант будет одобрен и претворен в жизнь. Но путей развития пенсионной системы после провала реформы 2002 года остается не так много, и если в руководстве страны рассчитывают, что Россия в той или иной форме просуществует еще хотя бы век, то должны это хорошо понимать.

Данные соцопросов и статистика финансовых ведомств показывают, что мало кто из россиян увлекается тем, что откладывает себе на старость 5 или 10 копеек с каждого заработанного рубля — чаще имеются некоторые накопления на черный день, которые сложно будет растянуть на десятилетие или два. В целом россияне склонны рассчитывать или на себя, или на своих детей, что, наверное, справедливо в условиях туманности будущего пенсионной системы. С одной стороны, это не дает экономике «длинных» пенсионных денег, а с другой — хорошая база для того, чтобы дать россиянам право самим заботиться о своей старости.

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

Главный стимул участвовать в пенсионной реформе Минфина — налоговые стимулы работодателям и работникам по налогу на прибыль и НДФЛ. В обсуждаемой правительством терминологии речь идет о «формировании пенсионного плана индивидуального пенсионного капитала в системе негосударственного пенсионного обеспечения» (ИПК), с концепцией которого удалось ознакомиться «Газете.Ru».

Работодателям предложен налоговый вычет по налогу на прибыль.

По этому налогу суммы, уплачиваемые работниками в ИПК, но не превышающие 6% от зарплаты каждого, «при определении базы по налогу на прибыль принимаются к вычету в составе расходов на оплату труда», — говорится в документах Минфина. Причем работодатель сможет вычесть из налога на прибыль больше, чем заплатит работник: первые шесть лет с момента вступления работника в пенсионный план ИПК повышающий коэффициент составит 1,03. В последующие годы он увеличится до 1,06.

Работникам за участие в ИПК предлагаются налоговые вычеты из НДФЛ.

Речь идет о том, что гражданин сможет получить вычет «в полном объеме, но не более 6% от заработной платы плательщика в год». Отметим, что из документов Минфина следует, что гражданин получит право оплачивать взносы не только за себя, но и за близких родственников, а эти платежи также попадут в вычет в рамках обозначенной квоты.

Концепцией предусмотрено, что для работников, у которых суммы взносов удерживаются из зарплаты, вычет предоставит работодатель по основному месту работы. Самостоятельным плательщикам вычет предоставляется при представлении налоговой декларации.

Идеи о повышении ставки НДФЛ с 13 до 15% для отказников от ИПК, которые на прошедшей неделе источники приписывали министру экономического развития Максиму Орешкину, в концепцию Минфина не включены.

Как это заработает

Ключевым элементом управления новой системой окажется Центральный администратор (ЦА).

Организационно-правовая структура ЦА в материалах Минфина не разъясняется, но полномочия этой организации вполне сопоставимы с возможностями Пенсионного фонда. Эта организация займется «ведением агрегированной базы пенсионных счетов» и будет выполнять функции агента НПФ. ЦА получит и право на администрирование взносов, уплачиваемых участниками. При изменении участником тарифа уплаты взносов, смене НПФ и передаче накоплений, поддержке системы гарантирования, выверке данных будет использоваться агрегированная база пенсионных счетов ЦА. Типовые пенсионные правила и типовые правила финансирования пенсионного плана ИПК установит Центральный банк. Предусмотрено и создание системы гарантирования пенсионных прав.

Сама система будет построена на добровольно-принудительной основе.

В момент ее запуска всем гражданам, имеющим действующий трудовой договор или договор гражданско-правового характера на срок не менее трех месяцев и зарегистрированным работодателем в пенсионном плане ИПК, ЦА выставит две оферты. Одна — о выборе НПФ. Другая — о выборе схемы уплаты взносов.

Предполагается, что финансовую основу пенсионного плана ИПК будут составлять взносы участников по ставке от 0 до 6%. Кроме того, участник сможет зафиксировать или изменить ставку взносов. Предусмотрена и возможность приостановить уплату взносов на срок до пяти лет — «в любой момент по заявлению». «По умолчанию ставка взносов будет ежегодно плавно возрастать с 0 до 6%», — говорится в документах Минфина. А перечисление взносов может осуществляться как самим участником, так и его работодателем.

Каждый новый работник при поступлении на работу по трудовому договору будет автоматически регистрироваться работодателем в пенсионном плане ИПК также через ЦА.

Размер пенсионных выплат по ИПК будет напрямую зависеть от объема сформированных накоплений. Предлагается обеспечить пожизненные пенсионные выплаты, а в случае недостаточности накоплений они будут заменены на срочные. Кроме того, гражданам предлагается разрешить изымать часть средств досрочно «при наличии определенных обстоятельств». Но в случае досрочного снятия средств не на пенсионные цели они будут облагаться НДФЛ.

Кто платит за реформы

Впрочем, из системы ИПК можно будет выйти в любой момент — тогда пенсионные права гражданина будут обеспечены лишь обязательной страховой системой. В концепции Минфина нет намеков, как трансформируется страховая пенсионная модель в долгосрочной перспективе. Уже сейчас страховые накопления выражены не в реальных деньгах, а в пенсионных коэффициентах. В материалах Минфина указано, что в случае начала реформы с 2019 года стоимость пенсионного коэффициента к 2035 году уменьшится всего на 23 коп.

На уровень пенсионных накоплений и уровень оплаты труда окажут влияние параллельная пенсионной налоговая реформа и реформа страховых взносов. Ненефтегазовый налоговый маневр также предъявлен Минфином для широкого обсуждения с начала предстоящей недели.

В феврале в интервью «Газете.Ru» министр финансов Антон Силуанов говорил о том, что он отодвинул пенсионную реформу на более поздний срок потому, что считает «более правильным увязать эту реформу с предложениями по налоговой системе». «Тогда у нас появятся налоговые преференции для тех, кто будет участвовать в системе добровольного накопления на пенсию», — отметил тогда министр.

В пятницу, 10 марта, президент «Опоры России» Александр Калинин сообщил RNS, что Минфин предлагает рассматривать основным вариантом налогового маневра «увеличение НДС с 18 до 22% и снижение ставки страховых взносов до 22%». Источники в правительстве подтвердили «Газете.Ru», что именно эти параметры Антон Силуанов уже обсуждал 9 марта с руководителями деловых объединений. По словам источников, повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год.

Снижение ставки страховых взносов на фонд оплаты труда с 30 до 22% приведет к потерям бюджета около 1,7 трлн руб. Частично эти потери будут компенсированы за счет предлагаемой Минфином унификации тарифа взносов в ПФР и ФСС.

Сегодня в ПФР уплачивается 22% от начисленной до уровня 796 тыс. руб. годовой зарплаты. Доходы сверх этой суммы облагаются по ставке 10%. Ставка взноса в ФСС составляет 2,9%, но взимается только с зарплаты в размере 718 тыс. руб. в год. Льготные пороги как раз и исчезнут в результате этой унификации, которая коснется прежде всего высокооплачиваемых работников с зарплатами до 200 тыс. руб. и выше. А платить высокие зарплаты работодателям окажется неудобно. Такие зарплаты, по подсчетам Минфина, только у 2% занятых в формальном секторе, рассказывает другой чиновник, знакомый с дискуссией.

По его словам, для бюджета такой маневр наиболее выгоден. Также просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов.

Допдоходы оценены в сумму около 200 млрд руб. в год, в том числе и за счет экономии страховых взносов, которые должна уплачивать бюджетная система за своих работников.

Таким образом, одним из эффектов налоговой реформы окажется перераспределение бюджетных средств на выполнение майских 2012 года указов президента по увеличению зарплат отдельным категориям граждан. Источники в правительстве говорят о перераспределении около 150 млрд руб.

В Минфине главным эффектом налоговой реформы называют обеление «серых» зарплат, которые выплачиваются в конвертах или зарабатываются самозанятыми. Объем «серых» зарплат оценивается от 5 трлн до 10 трлн руб. в год. Дополнительный бонус предприятиям, работающим «в белую», — выравнивание конкурентоспособности с неформальным сектором.

Но безоговорочно принимать реформы Минфина бизнес не спешит. «При увеличении НДС фискальная нагрузка на предприятия с высокой добавленной стоимостью увеличится почти на 25%, к примеру, для предприятий машиностроения. Мы считаем, что для компенсации должен быть возвращен инвестиционный вычет по налогу на прибыль для предприятий с высокой добавленной стоимостью», - сказал Калинин.

Другие возражения Антон Силуанов сможет выслушать уже в понедельник,13 марта: в этот день в 10.00 в Москве откроется налоговый форум, который проводится в рамках Недели российского бизнеса и который начнется с обсуждения этих реформ.

Обсуждение в правительстве окажется более сложным и длительным — в пятницу в Минэкономразвития подтвердили получение предложений Минфина, сообщив, что ведомство изучает их.

Минтруд в настоящий момент внимательно изучает проект концепции индивидуального пенсионного капитала от Минфина и ЦБ. «Проект концепции по ИПК в данный момент поступил в министерство и находится на рассмотрении», - сообщили в пресс-службе агентству ТАСС в пятницу. Ранее представители Минтруда отказывались подробно комментировать предложения, изложенные в концепции, поскольку, по словам министра труда и социального развития РФ Максима Топилина, видели их только на слайдах.

Практически нет сомнений: индивидуальный пенсионный капитал будет введен в реформированную систему с 2018 года. После публичного анонсирования основных положений законопроекта, у экспертов и общественности появилось много вопросов и опасений.

Смена формата

Министерство финансов и Центробанк предлагают «переформатировать» накопительную систему формирования пенсий, которая работает сегодня, в пользу возможности россиянам самолично копить деньги на старость – такова концепция индивидуального пенсионного капитала. При этом страховая часть по-прежнему останется в государственной пенсионной системе.

Пенсионный капитал граждане будут формировать сами в негосударственных ПФ путем добровольного внесения средств. Ни размеры взносов, ни их периодичность чиновники ограничивать не планируют. Таким образом, каждый сможет откладывать на старость в том режиме, который сочтет наиболее комфортным.

На заметку! Те, чьи пенсии сегодня хранятся в частных фондах, смогут перевести их в НПФ. В случае отказа, их накопления в виде баллов автоматически перенесут в страховую часть пенсии .

Чтобы стимулировать граждан, государство планирует:

    предоставлять вычет на сумму отчислений в индивидуальном порядке, но не более 6% от зарплаты;

    гарантированную защиту отложенных на старость средств (в каком виде это будет организовано, пока обсуждается, но, вполне возможно, что НПФ будут обязаны платить взносы за клиентов вроде тех, которые сегодня отчисляют банки);

    будут предоставляться бессрочные каникулы, позволяющие прерывать отчисление взносов на неограниченный срок;

    средства пенсионного капитала станут собственностью гражданина, то есть распорядиться ими он сможет по своему усмотрению, в том числе и до выхода на заслуженный отдых.

Заинтересовать планируют и работодателей, чьи сотрудники решатся формировать ИПК – индивидуальный пенсионный капитал. Для владельцев бизнеса перечень льгот сформулируют чуть позже, но одной из них, вероятно, станет снижение налоговой базы для расчета соцвзносов.

Переход на отформатированную систему запланирован на 2018 год, и он будет выполнен автоматически – счет на ИПК будет открыт для каждого россиянина, но в течение двух лет останется возможность отказаться от участия в программе. Те, кто не определится с размерами отчислений, так называемые "молчуны", будут автоматически отдавать из зарплаты 1% в месяц. Со временем ставку увеличат до 6%.

Если гражданин решит воспользоваться ИПК до выхода на пенсию, ему нужно будет заплатить НДФЛ, но возвращать деньги на счет, как в случае с займом, не придется. Перечень возможностей, при которых разрешат забрать накопленные деньги раньше срока, пока обсуждается, однако, по словам авторов законопроекта, он будет масштабным и очень привлекательным.

На заметку! В новой системе россияне будут полностью контролировать свои пенсионные накопления. Смогут определять размер отчислений, периодичность внесения сумм, выбирать размер ставки и форму пенсионных выплат.

Капитальные вопросы

Смогут ли разработчики нового формата пенсионных накоплений сделать систему действительно привлекательной? В Минфине и Центробанке уверены, что люди оценят выгоды от ИПК. По их опросам, 60% россиян уже готовы включиться в самостоятельное формирование капитала на старость. Эксперты высказываются менее радужно: средний заработок в стране не так велик, чтобы из него откладывать 1-6%. Подобную систему хорошо бы вводить на фоне роста доходов населения, в противном случае необходимо придумать очень ощутимые стимулы для привлечения граждан.

Среди озвученных проблем и сложностей, которые могут появиться с введением ИПК:

    несовместимость новой системы с традиционным пенсионным обеспечением;

    невозможность уменьшить действующую ставку по налогам или ввести льготы при участии в добровольных накоплениях;

    ущемление прав тех, кто откажется от участия в формировании ИПК;

    нездоровая конкуренция между негосударственными корпоративными пенсиями и ИПК;

    сомнительная эффективность инвестирования в будущую пенсию.

Несмотря на то что некоммерческие ПФ смогут по новой концепции предлагать более рискованные варианты вложения денег на старость с получением больших доходов, обеспечить сохранность накоплений остается архиважной задачей.

Времени на доработку основных законов по ИПК остается немного. Все ключевые моменты должны быть представлены и утверждены в весеннюю сессию, поэтому окончательный текст концепции индивидуального пенсионного капитала планируют представить в конце ноября 2017 г. Запуск реформированной системы запланирован на 2018 г.