Что значит шведская семья. Семья в швеции

Получив власть, Советы начали перекраивать жизнь советского человека. Изменения затрагивали все стороны жизни человека, в том числе линчую жизнь. Евгений Замятин в антиутопии «Мы» описывал интимные отношения как единственную сторону жизни человека, которая скрывалась. В 20-х годах СССР наоборот, это был самый обсуждаемый и открытый вопрос.

«Бунт чувственности»

Принято считать, что cekcуальная революция свершилась в 60-х года прошлого века, и это связано с движением хиппи и главным лозунгом (sex, drugs and rock-n-roll). На самом деле, настоящая революция межполовых отношений состоялась в 20-х годах, на государственном уровне. Ленин признавал, что «бунт чувственности» - необходимая составляющая для образа нового, советского человека. Вопросы интимного характера выносили на обсуждение партии РСДРП еще до 1917 года. На третьем съезде Ленин поручил Троцкому изучить и разработать теорию отношения между мужчиной и женщиной. Причем еще в 1904 году Ленин писал, что «раскрепощение духа чувственности…поможет выплеснуть сгусток энергии для победы социализма». Советский вождь не собирался угнетать человеческие потребности в ласке, а на их основе построить здоровое социалистическое общество.
Австрийский психолог Вильгельм Райх в своей работе привел выдержку переписки по этому вопросу Троцкого и Ленина в 1911 году. Троцкий, как идеолог новых интимных отношений, пишет: «любовное угнетение – главное средство порабощения человека. Пока угнетают, речи о свободе быть не может. Семья, как институт, себя изжила» Ленин вторит «…не только семья. Все запреты о вопросах интимного характера надо снять. Стоит применить опыт суфражисток, и разрешить однополую любовь в том числе».

Декрет о личной жизни

Декреты большевиков на интимную тематику предлагали бОльшую свободу, чем можно представить. В группе декретов «о гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния», «об отмене брака» был декрет «об отмене наказания за отношения мужчины с мужчиной». Эти декреты давали женщине возможность «материального и интимного самоопределения». Согласно декретам, интимный (брачный) союз легко заключали и легко расторгали.
Появился Институт социальной гигиены во главе с Григорием Баткисом. В 1919 году Баткис докладывал, что «брак, любовные отношения стали личным делом. Количество интимных извращений из-за раскрепощения нравов стало меньше». Как раз в это время появилась теория о простом получении желаемого, «как о стакане воды».
Ситуация с раскрепощением была удивительной для многих. Герберт Уэллс отмечал, что «слишком просто» в СССР относятся к вопросам интимного характера.

Страна с решенным половым вопросом

В декабре 1918 года в Петрограде прошла демонстрация в честь декрета «Об отмене брака». В честь этого по центральным улицам города с шествием прошлись лесбиянки с плакатами «Долой стыд». Ленин был положительно настроен: так держать, товарищи!». В этом же 1918 году, прошел еще один парад с плакатами «Долой стыд!», когда и мужчины, и женщины прошлись по улицам города без одежды и нижнего белья.
В Москве в 1924-1925 существовало движение радикальных нудистов «Долой стыд!» Основной идеей участников движения было равноправие по признаку наготы, ведь пока есть одежда, будет негласное деление людей по уровню достатка и возможностей. Участники движения ходили по Москве голышом, на них была только ленточка «Долой стыд!».
Историки связывают появление этого движения, как логичное продолжение морального разложения» советских людей. Вслед за свободой интимных отношений, разрешением абортов, коммун это был следующий шаг интимной свободы личности.
В декабре 1925 на 14 съезде ВКП(б) Бухарин обрушился критикой на движение нудистов. После этого милиция стала пресекать нахождение москвичей в голом виде.

Половое просвещение

Отношения изменились не только между мужчиной и женщиной. Теперь брак тоже стал личным делом каждого. Женились и разводились свободно. Если брак распадался, то алименты выплачивались только полгода.
Александра Коллонтай много работала над «Кодексом о браке». Она писала, что необходимо уделять внимание интимному просвещению школьников, начинать стоит в 12-13 лет, в начале полового созревания. Если этого не сделать, что ранняя беременность, разочарование в интимных отношениях обеспечено.
Большевики прислушались к Коллонтай, и запустили масштабную акцию по искоренению невежества в половом вопросе у школьников. Но если в больших городах обсуждения на интимные темы встречали более-менее свободно, то в российской глубинке с косностью мышления было трудно бороться. К тому же было мало преподавателей интимных отношений. Поэтому с 1919 по 1925 года в СССР привезли около 300 специалистов из стран Европы. Преподаватели были в восторге: столько работы, какой простор! Как много свободы! К слову, СССР была одной из первых стран, которая официально признала труды Зигмунда Фрейда.
Проводилось много семинаров на интимные темы, люди свободно обсуждали вопросы «насколько естественна интимность ребенка?»
Ожидаемо был высокий рост рождения детей вне брака. В 1923 году больше половины детей были внебрачными, так как они рождались в контексте «гражданского брака».
Тема абортов также обсуждалась свободно, ведь они освобождали женщину. Выросло производство презервативов, создавались новые контрацептивы, таблетки для оплодотворения женщины, для повышения интимной силы у мужчин.
Конечно, перекосы в интимном воспитании иногда случались. Например, в Вологде существовало такое положение: «каждая комсомолка, рабфаковка или другая учащаяся, которой поступило предложение от комсомольца или рабфаковца вступить в половые отношения, должна его выполнить. Иначе она не заслуживает звания пролетарской студентки».

В нашем понимании шведская семья – это группа лиц и мужского и женского пола, которая в большом количестве проживает на одной территории. Оказывается, это советское «изобретение».
Считалось, что брак – это пережиток прошлого, а комсомольская семья – образ семьи будущего. Добровольно в такой советской «шведской семье» проживало по 10, по 12 человек, и мужчин и женщин. Совместно вели хозяйство, кушали, стирали, готовили, убирали и предавались интимным утехам. В отличие от шведской семьи, в советских коммунах дети – нежелательный элемент, ведь воспитание требовали времени, а советские люди строили коммунизм. Если же «казус» случался, то дитя отвали в интренат на воспитание. Постепенно идея половой коммуны распространилась по всему союзу.
Образцом коммуны считалось поселение Болшево. Его создали по распоряжению Дзержинского в 1924 году. В поселении проживало примерно тысяча преступников от 12 до 18 лет, соотношение девочек и мальчиков было неравномерным. Девочки и мальчики жили в общих казармах, поощрялись «совместные сексуальные опыты». Коммуна в Болшево до сих пор остается самым крупным образцом «шведской» семьи в истории.

Завершение революции

С приходом Сталина к власти все поменялось, в том числе и отношение к интимному вопросу. Индустриализация требовала полной концентрации, без траты сил на любовные похождения и воспитание детей. Поэтому «чувственность» стала порицаться на уровне властей, семья снова стала основой общества, а моногамные чувства перестали отвергаться.
Так как за личную жизнь советского человека снова взялось государство, то «посыпались» новые указы взамен старым. Сначала отменили декрет «об отмене брака», потом на законодательном уровне запретили аборты в 1934 году. Позже Калинин подписал указ о запрете интимных отношений между мужчинами. И, конечно, не обошлось без арестов меньшинств в СССР.
Программы по интимному воспитанию прекращались, на долгие годы «возвращалось на сцену» порицание свободных нравов.

Есть в мире такая почти сказочная страна . Где капитализм соседствует с социализмом, скандинавы с арабами, а лютеране с православными.

  • Королевство Швеция расположено на Скандинавском полуострове, севере европейского континента. Формально правит страною Король, фактически Премьер-министр, которого выбирает парламент (риксдаг).
  • Название страны пошло от сочетания двух староскандинавских слов Svea и Rige, что означает «страна свеев».
  • Столица страны с конституционной монархией старинный город Стокгольм.
  • В 1995 году Швеция вошла в Европейский союз.
  • Большинство жителей живут в коммунах до 2000 человек.
  • Шведы считаются главной нацией Скандинавского полуострова. Кроме титульной нации в Королевстве проживают саамы, финны и другие национальности.
  • Большой проблемой для Швеции стал нескончаемый поток иммигрантов. Каждый восьмой житель государства – иммигрант. В настоящее время получить вид на жительство очень сложно. Существуют значительные ограничения.
  • Страну по праву можно считать мультикультурной. Шведское правительство пытается достичь согласия и равноправия различных групп населения.
  • Основная часть иммигрантов живут в Стокгольме, Гетеборге и Мальме.
  • Официальный язык государства – шведский. В своем большинстве население Королевства хорошо владеет и английским языком. В стране даже есть телевизионные каналы, вещающие на английском языке.
  • Развиваются и языки национальных меньшинств: саамский, меянкиели, финский, цыганский и идиш.
  • Основная часть верующих страны принадлежит к лютеранской церкви, которая отделена от государства. На территории Швеции также действуют православные церкви, мусульманские мечети и синагоги.

Шведские семьи

Интересно, что происхождение большинства шведских фамилий, тем или иным образом, связаны с природной тематикой. А ребенок при рождении получает фамилию матери, а не отца.
Женщины в любят независимость, а мужчины молчаливы и решительны. В шведских семьях царит равноправие и порядочность. Родители в таких семьях очень заботливы и внимательны к своим детям.
При первом знакомстве со шведами, создается впечатление замкнутости и неразговорчивости этих людей. Но, это лишь на первый взгляд. В дружной компании, среди знакомых людей они открываются совершенно с другой стороны, стают приветливыми, гостеприимными и веселыми. Как же им не веселиться, Швеция одна из немногих стран мира, где существует «социализм с человеческим лицом». Шведам удалось объединить коллективное и индивидуальное начало в человеке, и от этого объединения выиграло целое государство. Население живет в бесклассовом обществе. Притом, что Швеция довольно богатая страна, ее трудящиеся платят очень большие налоги в казну. И хвастаться своим богатством здесь не в почете. Шведы скромны и сдержанны. В семьях, как правило, работают и муж и жена. Иначе выжить очень трудно. Воспитание детей у шведских мамаш идет параллельно с профессиональной деятельностью. Это довольно эмансипированная страна.

Официально регистрировать брак в Швеции необязательно, даже при появлении в семье ребенка. Такие «неформальные» семьи имеют все права и пользуются всеми обычными льготами, как и зарегистрированные семьи.
Образование в Швеции бесплатное.

Семейные традиции в Швеции

В Швеции берегут и почитают национальные традиции. А все праздники, как правило, связаны с приготовлениями вкусной пищи. Есть и неординарные праздники, например, День булочек с корицей или Сезон тягучей пасты из миндаля. Это невозможно не полюбить.
Если вы собираетесь в гости к шведской семье, то ни в коем случае не опаздывайте. Они этого не любят. Подарите цветы хозяйке, а хозяину бутылку хорошей водки. За столом садитесь только на указанное вам место, которое вы найдете по именной карточке на столе. Если вы пришли не одни, то будьте готовы к тому, что вас могут и не посадить рядом. Шведы, как и русские любят произносить тосты, так что можете заготовить пару-тройку оригинальных тостов. Уйти вовремя тоже не помешает.

Отдых по-шведски

Официально у любого шведского труженика в году выпадает пять недель отпуска, плюс отгулы и праздничные дни. Это время они посвящают отдыху на природе. Выезжают в лес на пикник, рыбачат или собирают грибы и ягоды. В шведских лесах для туристов проложены специальные тропинки, на которых стоят домики, где можно обогреться и перекусить. Даже Король Швеции большой любитель турпоходов.

Можно отдохнуть и на островах, в фиордах, недалеко от Стокгольма. Эти острова, как правило, необитаемы. Настоящие рыбаки едут именно туда, чтобы во время рыбалки предаться одиночеству и поразмыслить о будущем. В этих водах можно поймать не только рыбу, но и креветок, крабов и раков.
Шведы очень заботливо относятся к своей природе и всегда тщательно убирают за собою мусор.

Уютная страна, добрые люди, прекрасная природа – вот то, ради чего стоит хотя бы раз в жизни посетить это сказочное Королевство Швецию.

Шведы не знают, что такое "шведская семья"

"В ГОРОДЕ Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят — Боссе, Бетан и Малыша"
Астрид Линдгрен, "Карлсон, который живет на крыше"


КТО придумал, будто шведские семьи — это когда при одном муже две жены или при двух мужьях — одна жена, или семья из двух мужей и двух жен, все живут вместе и дети общие? Я спрашивал шведов, и они удивленно вскидывали брови, хмурились, переспрашивали, не понимая, а потом смеялись: "Это в России так про нас говорят? Ну и ну… Конечно, у мужа может иметься любовница, а у жены — любовник. Но чтобы семьей… и чтобы это считалось привычным делом и не осуждалось обществом — такого не бывает. Группенсекс — бывает. Но, насколько нам известно, это есть и у вас. С таким же успехом можно сказать "американская", "голландская", "французская" семья. Конечно, лет 30 назад то, что вы имеете в виду, может, и было в моде, но сейчас — исключено."

Вместе — дружная коммуна

ВПРОЧЕМ, раскрепощенная и незакомплексованная Швеция во все времена отличалась свободой нравов и демократичностью во взаимоотношениях полов. С высокой степенью уверенности шведов можно назвать пионерами европейской сексуальной революции. Масла в огонь подлил вышедший в 60-х годах шведский фильм "Желтое любопытство", пестревший откровенными эротическими сценами.

Недавно скандальный режиссер Лукас Мудиссон, главная надежда современного шведского кино, решил обратить свой взор на эпоху 70-х и рассказать о некой коммуне под названием "Вместе". Швеция, середина 1970-х. Десять лет сексуальной свободы заметно отразились на эволюции нравов в стране, "изнасилованной" экономическим чудом. Мудиссона можно было бы обвинить если не в эпигонстве, то во всяком случае во вторичности, ведь всего двумя годами ранее Ларс фон Триер снял "Идиотов" и, что называется, закрыл тему. Однако швед в отличие от датчанина избрал совсем другую интонацию, предложив вместо радикального экстремизма сентиментальный пастиш, ностальгирующий по безрассудству и обретению нового необычного опыта.

ИЗВЕСТНЫЙ шведский журналист Пер Далберг, работающий на "Радио Швеции", поведал о своем опыте проживания в такой коммуне.

— В Швеции действительно нет такого устоявшегося понятия, как "шведская семья" — в том смысле, который вы подразумеваете. В 50-е годы существовало обозначение "женат или замужем по-стокгольмски". Тогда люди жили вместе, не расписываясь, и это не считалось официальным браком. Далее, в 60-70-е годы, "левые", тесно связанные с движением хиппи, внесли новый оттенок в так называемое совместное проживание. Они искали альтернативу нормальной гармоничной семье. Это было "красное" социалистически-коммунистическое движение, в то время очень популярное не только в Европе и Скандинавии. Прямой вызов ячейке буржуазного общества и его благополучию — нормальной семье, где папа — глава, то есть так называемому патриархату. Мы были в то время детьми, подростками, и даже в школе это влияние было заметно. Почти все, что было мужским, — считалось негативным, над мужским началом смеялись, издевались. Кстати, многие из моих друзей узнали себя и свое детство в фильме "Вместе". Я тоже жил в коллективе или коммуне, называйте как хотите. Это было в городе Карлстад. Мы спали вместе на одной кровати, хотя каждый имел свою комнату. И, естественно, ничего странного, если я "был" в понедельник с Сусси, а во вторник с Анной. Главное — обоюдное желание.

Мы питались кашами, недорогой пищей, не хотели работать, жили на социальное пособие, у нас даже был свой автомобиль "Форд". Это считалось "Свободой". Неизбежный побочный эффект — буйный расцвет венерических заболеваний в то время. Многих одно это разом вернуло в "нормальное русло". Еще одна деталь, круто повлиявшая впоследствии на возврат к патриархальности семьи, — несколько другая свобода, экономическая: введение в середине 80-х оплачиваемых страховкой свободных рабочих дней по уходу за ребенком для отца. Три месяца для папы, при этом нас еще и активно призывали воспользоваться этой возможностью. Постепенно уравнивание прав женщины и мужчины в Швеции пошло именно таким курсом, чтобы оба могли и работать, и детям внимание уделять.

Хотя пожить "шведской семьей" в нашем представлении было бы наверное интересно...

Ольга, 27 лет, рассказала сайт, как она жила в квартире с двумя мужчинами, каждый из которых был ее любовником.

Когда мне было 22, у меня появился новый бойфренд . Назовем его Т. Он приехал в наш город из другой страны поступать в медицинский, но не прошел по конкурсу из-за плохого знания русского и остался на год на подготовительных курсах.

С самого знакомства Т. вел себя очень скромно и заметно стеснялся. Даже краснел, когда случайно ко мне прикасался. Выглядело все это очень забавно. Думаю, он сам не особо понимал, насколько красив : голубые глаза, длинные черные ресницы, немного смуглая кожа. Я говорила ему, что он больше похож на актера, чем на студента-медика, но он, наверное, думал, что это я так шучу. Свидания у нас были самые целомудренные . По-моему, поцеловал он меня только на третьей встрече, и то по моей инициативе. Мне же, определенно, хотелось большего . Где-то через месяц наших платонических отношений я не выдержала и сама напросилась к нему домой.

Дело было зимой, я замерзла и прямо предложила поехать к нему. Он отнекивался, говорил, что живет не один, но я настояла, и мы взяли такси. Он снимал красивую трехкомнатную квартиру в новостройке. Снимал не один, а со знакомым из его родного города - О. Знакомому было за 30, и в России он жил уже несколько лет. Т. представил нас друг другу, и О. мне сразу же очень понравился. Он был очень открытый и общительный, в отличие от стеснительного Т. По телевизору как раз шел футбол, показывали какой-то матч, который они оба хотели посмотреть, и мне пришлось составить им компанию.

Мы пили пиво и о чем-то болтали. В какой-то момент я почувствовала ладонь О. у себя на бедре. Он как будто случайно прикоснулся ко мне, но не отдернул руку, а начал легонько меня поглаживать. Если бы мы в этот момент были одни, я бы с удовольствием с ним поцеловалась, но я пришла с Т., и поцеловать решила его. Он опешил, но ответил на мои ласки. Я целовала его снова и снова, а О. продолжал поглаживать меня незаметно от Т. На этом «вечеринка» закончилась. К моему разочарованию, Т. не предложил мне остаться у них, а вызвал такси домой. Не знаю, чего именно я ожидала, но явно не такой развязки.

В следующий раз, когда я снова оказалась у них дома, мы с Т. наконец-то нарушили наш «обет целомудрия» и занялись сексом . Это было не то чтобы плохо, но явно не супер. Пока Т. признавался, что я у него чуть ли не первая, я представляла в своих фантазиях , как выйду на кухню в одной футболке и встречу там О. Не встретила. Хотя он знал, что я осталась у них.

Я ночевала в этой квартире все чаще и чаще, и мне уже стало казаться, что историю с футболом и тайными ласками я сама себе придумала, потому что О. со мной просто здоровался и максимум спрашивал, не нужно ли нам чего купить к ужину.

Как-то на выходных у них дома была вечеринка. Я выпила лишнего и, когда в очередной раз столкнулась с О., затащила его в ванную. Он закрыл дверь и поцеловал меня. Мы целовались довольно долго, и я до сих пор помню, насколько это было классно. Я так сильно хотела его, что согласилась на его предложение прийти к ним, когда Т. будет на учебе. В общем, так мы с О. переспали и начали встречаться у Т. за спиной.

О. был супер во всем, но романтики от него ждать не приходилось. Никаких нежных слов, признаний, комплиментов. Просто секс, хотя и очень классный . Т., наоборот, заваливал меня сообщениями со стихами на английском, постоянно говорил, какая я красивая, как он меня любит . Думаю, он ни о чем не догадывался, пока однажды не застал нас с О. целующимися на кухне. Он плакал, просил меня признаться, было у нас с его приятелем что-то или нет, и я почти все ему рассказала. Объявила, что О. мне нравится, и я не могу выбрать кого-то одного из них.

Я ждала, что он разозлится и пошлет меня куда подальше, но Т. просил не бросать его, говорил, что любит и хочет быть со мной. Я в шутку сказала: давай попробуем жить все вместе, чтобы мне было проще решить. И он согласился! Так я поселилась у них в гостиной.

Вся эта ситуация меня в хорошем смысле волновала. Я чувствовала себя роковой женщиной, мне хотелось попробовать что-то новое, и я была готова к экспериментам . Сейчас я думаю, что О. от моего переезда был не в восторге, но тогда эта мысль не приходила мне в голову.

У нас не было никаких правил или графика встреч. Все происходило естественно и без конфликтов. Секс с Т. даже стал лучше, возможно, из-за того, что он продолжал меня ревновать . А вот О. совсем не ревновал, вел себя все немного отстраненно, чем привлекал меня вся больше.

Бытовых проблем у нас не возникало. Они покупали еду, я готовила, чистоту поддерживала приходящая уборщица. Бывало забавно развешивать нашу одежду после стирки, словно у меня два мужа.

Мы прожили вместе почти полгода, даже Т. успел привыкнуть к нашему трио, хотя и продолжал нервничать. Думаю, он был немного склонен к душевному мазохизму , поэтому и не бросил меня. Отчасти я его понимаю, ведь я сама страдала, когда О. приводил домой других девушек. Это бывало нечасто, но больно било по моей самооценке.

В общем, мучались в нашем трио мы с Т., а вот О. просто радовался жизни. Разборок я ему не устраивала, только подшучивала над его вкусами в том, что касалось женской красоты.

Все закончилось, когда я поняла, что с одной из них у него серьезно. Насколько это вообще могло быть серьезно в случае О. Девушка стала оставаться у нас на ночь несколько раз в неделю и даже пыталась со мной подружиться, будучи уверенной, что я встречаюсь только с Т. Я это терпела, но однажды О. отказал мне в сексе, сказал, что он не в настроении. И это стало концом нашего и без того не очень веселого романа. Ситуация стала казаться мне фарсом: Т. бегает за мной, я бегаю за О., а О. не бегает ни за кем. Ему все равно. Я ушла от них без объяснений, просто сказала, что мне больше неинтересно продолжать. О. спокойно со мной попрощался, Т. предложил снять квартиру и жить вдвоем. Я не согласилась, и мы расстались, хотя он еще долго пытался меня вернуть.

Шведская семья – это просторечное название одной из форм полиамории, которая допускает наличие у человека множественных любовных связей с согласия и одобрения всех участников таких отношений. На практике это подразумевает совместное сожительство нескольких разнополых людей, например, один мужчина и две женщины (или наоборот).

Сразу стоит отметить, что подобная форма взаимоотношений совсем не обязательно подразумевает групповой секс. Это несколько иное понятие, имеющее научное название – триолизм. Отношения в шведской семье могут быть самые различные – банальная привязанность, дружба, платоническая любовь или же соперничество.

Шведские семьи - не такая уж и редкость, как может показаться на первый взгляд. Эта форма человеческих взаимоотношений довольно широко представлена в различных произведениях литературы и кино. Наиболее известные киноленты: «Мечтатели» реж. Бернардо Бертолуччи, «Третья Мещанская» реж. Абрама Рома, «Жюль и Джим» реж. Франсуа Трюффо.

К слову, такое обозначение как «шведская семья» встречается только в России и еще некоторых государствах постсоветского пространства. В большинстве европейских стран используется термин, который в дословном переводе с французского языка означает ведение хозяйства на троих.

Рождение стереотипа

Откуда этот термин взялся в консервативном советском союзе доподлинно неизвестно, но в 70-х годах прошлого столетия понятие «шведская семья» было главным синонимом Швеции на территории всего СССР. Существовал стереотип о том, что в этой загадочной скандинавской стране сожительство нескольких пар – вполне привычное дело.

Возможно, все дело в докатившейся до союза волне сексуальной революции и слухов о представителях левой шведской молодежи, которая в те года не отличалась пуританским поведением и вела себя весьма фривольно. Скандинавские хиппи не признавали никаких семейных ценностей и моральных устоев. Некоторые из них действительно проживали группами, своеобразными коммунами, пропагандируя свободную любовь. В те же годы на экранах телевизоров появляется мегапопулярная шведская музыкальная группа АВВА, состоящая из 2 семейных пар. Они так сладко пели о любви, что не поверить им советские граждане не могли.

Конечно, назвать шведов консерваторами в интимном плане сложно. Это единственная страна в мире, где сексуальная грамотность начала преподаваться в школе еще в начале 50-х годов прошлого столетия. Общение супругов после разводов и совместное времяпрепровождение «новых» и «старых» семей для раскрепощенных шведов – обычное дело. Но было бы большим преувеличением утверждать, что в плане построения семейных отношений они чем-то отличаются от остальных европейцев.