Асимметричное прикладывание к груди: руководство пользователя. Как правильно прикладывать ребенка для кормления

Все женщины, ожидающие чудо рождения, рано или поздно сталкиваются с потребностью узнать как правильно прикладывать ребенка для кормления. Одни готовятся к этому ответственному сокровенному процессу заранее, изучая литературу и общаясь с опытными мамами, другие — набивают свои шишки по ходу материнства.

Грудное вскармливание — самый натуральный простой и дешевый способ насыщения пищей малыша. Полезные витамины и микроэлементы молочка мамы содержатся в наиболее легко усваиваемой форме для ребенка. Это одновременно и питье, и еда как минимум первые полгода жизни младенца, а также во время его болезней. Кроме того, естественное вскармливание формирует невидимую нить привязанности между мамой и малышом, дарит чувство защищенности крохе, развивает доверие к миру.

Для младенца грудное вскармливание важно, потому что:

  • это природный экологически чистый поливитаминный продукт,
  • это непосредственный физический контакт с мамой,
  • это гарантия безопасности и защиты в новой среде,
  • это способ познания окружающего мира,
  • это прекрасное снотворное и успокоительное средство.

Для мамы грудное вскармливание важно:

  • для естественного развития привязанности и эмоционального контакта,
  • больше времени можно уделять крохе, особенно в наше скоростное время,
  • является профилактикой заболеваний груди,
  • легко, быстро и без лишних затрат времени и денег можно накормить младенца,
  • во время кормлений можно отдыхать и набираться сил.

О правильном захвате груди

Важное правило грудного вскармливания — нет боли и любых дискомфортов у его участников.

Ребенок во время сосания задействует не сосок, как могут думать многие молодые мамы, а околососковую зону (ареолу). Благодаря стимулирующим движениям язычка малыша, все молочные протоки работают слаженно, и молочко попадает по назначению.

Если же во время кормления произошел неправильный захват груди, то неизбежны болевые ощущения у мамы, плохое опорожнение молочных резервуаров, появление трещин и застойных процессов, а ребенок останется полуголодным и капризным.

Рассмотрим, как правильно прикладывать ребенка к груди по основным признакам:

  • малыш лежа на боку плотно придвинут к маме, между ними отсутствуют любые зазоры;
  • сосок смотрит на носик ребенка перед стыковкой, а после нее — направлен в верхнее нёбо и является только проводником молочка (так называемая ассиметрия в кормлении грудью);
  • ротик младенца открыт широко (угол 130-150° считается оптимальным) для захвата груди;
  • виден язычок на нижней десне;
  • после захвата губки ребенка вывернуты наружу, они как бы обнимают грудь;
  • если немного отодвинуть нижнюю губу крохи, виден его язычок, а ореола полностью прячется под ней;
  • нижняя челюсть дитя активно двигается;
  • щечки округлые, а не вытянутые;
  • отсутствие любых чавкающих или клацающих звуков во время кормления, мама слышит и видит только глотание ребенка;
  • подбородок малыша касается маминой груди, иногда и носик может прижиматься к ней, если грудь большая или слишком полная. Переживать за дыхание ребенка не нужно, благодаря расширенным носовым пазухам воздух хорошо поступает в обе стороны;
  • отсутствие жесткой фиксации головы младенца дает возможность ему принимать более удобную позу во время кормления.

Если мама слышит, что крохе лежа трудно дышать у груди, значит или головка его наклонена вперед, или подбородок недостаточно прижат к груди. В этом случае ни в коем случае не надо делать своими пальцами канавку возле носика, достаточно малыша лежа подвинуть вниз в сторону его ножек и придвинуть ближе к себе. Так его шея сменит положение, головка немного запрокинется и захват станет правильным. Но в случае соскальзывания младенца на сосок лучше аккуратно прервать кормление, отняв у него грудь и приложить снова.

А у меня получится?

Ассоциация консультантов естественного вскармливания (АКЕВ) утверждает, что при правильном прикладывании малыша любые болевые ощущения мамы, недоедание дитя невозможны. Иногда с первого раза достигнуть эффективного захвата груди не получается. Особенно с первенцем. В этом случае на помощь приходят медицинские работники роддома, консультанты-специалисты и непосредственно опыт самой мамы.

В то же время нужно знать, что оптимальный режим, длительность, техника кормления вырабатывается у пары мама-малыш в течение первых двух месяцев. Поэтому иногда необходимо запастись терпением и внимательно отслеживать ощущения, движения и позы во время кормления (лежа на боку, сидя, стоя).

Даже если сначала были допущены ошибки в прикладывании, в результате чего у мамы образовались трещины, уплотнения в груди, то после лечебных процедур и устранения болезней можно организовать комфортное кормление малыша. Главное — желание, упорство и вера в свои силы и важность грудного вскармливания для ребенка.

Бывают, конечно, проблемы с захватом груди у ребенка по уважительным причинам, например, из-за короткой уздечки. В этом случае язычок недостает до кончика нижней губы и процесс сосания болезненный.

Процесс кормления по шагам

Как наладить оптимальный процесс кормления малыша, рассмотрим по порядку все шаги.

  1. Маме принять максимум расслабленную позу (например, лежа), особое внимание уделить плечевому отделу. Порой малыш настроен длительное время провести у груди — и покушать, и подремать. Поэтому важно маме правильно организовать себе место для кормления, чтобы избежать любого дискомфорта, затеканий мышц и как следствие появления раздражения и желания преждевременно отстыковаться. А это чревато ухудшением лактации и капризностью крохи. Многие мамы после родов с удовольствием выбирают позу лежа на боку — и расслабиться, и отдохнуть, и подремать можно, и малыш никуда не выскользнет.
  2. Подготовить ребенка возле груди . Малыша в позе лежа необходимо повернуть к себе всем корпусом, а не только головку. Ротик его расположить чуть ниже соска. Если дитя дремлет, прикосновение ареолой к нижней губке или легкое движение маминого пальца по его носику вызывает рефлекс открывания рта. Язычок при этом виден, он лежит на нижней десне. Малыш начинает вертеть головкой — это сигнал, что он готов пристыковаться и начать кушать.
  3. Сам процесс кормления . У малыша губки вывернуты наружу, язычок совершает волнообразные движения, ореола почти полностью во рту, головка свободна. Вначале младенец делает несколько быстрых сосательных движений. Они настраивают молочные железы на работы, ощущается прилив в груди. Окситоцин активно начинает вырабатываться в материнском организме и поступать в молочко. Дальше движения ротика ребенка становятся размеренными, слышно глотание. Через какое-то время эти сосание может и вовсе замедлиться, что свидетельствует об уменьшении молока в груди, насыщении и засыпании крохи. Его тело расслаблено. Прием пищи окончен в момент, когда младенец сам отпускает грудь.

Откорректировать захват груди можно, если вставить мизинец в уголок ротика малыша и немного толкнув сосок к выходу. Затем снова повторить все ранее перечисленные действия.

Удобные позы

Как показывает практика, удобными могут быть самые разнообразные позы для кормления малыша. Остановимся на наиболее распространенных.

В положении сидя

В этом случае выделим две позиции:

  1. обычная,
  2. из подмышки.

Мама располагается на диване/в кресле, может использовать разные подушки для удобства. Главное, чтобы спина оставалась ровной.

В первом случае — малыш в позе лежа поддерживается руками, повернут животиком к маме, его головка не зафиксирована жестко. Оптимально удерживать малыша под ушками указательным и большим пальцами противоположной руки, например, правая грудьлевая рука. Эта поза называется перекрестная колыбелька.

Во втором – он, лежа на боку, располагается на подушке под маминой подмышкой, как будто выглядывает сзади. Эта поза особенно популярна среди женщин после кесарева сечения, поскольку не нужно держать ребенка на руках.

Часто при кормлении сидя ребенка пеленают, чтобы он ручками не мешал себе и маме.

В положении лежа на боку

В положении лежа на боку, когда участники процесса размещены рядом друг с другом.

Одна из любимых поз молодых мам — и отдохнуть самой и накормить малыша просто. Нюанс — подушка должна размещаться только под головой мамы, а не под ее плечами.

В положении стоя

Особенно актуально, если мама носит малыша в слинге. И в случае с подросшим ребенком эта поза может стать одной из часто используемых.

Расслабленное кормление

Расслабленное кормление или австралийская поза, или телефон.

Мама находится в положении полулежа на спине, ее голова, плечи и грудная клетка приподняты, младенец лежит на ней сверху животиком к животу. Все участники максимально расслаблены. Мама нежно обнимает и поглаживает кроху, может что-то петь или шептать ему. Это имитирует безопасное положение малыша в утробе, когда его со всех сторон защищала матка. Он раскинул ножки и ручки, они абсолютно не мешают процессу кормления. Головка его свободно двигается. Он слышит звуки из маминого организма, которые слышал все 9 месяцев, они его умиротворяют и расслабляют.

Радостного материнства, здоровых деток и комфортного правильного кормления!

Как избавиться от растяжек после родов?

Когда я начинаю говорить о правильном или неправильном прикладывании ребенка к груди, то очень часто слышу такую фразу: «А что вы имеете в виду? Разве можно сосать грудь неправильно?». Когда я только начинала работать в качестве консультанта по грудному вскармливанию особенно меня расстраивало, если я слышала эту фразу от медперсонала роддома…
Прикладывание к груди – очень деликатная вещь. Через 20-30 минут после рождения, когда у новорожденного появляется желание сосать, малыш начинает искать грудь, открывает рот, делает кивательные движения головой и пытается ползти в сторону соска. И в эти моменты, когда инстинктивная сосательная активность ребенка еще ничем не испорчена, правильно захватывают грудь и начинают продуктивно сосать только 30% детей! Остальным нужно помочь, подать грудь несколько раз, прежде чем попытку можно будет назвать удачной.
В большинстве российских роддомов никто не прикладывает ребенка после фазы релаксации . Сразу после рождения ребенку перерезают пуповину, демонстрируют матери и уносят на “обработку”. В лучшем случае малыш увидит маму через 2 часа, а скорее всего через 6-12 часов. Маме обычно говорится, что ребенок отдыхает после родов, ему сейчас не до сосания. В это время малышу обычно 1-2 раза дается вода или смесь из соски. Это называется догрудным кормлением, которое часто формирует привычку сосать соску, а не грудь. Врачи и медсестры обычно протестуют и говорят: «Мол, что за ерунда, ничего страшного, потом будет грудь сосать, никуда не денется». По моему опыту это не совсем так.
Приходя в послеродовое отделение, я постоянно встречаю детей в возрасте 2х-3х дней жизни, которые даже не пытаются сосать грудь, если она попадает им в рот. Малыш демонстрирует активное поисковое поведение, открывает рот, вертит головой, иногда покрикивает. Если я пытаюсь его приложить к груди, он широко открывает рот, но не пытается начать сосание. Бывает, что ребенок сразу же начинает плакать, как только грудь вкладывается ему в рот. Очень часто встречается ситуация, когда ребенок просто перестает широко открывать рот при поисковом поведении. Такое поведение типично для детей, имевших опыт сосания соски или пустышки.
Частенько наблюдается такая «замечательная» картина: сидит мама над пластиковой роддомовской кроваткой, любуется на мирно спящего малыша, сосущего пустышку, на которой написано “I love you, mama”. (Последнее время в Москве очень часто встречаются такие пустышки). Спрашиваю маму, сосет ли малыш грудь, на что мама отвечает, что пару раз пробовала давать, но он как-то не очень…Вторые сутки после родов…
Обычно, когда я начинаю маме рассказывать о том, что если периодически давать ребенку сосать бутылочку с соской, то ребенок может отказаться от груди, мама говорит: «Да, из бутылочки легче сосать. А тут (в роддоме) еще и дырки такие большие». Между тем дело совсем не в дырках, и не в легкости сосания.
Дело все в том, что при сосании соски ребенок делает принципиально другие движения. Грудь на самом деле сосать легче, так как малышу «помогает» рефлективный процесс в мамином организме, сокращающий гладкомышечные клетки вокруг долек железы и выталкивающий молоко в проток. Благодаря этому рефлексу молоко как бы впрыскивается ребенку в рот.
Здесь надо отметить, что младенцу необходимо сосать, чтобы избавиться от чувства дискомфорта. Ребенку все равно, что сосать, все определяет привычка. Широко распространено ошибочное мнение о том, что если ребенку давать сначала грудь, а потом бутылочку, то от груди ребенок не откажется. Многие мамы также считают, что если из бутылочки давать ребенку только воду, чай или сок, то малыш не откажется от груди. На самом деле, совершенно не важно, когда и в каких количествах он сосет соску или пустышку. Есть дети, которым для возникновения проблем с прикладыванием к груди, достаточно пососать соску 1-2 раза. Есть малыши, которые “внезапно”, начинают капризничать у груди в 2-3 месяца. Есть дети, которые с удовольствием сосут все, что им дают, но постепенно перестают прибавлять в весе.
Всемирная Организация Здравоохранения в своем бюллетене, посвященном кормлению детей первого года жизни, высказывается по этому вопросу следующим образом:
“У нормального новорожденного сосательные рефлексы, необходимые для грудного кормления, достаточно сильны при рождении. Практика подтверждает, что некоторые дети, рожденные на 32-й неделе беременности весом всего 1200г способны эффективно сосать грудь еще до того, как они научаются сосать из искусственных сосок. Однако эти решающие рефлексы могут быть слабыми, или вообще отсутствовать в случаях слишком раннего прерывания беременности, у детей с чрезвычайно низким весом при рождении, а также у больных детей… … Однако, наиболее частыми причинами пониженной эффективности этих рефлексов являются применение седативных или обезболивающих препаратов при родахи вмешательство в процесс обучения после родов . Инстинктивные движения ребенка должны закрепиться в правильное поведение в послеродовый период. Использование других оральных объектов, сосок или пустышек в этот период может создать условия для возникновения у ребенка других ротовых движений, неприемлемых для кормления грудью.

…. для успешного становления грудного кормления, факторы, снижающие продолжительность, эффективность и частоту сосания груди ребенком, должны устраняться любым доступным способом. К этим факторам относятся: ограничение времени кормления, кормление по расписанию, неудобное положение при кормлении, использование других оральных объектов, получение ребенком других жидкостей, например воды, сахарных растворов, овощных или животномолочных продуктов.”

Для формирования полноценной лактации у матери, для длительного и успешного грудного вскармливания, значение правильного прикладывания – огромно.

Только при правильном прикладывании ребенок стимулирует грудь на достаточную выработку молока. Только при правильном прикладывании малыш может высасывать молока столько, сколько ему необходимо. Только правильное прикладывание не вызовет у матери никаких неприятных ощущений во время кормления и никогда не приведет к необходимости прерывать кормление из-за болезненных ощущений, т.к. их просто не будет.

Что же такое правильное прикладывание ребенка к груди?

Ребенок должен захватывать сосок и ареолу при энергичном “бодательном” движении головкой, поднимающем грудь, и затем как бы накладывая ее при движении груди вниз, на широко раскрытый рот, с подкладываемым под грудь опущенным, но не высунутым языком. Необходимо, чтобы этот захват был полным и глубоким настолько, чтобы сосок находился во рту ребенка почти на уровне мягкого неба , т.е. сосок вместе с ареолой фактически должны заполнить собой всю полость рта ребенка. Для такого захвата необходим очень широко раскрытый рот, и если у малыша не получается сразу правильно раскрыть рот, то можно помочь ребенку, проведя соском по его нижней губе, вызывая рефлекторное движение губ и раскрытие рта. Нередко первой реакцией ребенка на материнскую грудь будет ее лизание и только потом уже захват.

При правильном захвате груди у ребенка сохраняется широко раскрытый рот, нижняя губа полностью вывернута (ее выталкивает передний край языка, лежащий на нижней челюсти). Ареола полностью входит в рот ребенка, если она маленькая. Если ареола большая, то захват ее практически полный, несимметричный. Снизу ребенок захватывает ареолы больше, чем сверху.

Эффективность сосания определяется не через создание отрицательного давления, а через ритмичный массаж ареолы, осуществляемый движениями языка ребенка.

Бутылочку любой формы и с любым размером дырочки ребенок сосет также, как взрослый сосет из соломинки: путем создания отрицательного давления. Язык в сосании из бутылочки не участвует. Доящих движений языка нет. Язык обычно находится за нижней челюстью. Поэтому, когда к ребенку, привыкшему сосать бутылочку в рот попадает грудь, он не знает, что с ней делать. В крайнем варианте неправильного прикладывания сосок попадает между челюстями, ребенок сосет грудь также, как бутылочку. Если сосок находится между челюстями, мама обычно испытывает довольно сильные неприятные ощущения. Выраженность болевых ощущений зависит от толщины кожи ареолы и индивидуальной чувствительности женщины. Но в любом случае очень быстро сосок травмируется и часто уже на вторые сутки после родов при неправильном прикладывании появляются ссадины, которые переходят в трещины, если прикладывание не исправляют. Эта ситуация настолько обычна, что многие женщины считают образование трещин неизбежным злом, сопутствующим грудному вскармливанию.

Очень “коварным” оказывается безболезненный вариант неправильного прикладывания .

В этом случае собственно сосок попадает за челюсти и лежит на языке вместе с незначительной частью ареолы. Ребенок его и сцеживает… В этом случае маме не больно, т.к. сосок ребенок не прикусывает. Малыш даже получает какие-то количества молока. Но грудь не получает достаточной стимуляции и хорошо не опорожняется. Это постепенно приводит к уменьшению количества молока. Обычно ребенок в этом случае не очень хорошо прибавляет в весе. Или наблюдается постепенное уменьшение прибавки. Например, в первый месяц ребенок прибавил 900г, во второй – 600, в третий – 450. Если при этом ребенок соматически здоров, кормится по требованию, ничего не сосет кроме груди, то вероятнее всего имеет место безболезненный вариант неправильного прикладывания.

Если женщина никогда не видела, как должен сосать ребенок, если ей никто не показывал, как правильно подавать ребенку грудь и как он должен сосать, как контролировать качество прикладывания во время сосания, очень велика вероятность, что сама она приложит малыша не совсем правильно и не сможет обучить его правильному поведению у груди. Она ведь не знает, что тут чему-то надо учиться…

В те далекие времена, когда грудное вскармливание в нашем обществе было обычным явлением, а не редким исключением, каждая женщина могла помочь начинающей кормить матери, исправить ее ошибки, показать необходимые приемы.

В настоящее время большинство женщин не имеют возможности учиться материнству практически. Многие читают разнообразные журналы или книги для родителей, а потом пытаются ухаживать за своим младенцем и кормить его, основываясь на полученных теоретических знаниях.

К сожалению, правильному прикладыванию ребенка к груди невозможно научиться по книгам, журналам и картинкам. Необходимо практическое обучение. В роддомах, где появляется на свет большинство современных младенцев в индустриально развитых странах, никто таким обучением не занимается. Подавляющее большинство медработников не имеют необходимых для этого знаний. То, что необходимо для успешного обучения другой женщины – это прежде всего личный положительный опыт грудного вскармливания. Медицинские сестры и акушерки, как и большинство современных женщин, такого опыта не имеют. Неправильное прикладывание, будучи широко распространенным явлением, не вызывает никакого беспокойства со стороны медперсонала. Женщинам даются только рутинные рекомендации по залечиванию ссадин или трещин, если таковые имеются. Если же у малыша и мамы безболезненное неправильное прикладывание и связанный с ним недостаток молока, то проблема решается назначением докорма и заканчивается стремительным переходом на искусственное вскармливание., т.к. докорм дается из бутылки с соской. К проблеме неправильного прикладывания присоединяется отказ от груди.

Что же делать женщине, прикладывая своего малыша к груди?

Постарайтесь найти кого-нибудь, кто умеет кормить ребенка грудью. пусть это будет мама, кормящая не первого ребенка, следившая за качеством прикладывания, кормившая долго, не использующая сосок и пустышек, никогда не имевшая и не имеющая проблем с сосками (ссадины, трещины). Понаблюдайте за тем, как она подает ребенку грудь и как ее малыш сосет. Это может быть ваша соседка по палате.

Если вы испытываете неприятные или болезненные ощущения во время сосания ребенка, а медперсонал не может ничего исправить своими манипуляциями, попробуйте найти маму, не испытывающую неудобств при кормлении и проконсультируйтесь с ней.

Оптимальный для мамы вариант, когда ее обучает прикладыванию женщина, имеющая большой практический опыт и умеющая отличать различные варианты прикладывания при разных формах соска.

Например, при первом взгляде на двух кормящих соседок по палате, особенно с расстояния в один метр, может показаться, что у одной мамы все хорошо, а у другой захват не очень глубокий. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что у первой мамы захват получился недостаточный, хотя маме и не больно, ребенок на самом деле лижет сосок и рот открыт недостаточно широко. Малыша надо будет переучивать и маме следить за качеством прикладывания. В другом случае выясняется, что хотя у малыша очень маленький ротик, а у мамы большой сосок, малыш очень хорошо высунул язычок, правильно его расположил и отлично сцеживает грудь.

При прикладывании ребенка постарайтесь следовать общим рекомендациям:

1. Вкладывайте грудь ребенку ТОЛЬКО В ШИРОКО ОТКРЫТЫЙ РОТ! Не пытайтесь протолкнуть сосок в полуоткрытый ротик, скорее всего ребенок зажмет его челюстями или он возьмет его недостаточно глубоко.

2. Старайтесь действовать быстро, т.к. широко открытым ребенок держит рот секунду-две. Если вы не успели, дождитесь следующего раза. Помогите малышу открыть ротик, проводя соском по нижней губке несколько раз подряд.

3. Проявляйте терпение. Очень часто я наблюдаю такие мамины действия: мама берет малыша, пытается его приложить, ребенок проявляет активный поисковое поведение, вертит головой. Мама говорит: ”Он не хочет!” Инстинктивное поведение ребенка, направленное на поиск соска мама воспринимает, как отрицательный ответ взрослого человека! Или, например, очень часто бывает, когда мама соском дотрагивается до нижней губки ребенка, он сжимает ротик. Мама опять сразу же говорит, что ребенок не хочет сосать. А между тем, если бы она продолжила предложение, то малыш обязательно открыл бы рот. Ведь ребенок еще не понимает, что от него хотят. Он не знает, что от него ждут открывания рта. Большинству детей для формирования устойчивого навыка правильного захвата соска, в ответ на мамино предложение, требуется не менее двух недель!

4. Очень часто, захватив грудь правильно, младенец во время сосания сползает на кончик соска и начинает его прикусывать. У мамы появляются болезненные ощущения, но она их терпит. Болезненное сосание терпеть недопустимо! Ребенок не знает, что он сосет неправильно! Его необходимо научить правильно сосать. Если малыш начинает сползать на кончик соска, грудь необходимо правильно забрать (разжав малышу челюсти, быстро засунув кончик пальца в уголок рта) и подать заново.

5. Обычно ребенок сползает на кончик соска в том случае, если во время сосания он не касается носиком груди. В большинстве роддомов рекомендуют грудь над носиком придерживать пальцем, чтобы легче было дышать. Но ребенок ощущает грудь лицом! Он должен касаться груди носиком во время сосания. Такое положение должно сохраняться во время всего сосания и в любом возрасте малыша. Если он не касается носиком груди, новорожденный не знает, что он уже на “месте”, и может совершать поисковые движения с соском во рту! Его мама тут же говорит, что ребенок не хочет сосать. Носик малыша так устроен, что кончиком он делает в груди “ямку” и дышит через маленькие треугольные щелочки у крыльев носа. Поэтому нет никакой необходимости придерживать грудь пальцем над носиком. Мало того, что этот маневр портит прикладывание, он еще способствует возникновению лактостазов в верхних долях железы, т.к. мама своим пальцем пережимает протоки и затрудняет отток молока.

Малышу нельзя позволять оттягивать сосок или пропускать его между челюстей туда-сюда. Необходимо придерживать головку при попытках оттянуть сосок. И забирать грудь, если малыш начинает “баловаться”, причиняя маме боль. Ребенку более старшего возраста нельзя позволять поворачивать голову с соском во рту, если ему хочется посмотреть на какой-то предмет. Малыш должен следить за интересующим предметом только глазами. Или должен отпустить грудь и повернуть голову, если это ему так необходимо.

6. Отдельно хочу отметить “неудобные” формы соска – плоские соски, втянутые, длинные, толстые. Любой новорожденный, способный сосать, может приспособиться к любой форме соска своей матери. Мама, имеющая сосок “нетрадиционной” формы должна проявить больше терпения и настойчивости в обучении ребенка правильному сосанию. И она должна постараться, чтобы ее малыш никогда не получал других “оральных объектов”, т.к. они в любом случае покажутся ему более удобными для сосания, чем материнская грудь.

7. Для мамы с плоскими и втянутыми сосками очень важен момент втягивания ребенком груди в рот. Если малышу в рот попадает бутылка, пустышка или соска, он перестает делать втягивающее дижение. И соска и пустышка и так вытянуты, их не надо втягивать дополнительно. Поэтому, когда малышу в рот попадает мамин плоский сосок, он просто открывает рот и ждет, не пытается его втянуть. Маме с плоскими или втянутыми сосками надо постараться не допустить попадания в рот ребенку других объектов для сосания. При необходимости можно давать докорм или свое сцеженное молоко из ложечки, шприца или пипетки.

Если у мамы длинные и (или) большие соски, ей очень важно вкладывать их в рот как можно глубже, пронося собственно сосок мимо челюстей. В случае с длинным соском ребенок очень часто смыкает челюсти на соске или сразу за соском. Ареола в рот практически не попадает, малыш ее не сцеживает, получается, что он просто лижет сосок. Молоко он сцедить таким образом не может, грудь не опорожняется и не стимулируется. Начинается нехватка молока. Большой сосок невозможно вложить в недостаточно открытый ротик. Малыш, пососав соску или пустышку, перестает широко открывать рот, т.к. для сосания этих предметов совершенно не нужно открывать рот широко.

Ребенок с самым маленьким ротиком может сосать грудь своей мамы с самым большим или длинным, или любым другим “неудобным”, с нашей точки зрения, соском. Надо только правильно вложить грудь в рот, проявить терпение и настойчивость. Всего-навсего.

В заключение хочется сказать, что обучая ребенка правильно сосать грудь, мама обеспечивает ему в будущем полноценное, идеально подходящее питание, а себе – продолжительную стабильную лактацию.

Лилия Казакова,
педиатр, консультант по грудному вскармливанию Московской общественной группы поддержки грудного вскармливания “Матери за грудное вскармливание

Хочу предупредить мам, которые заняты переучиванием своего ребенка, что здесь представлено прикладывание уже обученного ребенка, поэтому маме не нужно его поправлять и контролировать.

Хорошо видна последовательность движений, которые на самом деле ребенок делает очень быстро. И матери, и малышу требуется помощь в обучении этому. Если же ребенок неправильно берет грудь, это может вызвать целый ряд проблем и в конечном итоге отказ от кормления грудью , что и наблюдается сегодня в массовом порядке.



Ассиметричное прикладывание: руководство пользователя

Почему, собственно, ассиметричное? Ребенок сцеживает молоко из груди волнообразными движеними язычка. Все подвижные, «рабочие» части ротика (язык, нижняя челюсть) находятся снизу.

Поэтому очень важно, чтоб со стороны нижней челюсти в рот ребенку попал как можно больший участок ареолы. Из-за такой ассиметрии ротика ребенка хорошее прикладывание тоже будет ассиметричным.

От того, как ребенок возьмет грудь, насколько глубоко у него в ротике окажется сосок и ареола (темный околососковый кружок), зависит и безболезненное кормление, и отсутствие трещин, и набор веса, и количество молока.

То, что надо давать грудь поглубже, знают все. Как это осуществить на практике? Ну, иногда достаточно прицелиться соском в верхнюю часть ротика ребенка, уже широко раскрытого и ищущего, и просто поближе притянуть к себе малыша в этот момент.

И чего столько шума вокруг этого прикладывания?

Да, у некоторых пар это получается само собой, но иногда требуется больше работы и более подробные инструкции. Если вначале что-то не ладится —это не вина мамы и ребенка: тут может быть задействовано много разных факторов, можно отдельную статью написать.

Не отчаивайтесь, если сначала успех окажется нестабильным — в одно кормление лучше, в другое хуже. Со временем прикладывать станет все легче, вы и малыш приспособитесь друг к другу, нервная система крохи станет чуть более зрелой, ротик еще подрастет…

Постарайтесь найти помощь на месте, чтобы вас посмотрел кто-то кто разбирается в прикладывании, если чувствуете, что заочных инструкций недостаточно.

Давайте разберемся подробно, шаг за шагом, что надо делать.

Первое: чтобы прикладывание получилось, надо, чтобы рот ребенка был очень широко раскрыт — как при зевании. Как добиться того, чтобы он раскрыл его пошире? Давайте проверим сами, в каком положении ребенку удобнее открывать рот:

Чуть наклоните голову вперед. Попробуйте широко открыть рот. Неудобно, правда? Заметьте положение языка — он приподнялся и находится далеко за деснами. А для сосания груди необходимо, чтоб язычок был над нижней десной, прикрывая ее сверху и охватывая грудь.

А теперь представим, что нам надо укусить яблоко, висящее на уровне нашего носа: чуть приподнимаем голову… Заметьте, как широко получилось открыть рот. Да и с высовыванием языка — никаких проблем. Обеспечьте и малышу такое положение, чтобы он мог выпрямить шею и широко раскрыть рот. Не давите ему на затылок, дайте опору спинке и шее.

Лучше всего прикладывать спокойного ребенка, не ждать, чтобы он плачем потребовал кормления. Любому человеку, даже самому маленькому, удобнее сосредоточиться и сделать свою работу качественно, когда он пребывает в хорошем расположении духа.

Итак, на старт!

Исходное положение: ребенок расположен очень близко к груди, сосок направлен к его носику. Если направить сосок прямо в рот, есть риск, что челюсти ребенка сомкнутся слишком близко к соску, маме может быть больно. Грудь мы уже сформировали для удобного захвата.

Готовый поесть ребенок сам вертит головкой из стороны в сторону, раскрывает рот и опускает язычок на нижнюю десенку. Если рот раскрывать не рвется, можно провести по его губкам нижней частью ареолы.

Почему не соском? Если ребенок без проблем берет грудь, в общем-то все равно, чем и как проводить, но если он склонен втягивать в полузакрытый ротик все, что касается губок, можно не успеть — шустрый малыш мгновенно засосет кончик соска, что может быть весьма неприятно.

В стартовом положении нижняя губка малыша уже расположена там, где она будет во время кормления — обратите внимание на синюю точку.

Поддерживаем ребенка так, чтоб основание его головки и плечики опирались на мамину ладонь. Рука мамы не должна давить на затылок. Важно дать хорошую опору телу ребенка, чтобы ему было удобно сосать, плотно прижимать его к себе, животик к своему животу.

Если нужно дать грудь «прицельно», удобно делать это в положениях «из подмышки» или перекрестной колыбельки. В этом положении рука мамы как бы формирует «вторую шею» для ребенка, ладонь поддерживает область шеи и между лопатками, большой палец расположен под верхним ушком, указательный и остальные — под нижним.

Малыш широко раскрывает ротик (язычок опущен на нижнюю десну), его голова слегка откидывается назад. Мама приближает его к груди и вкатывает сосок и ареолу в ротик (синяя стрелка).

Можно чуть помочь этому движению большим пальцем: движением вперед как бы разгладить сосок, чтоб он встал на свое место в ротике. Особенно актуальным это может быть для плоских сосков. Напоминаю, что нижняя губка уже стоит на месте (синий кружочек). Мы не двигаем всего ребенка вверх, к соску. Последней на место становится верхняя губа.

Не грудь к ребенку, а ребенка к груди: направление встречного движения ребенка (рука мамы, которая дает опору шейке, плечам и лопаткам) — оранжевая стрелка.

Это наше основное движение, мы не заталкиваем грудь в ротик, не преследуем ею ребенка, а просто прижимаем малыша, готового взять грудь, к себе поплотнее, подаем и помогаем взять ее.

Нижняя губка во время захвата груди отогнута, язычок лежит поверх десны. Последней на место становится верхняя губа.

Теперь у ребенка грудь глубоко в ротике, сосок там, внутри, касается границы твердого и мягкого неба. Обратите внимание, что снизу ареола глубже в ротике, чем сверху. Ребенок так плотно прижат к маме, что ей сверху видно только щечку, плотно прижатую к груди.

Если на секунду слегка отодвинуть малыша от груди, станет заметно, что его губки развернуты , нижняя губа полностью отогнута. угол между верхней и нижней губой — не меньше 140°. А если уж совсем полюбопытствовать, и аккуратно отодвинуть уголок рта, будет виден язычок, охватывающий грудь.

Когда малыш сосет грудь правильно, его щечки надуты, а не втянуты. Подбородок глубоко упирается в мамину грудь. Носик может либо быть в стороне, либо слегка касаться груди. В таком случае малыш все равно успешно дышит, через маленькие треугольные щелочки между грудью и крыльями носа.

Если кроха сильно упирается носом и ему все-таки неудобно дышать — скорее всего, его подбородок расположен недостаточно близко к маминой груди, а голова наклонена вперед. В таком случае не надо делать ямку в груди пальцем, надо сместить всего малыша назад, в направлении его ножек и плотнее прижать к себе.

Его шейка выпрямится, подбородок глубже упрется в грудь, а носик освободится. Если чувствуете, что ребенок при этом захватил грудь неглубоко, лучше аккуратно забрать у него грудь (разжав пальцем десенки, чтобы не повредить сосок), и приложить его еще раз

Посмотрите, как происходит процесс выработки молока и кормления.

Грудное вскармливание — это лучшее, что природа могла придумать для человека. После внутриутробной жизни малышу неуютно в этом мире, и только около мамы он чувствует себя в безопасности. Ребенок слышит стук маминого сердца, шум ее крови, текущей по венам, и ее тепло.

А материнское молоко — это самая полезная для грудничка еда . Она содержит все необходимые для новорожденного вещества — гормоны, ферменты, антитела, защищающие его от болезней.

Последствия неправильного прикладывания малыша к груди

Грудное вскармливание (ГВ) при неправильных действиях может вызывать определенные трудности, что вскоре принесет с собой весьма неприятные последствия для ребенка и матери.

  • Если ребенок неправильно берет грудь, то причиняет боль своей матери . Именно поэтому многие мамы отказываются от кормления. Женщина от боли напрягается всем телом, и железа не может работать в полную силу.
  • Если ребенок неправильно прикладывается, то он не высасывает достаточное количество молока, в итоге — маленькая прибавка в весе .
  • Из-за неумелого прикладывания появляется беспокойство малыша , ведь он постоянно голоден. А слишком частые кормления выматывают маму и делают ее нервной.
  • Молочные железы нагрубают . Молоко своевременно не эвакуируется, что чревато появлением лактостаза и мастита. Поэтому в этой ситуации нужно дополнительно сцеживать молоко.
  • При неправильном захвате груди ребенок деснами сжимает более жесткий кончик соска, и нежная кожа на нем травмируется . Могут появиться гематомы, припухлости и даже трещины, из которых выделяется кровь. Все это еще больше увеличивает болезненность кормления.
  • При неправильном прикладывании железа не увеличивает объем вырабатываемого молока в связи с растущими потребностями. Потому что ребенок не может в данной ситуации полностью опорожнить грудь.

Техника кормления малыша грудью на фото и видео

Сам по себе этот процесс не так уж и сложен. Но сегодня большинство мамочек, особенно молодых, испытывают с ним трудности. Объясняется это тем, что раньше в семьях было много детей, и маленькие девочки всегда видели, как правильно кормить грудничков. Сегодня такой практики, увы, нет.

Большое значение имеет первое кормление ребенка в родзале . Оно оставляет в памяти новорожденного технику прикладывания и зарождает новую, внеутробную связь между мамой и ребенком.

Видео. Правила кормления грудью новорожденного

Правила прикладывания можно описать по пунктам.

  1. При кормлении в положении «сидя» нужно взять малыша на руки и положить головку на сгиб руки. Словом, так сделать, чтобы животик ребенка касался живота мамы . Т. е. малыш не должен поворачивать голову, чтобы схватить сосок.
  2. Маме необходимо полностью расслабиться при кормлении . Этого легче достигнуть в положении «лежа».
  3. Ребенок должен брать грудь широко открытым ртом , как, если бы он громко пропевал букву «О» или зевал.
  4. Нос малыша и сосок должны быть на одном уровне. Малыш не должен запрокидывать голову или тянуться вперед.
  5. Ребенок должен сосать не сам сосок, а ареолу. Кончик соска при этом находится глубоко во рту, а губы лежат на ареоле.
  6. Чтобы правильно дать грудь, женщина должна немного зажать ее пальцами (как будто ножницами) и направить сосок в рот малышу. Причем сначала нужно приложить нижний край ареолы к нижней губе малыша, а потом вкатывающим движением протолкнуть в ротик оставшуюся часть ареолы.

Основные позы и правила для кормления новорожденного грудью

Существует как минимум 20 поз для кормления. Основными из них являются «сидя» и «лежа».

Позы для кормления малыша «сидя»

Колыбелька
Мама держит ребенка на руках. Если она кормит с левой груди, то малыш головой лежит на сгибе левой руки, если с правой, то на сгибе правой.

Обратная колыбелька
Кормя ребенка с левой груди, мама держит его правой рукой. Таким образом, голова малыша лежит на ладони мамы, а попа размещается почти на сгибе руки.

Кормление из-под руки

Ребёнок сидит
Подросший малыш может кормиться и сидя у мамы на коленях, и стоя рядом с ней.

Позы «лежа» для правильного прикладывания малыша во время кормления грудью

«Лежа» — кормление на боку
При этом малыш должен лежать на боку, как и мама, и касаться ее животом. У мамы под головой для удобства может лежать подушка, ребенку же она не нужна.

«Лежа» — кормление верхней грудью

Ребенок на руке мамы

«Лежа» — ребенок на подушке
Обычно мамы кормят малышей в этой позе с нижней груди. Однако можно переменить грудь, не меняя положения тела. Для этого достаточно только подложить под ребенка высокую плотную подушку.

«Валет»
Эта поза хороша при первых признаках лактостаза. При этом мама и ребенок лежат на боку лицом друг к другу, а их ноги смотрят в противоположные стороны.

Поза «лежа на спине»
При интенсивных приливах молока удобно кормить ребенка, лежа на спине. Малыш при этом располагается лежа животиком вниз на маме. В такой позе ребенок не захлебывается потоком молока, что удобно и маме, и крохе.

Чтобы сцедить нужную долю молочной железы при лактостазе, нужно стараться, чтобы застой попадал на прямую «нос — подбородок» ребенка. Для этого мамы кормят ребенка стоя на четвереньках, крутя его в разные стороны. Эта поза может показаться смешной и глупой, зато она прекрасно помогает избавиться от застоев.

Как понять, что ребенок правильно сосет грудь?

  • Боль — это верный признак проблемы с ГВ. Грудь при правильном прикладывании не болит.
  • При правильном прикладывании ребенка к груди она полностью освобождается. К концу кормления остается пустой и мягкой.
  • Ребенок берет грудь широко открытым ртом. Поэтому между губами нет уголка. Не видно напряжения щек. Нижняя губа вывернута, а верхняя охватывает ареолу.
  • Подбородок ребенка касается или утопает в груди мамы.
  • При сосании не видно движения мускулатуры лица, губ, щек. Зато можно заметить работу подчелюстных мышц, которые действуют вместе с языком.
  • Ребенок глотает молоко, а сосок находится далеко на верхнем небе, ближе к глотке.
  • Нижняя часть альвеолы практически открыта, зато верхняя почти вся покрывается губами.
  • Ребенок не чмокает и не хватает воздух.

Если малыш неправильно берет грудь, то нужно вытащить сосок и вложить его в рот правильно.

Неправильный захват соска малышом при кормлении

Правильный захват — это самое важное условие удачного ГВ , без которого нормальное развитие малыша невозможно.

При неправильно выбранной позе для кормления и неправильном захвате соска неравномерный набор веса ребенка, обеспокоенность мамы и постоянные боли при кормлении превращают нормальный природный процесс вскармливания в настоящее мучение.

С первых дней кормления грудью мамочки должны соблюдать правила грудного вскармливания , и тогда весь период ГВ будет сопровождаться только положительными эмоциями.

Кормление грудью, как организовать

Правильное прикладывание ребенка к груди. Что это такое?

Когда я начинаю говорить о правильном и неправильном прикладывании ребенка к груди, очень часто слышу такую фразу: «А что вы имеете в виду? Разве можно сосать грудь неправильно?» Чаще всего я слышу этот вопрос от работников медицинских учреждений. Особенно меня это расстраивало в начале моей деятельности в качестве консультанта по грудному вскармливанию, когда я слышала эту фразу от медперсонала роддома…

Прикладывание к груди — очень деликатная вещь

Через 20-30 минут после рождения у новорожденного появляется желание пососать, он начинает искать грудь, открывает рот, делает кивательные движения головой, пытается ползти в сторону соска. И в эти моменты, когда инстинктивная сосательная активность ребенка еще ни чем не испорчена, правильно захватывают грудь и начинают продуктивно сосать только 30% детей!

Остальных надо поправить, помочь, подать грудь несколько раз, прежде чем попытку можно будет назвать удачной. В большинстве российских роддомов никто не прикладывает ребенка после фазы релаксации. Никто и не ждет, пока малыш придет в себя и проявит поисковую активность. Сразу после рождения ребенку перерезают пуповину, демонстрируют матери и уносят на «обработку».

В лучшем случае малыш увидит маму через 2 часа, а скорее всего через 6-12 часов. Маме обычно говорится, что ребенок отдыхает после родов, ему сейчас не до сосания. В это время малышу обычно1-2 раза дается вода или смесь, из соски. Это называется догрудным кормлением и приводит к формированию привычки сосать не грудь, а соску.

Врачи и медсестры обычно протестуют и говорят, мол, что за ерунда. Ничего страшного. Потом будет грудь сосать, никуда не денется. Приходя в послеродовое отделение, я постоянно встречаю детей 2-3 суток жизни, которые не пытаются сосать грудь, если она попадает им в рот. Малыш демонстрирует активное поисковое поведение, открывает рот, вертит головой, иногда покрикивает.

Когда я пытаюсь его приложить, он широко открывает рот, но не пытается начать сосание. Бывает, что ребенок сразу же начинает плакать, как только ему вкладывается грудь в рот. Очень часто встречается ситуация, когда ребенок перестает широко открывать рот при поисковом поведении. Так ведут себя дети, имевшие опыт сосания соски или пустышки.

Частенько наблюдается такая «замечательная» картина: сидит мама над пластиковой роддомовской кроваткой, любуется на мирно спящего малыша, сосущего пустышку, на которой написано «I love you, mama». (Последнее время в Москве очень часто встречаются такие пустышки). Спрашиваю маму, сосет ли малыш грудь, на что мама отвечает, что пару раз пробовала давать, но он как-то не очень…

Вторые сутки после родов…

Обычно, когда я начинаю маме рассказывать о том, что если периодически давать ребенку сосать бутылочку с соской, ребенок может отказаться от груди, мама говорит: «Да, из бутылочки легче сосать. А тут (в роддоме) еще и дырки такие большие»

Между тем дело совсем не в дырках и в легкости сосания. Дырку можно сделать очень маленькой. Дело все в том, что при сосании соски ребенок делает принципиально другие движения. Из груди же сосать легче, т.к. помогает рефлекс окситоцина, сокращающий гладкомышечные клетки вокруг долек железы и выталкивающий молоко в проток. Молоко как бы впрыскивается ребенку в рот благодаря этому рефлексу.

Малыш, имея опыт сосания соски, пытается также сосать грудь. Практически невозможно извлечь молоко из груди, если сосать ее также, как соску. Ребенок начинает сердиться, отказывается от груди, вопит. Мама огорчается и для успокоения дает младенцу бутылочку или пустышку, которую он тут же начинает сосать.

Здесь надо отметить, что младенцу необходимо сосать, чтобы избавиться от чувства дискомфорта. Ребенку все равно, что сосать. Если он привык сосать соску, он будет сосать соску. Если он привык сосать грудь, он будет ее сосать и с ней успокаиваться. Если он привыкнет успокаиваться с пустышкой, он будет с ней успокаиваться.

Широко распространено ошибочное мнение о том, что если ребенку давать сначала грудь, а потом бутылочку, то от груди ребенок не откажется. Многие мамы также считают, что если из бутылочки давать ребенку только воду, чай или сок, то малыш не откажется от груди. На самом деле, чтобы малыш начал отказываться от груди или испортил себе прикладывание, совершенно не важно, когда и в каких количествах он сосет соску или пустышку.

Есть дети, которым для возникновения проблем достаточно пососать соску 1-2 раза. Есть малыши, которые «внезапно», начинают капризничать у груди в 2-3 месяца. Есть дети, которые с удовольствием сосут все, что им дают, но начинают уменьшать прибавку в весе.

Всемирная Организация Здравоохранения так высказывается по этому вопросу в своем бюллетене, посвященном кормлению детей первого года жизни:

«У нормального новорожденного рефлексы кормления грудью уже достаточно сильны при рождении. Действительно, практика подтверждает, что некоторые дети, рожденные на 32-й неделе беременности весом всего 1200г способны эффективно сосать грудь даже до того, как научатся сосать из искусственных сосок, трудности с которыми объяснялись гипоксией и брадикардией у недоношенных детей. Однако эти решающие рефлексы могут быть слабыми, или вообще отсутствовать в случаях слишком раннего прерывания беременности или же у детей с черезвычайно низким весом при рождении, а также у больных детей… …

Однако, наиболее часто причиной пониженной эффективности этих рефлексов ятрогенны: применение седативных или обезболивающих препаратов при родах, вмешательство в процесс обучения после родов. Инстинктивные движения ребенка должны закрепиться в правильное поведение в послеродовом периоде. Использование других оральных объектов, сосок или пустышек в период сразу после рождения может создать условие для возникновения у ребенка других ротовых движений, неприемлемых для кормления грудью. …

Для успешного становления грудного кормления факторы, снижающие продолжительность, эффективность и частоту сосания ребенка, должны устраняться любым доступным способом. К этим факторам относятся ограничение времени кормления, кормление по расписанию, неудобное положение, использование других оральных объектов, получение ребенком других жидкостей, например воды, сахарных растворов, овощно- или животномолочных продуктов.»

Значение правильного прикладывания огромно для формирования полноценной лактации у матери, для длительного и успешного грудного вскармливания.

    Только при правильном прикладывании ребенок стимулирует грудь на достаточную выработку молока.

    Только при правильном прикладывании малыш может высасывать молока столько, сколько ему необходимо.

    Только правильное прикладывание не вызывает у матери никаких неприятных ощущений во время кормления и только при правильном прикладывании никогда не бывает необходимым прерывать кормление из-за болезненных ощущений, т.к. их просто нет.

Как же выглядит правильное прикладывание ребенка к груди?

Ребенок должен захватывать сосок и ареолу при энергичном «бодательном» движении головкой, поднимающем грудь, и затем как бы накладывая ее при движении груди вниз, на широко раскрытый рот, с подкладываемым под грудь опущенным, но не высунутым языком. Необходимо, чтобы этот захват был полным и глубоким настолько, чтобы сосок находился во рту ребенка почти на уровне мягкого неба, т.е. сосок вместе с ареолой должны фактически заполнить собой всю полость рта ребенка. Для такого захвата необходимо очень широкое раскрытие рта, и если оно не получается сразу, можно помочь ребенку, соском по нижней губе ребенка, что вызовет рефлекторное движение губ и раскрытие рта.

Нередко первой реакцией ребенка на материнскую грудь будет ее лизание и только потом уже захват. При правильном захвате груди у ребенка сохраняется широко раскрытый рот, сбоку видно, что нижняя губа полностью вывернута (ее выталкивает передний край языка, лежащего на нижней челюсти). Ареола полностью входит в рот ребенка, если она маленькая. Если ареола большая, то захват ее практически полный, несимметричный. Снизу ребенок захватывает ареолы больше, чем сверху.

Эффективность сосания определяется не через создание отрицательного давления, а через ритмичный массаж ареолы, осуществляемый движениями языка ребенка. Бутылочку любой формы и с любым размером дырочки ребенок сосет также, как взрослый сосет из соломинки: путем создания отрицательного давления. Язык в сосании из бутылочки не участвует. Доящих движений языка нет. Язык обычно находится за нижней челюстью.

Поэтому, когда к ребенку, привыкшему сосать бутылочку в рот попадает грудь, он не знает, что с ней делать.

В крайнем варианте неправильного прикладывания сосок попадает между челюстями, ребенок сосет грудь также, как бутылочку. Если сосок находится между челюстями, мама обычно испытывает довольно сильные неприятные ощущения. Выраженность болевых ощущений зависит от толщины кожи ареолы и индивидуальной чувствительности женщины. Но в любом случае довольно быстро сосок травмируется и часто уже на вторые сутки после родов при неправильном прикладывании появляются ссадины, которые переходят в трещины, если прикладывание не исправляют.

Эта ситуация настолько обычна, что многие женщины считают образование трещин неизбежным злом, сопутствующим грудному вскармливанию. Очень «коварным» оказывается безболезненный вариант неправильного прикладывания. В этом случае собственно сосок попадает за челюсти и лежит на языке вместе с незначительной частью ареолы. Ребенок его и сцеживает…

В этом случае маме не больно, т.к. сосок ребенок не прикусывает. Малыш даже получает какие-то количества молока. Но грудь не получает достаточной стимуляции и хорошо не опорожняется. Это постепенно приводит к уменьшению количества молока. Обычно ребенок в этом случае не очень хорошо прибавляет в весе. Или наблюдается постепенное уменьшение прибавки. Например, в первый месяц ребенок прибавил 900г, во второй — 600, в третий — 450.

Если при этом ребенок соматически здоров, кормится по требованию, ничего не сосет кроме груди, то вероятнее всего имеет место безболезненный вариант неправильного прикладывания. Если женщина никогда не видела, как должен сосать ребенок, если ей никто не показывал, как правильно подавать ребенку грудь и как он должен сосать, как контролировать качество прикладывания во время сосания, очень велика вероятность, что сама она приложит малыша не совсем правильно и не сможет обучить его правильному поведению у груди. Она ведь не знает, что тут чему-то надо учиться…

В те далекие времена, когда грудное вскармливание в нашем обществе было обычным явлением, а не редким исключением, каждая женщина могла помочь начинающей кормить матери, исправить ее ошибки, показать необходимые приемы. В настоящее время большинство женщин не имеют возможности учится материнству практически. Многие читают разнообразные журналы и книги для родителей и потом пытаются ухаживать за своим младенцем и кормить его, основываясь на полученных теоретических знаниях.

К сожалению, правильному прикладыванию ребенка к груди невозможно научиться по книгам, журналам и картинкам. Необходимо практическое обучение.

В роддомах, где появляется на свет большинство современных младенцев в индустриально развитых странах, никто таким обучением не занимается. Подавляющее большинство медработников не имеют необходимых для этого знаний. То, что необходимо для успешного обучения другой женщины — это прежде всего личный положительный опыт грудного вскармливания.

Медицинские сестры и акушерки, как и большинство современных женщин, такого опыта не имеют. Неправильное прикладывание, будучи широко распространенным явлением, не вызывает никакого беспокойства со стороны медперсонала. Женщинам даются только рутинные рекомендации по залечиванию ссадин или трещин, если таковые имеются.

Если же у малыша и мамы безболезненное неправильное прикладывание и связанный с ним недостаток молока, то проблема решается назначением докорма и заканчивается стремительным переходом на искусственное вскармливание, т.к. докорм дается из бутылки с соской, и к проблеме неправильного прикладывания присоединяется отказ от груди.

Что же делать женщине, прикладывая своего малыша к груди?

Постарайтесь все-таки найти кого-нибудь, кто умеет кормить ребенка грудью. Если нет возможности найти консультанта по грудному вскармливанию (в странах Европы, Северной Америки, Австралии это не проблема), пусть это будет мама, кормящая не первого ребенка, следившая за качеством прикладывания, кормившая долго, не использующая сосок и пустышек, никогда не имевшая и не имеющая проблем с сосками (ссадины, трещины).

Понаблюдайте за тем, как она подает ребенку грудь и как ее малыш сосет. Это может быть ваша соседка по палате. Если вы испытываете неприятные или болезненные ощущения во время сосания ребенка, а медперсонал не может ничего исправить своими манипуляциями, попробуйте найти маму, не испытывающую неудобств при кормлении и сверьтесь с ней. К сожалению, это не всегда помогает, т.к. размеры сосков, форма груди, размер ротика ребенка очень различны.

Оптимальный для мамы вариант, когда ее обучает прикладыванию женщина, имеющая большой практический опыт и умеющая отличать различные варианты прикладывания при разных формах соска. Например, при первом взгляде на двух кормящих соседок по палате, особенно с некоторого расстояния, может показаться, что у одной мамы все хорошо, а у другой захват не очень глубокий.

Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что у первой мамы захват получился недостаточный, хотя маме и не больно, ребенок на самом деле лижет сосок и рот открыт недостаточно широко. Малыша надо будет переучивать и маме следить за качеством прикладывания. В другом случае выясняется, что хотя у малыша очень маленький ротик, а у мамы большой сосок, малыш очень хорошо высунул язычок, правильно его расположил и отлично сцеживает грудь.

При прикладывании ребенка постарайтесь следовать общим рекомендациям:

    Вкладывайте грудь ребенку ТОЛЬКО В ШИРОКО ОТКРЫТЫЙ РОТ!

    Не пытайтесь протолкнуть сосок в полуоткрытый ротик, скорее всего ребенок зажмет его челюстями или возьмет его недостаточно глубоко.

    Старайтесь действовать быстро, т.к. широко открытым ребенок держит рот секунду-две.

    Если вы не успели, дождитесь следующего раза.

    Помогите малышу открыть ротик, проводя соском по нижней губке несколько раз подряд. Проявляйте терпение.

Очень часто я наблюдаю такие мамины действия: мама берет малыша, пытается его приложить, ребенок проявляет активный поисковое поведение, вертит головой. Мама говорит: «Он не хочет!» То есть мама инстинктивное поведение ребенка, направленное на поиск соска воспринимает, как отрицательный ответ взрослого человека!

Или, например, очень часто бывает, когда мама соском дотрагивается до нижней губки ребенка, он сжимает ротик. Мама опять сразу же говорит, что ребенок не хочет сосать. А между тем, если бы она продолжила предложение, то малыш обязательно открыл бы рот. Ведь ребенок еще не понимает, что от него хотят. Он не знает, что от него ждут открывание рта.

Большинству детей для формирования устойчивого навыка правильного захвата соска, в ответ на мамино предложение, требуется не менее двух недель!

Очень часто, захватив грудь правильно, младенец во время сосания сползает на кончик соска и начинает его прикусывать. У мамы появляются болезненные ощущения, но она их т рпит. Болезненное сосание терпеть недопустимо! Ребенок не знает, что он сосет неправильно! Его необходимо научить правильно сосать.

Если малыш начинает сползать на кончик соска, грудь необходимо правильно забрать (разжав малышу челюсти, быстро засунув кончик пальца в уголок рта) и подать заново. Обычно ребенок сползает на кончик соска в том случае, если во время сосания он не касается носиком груди.

В большинстве роддомов рекомендуют грудь над носиком придерживать пальцем, чтобы легче было дышать. Но ребенок ощущает грудь лицом! Он должен касаться груди носиком во время сосания. Такое положение должно сохраняться во время всего сосания и в любом возрасте малыша. Если новорожденный не касается носиком груди, то он не чувствует, что он уже на «месте», и может совершать поисковые движения с соском во рту! Его мама тут же говорит, что ребенок не хочет сосать

Носик малыша так устроен, что кончиком он делает в груди «ямку» и дышит через маленькие треугольные или продолговатые щелочки у крыльев носа. Поэтому нет никакой необходимости придерживать грудь пальцем над носиком. Кроме того, что этот маневр портит прикладывание, он еще способствует возникновению лактостазов в верхних долях железы, т.к. мама своим пальцем пережимает протоки и затрудняет отток молока.

Малышу нельзя позволять оттягивать сосок или пропускать его между челюстей туда-сюда. Необходимо придерживать головку при попытках оттянуть сосок. И забирать грудь, если малыш начинает «баловаться», причиняя маме боль.

Ребенку более старшего возраста нельзя позволять поворачивать голову с соском во рту, если ему хочется посмотреть на какой-то предмет. Малыш должен следить за интересующим предметом только глазами. Или должен отпустить грудь и повернуть голову, если это ему так необходимо.

Отдельно хочу отметить «неудобные» формы соска — плоские соски, втянутые, длинные, толстые. Любой новорожденный, способный сосать, может приспособиться к любой форме соска своей матери. Мама, имеющая сосок «нетрадиционной» формы должна проявить больше терпения и настойчивости в обучении ребенка правильно сосать. И она должна постараться, чтобы ее малыш никогда не получал в рот других «оральных объектов», т.к. они в любом случае покажутся ему более удобными для сосания, чем материнская грудь.

Для мамы с плоскими и втянутыми сосками очень важен момент втягивания ребенком груди в рот. Если малышу в рот попадает бутылка пустышка или соска, он перестает делать втягивающее движение. Соска и пустышка и так вытянуты, их не надо втягивать дополнительно. Поэтому, когда малышу в рот попадает мамин плоский сосок, он просто открывает рот и ждет, не пытается его втянуть.

Маме с плоскими или втянутыми сосками надо постараться не допустить попадания в рот ребенку других объектов для сосания. При необходимости давать докорм или свое сцеженное молоко можно из ложечки, шприца или пипетки.

Если у мамы длинные и (или) большие соски, ей очень важно вкладывать их в рот как можно глубже, пронося собственно сосок мимо челюстей. В случае с длинным соском ребенок очень часто смыкает челюсти на соске или сразу за соском. Ареола в рот практически не попадает, малыш ее не сцеживает, получается, что он просто лижет сосок. Молоко он сцедить так не может, грудь не опорожняется и не стимулируется. Начинается нехватка молока.

Большой сосок невозможно вложить в недостаточно открытый ротик. Малыш, пососав соску или пустышку, перестает широко открывать рот, т.к. для сосания этих предметов совершенно не нужно открывать рот широко. Ребенок с самым маленьким ротиком может сосать грудь своей мамы с самым большим или длинным, или любым другим «неудобным», с нашей точки зрения, соском. Надо только правильно вложить грудь в рот, проявить терпение и настойчивость. Всего-навсего.

Обучая ребенка правильно сосать, мама обеспечивает ему в будущем полноценное, идеально подходящее питание, а себе — продолжительную стабильную лактацию.