От года до двух: основные этапы развития и взросления ребенка. Ребёнок после года: развитие по месяцам

В первые два года жизни у ребенка происходит закладка основ всех его навыков и способностей: интеллектуальных, психоэмоциональных, социальных, двигательных, речевых. Он постоянно хочет играть, бегать, прыгать, познавать мир, общаться с окружающими. Освоение навыка ходьбы способствует освобождению рук для более активных манипуляций с предметами. Малыш определяется с ведущей рукой – правой или левой, совершенствует координацию. Все это способствует развитию познавательных способностей крохи. О каких еще особенностях развития ребенка в период от 1 года до 2 лет нужно знать родителям?

Специфика возраста

К возрасту 2 лет ребенок перестает так активно расти и набирать вес, как в первый год. Так, к году вес малыша увеличивается примерно в 3 раза от рождения, он может подрасти ориентировочно на 30 см. А до 2 лет он вырастет примерно на 9–10 см и прибавит около 3 кг. Возможно, меньше, если карапуз слишком активен и подвижен. Для того чтобы у него было достаточно сил на все ежедневные «подвиги», важно хотя бы до полутора лет сохранять два дневных сна.

Но основные особенности возраста связаны с психологией маленького человека. Прежде всего, с кризисом первого года, вызванным внутренними разногласиями. Научившись ходить, кроха ощутил возросшую степень своей самостоятельности, ему хочется доказать родителям, какой он теперь взрослый и как много всего умеет. Однако на практике его навыки еще не так совершенны, что вызывает чувство неудовлетворенности. К тому же, несовершенство речевых навыков не позволяет ребенку полноценно выразить все, что он чувствует и чего хочет.

Усугубляет ситуацию еще одно разногласие. С одной стороны, малышу хочется демонстрировать свою независимость от взрослых, а с другой, он остро нуждается в их любви и поддержке. Поэтому поведение ребенка многим родителям начинает казаться неадекватным: он то настаивает, что все сделает сам, то требует все сделать за него, то протестует и капризничает без причин, то отказывается от любимых игрушек или блюд, то перечит во всем. Это естественное состояние, которое при правильном поведении родителей временем сойдет на нет.

4 основных этапа второго года

Для того чтобы проследить за динамикой основных сфер развития ребенка от 1 года до двух, принято делить этот период на 4 временных промежутка по 3 месяца. Каждый их них имеет свои отличительные характеристики.

1 год и 3 месяца

У ребенка пока еще совершенствуются навыки ходьбы. Даже если маме кажется, что кроха довольно резво бегает, он при этом еще быстро устает. Поэтому коляска на прогулке должна быть всегда под рукой.

Малыш сейчас немножко герой — он старается найти себе путь посложнее: преодолеть лужу, ямки-бугорки, вскарабкаться на возвышение, упорно повторяя действия по много раз, даже если с первого не получилось.

Родителям нужно быть очень внимательными к тому, какую кальку сейчас с них снимает ребенок: привычки, поведение, употребляемые слова, оценки окружающих и т.д. Ведь маленькая «обезьянка» впитывает это все моментально, порой шокируя родителей и окружающих своими «выходками» (повторяемыми за взрослыми!).

Сейчас полезно играть с малышом в подражательные сюжетные игры (кормить, катать, купать, укачивать игрушки, мыть за ними посудку, подметать). Также ребенку понравятся догонялки, прятки, игры с мячиком.

Речевое развитие еще находится на этапе автономной речи: ребенок использует лепетные и звукоподражательные слова (возможно, также пару-тройку простых «настоящих» слов), понимает и выполняет простые просьбы.

Нервная система ребенка еще продолжает развитие, поэтому он действует исключительно на эмоциях, не осознавая возможных последствий. Маленький следопыт изучает абсолютно все вокруг: от соринки на ковре или камешка в луже до крючка в стене или прилетевшей стрекозы. При этом он все больше хочет быть самостоятельным, так что совершенно бесполезно будет убеждать его, что класть лягушку в карман или вытаскивать пакеты из урны – плохо. Сейчас родителям важно дать ребенку простор для исследований, разумно обезопасив его. Ведь чувство страха или опасности ему пока чуждо. Значит, пространство вокруг него нужно «расчистить» от опасных предметов (утюгов, открытых розеток, скользящих ковров, неустойчивой мебели). А во дворе постоянно объяснять, почему делать то или это – опасно.

Не запрещайте малышу все подряд, чтобы успокоить себя! Ваши табу должны быть аргументированы и понятны для ребенка, иначе у него не останется простора для развития.

Что умеет ребенок в этом возрасте?

  • пользоваться указательным жестом;
  • ходить (если не самостоятельно, то держась за мебель или руку взрослого);
  • стоять, подниматься по лестнице, бегать;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • хлопать в ладошки;
  • радоваться своему отражению, смотрясь в зеркало;
  • стягивать носочки, протягивать ручки-ножки, чтобы помочь одеть его;
  • пользоваться вилкой, ложкой, чашкой;
  • катать мяч;
  • «калякать» карандашами или фломастерами;
  • использовать жесты в речи, мотать головой («нет»), показывать жестом «тихо»;
  • затевать игры;
  • показывать части тела;
  • разбрасывать и складывать игрушки в емкость;
  • проверять реакцию родителей на те или иные действия (особенно – нарушающие запрет).

1 год и 6 месяцев

Развитие детей на этом этапе отличается тем, что любимыми игрушками становятся предметы обихода, папины инструменты, кухонная утварь, посуда. Поэтому нет смысла заваливать малыша бесчисленным множеством моднейших игрушек. Важно позволять использовать в игре те предметы, что ему нравятся (мамин кулинарный блокнот, поварешку или бигуди, папины отвертки, веник, совок, дуршлаг или что угодно еще).

В физическом плане это все тот же непоседа. Однако родители должны помнить, что ребенок еще недостаточно умеет координировать свои ножки, поэтому может часто падать, его «заносит» на поворотах. Но разве это остановит маленького первооткрывателя?

Эмоции в отношении родных людей малыш выражает весьма бурно: как позитивные, так и негативные. Сильно скучает при долгом отсутствии мамы или папы. Если в семье начинаются разлады или что-то резко меняется в привычном укладе жизни, для ребенка это сильный стресс.

Малыш превратился в настоящего чистюлю: его раздражают грязная одежда или ручки. Начинается процесс приучения к горшку.

Что касается речевых навыков, то они значительно улучшились: кроха может говорить до десяти (или даже более) настоящих двусложных слов. Растет пассивный словарь, малыш лучше понимает речь взрослых, их интонацию.

Приобретите для крохи набор матрешек, сортеры, пирамидки, простые пазлы. Можно купить или сделать самим пальчиковый кукольный театр. Это полезно для развития речи, мышления, мелкой моторики ребенка.

Что сейчас умеет малыш?

  • Выбирать любимцев среди игрушек или животных.
  • Перелистывать страницы, когда взрослые читают книгу.
  • Петь, подпевать.
  • Покорять и исследовать различные поверхности.
  • Снимать с себя предметы одежды (не все).
  • Отсортировывать предметы по признакам размера, формы, цвета.
  • Соединять по 2–3 слова, стараясь составить значимую фразу.
  • Чистить зубки с помощью родителей.

1 год 9 месяцев

Малыш продолжает как губка впитывать поведение и манеры окружающих, особенно родителей, поэтому важно, чтобы пример всегда был достойным.

Бег и ходьба остаются главными в физическом развитии. Малыш стремится покорить самые верхние точки препятствий, пытаясь продемонстрировать свои возможности. Так что родители должны быть максимально внимательными к маневрам крохи, чтобы успевать его подхватить, поддержать или поймать. Зато сейчас на прогулке можно отказаться от коляски в пользу трехколесного велосипеда с ручкой. Пусть ребенок учится подолгу ходить и тренирует вестибулярный аппарат.

На этом этапе кроха становится более осторожным, полученный опыт заставляет его обдумывать последствия своих действий. Зато более частыми становятся истерики и капризы. Так что родителям нужно научиться переключать малыша, отвлекать, «гасить» истерики.

Несмотря на наличие в лексиконе крохи нескольких десятков слов, большая часть из них пока остается «тарабарскими», из-за чего создаваемые им «фразы» часто звучат умилительно, хотя и довольно понятно. Их полезно записывать в семейный альбом – потом интересно будет вспоминать эти трогательные моменты.

Усложняйте ролевые игры. Пусть малыш заботится о своих куклах-зайках: кормит их, одевает, водит гулять, укачивает. Играйте в продавцов и покупателей, врачей. В таких играх полезно обучать ребенка дружбе, умению делиться и помогать.

Чему научился ребенок за эти месяцы?

  • Раздеваться.
  • Проситься на горшок.
  • Мыть ручки, чистить зубки при помощи родителей.
  • Подражать новым действиям взрослых (например, выносить мусор в ведро).
  • Строить башенки из 3–4 кубиков.
  • Элементарно описывать простейшие иллюстрации в книгах.
  • Правильно пользоваться дверью (открывать-закрывать с помощью ручки).

2 года

Психология этого возраста такова, что малыш превращается в настоящего маминого «помощника», стараясь принять участие во всех ее бытовых делах. Хотя зачастую такая «помощь» лишь увеличивает время работы, маме ни в коем случае нельзя отталкивать ребенка, упрекая в неумелости. Это может не только отбить всякую охоту к труду, но и стать причиной комплекса неполноценности.

Сейчас с крохой уже намного проще договориться, он понимает, что значит подождать. Понимает гендерную принадлежность – свою и других детей, — предпочитая играть с представителями своего пола, перенимая их поведение и навыки. Ребенок в состоянии делиться своими игрушками. Он уже понимает значение слова «надо», чутко реагирует на похвалу и на родительское порицание.

В развитии речи тоже произошли изменения. Малыш может понять небольшой рассказ из простых предложений (куда ходили, что делали, куда собираемся). Кроха в состоянии выполнить более сложные поручения (из 2 или более действий). В активном словаре ребенка может быть до 200 слов, он может построить фразу из 3 слов, закончить строку стихотворения, запомнить небольшой стишок.

Ваш малыш сейчас находится в том возрасте, когда можно начинать изучение цветов и геометрических фигур. Приобретите для этого специальные пособия. Полезны будут развивающие лото, пазлы, а особенно – музыкальные инструменты и игрушки, проигрывающие мелодии. Помните, что развитие ребенка будет полноценным только в том случае, если родители играют с ним вместе, показывая пример, обучая, помогая, общаясь.

Что умеет кроха в этом возрасте?

  • Держать равновесие, прыгать, ходить во всех направлениях.
  • Перепрыгивать или обходить мелкие преграды.
  • Подниматься по наклонной поверхности.
  • Бросать мяч из-за головы, ловить его.
  • Ездить на детских машинках.
  • «Водить» игрушки-каталки.
  • Рисовать прямую.
  • Ходить в туалет без «аварий».
  • Учить по несколько слов в день.
  • Самостоятельно надевать и снимать все вещи.
  • Понимать значение слов «хорошо» и «плохо».
  • Понимать слова с противоположными значениями (большой – маленький, высоко-низко, холодно-жарко).

Этап воспитания

Воспитание ребенка между 1 и 2 годами – дело очень непростое. С одной стороны, нельзя мешать его самостоятельности и препятствовать попыткам помогать, с другой – важно сохранить свой авторитет, чтобы кроха не только понимал значение слов «можно» или «нельзя», но и выполнял ваши просьбы, правильно реагировал на запреты. Нужно помочь ему понять, что он самостоятельный, но если что-то не получается, родители всегда готовы ему помочь. И еще ему сейчас жизненно необходимо чувствовать, что любовь родителей не зависит от того, совершает он хорошие поступки или нет. У него должна быть полная уверенность, что плох его поступок, а не он сам.

Не нужно остро реагировать на капризы ребенка, заострять на них внимание, ругать за них.

На какие еще важные аспекты стоит обратить внимание?

  1. Учите ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми, в том числе со сверстниками. У него должна быть возможность встречаться, играть с ними, не мешая и не задирая, учиться строить отношения.
  2. Не ограждайте кроху от любой неприятности. Ведь для него это – необходимый жизненный опыт. Любой запрет должен быть обоснован.
  3. Постарайтесь чрезмерно не опекать ребенка, давая простор для его нового чувства самостоятельности.
  4. Никогда не упрекайте его в неумелости, не сравнивайте с более развитыми соседскими детками. Это приведет к формированию чувства неуверенности.
  5. Старайтесь больше времени проводить в общении и сюжетных играх. Это способ усвоить законы социализации и возможность учиться, подражая вашему примеру.

Итак, на этом возрастном этапе формируются все основные навыки, способности, привычки, склонности и характер ребенка. Период этот – сложный, требующий от родителей терпения и понимания. Если проявить всю свою мудрость, можно значительно помочь крохе менее болезненно преодолеть все возникающие трудности и получить необходимый опыт для дальнейшего успешного развития.

Дапоксетин представляет собой современный стимулятор для мужчин, улучшающий потенцию и продлевающий половой акт. Это идеальный вариант для мужчин, которые страдают от преждевременной эякуляции. Препарат выпускается в таблетках, предназначенных для приема внутрь. В одной таблетке находится 60 мг действующего вещества. Купить дапоксетин в нашей интернет-аптеке теперь можно по привлекательной стоимости!

Дапоксетин воздействует на кору головного мозга, что способствует естественному половому возбуждению и замедлению сексуальной разрядки. Согласно клиническим исследованиям, у всех совершеннолетних пациентов препарат предотвращает преждевременное семяизвержение. Именно поэтому в эффективности дженерика вы можете не сомневаться!

Активное вещество начинает действовать через полчаса после приема и сохраняет свою эффективность на протяжении 2 часов.

Одну таблетку допустимо принимать раз в сутки. Запивать препарат рекомендуется простой водой, не следует сочетать Дапоксетин с алкогольными напитками.
Не следует употреблять во время приема Дапоксетина большое количество напитков с кофеином, это приводит к учащению сердцебиения и повышению артериального давления.

Проведенные испытания не выявили серьезных побочных явлений при приеме медикамента, поэтому вы смело можете покупать дапоксетин в нашей аптеке и наслаждаться насыщенной сексуальной жизнью. Однако при превышении дозировки возможно возникновение головных болей, тошноты, переходящей в рвоту, болезненных ощущений в брюшной полости и учащенного сердцебиения. В этом случае необходимо обратиться к лечащему специалисту.

Ниже приведены основные противопоказания, при которых от применения Дапоксетина следует воздержаться:

1. Индивидуальная непереносимость лактозы или других составляющих медикамента.
2. Тяжелые патологии печени (цирроз).
3. Нарушения сердечного ритма, сердечная недостаточность.

Не следует сочетать стимулятор со следующими средствами:

1. Антидепрессанты.
2. Психостимуляторы, предназначенные для лечения шизофрении и других психических расстройств.
3. Средства, предназначенные для лечения мигрени.
4. Препараты, в состав которых входит литий.
5. Препараты на основе зверобоя.
6. Сильнодействующие обезболивающие медикаменты (Трамадол).

Если врач назначил вам один из вышеперечисленных медикаментов, необходимо закончить курс лечения, и только через две недели вы сможете принимать Дапоксетин без опасения за свое здоровье. После того, как вы закончили прием этого стимулятора, на протяжении одной недели следует воздержаться от приема следующих препаратов:

1. Средства для лечения грибковых патологий.
2. Средства, предназначенные для терапии ВИЧ-инфекции (ритонавир).
3. Антдепрессанты.

Если вы одновременно принимаете какие-либо сильнодействующие препараты, обязательно проконсультируйтесь с врачом перед покупкой Дапоксетина. Еще одна полезная рекомендация: перед тем, как выпить таблетку, измерьте артериальное давление и убедитесь, что оно в норме.

Существует ли отличие дженерика дапоксетина от оригинального препарата? Некоторые люди до сих пор уверены, что дженерик – это подделка, которая не заслуживает внимания. Однако это не так. Производители разрабатывают дженерик дапоксетина на основе состава оригинального препарата, отличаться может лишь цвет таблеток и дизайн упаковки. Именно поэтому эффективность дженерика ничуть не хуже эффективности оригинального Дапоксетина, а его стоимость значительно ниже.

Срок хранения стимулятора составляет три года, при этом хранить его рекомендуется в прохладном и темном месте, не доступном для детей. Не используйте препарат по истечении этого срока, в противном случае его эффективность будет под вопросом.

Таким образом, дженерик Дапоксетина подарит вам яркую сексуальную жизнь и длительный половой акт, способный полностью удовлетворить вашу партнершу! Приобрести такой препарат вы можете в нашей аптеке по приемлемой стоимости, для заказа позвоните нам по телефону и укажите, какое именно количество таблеток вы хотели бы купить. У нас предусмотрена оперативная доставка курьером или по почте, сроки зависят от вашего населенного пункта.

Варианты покупки:

Количество Цена за единицу Стоимость Бонусы Купить

Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.

Показатели физического развития

Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.

Двигательные навыки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.


В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития - он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы

Развивается мелкая моторика:

  • Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
  • Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.

Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.

Особенности развития

После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается - как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: ). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем - вдумчивым, ответственным, рациональным.

Календарные периоды

Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей - от простого действия или умения к сложному.

12-15 месяцев

Вот, что может карапуз:

  • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
  • выполнять простые просьбы - например, обнять маму;
  • пользоваться вилкой и ложкой;
  • идти вверх по ступенькам лестницы;
  • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
  • подражать речи и действиям родителей;
  • говорить на собственном языке;
  • жестами показывать то, что он хочет;
  • хлопать в ладоши;
  • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
  • быстро ползать;
  • ходить, опираясь на мебель;
  • без чьей-либо помощи снимать носки;
  • делать несколько шагов без поддержки;
  • понимать простые просьбы;
  • замечать реакцию родителей на его действия;
  • уверенно стоять;
  • ходить, держа маму или папу за руку;
  • качать головой, давая отрицательный ответ;
  • пить из кружки;
  • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;

Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения
  • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
  • поднимать более тяжелые предметы;
  • играя в мячик, катать его вперед и назад;
  • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
  • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
  • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
  • бегать;
  • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
  • «помогать» маме по дому.

15-18 месяцев

  • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
  • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
  • уверенно ходить;
  • петь и делать это с наслаждением;
  • истерить, если чем-то недоволен;
  • пятиться спиной;
  • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
  • говорить до 15 различных по смыслу слов;
  • самостоятельно снимать носки или штанишки;
  • спать один раз в день после обеда вместо двух;
  • быстро бегать;
  • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: );
  • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
  • складывать из слов фразы;
  • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
  • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
  • чистить зубки под присмотром родителей;
  • говорить понятнее для взрослых.

Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

18-21 месяцев

  • говорить около 50 слов;
  • понимать значение около 200 слов;
  • составлять из слов простые предложения;
  • самостоятельно снимать одежду;
  • , контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
  • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
  • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
  • имитировать больше действий взрослых - например, выбрасывать мусор в ведро;
  • строить из кубиков башни;
  • давать описания несложным рисункам из книг;
  • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.

21-24 месяца

  • проситься в туалет;
  • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
  • повторять все за другими людьми;
  • собирать несложные пазлы;
  • проводить прямую линию;
  • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
  • различать холодно - жарко, много - мало, большой - маленький;
  • надевать и снимать одежду самостоятельно;
  • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
  • прыгать;
  • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение - проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: )

Как подавать информацию?

После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него . Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: ). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге - когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.

Отклонения в развитии

Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем:

  • к 15 месяцам малыш все еще не понимает функции простейших бытовых приборов;
  • не стремится имитировать действия взрослых;
  • достигнув возраста 18 месяцев, малыш так и не научился ходить;
  • в этом же возрасте говорит менее 15 слов;
  • в 2 года не умеет составлять слова в предложение (подробнее в статье: ).

Медики считают, что приведенные отклонения чаще всего связаны с недостаточным старанием родителей в обучении ребенка. Причиной проблемы может стать и нехватка общения. Только от родителей зависит, насколько правильно будет идти развитие маленького человека. Дайте ему столько тепла, знаний и навыков, сколько могут дать любящие и заботливые мама и папа.

После первого Дня рождения в жизни малыша начинается новый, более осознанный этап. Рассказываем, каким направлениям в развитии крохи следует уделить основное внимание в это время.

Физическое развитие

Двигательная функция

Малыш в возрасте года уже уверенно стоит на ногах, а многие детки ходят. С этого момента начинается активное развитие двигательной функции. Чтобы ребёнок быстрее адаптировался к новым условиям и совершенствовал свои умения, взрослым нужно помогать малышу, но в меру. Не стоит делать за кроху то, что ему по силам выполнить самому. Иначе излишняя активность родителей будет тормозить этот процесс. Когда шаги при ходьбе ещё неуверенные - вкладывайте в детскую ладошку указательные пальчики, а не держите за запястья всей рукой. Внимательно изучите возможные «домашние» маршруты ребёнка и уберите с его пути все лишние предметы, которые могут помешать свободному проходу или поранить малыша.

Психомоторное развитие

Когда ребёнок уже активно ходит, садится и встаёт без посторонней помощи, стоит научить его более сложным движениям: прыжкам, приседаниям, лазанию. Развитию этих навыков будут способствовать регулярные и неутомительные игры-задания. Например, утро можно начинать с лёгкой зарядки-разминки, в течение дня - потанцевать под любимые детские мелодии, потопать ножками и похлопать в ладоши вслед за мамой. Ведь малыши в этот период активно подражают взрослым и копируют за ними все действия. Так же отличным вариантом игр, развивающих крупную моторику, станут прятки, салки или игры с мячом. Большой популярностью у родителей пользуются мобильные спортивные уголки для самых маленьких: с перекладинами, шведскими стенками, лесенками и матами. Но помните, любая новая активность должна быть понятной и простой, не вызывать у ребёнка сильных затруднений. Взрослые всегда должны сначала объяснить и показать малышу основные игровые моменты, а потом уже вовлекать его в эту активность.

Упражнения:

  • Поиграйте с ребёнком в футбол. Учите его отбивать мяч то правой, то левой ногой;
  • Проведите совместную разминку. Сделайте наклоны вправо-влево, потяните ручки вверх и в стороны, присядьте и обнимите себя за коленки и так далее.

Особое внимание следует уделить мелкой моторике. Для её развития включайте в ежедневные игры различные сортеры, крупные пазлы, развивающие доски: бизиборды, геодески. Усложняйте задания по мере взросления ребёнка. Мастерите и придумывайте с крохой свои обучающие развлечения: сортируйте крупы, собирайте бусы и браслеты, играйте в пальчиковые игры. Но будьте внимательны. В этом возрасте малыши продолжают пробовать всё на вкус, следите за тем, чтобы ребёнок не проглотил мелкую деталь.

Упражнения:

  • Ребёнок двумя пальчиками должен переложить каждую фасолинку из тарелки в кружку;
  • Вместе с мамой малыш скатывает шарики из пластилина, лепит их на бумагу в произвольном порядке, а дальше украшает каждую пластилиновую лепешку цветной пуговкой;
  • Кроха рисует цветочки пальчиковыми красками: горизонтальными движениями прорисовывает стебельки и листики, а подушечками пальцев - лепесточки и центр цветка.

Координация

Ближе к полутора годам ребёнок уже может справиться с несложными заданиями на координацию движений. Для таких игр можно использовать любые подручные средства: игрушки, посуду, одежду, книги или спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалку, обруч, постепенно усложняя и добавляя новые элементы.

Упражнения:

  • Попросите своё чадо собрать мячики (или другие предметы) и положить их в центр обруча (или кастрюлю);
  • Предложите карапузу переложить книги из стопки одну за одной на другое место.
  • Постепенно усложняйте задания: попросите ребёнка перешагнуть, не касаясь палочки (скакалки), запрыгнуть в обруч, закинуть мяч в корзину и другие игры.


А поговорить?

В возрасте одного года в лексиконе малыша помимо простых и наиболее значимых «мама, папа, баба» имеются и другие слова, которые могут состоять из произвольного набора звуков, букв или отдельных слогов. Но, чтобы речевой и познавательный навык у ребёнка развивался в хорошем темпе, родители должны помогать ему обогащать свой активный и пассивный словарный запас.
Каждый день читайте вместе с малышом стихи и сказки, рассматривайте картинки и объясняйте их значения, показывайте карапузу новые предметы, рассказывайте об их свойствах и качествах. Часто дети привыкают к тому, что их понимают с полуслова или даже с одной буквы и не стараются выговаривать слова полностью. Поэтому чтобы мотивировать кроху развивать речевые навыки, мамы и папы должны вовремя перестать разговаривать на их «детском языке». Помните, что до полутора лет у детей развивается функция понимания речи, а после - пополнения словарного запаса. Причём, если в возрасте года малыш орудует всего десятком слов, к двум годам в его арсенале их уже несколько сотен.

Упражнения:

  • Больше разговаривайте с ребёнком , описывая происходящие события и окружающие предметы;
  • Называйте малышу предметы , чтобы он показывал их на картинках;
  • Попросите кроху выбрать из кучи игрушек именно ту, которую вы назвали;
  • Добавляйте больше занятий по развитию мелкой моторики : сортировка мелких предметов, пальчиковые игры, лепка из пластилина, теста и кинетического песка, рисование пальцами;
  • Помните про игры с развивающими досками , сенсорные картинки с различными поверхностями.

Развитие логического мышления и памяти

На втором году жизни малыш начинает различать предметы, выделять их свойства и качества. Ребёнок уже может самостоятельно рассортировать игрушки по определённым признакам: животные, растения, формы, цвета, кроха приобретает навык сопоставления. Закрепить и улучшить новые умения помогут несложные игры-задания.
Для этого можно использовать красочные пособия с готовыми упражнениями в виде карточек, доски с прорезями в форме геометрических фигур, рамки-вкладыши, пирамидки, цветные кубики, конструктор с крупными деталями. Для начала ребёнку нужно объяснить смысл задания и дать возможность сделать всё самому. Помните, что темпы освоения нового материала малышом могут отличаться от ваших представлений, и на закрепление того или иного навыка может уйти не одна неделя. Запаситесь терпением, но будьте в меру настойчивы и дисциплинированны - занимайтесь регулярно.

Упражнения:

  • Соберите башню из 4-6 кубиков самостоятельно и попросите своё чадо повторить за вами;
  • Сделайте пирамидку из цветных колечек разного диаметра;
  • Игра «Найти маму для малыша»

Здесь понадобятся карточки с животными: на одной - взрослая особь, на другой - детёныши;

  • «Тёплое-холодное»

Сварите два яйца: одно быстро остудите, второе выложите на тарелку. Как только горячее яйцо станет в меру тёплым, достаньте из воды остывшее и дайте потрогать малышу, объясняя, где тёплое, а где холодное (только сначала всегда сами проверьте горячие предметы, чтобы ребёнок не обжёгся).


Развитие бытовых навыков

В возрасте 1-2 лет кроха начинает активно копировать взрослых. Он старается подражать маме и папе во всём, поэтому родителям стоит внимательно следить за своей речью и действиями. Ведь даже если ребёнок ещё не говорит, он всё слышит и ещё лучше запоминает. В это же время малыш пытается показать свой характер и проявить самостоятельность. Не пресекайте его инициативу, пусть учится сам есть ложкой, расчесывать волосы или месить тесто, если ему так хочется. Помощь карапуза должна быть вами оценена по достоинству, даже если после неё вас ждёт в два раза больше уборки - зато ребёнок будет ещё долго с улыбкой на лице помнить вашу благодарность и ощущать свою нужность.

Упражнения:

  • «Метёлка». Дайте малышу веник и пусть упражняется;
  • «Маленький повар». Нарежьте крупно картофелину и морковку, налейте воды в кастрюлю. Пусть кроха сварит суп для кукол (лучше «играть в повара» в ванной комнате);
  • «Мини-уборка». Попросите своё чадо протереть пыль - дайте ему влажную тряпочку (только ни в коем случае не смачивайте её средством для уборки - ребёнок может захотеть попробовать тряпочку на вкус).

Ролевые игры

Важным аспектом развития малыша в возрасте от года до двух лет является навык ролевых отношений. Легче всего его сформировать с помощью сюжетных и драматических игр. Они не только развивают творческое мышление и артистизм, но и приучают ребёнка к условиям взрослой самостоятельной жизни. Среди сюжетно-ролевых игр, самыми популярными оказываются «дочки-матери», «больница», «шофёр».
Даже в возрасте полутора-двух лет малыш уже может покормить куклу, полечить медвежонка или довезти кубики на грузовичке. Что касается драматических игр, здесь кроха действует в рамках заданного сюжета, без возможности его изменения. Это разнообразные домашние постановки или утренники в школах раннего развития, где даже малыши разучивают свои несложные, но главные «роли». Такая театральная практика тренирует память и развивает навык публичных выступлений.

Уважаемые читатели сайта Малышата, здравствуйте! Мы растем, растем, растем Развитие ребенка до двух лет . Кроха заметно подрос, ему уже год!!!

  • Малыш многому научился, со многими вещами познакомился. Но впереди еще столько всего интересного, столько достижений и замечательных открытий.
  • На втором году жизни у крохи совершенствуются такие основные движения, как ходьба, ползание, и даже бег.

Бежим мы, пока держась за руку взрослого, но… Мы!!! уже бежим.

Год и месяц

  • может самостоятельно пройти по лежащей на полу доске, шириной 30 - 35 см.
  • Он с огромным удовольствием ползает по полу. Но этого ему уже мало, поэтому начинает преодолевать препятствия. Перелезает на четвереньках через бревно или не очень высокую лавочку.
  • Прекрасно понимает, обращенную к нему просьбу взрослого - показать глаза у зайчика, руки, ножки у куклы. И не просто понимает, но и показывает глаза, ноги, руки.
  • Хорошо различает предметы или игрушки одинаковые по форме (курочка, петушок).
  • Четко выговаривает слова «мама, дай».

Год и два месяца

  • Переступает через небольшие предметы, лежащие на полу. Например, веревку, кубик или палку.
  • Начинает понимать картинки, рисунки (кошка, собачка, мяч, корова).
  • Учиться аккуратно пить из чашки, самостоятельно держать ложку в правой руке и кушать густую кашу, а чуть позже и любую пищу. Хотя сначала ложкой чаще всего выбивается барабанная дробь на столе, но это уже первое умение и навык ребенка.

Год и три месяца

  • Малыш пробует подниматься на горку. Естественно родители должны быть рядом, должны быть начеку.
  • Самостоятельно перекидывая ноги, перелезает через бревно.
  • Держит в руках мяч диаметром 50 – 60 см, и старается бросить его вперед двумя руками. Если с малышом играть каждый день, то мячик может отлететь на расстояние до 50 сантиметров.

Год и четыре месяца

  • У крохи хорошо развивается память и мышление. Он подбирает и раскладывает одинаковые по форме предметы – маленькие, большие; по цвету –желтые, красные, синие.
  • Словарный запас увеличивается, ребенок хорошо понимает смысл простых предложений, сказанных мамой или папой. При этом идет интенсивное речевое общение, малыш старается грамматически правильно произносить слова, фразы. В два года правильно строит небольшие предложения, а в три - правильно согласовывает окончания слов в предложении.

Год и пять месяцев

  • Прекрасно пользуется словами, если он что-то хочет или ему что-то нужно. Речь ребенка становится средством развития памяти и мышления.
  • Поднимается вверх по наклонной доске. Но пока не самостоятельно, пока с помощью взрослого, ребенка нужно держать за руку.
  • Может перешагнуть веревку, палку или кубик, приподнятые от пола на высоту 5 – 10 см.

Развитие ребенка до двух лет

Год и семь месяцев

  • Малыш понимает сюжет картинки, фото или рисунка.
  • Бросает уже не двумя, а одной рукой сначала правой, потом левой, малые мячи (диаметром 15 – 20 см) в горизонтальную цель (обруч, корзину или коробку диаметром 60 см). Цель при этом положена на пол, на расстоянии 20 – 40 см от ног ребенка.

Год и восемь месяцев

  • Развивается координация движений руки. Кроха берет в руки кубики, и учиться делать сюжетные постройки. Аккуратно ставит кирпичики друг на друга, получается башня, или рядышком, получается дорожка, трасса или поезд. После этого может выложить стол, кроватку, ступеньки.
  • В речи вместо слов «гав-гав», «ко-ко» появляются слова «собачка», «курочка».
  • Во в ремя игры ребенок старается подражать старшим братьям, сестрам или родителям.

Год и десять месяцев

  • Геометрические формы, такие как шар, куб, пирамида для малыша уже знакомы, он хорошо их различает.
  • Понимает разговор взрослых об каких-то событиях. Например, весело или не очень реагирует на предложение пойти к бабушке и дедушке, поиграть или пойти погулять. Реакция малыша зависит от того, нравиться ли ему такое действие или не очень.
  • Учится аккуратно кушать, мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем или салфеткой, частично одевается. Именно в этот период кроха приучается к опрятности и чистоплотности. Но ребенок еще очень маленький и эти навыки пока не прочны. Поэтому заигравшись, может забыть попроситься на горшок, не нужно его ругать, лучше почаще напоминать об этом.
  • Теперь ребенок уже взрослый!!! Он может подняться на опрокинутую вверх дном коробку или ящик, высотой 15 см и самостоятельно сойти с нее.
  • Перешагнуть через кубик или палку, поднятую над полом на высоту 15-20 см.

Год и одиннадцать месяцев

  • Все больше развивается речь малыша, он учиться правильно называть свои действия «сел, упал».
  • Его речь состоит из предложений с двумя-тремя словами. Начинает употреблять слова « я, он, она, малый, большой».
  • Именно в этом возрасте надо много говорить с детьми и побуждать их повторять разные слова и фразы. Задавать простые вопросы и учить отвечать на них.

Два года

  • Когда малышу исполняется два года, он может самостоятельно забираться на стул, подниматься по лестнице, держась за перила. Уверенно бегает, охотно залезает на горку и спускается с нее. Быстро ползает, охотно пролезает под дугой, рейкой или веревкой, натянутой на высоте 50 см над полом. Подпрыгивает на месте, может перешагивать из обруча в обруч, положенных рядышком.
  • Играет с огромным удовольствием, во время игры может толкать игрушки впереди себя и также тянуть их за собой на веревочке.
  • Любит играть с песком, водой, строить небольшие песочные горки и туннели. Свободно наклоняется, вперед, поднимает предмет или игрушку, и при этом уже не падает.
  • У малыша все больше проявляет такая черта как любознательность, часто задает взрослым вопрос «а что это»?
  • Может выполнить простые поручения, например, принести мишку или куклу, подать кубик или мяч.
  • Взрослым нужно заниматься, играть с детьми в спокойной обстановке от 6 до 10 минут. Этого времени достаточно, чтобы малыш весело поиграл и не устал.

Важно отметить и тот факт, что малыш от года до двух лет может абсолютно спокойно манипулировать родителями и старшими сестрами или братьями, и не стесняется это делать.

  • Все он хочет увидеть и потрогать, сунуть свой маленький носик, может дразниться. Громко протестует, если не получает желаемого.

Малыш от года до двух лет еще не способен, не умеет ждать. Поэтому он требует пристального к себе внимания, часто перебивая разговор взрослых.

  • Если в магазине понравилась какая-то игрушка ребенок будет требовать от родителей купить ее здесь и сейчас, никакие уговоры на него не действуют.

Поэтому малыш от года до двух летможет запросто устроить истерики на рынке или в магазине. Но об этом позже, будет написана отдельная статья.

А сейчас родителям нужно запастись огромным терпением и пониманием. Пониманием того, что у крохи еще плохо развита система самоконтроля, и он не может, не способен думать логично.

  • Но это не значит, что у вас плохой ребенок, нет! Даже самый агрессивный, непослушный и жадный кроха вырастает прекрасным человеком. После двух-трех лет этот сложный период непослушания, понемногу ослабевает.

Уважаемые взрослые, если Вам была полезна статья Развитие ребенка до двух лет , поделитесь с друзьями, нажмите на кнопочки. Спасибо

*********************************************