Во сколько ребенок начинает садится сам. Когда и как начинать учить ребенка самостоятельно сидеть

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Приближаясь к возрасту пяти месяцев, малыш становится очень активным и любознательным. Ребеночек глазеет по сторонам, поворачивая головку в разные стороны, уверенно хватает и держит игрушки, с легкостью . Некоторые детишки даже пробуют сесть, что для родителей становится поводом для гордости и восхищения, ведь каждая мамочка с нетерпением ожидает того счастливого времени, когда их ребенок начинает самостоятельно сидеть на попке.

Когда ребенок начинает присаживаться самостоятельно

По мнению педиатров, ребенок должен развиваться и сесть примерно по следующим показателям:

  • в 6 мес. – сидит с поддержкой;
  • в 7 мес. – сидит без поддержки;
  • в 7. 5 – 8 мес. – легко садится самостоятельно и может лечь из этого положения.

Союз педиатров России: Переход ребенка из положения лежа на спине в положение сидя

Бывает, что активные и физически крепкие детки садятся раньше на месяц-полтора. У других малышей это происходит немного позже. По мнению докторов, такие показатели также считаются нормальными.

Если опытному доктору задать вопрос, во сколько месяцев дети обычно начинают присаживаться, то он ответит, что у каждого маленького человечка свой срок, потому что путь развития каждого малыша индивидуален и неповторим.

Можно ли присаживать ребенка специально


Мнение педиатров и ортопедов по поводу популярного вопроса от молодых родителей «можно ли помогать и присаживать ребенка» однозначно: вертикальное положение позвоночника неестественно для ребенка до шестимесячного возраста. Искусственно усаживая малыша горе-родители могут навредить здоровью маленького. Уже в школьном возрасте это может аукнуться серьезными проблемами с позвоночником. Если мышцы спины не окрепли в достаточной мере, то кроха сам не сядет потому, что пока еще не готов к такой серьезной нагрузке.

Другое дело, если ребенок сел самостоятельно раньше, чем ему исполнилось полгода. Но даже в этой ситуации малышу нельзя находиться в положении «сидя» более 1 часа в день.

Момент, когда можно присаживать ребенка, наступает тогда, когда маленькому исполниться 6 месяцев. Подчеркну, не усаживать, а присаживать.

Консультирует доктор Комаровский: Когда присаживать малыша? Во сколько месяцев?

Серия упражнений с ребенком на укрепление спины

Что же должны сделать родители, чтобы помочь малышу освоить новый и необходимый для него навык?

Ежедневно с 3-х месячного возраста выполнять гимнастику и массаж с ребенком, плавать в ванной или бассейне (в крупных городах есть бассейны для совместного посещения с детьми раннего возраста). Таким образом хорошо укрепится мышечный корсет.

Упражнение 1. Ребенок лежит на столе. Как только он потянется ручками к маме, протянуть ему указательные пальцы. Малыш постарается сесть, ухватившись за мамины пальчики. Спинка ребенка отрывается от поверхности на 45о, в таком положении кроха удерживается несколько секунд и опять возвращается в положение «лежа».

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Упражнение 2. «Самолет». Положить малыша на животик. Поднять ребенка, одной рукой поддерживая его под грудной клеткой, другой – под ножками. Ножки упираются в грудь взрослого, ягодицы и спина напряжены, голова приподнята. Зафиксировать положение на несколько секунд.

Валентина Ершова: Как научить малыша сидеть

Рекомендуется для физического развития крохи подвесить над кроваткой кольца, за которые он сможет ухватиться и попытаться приподняться. Во время выкладывания на живот на небольшом расстоянии перед малышом поместить яркий предмет (игрушку), до которого он будет стараться доползти.

Каждой молодой маме немаловажно знать, как присаживать ребенка правильно (об этом уже было сказано выше) и чего делать нельзя.

Если ребенок не садится самостоятельно, то нельзя:

  1. Усаживать его в подушки;
  2. Возить в коляске в сидячем положении (можно зафиксировать спинку коляски на 45º)
  3. Переносить в различных переносках типа «Кенгуру» в положении «сидя»;
  4. Усаживать на руки (можно держать на коленях в положении «полулежа»).

Ребёнок первый раз садиться (видео)

Мальчики и девочки: предположения и факты

В обывательской среде бытует мнение, что мальчиков можно присаживать раньше девочек. На самом деле, независимо от полового признака присаживать ранее полугода вредно как тех, так и других.

Кроме этого, когда девочки начинают рано садиться, то в будущем это может привести к деформации тазовых костей и серьезным проблемам женской половой системы. Поэтому педиатры старшего поколения часто высказывают мнение, что девочку вообще нельзя присаживать, пока малышке не исполнится 6-7 месяцев. Современные источники придерживаются менее категоричной позиции: считается, что большого страха нет, если маленькая принцесса решила самостоятельно сесть раньше полугода, а опасения бабушек не этот счет сильно преувеличены.

Дети в возрасте 5 месяцев становятся весьма энергичными и любознательными. Малыши смотрят по сторонам, поворачивают головку в разные стороны, уверенно хватают и удерживают игрушки, с лёгкостью опрокидываются на живот. Некоторые ребятишки даже пытаются садиться, что для родителей становится поводом для восторга, ведь любая мать с нетерпением ждёт того счастливого времени, когда их малыш начинает сидеть. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть, и нужно ли ему в этом помогать, вы узнаете из этой статьи.

Когда малыш начинает садиться?

У многих ребят стремление подняться и посмотреть что-то новое вокруг появляется в возрасте от 5 месяцев. Грудничок может вытягивать шею вперёд, лёжа на спинке, как будто желает сесть. В данный период отец с матерью стремятся посодействовать малютке и принимаются присаживать за руки. Этого совершать не следует. Сначала у малыша должны окрепнуть мышцы спины и это случится не сразу.

Ребёнок обучается поворачиваться, крутиться со спинки на живот и назад, тем самым тренируя собственные мускулы и спину. Потом в положении лёжа на боку и упираясь на ручки, будет стремиться поднять корпус. Может случиться и так, что вначале малыш обучится ползать на ногах, а уже из положения на четвереньках будет сидеть. Не нужно поторапливать ребёнка и сажать его. Этот процесс может тянуться до 9 месяцев, что является нормой.

Ложная готовность малыша сидеть

Когда ребенок начинает сидеть? Есть один фактор, который способен вводить в заблуждение и давать ошибочную уверенность в том, что ребёнок хочет и готов сидеть. Малыш цепляется за руки матери и тянет их к себе, как будто бы стараясь усесться. Совершать это он начинает уже в 4 месяца. Однако подобное присаживание имеет иное разъяснение . Дело в том, что в таком возрасте руки ребёнка довольно сильные, и он рефлекторно тянет к себе интересный ему предмет. Так, он тянет игрушки, чтобы испробовать их на вкус. Аналогичным способом он исследует новые объекты.

Кажется, что он цепляется за мамины пальцы и старается подтянуться, привстать, чтобы сесть. Однако это ложное впечатление. В самом деле, ребёнок стремится привлечь маму к себе, как игрушки. Однако из-за того, что масса малыша значительно меньше маминой, получается, наоборот - это он притягивается к ней. А она убеждена, что ребёнок хочет сесть. В большинстве случаев дети 6-7 месяцев, если их посадить, начнут заваливаться с бока на бок или округлять спинку. Это сообщает о том, что малыш не готов к сидению.

Можно ли присаживать малыша рано?

Не стоит сажать своего ребёнка в подушки, в случае если он не делает усилий привстать либо легко и просто заваливается набок. Сидя, у него возникает больше возможностей для игры, однако, в дальнейшем может ухудшиться осанка и появится лишняя перегрузка на неподготовленный позвоночник. Нет необходимости заранее нагружать детский организм .

Сколько мифов есть о том, что преждевременно присаживать девочек и мальчиков опасно и чревато неверным формированием физиологии. И они были оправданы врачами. Предпочтительно не рисковать и дожидаться пока малыш сядет сам. Не нужно пробовать присаживать мальчиков и девочек до возраста 6 месяцев, в случае если малыши ещё не готовы. Предпочтительно развивать руки и укреплять спинку при помощи:

  • особой гимнастики;
  • правильного ношения на руках;
  • побуждения ребёнка лежать на животе, привлекая его увлекательными игрушками и беседами.

Чтобы понять, во сколько малыш готов начать сидеть сам необходимо наблюдать, как он что выполняет.

Что делать, в случае если малыш не желает сидеть?

Многие матери начинают бояться, если малыш не выполняет принятых норм в физиологическом формировании и считают, что нужно научить малыша сидеть самостоятельно. Следует ли начать сажать грудничка и во сколько месяцев это сделать? Чаще всего ребёнок сам обучается очередным умениям и ему попросту надо время. В случае если малыш не начнёт сидеть к 11 месяцам, необходимо направиться к педиатру. До этого времени не стоит волноваться и предпочтительно содействовать организму малыша расти:

Чем рискованно раннее усаживание?

Как понять, что ещё рано? В случае если ребёнок заваливается набок, у него очень закругляется спина - это явные признаки того, что нужно повременить. Необходимо ли окружать его подушками? Ни в коем случае ! Безусловно, этот старинный бабушкин способ существенно упрощает матери жизнь. Да и ребёнок доволен, пред ним раскрывается обзор. Однако искусственная помощь спине грудничка, по мнению специалистов, не должна применяться.

Если малыш начинает сидеть очень рано, на позвоночник идёт огромная перегрузка. В перспективе это может обернуться тяжелым сколиозом, деформацией тазовых костей. Доктора рекомендую не торопиться сажать грудничка. Чем позже тело крохи примет вертикальное положение, тем лучше для формирования скелета. Главное, в данном процессе - не помогать! Стимулировать надо не сидение, а выкладывание на животик, ползание.

Как посодействовать - способы

Бывают условия, когда малыш решительно посиживает, однако, принять данную позу ему тяжело. Либо у него совершенно не выходит сдержать баланс. Что делать? Начните следующее:

Если малыш хорошо ползает и не желает садиться, не стоит сильно беспокоиться. Ещё не наступило его время. Даже в 9 месяцев недостаточно поздно ! Кроме того, необходимо понимать, что наиболее надёжный переход в положение сидя - из позы на четвереньках. В этом случае наименьшая нагрузка на позвоночник. Обучить малыша самому садиться из положения лёжа допускается, в случае если он уже решительно садится из положения на четвереньках.

Когда малыша можно сажать?

Предпочтительно ориентироваться на личное формирование ребёнка . В случае если малыш динамично перемещается, у него не обнаружены трудности с опорно-двигательным аппаратом и неврологические патологии, будьте убеждены - он непременно обучится сидеть сам. И чаще всего формирует этот опыт без поддержки старших.

Нормы для мальчиков и девочек

Раньше было известно мнение, что присаживать девочек необходимо гораздо позднее, чем мальчишек. Это разъясняли вероятным ущербом для костей таза и развития женских половых органов.

Сегодня педиатры полагают, что определённого ущерба для ребёнка женского пола в раннем сидении не имеется. Согласно словам профессионалов, пол совершенно не влияет на возраст, в котором малыш начинает садиться сам. Педиатры замечают, что нормой формирования умения сидения для детей любого пола является интервал с 5 до 9 месяцев . В среднем дети обучаются сидеть без помощи к 7-месячному возрасту. Определённые ребята осваивают такого рода опыт на месяц ранее ровесников, а у кого-то сидеть, самостоятельно выходит, только к 8-9 месяцам – это тоже норма.

Доктор Комаровский о том, как присаживать ребёнка и во сколько месяцев?

Известный детский врач рекомендует не нацеливаться на нормы формирования, тем более что их интервал довольно различный, а помнить, что любой малыш развивается в собственном темпе . В случае если ребёнок здоров, в таком случае, по суждению Комаровского, родителям попросту необходимо сформировать подходящие обстоятельства для его физиологического развития, и малыш обучится сидеть сам по себе.

Кроме этого, известный доктор сосредоточивает внимание отца с матерью на том, что сидеть рано для маленького чада совершенно нежелательно. И чем позднее ребёнок освоит этот навык, тем ровнее будет у него спина и тем лучше для его позвоночника. Поэтому Комаровский рекомендует не содействовать малышу садиться, а стимулировать обучение ползанию. Правильное положение ребёнка Правильному физиологическому формированию ребёнка содействует повседневная зарядка, плавание в ванной (отлично, в случае если можно дополнительно ходить бассейн) и массаж. Данные действия усиливают мускулатуру. Когда малыш сидит правильно его части тела размещены так:

Стоит прислушаться к советам специалистов и выполнять все рекомендации относительно развития малыша согласно его возрасту. Гимнастика, массаж, плавание и активные игры с родителями способствуют быстрому укреплению мышц ребёнка. Не нужно подгонять своего малыша , ведь все ребята разные и не вписываются в чёткие общепринятые эталоны. Основная цель отца с матерью - быть постоянно рядом с малышом и поддерживать его на любом этапе развития.

Во сколько ребенок начинает сидеть в большинстве случаев? Что можно считать нормой, а что патологией? Как ускорить процесс усаживания ребенка и стоит ли это делать?

Все эти вопросы очень беспокоят будущих мам. Но они должны знать следующее - сажать детей в подушки, к себе колени и другими способами категорически нельзя, пока малыш не научился уверенно держать головку и приподниматься лежа на животике на вытянутых руках. Эти 2 признака говорят о том, что мышечный аппарат ребенка уже хорошо развит, и он скоро научится садиться.

Однако самостоятельно пытаться ускорять этот процесс не стоит. От родителей требуется только стимулировать физическое развитие ребенка. А к такой стимуляции можно отнести игры с ребенком, легкий массаж и гимнастику. Когда малыш достаточно окрепнет, можно выполнять с ним вот такое очень эффективное упражнение, пока тот лежит на спине - брать его за пальчики и потихоньку приподнимать. Когда ребенок начинает сидеть , приходит время этому навыку, он без труда поднимается и устойчиво, прямо держит головку в процессе упражнения, если только не балуется. Очень эффективно играть с ребенком, когда тот лежит на животе, можно держать недалеко от его глаз игрушку и потихоньку ее приподнимать, стимулируя приподнимание и ребенка. Это хорошая тренировка для мышц спины, рук и шеи.

Ребенок начинает ползать и сидеть не совсем обычным способом. Многие малыши переходят в вертикальное положение на первых порах не полностью, как бы сидят на боку, опираясь на одну или две ручки. Но это уже практически сидение. С этого момента малыша можно на короткое время усаживать в коляску, на детский стульчик, в подушки. Однако полулежачее положение все же безопаснее, если малыш будет в силах и захочет сидеть - пусть сделает это сам. Причем независимо от того, мальчик это или девочка.

Что же касается возраста, то самостоятельно сидеть ребенок начинает с 6 месяцев , но нередко этот срок сдвигается в одну или другую сторону. Конечно же, позже начинают садиться детки, которые появились на свет раньше срока. Но запаздывать в физическом развитии могут и те детки, которым родители не предоставляют должный простор для движений, а также дети, быстро набирающие вес. Как показывает статистика, худенькие детки (но попадающие в нормы по прибавке веса) более активны, быстрее начинают садиться, ползать, стоять и ходить.

Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть? Бытует мнение, что происходит это примерно в 6 месяцев. В полугодовалом возрасте грудничок может подтягиваться, держась за руки мамы, и присаживаться. Может показаться, что кроха хочет сесть. На самом деле у него хорошо развит хватательный рефлекс. Он хватает мамины пальцы и притягивает к себе, как и все, что попадает ему в руки. Это стремление никак не связано с желанием малыша сесть. Однако взрослые часто путают эту врожденную способность грудничка и тут же пытаются его усадить. В этом деле не надо спешить. Дети начинают сидеть тогда, когда созреют к этому навыку физиологически.

Чем опасно преждевременное усаживание

Как понять, что еще рано? Если малыш заваливается на бок, у него сильно округляется спина - это явные знаки того, что можно подождать. Нужно ли обкладывать его подушками и валиками? Ни в коем случае! Конечно, этот старый бабушкин метод значительно облегчает маме жизнь. Да и малыш доволен, перед ним открывается обзор, есть чем заняться. Но искусственная поддержка спины грудничка, по мнению профессионалов, - медвежья услуга.

Если ребенок начинает сидеть слишком рано, на неокрепший позвоночник идет большая нагрузка. В будущем это может обернуться сколиозом, деформациями тазовых костей. Доктора рекомендуют не спешить усаживать грудничка. Чем позже его тело примет вертикальное положение, тем лучше для развития скелета. Главное в этом процессе - не помогать! Поощрять надо не сидение, а , .

Как правильно сидеть

Обратите внимание на положение всех частей тела, когда ребенок сидит.

  • Голова . Слегка наклонена вперед.
  • Шея . Разогнута.
  • Верхняя часть позвоночника . Разогнута.
  • Руки . Находятся впереди в качестве опоры.
  • Поясница . Согнута.
  • Тазобедренные суставы . Согнуты и наклонены вперед.
  • Ноги . Развернуты наружу, разведены. Основной упор приходится на боковую поверхность.

Если же части тела расположены иначе, грудничок будет быстро утомляться. Значит, его тело пока не готово для этого навыка, а естественные физиологические изгибы позвоночника еще не сформировались.

Этапы развития навыка

Что влечет за собой способность сидеть? Много других возможностей для развития крупной моторики. Грудничок научится становиться на колени, подтягиваться, вставать, стоять, . Все эти действия связаны со способностью держать равновесие. Умение сидеть, как и все другие моторные навыки, вырабатывается последовательно.

  • . Может сидеть неуверенно, опираясь на одну или обе руки. Часто теряет равновесие и заваливается на бок. Самостоятельно не садится, только с подтягиванием за ручки. Ребенка можно сажать в возрасте полугода, но только на короткое время. Достаточно несколько минут для тренировки.
  • . Сидит более уверенно, без опоры на руки. Сидя, поворачивает корпус в разные стороны, удерживает при этом равновесие. Может самостоятельно сесть из положения лежа на животе, опираясь на руки.
  • . К этому возрасту большинство грудничков уверенно сидят, легко поднимаются в это положение с любой позиции - лежа на спине, животе, боку. И так же легко меняют его.

Грудничок может самостоятельно сидеть уже в полгода. Это признак нормы. Если он сядет на два месяца позже, это тоже будет нормальным показателем. Важно знать, что детям, которые сели рано, запрещается находиться в этом положении более одного часа. Если же ребенок самостоятельно не сидит, не рекомендуется носить его продолжительное время в вертикальном положении или возить в коляске в сидячем положении.

Как помочь: 8 способов

Бывают ситуации, когда ребенок уверенно сидит, но принять эту позу ему трудно. Или у него никак не получается удержать равновесие. Что делать?

  1. Начните с простого . Попробуйте усаживать ребенка из полулежачего положения на спине. Кроха будет затрачивать меньше усилий, снизится нагрузка на позвоночник.
  2. Развивайте мышцы пресса . Делайте самые элементарные упражнения. Из положения лежа приподнимите малыша за ручки под углом в 30°, но не усаживайте. Приподняли - опустили. Проделайте так несколько раз подряд. Также можно качать пресс, лежа на животе. Позвольте малышу ухватиться за ваши пальцы, немного приподнимите его за ручки вверх так, чтобы прогнулась спина.
  3. Укрепляйте мышцы спины . Уложите ребенка на живот. Одну руку подложите под грудь младенца, другую - между ножками. Грудничок должен упереться ими в ваш живот. При этом мышцы его спины и ягодиц напряжены, шея слегка выгибается назад.
  4. . В воде равномерно тренируются мышцы всего тела, при этом нагрузка на позвоночник минимальна. Если есть возможность, можно записаться с крохой в бассейн или на аквааэробику. Если нет, можно тренироваться дома в большой ванной.
  5. Сидение под правильным углом . Если ребенок часто находится в коляске или в детском стульчике, необходимо отрегулировать правильный наклон сидения - 40–45°. Многие мамы интересуются, не вредно ли носить младенца в рюкзаке? Грудничка можно сажать в кенгуру. Важно только выбрать модель с жесткой спинкой, чтобы основной упор шел не на промежность. Вертикальная нагрузка на спину должна быть минимальной. Есть ограничения по времени: носить не более трех часов.
  6. Придумайте мотив . Просто так качать пресс скучно. Можно подвесить перед грудничком игрушки. Он будет пытаться дотянуться и одновременно тренировать мышцы.
  7. Ничего не придумывайте . Может, малыш просто ленится? Зачем садиться, если мама усадит, подтянет, поможет?
  8. Лишите комфорта . Создавайте неудобные условия, которые будут стимулировать кроху к желанию сесть без вашей помощи. Пусть он пытается найти более удобное положение для тела. Дайте ему возможность заваливаться на бок, почувствовать, как балансирует его тело, найти равновесие. Только так он самостоятельно научиться сидеть.

Если ваш малыш хорошо ползает и не хочет садиться, не стоит волноваться. Еще не пришло его время. Даже в не будет поздно! Также нужно знать, что самый безопасный переход в сидячее положение - из позы на четвереньках. В этом случае будет наименьшая нагрузка на позвоночник. Научить ребенка садиться из положения лежа можно, если он уже уверенно садится из положения на четвереньках.

Когда ребенка можно сажать? Лучше ориентироваться на индивидуальное развитие малыша. Если ребенок активно двигается, у него не выявлены проблемы опорно-двигательного аппарата и неврологические нарушения, будьте уверены - он обязательно научится сидеть самостоятельно. И чаще всего вырабатывает этот навык без помощи взрослых.