Воспитание ребенка в два года. Кризис двух лет

Прежде всего до сознания малыша следует довести те запреты, которые связаны с причинением боли другим и себе самому. Делать больно нельзя — данную истину нужно объяснять не только словами, но и действиями примерно с шести-семи месяцев, когда у ребенка прорезаются первые зубки. И он этими зубками пробует кусать то, что больше всего любит, то есть материнскую грудь.

Задача мамы вовсе не в том, чтобы стоически сносить боль, а в том, чтобы установить границы дозволенного: до трех лет малыш делает много такого, что не следует терпеть. Золотое правило для родителей — постараться предугадать те ситуации, в которых ребенок будет вести себя неправильно. Например, стоит понаблюдать за выражением лица вашего ребенка перед тем, как он собирается прикусить грудь. И убирать ее изо рта малыша до укуса. Наблюдательность — ценнейшее качество для родителей маленького проказника. Многие вещи проще предугадать и предотвратить, чем потом иметь дело с их последствиями.

Примерно в шесть-восемь месяцев малыш изо всех сил лупит маму по щекам, желая показать, как сильно он ее любит. В данном случае задача мамы (а такое поведение чаще всего адресовано именно маме, а не папе) показать, что люди так себя не ведут. Нужно не избыточное терпение, а простое разграничение, что люди делают, а что нет. Ведь малыш неумело вступает в физический контакт, пытаясь выразить свой восторг и симпатию. А умение проявлять свои чувства очень пригодится ему в жизни.

Продемонстрируйте ребенку, как дотрагиваться до мамы так, чтобы ей было приятно. В лексикон малыша прочно должны войти слова и словосочетания «гладить», «прикасаться одним пальчиком», «осторожно трогать». Хорошая тренировка — гладить домашних животных или старших братьев и сестер. Чтобы научиться этому, потребуется несколько дней или недель. Зато потом навык не исчезнет и очень пригодится, когда настанет время игр в песочнице.

Сначала «нельзя», потом «можно»

Малыши отличаются большой исследовательской активностью, но малый жизненный опыт не позволяет им предугадывать последствия собственных действий, которые часто небезопасны. Поэтому запреты должны защитить ребенка от него самого. Помните, что правила проникают в сознание извне: то, что сначала было внешним запретом, со временем становится запретом внутренним.

Сначала — почти весь второй год жизни — роль ограничителя выполняет мама или другой взрослый, который смотрит за малышом. Ребенок, желая делать то, что нельзя, смотрит на мамину реакцию и часто поступает вопреки. Потом постепенно научается говорить себе «нельзя», а затем спрашивать: «Можно?». Так что сначала появляются «нельзя», а потом уже «можно».

Плохо, если запретов слишком много. Чересчур много «нет» или «да» наносит вред самодисциплине ребенка. Важно создать позитивную обстановку. Для того чтобы «нельзя» были слышны, они должны звучать редко. Если малыш постоянно слышит одни «нельзя» (этим иногда грешат тревожные люди, особенно бабушки и неквалифицированные няни ), он просто не будет на них реагировать.

Избыточные запреты становятся своеобразным звуковым фоном — такова особенность человеческого восприятия. Как соль добавляется в пищу — ровно столько, сколько нужно, чтобы было вкусно, — так и «нельзя» в небольших количествах дополняет жизнь.

Запреты в идеале не ограничивают свободу действий, а развивают личность. Ограничения должны защищать маленького исследователя, позволяя ему эффективнее действовать внутри отведенных рамок. Границы придают ребенку ощущение надежности и уверенности в себе. Существуют исследования, доказывающие, что дети, родители которых ничего им не запрещают, вырастают гораздо более нервными и агрессивными. Границы становятся препятствием к осуществлению задуманного, но для начала лучше столкнуться с ними дома, а потом уже вывести их вовне. Годовалые и особенно двухлетние дети хотят ограничений, так как окружающий мир страшит их.

До определенного возраста младенец согласен со всем, что бы вы ему ни предложили. Поэтому не думайте, что запрещать придется постоянно. Если запреты будут грамотно и вовремя введены, то ребенок быстро осознает и запомнит их, ведь дети очень обучаемы.

Если же ваша совместная жизнь напоминает позиционную войну, то стоит задуматься, почему так происходит. Ведь стойкое сопротивление любому маминому запрету нормально только в кризисные периоды, а они длятся недолго. Скорее всего, вы слишком часто говорите «нет», поэтому и в ответ слышите то же.

Как вводить запреты и ограничения

Первые девять месяцев не вводите никаких ограничений. Только с девяти месяцев до одиннадцати начните переключать внимание ребенка, постепенно подводя его к нарушению его планов и введению запретов.

Почти никакие запреты малыш не может усвоить с первого раза. Их смысл часто превосходит возможности его понимания. Он не понимает, поэтому активно сопротивляется. Задача мамы через ежедневное, а иногда и ежечасное повторение схожих ситуаций показать, к каким последствиям приводит нарушение запрета.

Если нет опасности для жизни и здоровья людей, дайте ребенку возможность поступить по-своему и посмотреть, что получится. Поскольку маленькие дети очень активны, возможностей что-то испробовать на собственном опыте предостаточно. Пусть дети совершают ошибки (например, проливают сок или роняют еду).

Помните, что любое слово теряет свой смысл при частом употреблении. Поэтому надо подбирать синонимы слову «нет»: например, «это не для Маши» (и описание безопасной альтернативы), «остановись», «так не делают».

Дети тоже иногда говорят «нет». Не принимайте это «нет» на свой счет: это не открытое неповиновение или непризнание вашего родительского авторитета, а незрелое проявление самостоятельности и желание подражать маме. Редкий ребенок в два с половиной — три года не попробует сказать: «А я тебе тоже не разрешаю! А я тебя тоже накажу!».

Родительский ответ в таком случае должен быть очень спокойным и правильным. Примерно таким: «Вот вырастешь большой, родятся у тебя дети, и ты станешь им что-то запрещать или даже наказывать. Но я твоя мама, а ты мой ребенок. Дети не могут наказывать родителей». И произнесено это должно быть очень уверенно, с большой внутренней силой. Не как личное мнение, а как закон, который существует в мире.

Очень важно, запрещая, не озлобляться. Запрещать, так же как и наказывать, можно только со спокойным сердцем. Раздражение или злость в голосе родителя играют роль шумовой помехи и мешают ребенку воспринять суть запрета.

Екатерина Бурмистрова психолог

Купить эту книгу

Обсуждение

Спасибо за статью, очень полезная информация

20.12.2018 21:49:04, Бакытгуль

Очень полезная информация!

Спасибо за статью, думаю мне в будущем пригодиться.

Спасибо за статью!

Комментировать статью """Нельзя"" для ребенка от 1 до 3 лет: как правильно"

Проблема одаренности всегда интересовала родителей. Образованные родители мечтают иметь одаренных детей или внуков Многие хотят, чтобы дети хорошо учились в школе, овладели множеством знаний, были здоровыми. Некоторые мечтают о том, чтобы их дети овладели творческими профессиями, стали деловыми и предприимчивыми, духовно развитыми. Однако решить эту проблему в целом, раз и навсегда удалось только в 1989 году - в России. В 2000 году материалы по решению этой многовековой проблемы воспитания...

Вокруг темы правильного питания уже не первый год ходят ожесточённые споры. Диетологи и журналисты по очереди обвиняют во всех смертных грехах то жиры, то углеводы, то сахар, то глютен… Список можно продолжать бесконечно. Особенно болезненной эта тема становится, когда речь заходит о детском питании. Разбираемся в самых популярных мифах. Бабушкины обеды Наверное, все помнят те времена, когда набор веса у ребёнка считался исключительно хорошим показателем. Наши родители искренне радовались...

Как же надо правильно кормить ребенка от 1 до 3 лет? Рекомендуется сохранить 3 основных приема пищи (завтрак, обед, ужин) и 2 дополнительных (второй завтрак/полдник и кисломолочный продукт или смесь перед сном).

До беременности у меня никогда не было проблем с венами, всегда были ровные и стройные ножки. А стоило мне забеременеть – сразу стало трудно ходить на каблуках, хотя живота еще не было видно. Дальше – хуже. Ноги стали отекать, наливаясь свинцом, болеть по ночам. Сначала гинеколог говорила, что это нормально для будущей мамы, потому что увеличивается нагрузка, но когда у меня стала вылезать сосудистая сеточка – стало ясно, что дело серьезное. Тогда я уже конкретно спросила врача о том, как...

Обсуждение

Маме вообще назначали актовегин вместе с флебодией, у нее были жуткие отеки и на стопах сверху кожа коричнево-синюшная какая-то стала. Когда пролечилась, все прошло. А мне одну флебодию прописывали, точнее, диосмин, но в аптеке ее дали. Помогла и без актовегина. Конечно, у меня не так все запущено было.

Самое страшное - варикоз половых органов.Не думала, что такое бывает, ужасная проблема. Столкнулась, пока ходила со вторым малышом. С первым все нормально было. Теперь сказали, что если мне таблетки не помогут, то могут даже не пустить меня в роды из-за риска кровотечения и осложнений. Ужас. Пью флебодию аж по две таблетки, молюсь, чтобы помогла.

Когда в доме появляется ребенок, все ваши представления о безопасности меняются. Любимые маникюрные ножницы превращаются в холодное оружие, а балкон, на котором так приятно было помечтать вечером, - в место потенциальной угрозы. Как сделать дом безопасным для своего малыша? 1-3 года Именно в это время большинство детей начинает ходить, бегать и прыгать. Естественно, режутся зубки, а ручки учатся хватать разные интересные предметы. Первое, что стоит сделать - постелить на полы мягкое покрытие...

1. Свойства предметов. Эта игра развивает осязание и речь ребёнка. Разложите перед ребёнком различные предметы с интересной фактурой, например, что – нибудь очень твёрдое (кубик) и что – то очень мягкое (плюшевую игрушку). Положите руку ребёнка на твёрдый предмет и назовите его, предварив определением «твёрдый»: «твёрдый кубик». Теперь поместите его руку еще, на какой – нибудь твёрдый предмет и снова назовите его: «твёрдый стол». Повторите это несколько раз, а потом переходите к мягким...

Ребенок нуждается во всей любви, которую ему может дать мама. К тому же для любящей мамы самоё лучшее времяпровождение - это уход за ребёнком до года. Мама и ребенок - словно один организм, ведь малыш нежное создание, нуждающееся в любви мамы и правильном воспитании. В каждый месяц ребёнок нуждается во внимании, особый уход в каждый месяц для ребёнка - только так можно воспитать гармоничную личность!!! Никогда нельзя пренебрегать любовью к ребёнку! Немаловажную роль играют развивающие игры...

Обсуждение

особый уход в каждый месяц для ребёнка - только так можно воспитать гармоничную личность!!!>

Очень самоуверенные слова "только так".

У меня сын вполне гармонична личность. Два первых года жизни провел в детском доме. Сильно сомневаюсь про наличие грамотных и тем более " правильных" развивающих игр в этот период.
Знаю и других детей (две сестры 14-16 лет сейчас), у которых отсутствовал такой "розовый" период развития о котором так трепетно написано. Вполне умненькие, гармоничные девочки.

Так что реальность не сходится с "только так". Можно и по другому развиваться, иметь разный "ползунковый" старт, и быть гармоничным. Это если не теоретически. Практика показывает другое.

Про любовь все ясно, а с гармонией явное преувеличение.

Ребёнок, окружённый поддержкой – учится защищать
Ребёнок, окружённый ожиданием – учится быть терпеливым
Ребёнок, окружённый похвалами – учится быть уверенным... Вчера наткнулась в блоге

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Я в этом плане эгоистка, делаю не как правильно, а как мне нравится.

Обсуждение

Такое ощущение у меня сложилось, что ваша подруга пытается выработать у ребенка рефлекс "мама любит только хорошего (= удобного) ребенка.
Я считаю, что воспитание должно быть не жёстким и не мягким, а гармоничным. В приведенных ситуациях- если она упала явно не сильно- "иди сюда, пожалею", в большинстве случаев, то пока до меня дойдёт уже на что-то отвлечётся, причём я так делать начала в дочкины 7 месяцев- она начала у опоры вставать, если бы я на каждое падение бежала- я бы только туда-сюда и бегала. Зато сейчас все знакомые поражаются спокойному ребенку- упала-встала- молча к маме подошла-я её погладила, сказала "надо быть аккуратнее"- дочь пошла дальше. Если она плачет, значит правда сильно ударилась. Пальцы ящиком прищемляли... давно, но жалела конечно, при этом приговаривая- "а мама говорила, что надо аккуратно, нельзя пальцы в ящик". Игрухи естественно сама берет! А что, ещё и игрушки выдавать??? даже когда я с ней собираюсь играть, то говорю ей- неси, например, кубики. И она сама коробку несёт. На ручки- по ситуации. Сейчас дочь понимает фразу "мама занята", была маленькая- я есть готовила с ней в слинге. Куда нельзя лезет- включается строгий голос, ребенок убирается, с объяснением, почему нельзя. Истерики- берем ребенка, относим в кровать со словами "плакать в кровати", посидит, поревёт, вылезает, приходит ко мне, жалею, приговариваю "маму надо слушать".
При этом дочка очень ко мне привязана, но может посидеть и поиграть сама, просится на руки, но понимает и когда мама не может её взять. А ещё она выдумала оригинальный способ "прощение просить"- я её ругаю, а она просится на руки и делает губами звук поцелуя- ну и как тут не простить?)))
У Комаровского только видео про закаливание мужу показывала, во многом как-то у меня с Комаровским мнения расходятся, касательно тех же прививок, ГВ, СС.

Никогда не понимала таких мамаш. Полтора-два года - это вообще еще ни о чем возраст. Какая попа??? Какое равнодушие? Какое "я тебя предупреждала"?!
Ну, посмотрим, что получится через много лет, чем это все отзовется.
Любви много не бывает, а в этом возрасте она мелким необходима, как воздух.

Если вы собираетесь ехать на море с ребенком до трех лет, при выборе курорта следует обратить внимание на следующие моменты: 1. Пологое, песчаное дно, чтобы кроха мог входить в воду. 2. Чистая, «нецветущая» вода. Отсутствие в воде медуз, морских ежей, кораллов. З. Детская инфраструктура в отеле (высокие стульчики, кроватки с высокими бортиками, специальное меню в ресторане, детские площадки, услуги бебиситтеров). 4. Наличие в отеле врача-педиатра. 5. Если вы решили ехать на море с грудным...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. Отофа, которую мы капали в уши, и Изофра, которую капали в прошлый раз - НЕЛЬЗЯ до 10 лет, т.к. там есть в-во, которое у малышей...

Обсуждение

В МГЦ ЛОР-врач Орехов. Правда, записаться сложно.

Немного не по теме отвечу, про профилактику отита. Когда моей старшей было 5 лет они нас просто замучили - любой насморк переходил в отит. Коллега по работе дала мне отросток герани - только нужна не любая герань а та которая остро пахнет. Я вначале не верила, но человек из Питера мне эту герань привез, попробовала. ПОМОГЛО!!! При начинающимся насморке вставляла в уши по кусочку свернутого в трубочку листа (не глубоко ессно). Марине 11. Один отит за это время и то когда забыла это сделать.

Про то, что чужих детей бить нельзя. Отношения с другими детьми. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание Я уже писала, что она гипер- правильная. И, не со зла, рассказывает как правильно в том числе и всем детям

Что для ваших детей НЕЛЬЗЯ?. Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых Детям нужен родитель, т.е. человек бесконечно мудрый, который всегда знает как правильно.

Обсуждение

Не разрешаю все, что реально угрожает их жизни и здоровью. Иногда бывает, что несколько дней без единого нельзя, а бывает, что целый день только и звучит нельзя... И никогда не заморачивалась, много или мало я произнесла это слово, главное, чтобы они пришли в полной комплектации к своему восьмидесятилетию хотя бы))

"Нельзя без вариантов": электричество, горячее, острое. Выбегать на дорогу (пугаю машинами и рычу со страшной силой). Отстегиваться (вынимать руки из ремней) в автокресле. Залезать на подоконник. Подниматься по лестнице на второй этаж у родителей (там лестница такая, что руки оторвать тому, кто делал ее, уже все взрослые неоднократно с нее скатывались). Лекарства (таблетки).

Есть "опасно, не следует": залезать одной высоко, играть с пакетами целофановыми, бегать по плитке с фарфоровой чашкой (стеклом), прыгать (говорить) с набитым ртом, спрыгивать на ходу с качелей (коляски), хватать какие-то потенциально опасные предметы.

Есть "нехорошо так делать": ну это все в сфере нанесения какого-либо ущерба живой и неживой природе) Толкаться, ломать чужие вещи, драться, кусаться, портить что-то намеренно и т.п. Шуметь, когда кто-то спит. Безобразничать в гостях. Некультурно себя вести там, где принято вести себя культурно)

Из п.1 вещи не обсуждаются. Нельзя и точка. И никогда не будет "льзя"! Хоть чё делай.
Из п.2 объясняю на примерах, как можно, как лучше.
Из п.3 на примере показываю, почему, например, кусаться не следует) В ответ же могут цапнуть)

Конечно, не знаю, что дальше будет, но пока редко выдаваемое мной "нельзя" приводит к тому, что обсудить при помощи скандала, когда же будет "льзя" желания не возникает.
В более старшем возрасте к категорическому нельзя будет добавлено: открывать дверь кому-то и разговаривать (куда-то ходить и т.д.) с незнакомыми на улицах.

При этом стараюсь не употреблять бестолковые на мой взгляд "нельзя, не надо", типа в лужу залезть, вещи из шкафов повыкидывать, обувь разобрать, порисовать на чем-нибудь неподходящем, кашей полы в кухне украсить. ИМХО безобразничать в меру разумного для ребенка нормально.

В первые месяцы жизни ребенка кишечные колики являются основной причиной обращения родителей к врачу. Примерно от 20 до 40% детей к 6–недельному возрасту кричат по ночам, страдая от кишечных колик, которые проявляются беспокойством и плачем, сучением ножек, напряжением и вздутием живота, уменьшающимся после отхождения стула и газов. Обычно кишечные колики начинаются в вечернее время суток и встречаются чаще у мальчиков. Для описания кишечной колики у младенцев используют так называемое...

(не мое, стырила с другого сайта) Перед тем, как вы накажете вредного ребенка обязательно 1.Опуститься на колени или корточки так, чтобы ваши глаза и глаза ребенка были на одной линии 2.Низким серьезным голосом, глядя в глаза, придерживая за плечи, чтобы не отворачивался, ПРЕДУПРЕДИТЬ, что так делать нельзя. Предупреждение – обязательный этап, иначе все превращается в обиду для ребенка! (Когда я впервые увидела передачу и, совершенно не надеясь на успех, впервые взяла именно так за плечи...

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. как у вас всё категорично. что значит нельзя? и на каком основании ваше мнение правильное, а другие ошибочное? уж сколько...

Обсуждение

наш любил с нами поспать, лет до 2-2.5 Вернее, ВСЕГДА ложился в свою кровать, а ночью приходил к нам "досыпать". Закончили мы это, когда я забеременела вторым. Николай пересилился в новую "взрослую кровать" в свою комнату. В его комнате поставили также "гостевую" односпальную кровать. Если он просыпается, папа или я приходим к нему в комнату, а не он к нам. Т.е. где-то ближе к 3м ребенок понял, что мама с папой всегда рядом, даже если они в другой комнате. К нам приходит теперь только утром, спать не любит с нами абсолютно, заснуть может только в своей кроватке.

спать детям с родителями нельзя. Дорогие мамочки это ошибочное мнение,что детям лучше спать с родителями. Не надо к этому приучать изначально. А отучать действительно трудно,но нужно и как можно раньше. Дети 1, 2,3-х летнего возраста начинают осозновать себя как личность и определять свое место в семье. Совместный сон мешает понимать семейную иерархию, и ребенку не понятно кто главный, кто с кем и.т.д.А odessitke советую: поговорите с ребенком, обьясните, что у него есть своя кроватка, а у папы с мамой - своя. Возможно надо сменить кроватку на диванчик, украсить его положить любимые игрушки. Поиграть в игры: укладывать куклу спать в свою кроватку. И постепенно приучать, стараясь каждый день укладывать его в кроватку. Удачи и всего самого доброго!

Про розетки - мы учили вставлять вилки в них с первого раза, как только детка заинтересовался ими. Поощряли это дело. И всегда подчеркивали, что розетки ТОЛЬКО для вилок. результат - никакого интереса к розеткам, никаких попыток что-то туда сунуть (про кусачий ток тоже рассказали).
Абсолютное нельзя -дорога. Остальное - не надо, попробуй так (иначе), осторожно, опасно, будет больно.
По поводу физических травм. Если разрешать все движения, бег, ползание, прыжки, никогда не помогать куда-то влезть или откуда-то спрыгнуть и слезть, то детка сам развивает чувство меры и опасности (оно заложено). Всегда страховать, не прикасаясь, чтобы ребенок не чувствовал поддержки. Ноги на планки (на лестнице)не направлять! Все прекрасно найдет, но только если всегда делает сам. Тогда детка не полезет туда, куда пока не может. Выше своих возможностей.
Мы помогали словесно: "Слезать лучше ножками, перевернись, держись крепко" и т.п. Если привыкли поддерживать, подсаживать, снимать с лестниц и бордюров -так и делайте, пока не вырастет, потому что уже есть привычка рассчитывать на вашу помощь.
Удачи!

у нас с рождения два понятия. нельзя и опасно. опасно,это то что будет больно. нельзя-мамино самодурство. на опасно реагирует практически всегда. на нельзя- изредко.

Возбудимость, упрямство, истерики... Что с этим делать?

Поведение двухлетнего ребенка во многом похоже на поведение годовалого, но появляются в нем и новые черты. Какие?

Освоение речи

Одна из главных вех развития ребенка этого возраста — освоение речи. Как только маленький человек научается формулировать свои желания и мысли, он переходит на новую ступень. В целом, между 2 и 3,5 годами, когда в норме должна появляться фразовая речь, крика и расстройств становится меньше.

И все же полным объемом родного языка ребенок овладеет позже, только к 4 годам. Пока далеко не каждое свое желание или состояние малыш может сформулировать. И это может порождать самые разные недовольства и расстройства. Очень обидно, когда ты хочешь сказать о том, какую книжку тебе почитать, а тебя никто не понимает. Или же ты просишь надеть фиолетовую кофточку, а никто не реагирует, да еще спрашивают: "что-что?"

Все это может вызывать большие расстройства, крик и даже такие яркие формы поведения, как истерика и бросание на пол.

Нормальные истерики: как с ними справляться?

В среднем раз в неделю от малыша такого возраста можно ожидать расстройства до слез. Нормой можно считать истерики, случающиеся до 2-3 раз в неделю — многое зависит от темперамента и интенсивности развития ребенка. Но если истерики и слезы повторяются до 2-3 раз в день, то малыш либо проходит критический период развития, либо переживает длительный стресс. Если же ни то ни другое не верно, то стоит обратиться к специалисту: неврологу, или психологу, или гомеопату.

Без раздражения и истерик обходятся в возрасте 2-3 лет только будущие флегматики. То есть родителям стоит настраиваться на столкновения с эпизодами истерик и учиться правильно на них реагировать, верно себя вести.

Одно из главных родительских умений, которое приобретается в это время — сдерживание эмоционального сопротивления, раздражения и гнева ребенка . Что это такое?

Вот довольно типичный пример: ребенок не хочет, чтобы ему выключали мультики. Или не желает уходить из песочницы и по этому поводу орет. Ситуация, с которой мало кто из родителей не сталкивался. Как может выглядеть эмоциональное сдерживание?

Во-первых, важно не подключаться к эмоции ребенка — не начинать говорить на повышенных тонах, кричать и сердиться.

Во-вторых, стоит спокойным голосом на доступном языке объяснить ребенку, что с ним происходит: "Ваня, ты очень расстроен, ты сердишься, ты не хочешь... уходить с прогулки. Многим деткам, которым 2 года, очень не хочется идти домой, когда пора обедать. Но..." А дальше вы перечисляете собственные аргументы, по которым домой идти обязательно надо.

Эта мера моментального результата не дает, наоборот, крик и плач в первые минуты после такого объяснения могут только усилиться.

Но зато долговременный, накопительный эффект очень хорош: со временем, когда пройдет 2-6 недель от начала использования этого метода интерпретации поведения , вы заметите, что ребенок начинает прочитывать не только собственное поведение, но иногда и ваше: "Мама устала, мама хочет полежать". Со временем ребенок способность лучше понимать свое состояние, а также чувства и желания других людей будет только развиваться.

Зачем это нужно? Несмотря на то, что наш малыш уже говорящее существо, мотивы и причины собственного поведения ему чаще всего непонятны. Даже когда слово "я" уже активно используется, малышу очень трудно понять и назвать причину собственной радости или расстройства. Сложные собственные желания и нежелания тоже не могут еще внятно формулироваться ребенком. И тут мама может очень помочь, как "переводчик с детского".

Интерпретация поведения ребенка — универсальный способ реагирования на истерики и другие сбои в его поведении.

Рано- и поздноговорящие дети

Очень многое зависит в этом возрасте от того, насколько велик активный словарный запас ребенка. Так, 2,5-летний человек может произносить сложные философские речи, а может едва уметь сказать фразу из двух слов.

И это определяет поведение. То есть психологический возраст хорошо и плохо разговаривающих детей будет разным при совпадении возраста календарного. И если ребенок еще не говорит активно, то особенности его поведения будут относиться скорее к , и это не задержка развития, а вариант нормы. А время освоения активной речи — это очень наследуемый фактор, и в каждой семье это происходит по-своему.

В результате взрослость ребенка и требования родителей к нему между 2 и 3 годами зависит от того, насколько хорошо ребенок говорит. И нередко к тем детям, которые начали говорить рано, родительские требования завышены, и эти требования порой становятся непосильной психологической нагрузкой для маленького человека.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты , склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом "зеленом" диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Возбудимость — общая особенность возраста

Малышу такого возраста гораздо проще перевозбудиться, чем успокоиться, и это не индивидуальная характеристика, а общая особенность возраста. На погашение возбуждения направлены многие средства народной педагогики: потешки, небылицы, колыбельные. Мы, современные родители, часто не очень умеем успокаивать. Мы настроены на развитие, на создание обучающей среды. Нас не учили успокаивать. Нам вообще часто кажется, что если ребенок плачет, значит, происходит что-то не то.

В родителях могут бороться две мысли. Первая: "Дети не должны плакать, нужно срочно сделать все, что он хочет" — это из репертуара вседозволенности. И вторая: "Как он смеет орать, ведь я же ему сказала..." — это из арсенала воспитательниц детского сада, с которыми мы общались в детстве.

Я совсем не сторонник того, чтобы дети много плакали. И тем не менее до 4-4,5 лет, пока не созреет контроль коры головного мозга за эмоциями и состояниями возбуждения, у темпераментного малыша слез и крика может быть много. Не потому, что вы — плохие родители, а потому, что возраст у ребенка такой.

Ну и, конечно, плач и расстройства стоит пытаться предугадывать заранее, по возможности не допускать и грамотно реагировать. Но в целом такое поведение нормально и ожидаемо.

Малыш зависит от эмоционального состояния взрослого

Ребенок зависит от состояния мамы, на него действует так называемый "закон заражения эмоциями". То есть малыш подключается к главной, наиболее сильной эмоции, которая преобладает у того взрослого, который в данный момент с ним находится. И если у родителей ссора или конфликт, ребенок начинает вести себя беспокойно или неадекватно — не потому, что ему так хочется, а просто потому, что не может иначе. Психологические защиты в этом возрасте еще не работают. И поэтому бесполезно говорить малышу "успокойся", когда вы сами нервничаете. Он не может создать островок спокойствия сам, а может только присоединиться к вашему острову спокойствия и уверенности.

Негативизм и упрямство — признаки взросления

Начинает проявляться собственное мнение ребенка и сопротивление тому, что говорят и хотят от него родители. Такое поведение — признаки кризиса 3 лет, и лучше всего в этих случаях переключать внимание ребенка, переводить ситуацию в игровую (об этом — в следующей статье). Но если начать "бодаться" с ребенком, спорить с ним на равных, упрямство только усилится, особенно у темпераментных деток.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально "выключить". Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Не сравнивайте своего малыша с другими: темперамент и характер ребенка- это лотерейный билет, и на него мало возможностей влиять.


Юля | 19.11.2018

статья очень познавательная. Спасибо автору. Я интуитивно пришла к тем же методом воспитания. Правда у нас это началось примерно в 1,5 года. Причём если меня нет рядом, например с папой или бабушкой-дедушкой это был идеальный ребёнок. Но я полностью исключила крик и физ.наказание, если чувствовала что не выдерживаю, опускала ребёнка и отворачивалась. Если от меня нет реакции она переставала истерить. Важно только отличать истерики или то что ей больно или она испугалась. Тогда нужно жалеть обнимать. Сейчас истерик практически нет, она знает что плачем ничего не добится. А ещё полезно чтоб она слушалась и выполняла просьбы тоже слушать ее и по возможности выполнять. Например она не хочет одевать одежду. Дать ей другую на выбор: хорошо ты эту кофточку не хочешь а может вот эту или эту. Вам не принципиально розовую или зеленую, а для ребёнка важно что ОН САМ РЕШИЛ, а мама его послушалась.

Крис | 21.02.2018

Крис | 21.02.2018

Классная статья, спасибо! Открылось то чего не знала..

Татьяна | 11.06.2017

Наконец то нормальная статья!!! Читала с удовольствием многое для себя подчеркнула, буду воспитывать деток подготовленной!!! И с радостью!!!

Светлана | 14.08.2016

Марго, у меня такая же ситуация с дочерью один в один, только нам нет еще 2лет. В садике у меня она сносная, но потом что она мне дома делает... Пробовала пить успокоителье сама, не помогает, только в сон клонит по страшному, потому как с дочей так выматываюсь, а она тогда вообще на мне "ездит"...

Наталья | 29.07.2016

Наконец-то нашла действительно толковую, написанную сведущим и образованным автором, без лишней "воды", статью по интересующей теме. Спасибо! Успехов Вам в Вашей деятельности, Екатерина!

Марго | 28.05.2016

Спасибо. Очень полезная статья! У меня оч муж избаловал дочь,ей 2,5 года. Все разрешал ей, а я на оборот старалась быть жезще. И стала, своего рода "бабайка":) . Если что-то не так, она начинает кричать, требовать. Я стараюсь чаще говорить "нет, нельзя", чтоб ребенок знал эти слова, а папа на оборот. Когда он на работе, она спокойная и практически выполняет все, что я ей говорю! Но когда он дома, тушите свет ((((мне очень обидно, что так все происходит. Я могу и по попе стукнуть и поругать могу и в итоге я плохая:((((Целый день орет: пошли гулять! Хоть дождь, хоть снег, хоть жара страшная. (У нас лето до 50° доходит.) Ей объясню, что очень жарко, голова будет болеть и что будет плохо, НЕТ все равно пошли. И все сопровождается ором, криком. С улицы не возможно забрать, орет! Вообщем слова сказать нельзя! У меня уже сдают нервы, я становлюсь агрессивной и попадает старшему сыну. Дочь становится не управляемой. Я не знаю, что делать! Отдали ее в сад. Целый день места себе не нахожу, а вечером забираю, начинается война дома. Может я какая-то не уровновешенная? Может мне попить успокоительное?

* - поля, обязательные для заполнения.

Вы никогда не задумывались, почему кто-то любит кислое и соленое, кто-то – сладкое или горькое? Мы чувствуем вкус благодаря вкусовым почкам. Во рту взрослого человека их около 10 000. У маленьких детей вкусовых почек больше. Поэтому малыши воспринимают вкусы острее и часто более разборчивы в еде, чем родители.

Вы уверены, что едите ту пищу, которую выбираете сами? Современные исследования доказывают, что гены определяют наш выбор. И вкусовая чувствительность у всех разная. Сегодня ученые всерьез изучают генетически обусловленные пищевые предпочтения людей: кому-то всю жизнь будет нравиться жареная картошка, а кто-то любит лакомиться только пюре.

Говоря о питании ребенка в 2 года, нельзя забывать вышеназванные факты. Все мы разные, и нужно уважать особенности каждого. К этому возрасту малыш многое может сам, у него вырабатывается характер и понимание окружающего мира. Продолжают формироваться пищевые пристрастия и привычки.

Если родители заботятся о развитии и воспитании малыша, то и вопросы правильного питания ребенка не остаются без внимания. Знаменитый доктор Комаровский пишет: «Кормить малыша качественной разнообразной пищей – обязательное условие морального благополучия родителей…».

На втором году жизни продолжается переход ребенка на общий рацион, принятый в семье. Но не нужно впадать в крайности. Мама, готовя блюдо для всех, может переложить еду для малыша в отдельную кастрюльку и только после этого добавить соль и специи. Это особенно актуально, если, например, папа любит острое и перченое – растущему организму такие кулинарные изыски могут навредить.

Необходимо решить – кормить ребенка консервированным детским питанием из баночек или блюдами домашнего приготовления. Есть сторонники и противники консервированной пищи. Кто-то предпочитает простоту использования промышленного детского питания, другие настаивают на необходимости включения в рацион ребенка только свежих продуктов.

Еду не следует сильно измельчать. Однако не забывайте, что размер кусочков пищи надо увеличивать понемногу. Принцип постепенности должен соблюдаться и при введении новых продуктов: сначала даем попробовать маленький кусочек, следим за реакцией и, если она положительная, через некоторое время включаем новый продукт в меню.

Для детей второго года жизни недопустимы жареные блюда. Вы можете варить, тушить, запекать, но не жарить. Желудочно-кишечный тракт не может самостоятельно справиться с перевариванием тяжелой пищи.

Не менее важно то, что именно вы формируете пищевые привычки вашего ребенка. Если вы не видите ничего плохого в жареной еде, то и ребенок заимствует ваши предпочтения в пище. Воспитываем двухлетнего человечка не словами, а собственным примером. Поэтому постарайтесь не есть при ребенке то, что не даете ему.

Баланс БЖУ

БЖУ – это белки, жиры, углеводы. Соотношение их на втором году жизни такое же, как и на первом: на 4 г углеводов приходится 1 г белка и 1 г жира. При соблюдении этой пропорции (4:1:1) питание ребенка считается оптимальным.

  • углеводы ‒ каши, овощи, фрукты, хлеб;
  • белки ‒ мясо, рыба, молочные продукты;
  • жиры ‒ растительное и сливочное масла, жиры, содержащиеся в продуктах преимущественно животного происхождения.
Какие углеводы включать в рацион

Овощи и крупы ‒ продукты с высокой пищевой ценностью. Блюда на их основе обязательно должны быть включены в рацион семьи. Тогда у вас не возникнет проблем с приготовлением еды специально для ребенка.

Вы можете смело предлагать своему чаду самые разные овощи и фрукты, если нет аллергической реакции. Предпочтения отдавайте плодам из вашей климатической зоны.

Бытует мнение, что детям до трех лет нельзя давать горох, фасоль и т. д. Исключить из рациона ребенка двух лет нужно сухие и консервированные бобовые культуры. А вот из свежих, молодых бобовых разрешается приготовить суп-пюре, чтобы облегчить усвоение.

К сожалению, во многих семьях утрачена традиция ежедневного приготовления каш и овощных блюд. Лишая себя и детей этой простой еды, мы оставляем организм без большого количества полезных веществ. И готовим почву для возникновения проблем с пищеварением и выведением отходов жизнедеятельности организма.

Если в питании ребенка преобладают белковые и жирные продукты, а растительной клетчатки не хватает, малыш будет страдать от запоров. Другой причиной запоров может стать дефицит жидкости. С малых лет надо приучать ребенка пить чистую воду без каких-либо добавок. Лимонад ‒ запрещенный напиток не только для детей 2 лет, но и старше.

Какое мясо давать ребёнку

Нежирное. Это может быть говядина, кролик, курятина или индейка. Не спешите давать свинину. Старайтесь не приправлять мясо соусами. Стремитесь сохранять естественный вкус продуктов.

Не давайте ребенку чистый мясной бульон, используйте его как основу для супов. Но предварительно снимайте жир. Из всех супов самым полезным считается борщ.

Никто не оспаривает включение в рацион 2-летнего ребенка рыбы. Она усваивается быстрее, чем мясо, в ней много полезных микроэлементов, а нагрузка на поджелудочную железу меньше.

Рыба может быть как речная, так и морская. Не давайте ребенку морепродукты. В раннем возрасте это сильный аллерген. Включая в питание 2-х летнего малыша рыбу, убедитесь, что на нее нет аллергической реакции. Не спешите предлагать непоседе икру и деликатесную рыбу.

Если ребенок умеет хорошо жевать, мясо и рыбу нарежьте кусочками, но без костей.

Споры о молоке

Молочные продукты должны быть включены в рацион обязательно. Лучше, если это будет ряженка, кефир или нежирная сметана.

В меню двухлетки сыр и творог должны появляться не менее 3 раз в неделю. Суточная норма творога – не более 50 г. Безопаснее, если из него вы сделаете ленивые вареники, сырники или запеканку. Полезно готовить такие блюда на пару или в мультиварке без добавления масла. Сырой творог должен быть свежим и купленным у проверенного продавца. Помните, что магазинный творог из баночек и коробочек ‒ это не более, чем десерт.

Специалисты говорят о вреде цельного молока для детей до 3-х лет. Заменить его могут сбалансированные молочные смеси. Но данной рекомендации следуют далеко не все родители, и это их право.

Жиры растительные и животные

Растительное и сливочное масло ‒ источники жиров, которые также должны присутствовать в . Сливочное масло можно добавлять в каши, пюре, овощные блюда, а растительным – заправлять салаты, например винегрет. Не используйте маргарин и спреды в детском питании.

Вредные сладости

Это источник быстрых углеводов. Часто родители, наслышанные о вреде сахара, стараются исключить сладкое из рациона ребенка.

Конечно, чем позже дети узнают вкус магазинных конфет, тем лучше. Разрешаются , зефира, домашнего печенья.

Пусть сладости будут для вашего малыша не ежедневным, а только праздничным лакомством. Под запрет попадают леденцы, пирожные, шоколад, торты, и пр.

Режим питания

С двух лет можно вводить 4-х разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Специалисты утверждают, что малыш должен есть не меньше 4-х и не больше 5-и раз в день.

Старайтесь придерживаться рекомендаций профессионалов, но без фанатизма. Ведь в два года ребенок вступает в первый кризис детского возраста. Малыш осознал себя как личность и проверяет границы своих возможностей. «Нет!», «Не хочу!», «Не буду!». Отказ от любимой прежде еды, категоричные требования сладкого, топанье ножкой, даже истерики ‒ борьба ребенка за свою территорию. Отвлекайте и переключайте внимание непоседы, обнимайте его или, напротив, отходите в сторону, говорите шепотом, чтобы удивить его. Только не унижайте и не применяйте насилие.

К двум годам у ребенка складываются свои пищевые пристрастия, появляются любимые и нелюбимые блюда. Взрослый человек ест что хочет и когда хочет. Так почему мы отказываем в этом праве малышу? Фантазируйте и играйте, не злитесь, не раздражайтесь. Не ломайте личность, а помогайте взрослеть.

Плохой и хороший аппетит

Нередко можно услышать сетования мам и, особенно, бабушек на плохой аппетит ребенка. Чаще всего подобные опасения надуманны. Вспомните, сколько раз в перерывах между едой вы давали малышу яблоко, печенье, сок, йогурт, потому что он плохо позавтракал? Почему кроха не ест за обедом? Дети кушают, когда голодны, часто игнорируя режим. Откажитесь от перекусов, не рассматривайте каждое мгновение как возможность подкормить ненаглядное чадо, и все нормализуется.

Сегодня все больше людей страдают ожирением. Обучение правильному питанию начинается в раннем детстве. Сейчас от родителей зависит, будет ли ваш ребенок страдать от насмешек сверстников из-за лишнего веса. Хороший аппетит, когда 2-летний ест взрослую еду без ограничений ‒ не повод для радости. Слишком ранний переход на тяжелую взрослую пищу подрывает здоровье малыша. Только полезная, не жареная, не сдобренная майонезом и кетчупом еда, укрепляет организм.

Вам приходилось наблюдать, как в кафе обедают папа, мама, малыш двух лет и планшет с мультиком на экране? Ребенок автоматически открывает рот, проглатывает пищу, плохо жует, не чувствует вкуса еды. Его мозг не получает сигнала о насыщении, потому что занят другой деятельностью. Довольна мама: малыш ест без капризов и много. Вот так, облегчив себе жизнь на полчаса, мы развиваем навыки неправильного пищевого поведения у своих деток. Попробуйте в следующий раз накормить ребенка без мультиков на экране. Получится? Едва ли.

Если нежелание кушать наблюдается регулярно, малыш ест меньше возрастной нормы и плохо прибавляет в весе, пора задуматься о решении проблемы с помощью . Но только не самостоятельно! Предварительная врачебная консультация обязательна!

Ребенок двух лет никому ничего не должен. Он еще маленький, хотя научился сердито топать ножкой. 2-х летний малыш очень нуждается в вашей заботе и мудрости. И если вы можете помочь ему правильно питаться, так и сделайте. Не боритесь, не драматизируйте. Любите и договаривайтесь!

Успехи собственных детей вызывают самые волнующие и радостные эмоции. Если вы являетесь родителями двухлетнего ребенка, то наверняка пребываете на седьмом небе от счастья, ведь в этот период ваше чадо развивается так стремительно, что взрослому человеку о таком можно только мечтать. Следующий год потребует от вас еще больше выдержки и спокойствия, однако помните, что результаты окупят все старания.

Физиологические особенности

Развитие ребенка 2 лет уже находится на таком уровне, что малыш уверенно прыгает и бегает. Его тело, прекрасно скоординированное в пространстве, уже достаточно окрепло. Дети в таком возрасте очень подвижны. Задача родителей при этом состоит в том, чтобы обеспечить малышам все возможности для активных игр. Рекомендуется регулярно проводить время на улице, где больше мотивации и пространства. Развитие ребенка 2 лет значительно улучшится, если он, к примеру, будет перешагивать через лежащее на земле дерево или ходить по нему, тем самым оттачивая чувство равновесия. На улице можно кормить птиц, висеть на турнике, подниматься по лестницам и спускаться с них… Дома у малыша гораздо меньше дел. Физическое развитие детей (2 года - рассматриваемый возраст) в этот период, как никогда, содействует знакомству с окружающим миром. Постарайтесь сделать так, чтобы малыш регулярно выполнял следующие упражнения:


Психология малыша

Развитие ребенка 2 лет позволяет психике полностью раскрыться для получения новой информации. Конечно же, раньше ваше чадо тоже интересовалось многим, однако любопытство такого рода находилось в подчинении инстинктов, а не разума. Психологическое развитие ребенка 2 лет достигло той стадии, когда он моментально усваивает новую информацию и практически ничего не забывает. Это самый благодатный период для максимально эффективного развития. Освоение навыков происходит достаточно легко, при этом они запоминаются на всю оставшуюся жизнь.

Психическое развитие детей 2 лет позволяет им хорошо понимать простые рассказы взрослых, к примеру, о произошедших событиях. В игре малыши воспроизводят несложные логические действия. Они с удовольствием принимаются за строительство башенок или пирамидок.

Развитие ребенка в 2 года таково, что он уже умеет держать ручку (карандаш). Наступает время знакомить его с творчеством. Очень полезны уроки совместного рисования. Водите рукой малыша, давайте ему самостоятельно делать какие-нибудь загогулины. Несмотря на то что первые рисунки неразборчивы и абстрактны, их роль в развитии малыша вряд ли можно оспорить. Первое время рекомендуется давать чаду фломастеры - они не только яркие, но и очень легкие, поэтому работа с ними не потребует существенных усилий.

Двухлетний ребенок уже гораздо более усидчив, чем 6-12 месяцев назад. Он сможет удержать внимание на каком-либо действии даже на полчаса, особенно если и вы будете вовлечены в процесс. В этот период рекомендуется приобрести малышу первые паззлы и конструкторы (однако не выбирайте игрушки с мелкими деталями). Девочки с удовольствием поиграют в куклы. Малыши уже способны разобраться в том, что им нравится, а что - нет. Их непросто отвлечь от понравившегося занятия и так же сложно заинтересовать новым.

Дети в возрасте двух лет охотно принимают участие во взрослых занятиях. Этот период как нельзя лучше подходит для ненавязчивого трудового воспитания. Можно производить превращение совместной работы по дому в систему. Родителям при этом потребуется огромное терпение, ведь намного проще, к примеру, протереть пыль самостоятельно, но малышу тоже нужно учиться. Перечислим основные бытовые навыки:

  • Малыш умывается, моет руки и пользуется полотенцем с незначительной помощью мамы.
  • Помогает взрослым убирать стол после приема пищи.
  • Разлитую жидкость может вытирать губкой.
  • Густую пищу ест самостоятельно.
  • Поливает цветы.
  • Наводит порядок в своей комнате, складывает игрушки.
Базовые навыки и умения

Особенности развития ребенка 2 лет таковы:

Особенности организации жизни

Рассматривая развитие ребенка 2 лет, отметим, что в этот период малыш может с трудом засыпать днем или вовсе отказываться от дневного отдыха. В таком случае рекомендуется устраивать ему минимум час спокойного времяпрепровождения с чтением книг, к примеру. Однако не следует полностью отказываться от дневного сна, поскольку это вредно для здоровья малыша.

Не забывайте чередовать занятия чада во время прогулок и игр. Его внимание может быть направлено на что-то одно в течение тридцати минут.

Двухлетние дети, как правило, уже сами просятся на горшок. Но все-таки высаживайте их перед прогулкой и после дневного сна.

Работа над моторикой

Методика развития ребенка 2 лет предполагает проведение веселых соревнований (к примеру, кто быстрее сядет/встанет из лежачего положения). Они помогают прорабатывать крупную моторику малыша. Для проведения подобных упражнений рекомендуется использовать мягкую подстилку.

Не менее увлекательное занятие - катание малыша на плечах у взрослого. Когда вы убедитесь в том, что чадо не боится высоты, потанцуйте или поприседайте. Это упражнение разовьет мышцы у вас обоих.

Что касается развития мелкой моторики, незаменимыми станут занятия с небольшими коробочками, наполненными пуговицами, или маленькими игрушками. Покажите малышу, как интересно перекладывать вещи из одной емкости в другую. При этом обязательно следите за тем, чтобы он ничего не проглотил. Еще один вариант упражнений для мелкой моторики - рисование пальчиками или кисточкой. Во время игры в песочнице предложите ребенку не просто копать лопаткой, а сделать куличики, вырыть гараж для автомобиля и проложить к нему дорогу. Дома устройте банные процедуры для любимой игрушки, параллельно изучая предметы для купания - мочалку, мыло, полотенце, шампунь. В это же время можно показать ребенку, какая водичка течет из крана - теплая, горячая или холодная.

Раннее развитие детей (2 года). Обращаем внимание на артикуляцию
  • Покажите ребенку, как правильно задувать свечи, выдувать мыльные пузыри и т. п. Этот навык - индивидуальный, не все осваивают его в раннем возрасте. Не переживайте, если у малыша пока мало что получается.
  • Выполняйте упражнение «Медленный и быстрый ветерок» (малыш при этом должен дуть со всей силы или плавно).
  • Вместе стройте рожицы перед зеркалом. Показывайте язык и крутите им во все стороны.
  • Учите ребенка делать пузыри в воде, выдувая воздух через трубочку.
  • Произносите вместе с чадом звуки или слова с разной громкостью.

Помните, что самые эффективные занятия проводятся не по принуждению. Малыш быстрее обретет полезные навыки, если будет выполнять задания с удовольствием.

Сенсорика
  • Давайте малышу ощупывать разные по фактуре объекты. Обсуждайте их свойства.
  • Организуйте игры наподобие «Найди пару» (для успешного выполнения задания ребенок должен правильно соотнести белый трикотаж, ватный диск, твердый картон, мягкую бумагу и т. п.).
  • Ближе к трем годам малыш уже должен пробовать определять вещи наощупь, с закрытыми глазами вытаскивая из мешочка фрукты, овощи, игрушки.
  • Проводите занятия по знакомству ребенка с запахами и вкусами.
Ребенок 2 года. Развитие речи

Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).

  • Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
  • Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
  • Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
  • Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике). В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
  • Слушайте и пойте песни.
  • Занимайтесь изучением прилагательных. Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
  • Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
  • При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т. п.
Задания для детей, еще не освоивших речь

А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:


Чему учится малыш

Развитие ребенка в 2 года позволяет ему изучать одновременно несколько свойств предметов. Вы можете, к примеру, положить в одну коробку желтые шарики, а в другую - синие кубики. Создавайте такие ситуации, когда малышу нужно будет продумывать решение проблемы. Чем, например, вытащить закатившийся под диван шарик? Пускай ваше чадо само найдет выход из положения.

В этом возрасте можно приобрести первые книжки с несложными загадками. Для того чтобы малышу было проще отгадывать их, рекомендуется показывать ему игрушку или картинку с изображением загаданного предмета. По завершении игры напомните ребенку о необходимости убрать все вещи на место.

Особенности поведения

Двухлетний возраст - пора активного развития творческих способностей и инициативности. Малыш уже многому научился - он сам кушает и одевается. При этом важно не препятствовать его самостоятельности.

На те или иные жизненные события чадо может реагировать по-разному, иногда слишком бурно. При этом важно обратить особое внимание на то, как ведут себя люди из его ближайшего окружения, ведь малыши в этом возрасте моментально заражаются эмоциями.

Главная задача родителей

Развитие ребенка 2-х лет должно осуществляться с обязательным поощрением различных проявлений творчества. Почаще предлагайте малышу лепить, разыгрывать сценки с куклами, рисовать и т. п. При этом не забывайте искренне хвалить чадо. Учите ребенка доброжелательному общению со сверстниками. Объясняйте ему, как важно уметь делиться и уважать собственность других детей. Покажите малышу, как жалеть и сопереживать (к примеру, погладить мальчика, который упал и горько плачет).

Заключение

Процесс развития двухлетнего малыша должен находиться под контролем родителей. В этот период важно поддерживать ребенка и объяснять ему непонятные моменты. В целях достижения успеха следует набраться терпения, чтобы спокойно относиться к неудачам собственного чада. Не возводите раннее развитие в культ, чтобы не травмировать психику малыша.

21 11.2015

21. 11.2015

Блог Екатерины
Богдановой

Добрый день друзья, читатели и гости сайта «Семья и детство». Сегодня рассмотрим тему: воспитание ребенка в два года. Как бы это банально не прозвучало, но дети, цветы жизни и это факт, ведь каждая мама действительно любит своего ребенка, и забота о нем просто не может не приносить удовольствия.

Но, важно понимать, как именно его воспитывать, так как это крайне важно, поскольку именно мама или папа, являются для ребенка тем самым авторитетом, который и должен научить его думать, делать и уметь.

Первым делом, нужно помнить, что дети всегда быстро растут и это не просто ещё одна крылатая поговорка, каждый год или даже каждый месяц, ребенок меняется, развивается и учится, поэтому и важно подобрать именно правильное воспитание.

Одним из самых сложных периодов в воспитании малыша, является его двухлетие, так как именно в этот период, он начинает пытаться думать самостоятельно. Теперь, он хочет быть полноценным членом общества и всячески копирует своих родителей.

Именно в этот период может быть наиболее капризным или даже непослушным, но каждый родитель просто обязан выдержать это и даже наслаждаться, ведь с правильным подходом, проблем с малышом всё же не будет.

Основа

Для начала, посмотрите на своего малыша. Несмотря на возраст, у каждого ребенка свои индивидуальные способности и при этом как мыслительные, так и физические. Если Вы не уверенны в том, что Ваш ребенок готов к углубленному воспитанию с развитием (приучением к физическому труду, гигиене или искусству), то от этого лучше отказаться ещё хотя бы на год просто уделяя ему свою родительскую любовь и заботу.

Специалисты же советуют начать работать не только над ребенком, а и над собой. В первую очередь это касается , ведь, как и говорилось, именно в два года ребенок начинает всё повторять за родителями и именно поэтому, нужно стараться подбирать слова именно так, чтобы ребенок мог с легкостью их запомнить или даже повторить.

Не говорите слишком быстро и обязательно играйте с ним в логические игры каждый день. Если сделать всё правильно, Ваш малыш быстро покажет задатки настоящего маленького гения, но и этого, разумеется, мало для полноценного развития.

Занимайтесь с ребенком, учите его.

Научите своего . Для этого просто говорите с ним и показывайте ему, например, как чистить зубки, как надеть шапочку, как снять её и многое другое. Научите его самостоятельно одеваться, объясните, почему именно нужно следить за , но делайте это так, чтобы он хоть немного это понял (в возрасте двух лет, дети уже считают себя отдельной личностью в доме, так что с легкостью поймет то, что ему скажут).

Понаблюдайте за ребенком, узнайте, к чему у него талант

Да да, именно в два годика, ребенок начинает расставлять свои приоритеты и понимать желания, так что важно понять, что именно ему нравится, а что нет. Просто понаблюдайте за ним, может, он любит искусство? Однозначно, рисовать любят все дети, но может он только этого и хочет?

Если же да и Ваш малыш только и бегает за Вами прося очередной листочек для рисунка, тогда нужно незамедлительно развивать его именно в этом плане и лучше всего, рисовать вместе с ним.

Важно знать!!! Многие родители, пытаются, грубо говоря, «Воспитывать детей по своему» приучая им именно то, что родители считают нужным. Да, направлять малыша действительно нужно, но нужно всё же взять во внимание и его желания.

Ребенок любит рисовать, но Вы хотите, чтобы он играл в футбол? – Ни в коем случае не заставляйте силой и не отбирайте у него фломастер или карандаш, а дайте ему и то, и то, чтобы развивать в обоих направлениях и в результате, играя вместе с ним, он сам выберет футбол, лишь потому что там, играет со своим отцом или же матерью.

Что ещё нужно знать о двухлетних детях

Как и говорилось, воспитание ребенка в 2 года это сложный процесс, так как он начинает думать, но не до конца понимает, когда делает что-то не так. Именно поэтому, он может и вредничать или же другими словами капризничать, только потому, что считает, что он всегда прав. Например, он может специально не слушаться, делая всё назло Вам или ж просто повторять все действия за Вами, даже если Вы просто сидите на диване, что не так страшно как первый вариант.

Однако и он также совсем не страшен, ведь этим можно даже воспользоваться. Например, если Вам очень сильно хочется посмотреть телевизор, но ребенок начал кричать, просто попросите его кричать ещё громче, но всячески старайтесь не обращать на него своё внимание. После такого, малыш и сам не захочет так делать.

Можно ли наказывать, бить двухлетнего ребенка

Бить детей категорически нельзя, так как это понижает их самооценку, но в некоторых случаях родители всё же считают это нужным, именно поэтому и разберемся, так ли это. Как бы там ни было, но до двух лет точно нельзя, ведь он ещё не созрел до того возраста, чтобы понимать за что его наказали и пойме только что он всегда делает только плохое (даже если наказание было единичным случаем) что и понизит его самооценку.

Что касается детей двух лет, ситуация уже немного другая и они вполне понимают за что получили наказания, но злоупотреблять этим нельзя. Если Ваш ребенок провинился, просто попытайтесь ему это объяснить, а если не выйдет, ни в коем случае не лишайте его чего либо, а наоборот, дайте что-то новое. Например, новая игрушка, поджарить которую нужно только после того, как малыш согласится больше так не делать. В случае если он снова начнет это, необходимо просто напомнить что он же обещал так больше не делать, за игрушку.

Бить же ребенка, как и говорилось, совершенно нельзя!

Есть ли отличия между девочкой и мальчиком в период двухлетия

Отличия есть и именно в этом возрасте они начинают проявляться. Мальчики, становятся более активными, даже если они не любят физических усилий, они всё равно стремятся именно к этому, ломают игрушки только чтобы посмотреть что внутри, бегают, падают, ударяются и многое другое, с чем просто нужно будет смириться!

Девочки же более спокойны и при этом, больше любят именно творчество. Обязательно купите своей дочке альбом для рисования, хотя обои будут обрисованы всё равно. Это нужно для её правильного развития в этом направлении.

Какие игрушки нужно покупать двухлетнему ребенку

Мальчикам, интересны будут именно небольшие игрушки, которые можно разобрать. Большие, которые по размеру почти как он, малышу быстро надоедят и он всё равно будет просить новых. Что-то в духе «Пистолетиков» ему пока не нужно. Идеальным решением будут обычные кубики, которые можно складывать один на другой, машинки и конструктор, который является любимым развлечением, наверное, всех детей.

Девочки же навсегда играют в куклы! Примерно в 40%, девочки в возрасте двух лет отказываются играть в куклы (начинают позже) и интересуются игрушками именно для мальчиков (особенно если он есть в семье).

Это и есть основные правила воспитания двухлетнего ребенка, и я надеюсь, эта статья помогла Вам получить ответ на интересующийся вопрос. Просто будьте со своим малышом, играйте с ним и развивайте, и тогда Вы точно справитесь со своим родительским долгом как лучший родитель в мире, хотя бы в глазах ребенка.

Посмотрите полезное видео на тему: "Воспитание: как справиться с капризами, истериками. Кризис 2х лет. "