Проект «Мы разные – мы вместе!!! План-конспект занятия (старшая группа) на тему: "Все мы разные, но все мы вместе"


Подготовила: Овсянкина Е.Н. Воспитатель МБДОУ д/с «Лучик» комбинированного вида 2014-2015г.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.
Актуальность: Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что 28% воспитанников замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран.
В связи с вступлением в силу федеральных государственных требований воспитание толерантности является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость.
Считаю, что реализация данного проекта повысит знания родителей в области воспитания толерантности у своих детей. А дети в свою очередь, научатся доброжелательному отношению друг к другу, отзывчивости и справедливости. Все вышеперечисленное должно внести значительное изменение в психологический климат группы и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Цель проекта: Сформировать у детей и родителей основы толерантной культуры.
Задачи:
1. Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую сопричастности детей к культуре других народов.
2. Формировать уважительное отношение, открытость, дружелюбие к сверстникам и родителям группы.
3. Познакомить с национальными традициями, культурой воспитанников группы.
4. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей нации, толерантное отношение к представителям других национальностей.
6. Развивать коммуникативные качества, познавательную активность, развивать творчество и фантазию.
Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, на практике процесс толерантного воспитания осуществляется эпизодически и нецеленаправленно. Отсутствуют исследования, в которых представлена целостная концепция формирования толерантности дошкольников.
Новизной и отличительной особенностью проекта является сконструированная система формирования толерантности, в которой определены организационно - педагогические условия, пути и способы реализации проекта, состоящего из целевого (цели, задачи, принципы, подходы, направления деятельности, содержательного (основные и специфические факторы формирования толерантности, операционально-действенного (формы, методы, средства, развивающая предметно – пространственная среда воспитания, оценочно – регулятивного (уровни и критерии сформированности толерантности) компонентов.
Работа по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста будет успешной, если:
процесс воспитания реализуется с учётом содержания понятия «толерантность детей дошкольного возраста»;
определены критерии сформированности толерантности у дошкольников;
разработана система, учитывающая поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, социальными нормами, людьми разных национальностей;
педагогический процесс по воспитанию толерантности будет проходить при участии подготовленных педагогов и родителей.
Образовательное пространство является средством приобщения дошкольников к социальной действительности при следующих условиях:
единство созданных центров детской деятельности, развивающей среды с содержанием программы воспитания и обучения;
взаимодополняемость всех звеньев образовательного процесса;
признание ценности образовательного пространства всеми
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст: дети 4-5 лет
Тип проекта: познавательно - творческий.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: 4 месяца
Форма проведения итогового мероприятия проекта: презентация семейных альбомов "Мы такие разные".
Продукты проекта: Создания уголка «Дружбы», семейные фотоальбомы «Мы такие разные»
Основными направлениями проекта являются:
1. Формирование у детей навыков толерантного отношения к окружающему миру;
2. Формирование компетенций у родителей в области толерантного воспитания.
Проект реализуется в три этапа.
Этапы Мероприятия
Подготовительный этап.
1. Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.
2. Разработка проекта, перспективного плана мероприятий. 1. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу
3. Оформление перспективно-тематического плана, паспорта проекта
Содержательный этап.
1. Подбор материала.
2. Реализация проекта в образовательную практику.
3. Закрепление полученных знаний на практике через презентацию проекта
4. Пополнение предметно-развивающей среды демонстрационным материалом по теме.
5. Реализация запланированных мероприятий.
6. Презентация семейных альбомов "Мы такие разные".
Заключительный этап.
1. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу
Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, через организацию экскурсий, семейных праздников.
Реализация содержательного этапа проекта:
Предварительная работа:
Создание картотек подвижных игр и развлечений народов России и других стран. Организация уголка «Дружбы».
Предметно - развивающая среда в группе для организации режиссерских и ролевых игр.
Подборка иллюстраций на формирование правильного поведения в различных ситуациях. Создание в группе библиотеки произведений переводной литературы разных народов, сказок, пословиц и поговорок о мире, дружбе, доброте, доме и Родине.
Дидактические игры на развитие у детей толерантности; музыкальные произведения композиторов мира; альбомы, фотографии.
Оформление интерьера помещений группы иллюстративным материалом по теме. Внесение предметов быта, предметов народно-прикладного искусства, кукол в национальных костюмах, музыкальных инструментов.
Практическая деятельность
Народные игры России и других стран: «Сокол и лиса», «Утушка», «Скок –перескок», «Пятнашки на санках», «Барашек», «Канатохо
дец», «Перепелочка»;
Д\И «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что… », «Приветствие других стран», «Добрые пожелания», «Добрые новости», «Волшебная палочка добрых дел», «Подарок для друзей», «Комплименты», «Чем я могу помочь», «Цветик - семицветик».
Психологические этюды: «Цветок дружбы», «Солнышко», «Мирилки»
Беседы «Моя семья», «Зачем нужны традиции? » Рассказы детей о членах своей семьи, оформление странички альбома «Я и моя семья».
Образовательная деятельность: «Моя семья», «Страна, в которой мы живем»», «Мой город родной», «Мои друзья - мальчишки и девчонки»». Рисование по мотивам (азербайджанских, армянских, украинских) узоров, по темам; «Мы дети земли», «Я и моя семья»,
Аппликации по мотивам народных орнаментов (Украсим сапожок, рукавичку, рушник) .
Работа с родителями
Консультация "Психологическое здоровье ребенка" Консультации для родителей: « Учим ребенка дружить»», «Семейные традиции». Акции «Покормите птиц зимой», "Построим горку сами" Создание семейных альбомов
Работа с коллективом
Консультация на тему: «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста». Консультация на тему: «Дружба»
Ожидаемые результаты:
-В группе будут созданы условия для развития толерантных отношений у детей.
-У детей постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры, социального статуса и физических возможностей.
-Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений, и что важнее всего, претворят их в жизнь.
-Создание уголка «Дружбы» в группе.
-Оформление картотеки игр.

Был проведен мониторинг по методике У.А. Кухаревой. Данная методика актуальна тем что, уровень сформированности толерантности является тем критерием, который позволяет диагностировать наличие и степень проявлений экстремистских установок в возрастной группе. Кроме того, методика проста и не требует больших временных затрат на её проведение и анализ.

Уровень сформированности толерантного отношения у детей в начале учебного полугодия

Уровень сформированности толерантного отношения у детей к концу учебного полугодие

План работы с детьми

Занятие на тему: «Моя семья» Сентябрь
Занятие на тему: «Мой город родной» Октябрь
Занятие на тему: «Страна, в которой мы живем» Ноябрь
Занятие на тему: «Мои друзья - мальчишки и девчонки» декабрь
Разгадывание загадок о дружбе декабрь
Народные подвижные игры ежедневно
Дидактические игры ежедневно
Беседа на тему: «Моя семья» сентябрь
Беседа на тему: «Что такое дружба» декабрь
Психологические этюды ежедневно

Занятие на тему: «Моя семья».
Цель:
Формирование у детей правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
Задачи:
1. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
2. Упражнять детей в умении задавать вопросы, правильно подбирать к словам прилагательные и глаголы.
3. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, взаимовыручку, любовь ко всем членам семьи.
Предварительная работа:
1. Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии родителей.
2. Рассматривание семейных фотографий на даче, в квартире, на море, в лесу.
3. Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
4. Изготовление вместе с родителями семейных гербов.
Материал:
Семейные фотографии, ширма, игрушка – Чебурашка, хлопушка, корзина.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу – «Моя семья».
Вы согласны быть участниками этой передачи. (Ответы детей) Тогда давайте потихонечку войдем в телестудию и займем свои места. (дети садятся на стульчики) Участники телепередачи готовы? (ответы детей) Ну, тогда начали. (Хлопушка)
Добрый день, уважаемые телезрители. Начинаем нашу передачу – «Моя семья», и я, ее ведущая Валентина Ивановна, приветствую вас. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята детского сада «Сказка» города Вуктыл. Ребята пришли в нашу студию для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях. Сегодня я вести программу буду не одна, мне будет помогать наш Чебурашка. Давайте-ка, ребята, мы его поставим вот сюда на ширму, ему отсюда будет лучше видно. (Ставит Чебурашку на ширму.)
Чебурашка: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Ой, кто это? Чебурашка! Произошло какое-то чудо, и наш Чебурашка ожил. Здравствуй, Чебурашка!
Чебурашка: Ребята, за то время как я живу у вас в группе, вы мне уже рассказывали про бабушек и мам, и про пап рассказали, а про кого вы хотите рассказать мне сегодня?
Воспитатель: Сегодня, Чебурашка, мы с ребятами хотим тебе рассказать о том, что такое семья. Но в начале нашей передачи я предлагаю участникам представиться.
Дети: Меня зовут…, моя фамилия….
Воспитатель: Благодарю всех участников. Чебурашка, а ты знаешь, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Чебурашка: Нет, не знаю. А ваши дети, что ли знают?
Восп.: Да, знают. Ну-ка, дети, подскажите Чебурашке, как называют людей живущих в одном доме, квартире?

группы «Непоседы»

"Мы разные, но мы вместе"

Цель: формирование у детей чувство патриотизма и любви к детям разных национальностей.

Программное содержание:

Познакомить детей с разными национальностями, посещающих нашу группу, их обычаями, играми, традициями, блюдами. Развивать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно и полно познавать себя и других людей, выразительность речи детей, актуализировать и обогащать словарь. Воспитывать в детях сплочённость, сотрудничество, понимание, уважение к национальности друг друга.

Предварительная работа:

Беседы на тему: «Что значит дружить?», «Пословицы и поговорки о дружбе», чтение русских народных сказок, сказок народов России, слушание музыки разных народов России; рассматривание альбома о костюмах разных национальностях, разучивание стихов

Знакомство с жизнью, традициями, обычаями людей разных национальностей (презентации: «Башкортостан », «Дагестан », «Узбекистан», «Ханты – Мансийский автономный округ»).

Оборудование:

Интерактивная доска

Аудиозаписи с музыкой народов Башкортостана, Узбекистана, Дагестана, Ханты

Презентация по конспекту

Самовар, игрушечная посуда, продукты – имитация

Стол с национальными блюдами

Стойки – берёзы

4 платка

Материал:

Готовые бумажные ободки, вырезанные из бумаги цветы

Разрезные картинки с изображением посуды

Картинки с изображениями ягод, грибов, предметов для рыбалки и охоты народов ханты

Цветные карандаши, фломастеры, мелки

Образовательная деятельность

(Заходят дети в национальных костюмах.

В группе оформлен уголок под горницу.)

Дети: Здравствуйте!

(Заходит воспитатель в роли сказочницы)

Воспитатель: Здравствуйте, я сказочница Арина.

Воспитатель: Сегодня мы расскажем историю простую.

1 ребёнок: А может, не простую!

2 ребёнок: ведь это как сказать!

3 ребёнок: о том, как на планете все взрослые и дети...

Воспитатель:

В согласии и мире сегодня жить должны.

За лесами, за степями.

За Уральскими горами

Есть в России уголок,

Где построен теремок.

В нём когда-то звери жили,

Жили дружно — не тужили.

1 ребёнок: ну а кто живёт сейчас?

Воспитатель: мы узнаем в тот же час!

(Проходят и садятся на стульчики)

(Музыка. Раскрывается домик, Маша в русском костюме)

Воспитатель: В теремочке том жила Маша — русская душа.

Я сходила на базар

И купила самовар.

Только скучно мне одной,

Не с кем чай попить порой.

Воспитатель:

Тесто Маша замесила,

Плюшек сдобных напекла.

Стол скатёркой застелила

Да и села у окна.

Долго Маша не сидела,

Вдруг сказала скуке...

Нет! Загляну я в Интернет.

Сайт открою для друзей.

Созову к себе гостей.

Со всех стран и волостей.

И узнаю, как живут

Дети разных областей.

Воспитатель:

И тут... Откладывать не стала в долгий ящик все дела.

Только Маша сайт открыла,

Адресочек поместила,

Слышит Маша: тук, тук, тук.

Ой, а гости тут как тут!

(Заходят дети в дагестанских костюмах с угощением.)

1 Ребёнок:

1 Ребёнок:

Можно к вам в теремок?

Мы ребята – дагестанцы,

Вместе весело нам жить,

С вами мы хотим дружить.

2 ребёнок:

Дагестан – древнейший край,
Многокрасочный, как рай.
Все народы здесь равны,
Все друг другу мы нужны,
Цену дружбы знаем мы,
Эти узы так важны

Презентация про Дагестан (экран)

Оба ребёнка:

Приезжайте в Дагестан,
В гости к нам из разных стран.
Примем вас всей душой,
Всем салам большой.

Маша: Проходите, гости доро­гие. Я вам рада!

Снова стук в дверь.

Заходят двое детей в башкирских костюмах с угощением – чак-чак.

Вместе: Исяммесез!

В Интернете прочитали. Что и нас на праздник звали.

1 Ребёнок:

Башкирская земля родная,
Традиций мне её не счесть.
Другого я не знаю края,
Где б также почитали их.

2 ребёнок:

Звучит курай, лаская сердце
Красивых, любящих людей.
Мы можем все тобой гордиться,
В объятьях родины своей.

Воспитатель: Моя Родина Башкортостан, столица Башкортостана – город Уфа. Это очень большой, старинный город, стоящий на реке Белая. У башкир, так же как у народов других национальностей есть свои традиции и обычаи. Башкирский народ очень любит свои народные праздники, такие как Сабантуй, Ураза байрам. В праздничные дни в каждом доме готовят традиционные башкирские блюда: бишбармак, баурсак, чак - чак. Этими блюдами угощают всех гостей. У нас есть свои национальные музыкальные инструменты - домра и курай. Вот послушайте, как звучит курай.

Слушают мелодию.

Наши дома очень похожи с русскими избами, потому что строятся из дерева и украшаются деревянной резьбой. Но у нашей национальности есть и кочевые народы, которые живут в юртах.

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам поиграть в башкирскую игру «Юрта».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Заходят дети в узбекских народных костюмах с угощением – лепёшки

Ассалому алайкум!

Ребёнок:

Жемчужина в оправе скал,
Пустынь, степей и рек;
Страна моя - Узбекистан,
С тобою я - навек!

Шурпа, лепёшка, плов, шашлык -
Пусть будут на столе,
И не погаснет ваш тандыр
У дома в махалле.

Здесь уважают мир и труд.
Мы каждый брату - брат.
Карнаи весело поют.
О Родина - рахмат!

Презентация на экране про Узбекистан

Но вот незадача. Гости несли нам узбекскую чайную посуду – пиалу, но они разбились. Давайте поможем их склеить.

(Дети собирают пиалы из частей)

(Рассматривают, любуются красотой)

Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!

Заходят дети в русских народных костюмах с угощением - блины

Здравствуйте.

1 ребёнок:

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

2 ребёнок:

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

3 ребёнок:

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

Презентация о России

– Воспитатель: Вот берёзонька – символ нашей Родины. Давайте присядем около берёзки. В давние времена, после сбора урожая девушки по традиции собирались в берёзовой роще – пели песни, да плели венки, давай те мы с вами сядем на полянку и украсим свои веночки.

Работают под песню «Во поле берёзка стояла».

После того как сплели венки, наряжают гостей и кланяются.

Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!

Заходят дети в хантыйских народных костюмах с клюквой

Вуща вулаты!

Оба ребёнка:

Всех людей мы называем – ханты.
Ханты – русский, ненец и узбек,
Потому что слово – ханты
В переводе значит человек.

Презентация про народы ханты и манси

Народы ханты и манси трудолюбивые, мужчины занимаются охотой и рыболовством, женщины занимаются детьми, готовят еду, рукодельничают . В тайге водится много грибов и ягод.

Сейчас поиграем в игру «Собери ягоды, грибы»

(из разложенных карточек нужно выбрать мальчикам необходимые предметы для охоты и рыбалки, а девочкам съедобные лесные ягоды и грибы)

Маша: проходите, я люблю гостей встречать, сладким чаем угощать!

Воспитатель: Сколько гостей собралось! Какие вы все разные! Кто с косичками, кто с веснушками , у кого голубые глаза, у кого карие, кто выше, кто ниже. У вас разные национальные костюмы, вы принес­ли свои национальные угощения, приветствовали друг друга на род­ных языках. Но несмотря на всё это всех объединяет то, что вы — «земляки». Повторите это слово: «зем-ля-ки». Земляки — это люди, ро­дившиеся на одной земле. Вот как называется край, где вы родились?

В Ханты - Мансийском крае

А как называется наш город, в котором мы живём?

Город Нижневартовск

А какие ещё народы являются нашими земляками?

Дети: Казахи, армяне, белорусы, чуваши и многие другие.

Воспитатель: В России прожи­вает более 170 национальностей.

(пальчиковая гимнастика)

А у нас в стране живут:

Русский, коми и якут.

И нанаец, и мордвин,

И калмык, и осетин,

И тувинец, и бурят—

Все они дружить хотят!

Воспитатель: Большинство людей на нашей планете живут дружно. Уважают друг друга, понимают, сотруднича­ют, помогают друг другу, ходят в гости, устраивают весёлые празд­ники. Вот как сегодня у Маши.

Пока пели и плясали,

В теремочек постучали.

(Входит Незнакомец, роль кото­рого исполняет ребёнок)

Маша: ой, кто это такой?

(Дети здороваются, разгляды­вают Незнакомца.)

Незнакомец: Здравствуйте!

Вы так весело играли.

Песню пели, танцевали.

Я зашёл на огонёк

В ваш красивый теремок.

Меня зовут Ваня Зеленок.

Воспитатель: Как вы решите, ребята, пригласим гостя в теремок? Он так не похож на нас.

Маша: Конечно, пригласим, доброму гостю всегда рады!

Воспитатель: Я другого и не ожидала, правильно, ребята! Ведь мы тоже не похожи друг на друга, а вместе всегда весело. Ребята, бывает так, что к нам в группу приходят новые дети. Они чувствуют себя в новом коллективе неуверенно, стесняются, а некото­рые боятся. Что можно сделать, чтобы новенький чувствовал себя комфортно, уютно в нашей группе? Как мы можем ему помочь?

Игра «Я могу»

(передают друг другу сердечко)

Все национальности России должны беречь и передавать следующим поколениям богатейшую культуру, язык, традиции своих предков.

В заключении давайте проведём эксперимент. Сейчас я вам предлагаю взять по одной палочке и попробовать её переломить. Посмотрите, как ваши палочки легко сломались, а попробуйте переломить связку палочек. Не получается. Одного человека можно легко обидеть, а вот если люди разных национальностей живут дружно, крепко прижавшись плечом к плечу, им ничего не страшно, они могут преодолеть любые трудности.

– Сейчас я вам и нашим гостям предлагаю взяться за руки, что бы получился хоровод дружбы. Ведь мы должны дружить, независимо от того, какой мы национальности, должны знать, чтить и уважать традиции и обычаи друг друга, и тогда нас никто не сможет обидеть, и никаким злым силам нас не одолеть.

(Дети встают в круг)

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо идти с друзьями? (шагают)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо кружиться в танце? (кружатся)

Хорошо! (хлопают в ладоши)

Хорошо быть нижневартовцем? (выставляют большие пальцы)

Маша: Спасибо, что пришли в гости. Принесли тепло и радость.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, нам Ваня принёс подарок. Что это? Да, ребята, эта карта нашей страны, но она что-то не яркая. Как мы можем её украсить?

Дети: раскрасить.

Воспитатель: А чем?

Дети: красками, карандашами.

Воспитатель: давайте дружно раскрасим карту России.

Маша: А сейчас всех приглашаю к столу отведать национальные блюда.


Учитель физической культуры Матяшова Н.А.

2016 – 2017 учебный год

Игра-тренинг

«Мы все разные, но мы вместе».

Цель занятия : развитие толерантного отношения друг к другу, установки на принятие другого; понимания важности передачи эмоциональных связей, опыта терпимости и уважения.

Задачи:

Воспитательные:

1. Развитие толерантных установок по отношению к разным людям;

2.Развитие основ позитивного взаимодействия и эмоциональной отзывчивости детей между собой.

Развивающие:

3.Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;

4.Развитие творческого потенциала учащихся.

Методы работы:

Беседа, игра, упражнения, тесты, работа в группах, диагностическая методика, релаксация, творческие задания.

Материалы и оборудование:

Презентация;
- коллаж «Пусть будет толерантным мир!»,
- музыкальное оформление: песни - «Дружба», «Вместе весело шагать»,
-карточки с проблемными ситуациями для каждой группы, карточки с заданиями.

Структура занятия:

1)Первый этап - организационный: создание психологической комфортности в классе. Введение в тему.

2) Второй этап – практический: знакомство с темой игры-тренинга, тесты, игровые и творческие задания.

3) Третий этап - заключительный: рефлексия занятия. Релаксация.

Ожидаемые результаты игры-тренинга:

Понимание и формирование толерантного отношения друг к другу и различиям в людях, которые окружают;

Развитие терпимости и уважения к разным людям;

Формирование эмоциональной отзывчивости среди детей;

Умение взаимодействовать в группе, сопереживать и находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях;

Развитие творческого потенциала детей.

В течение всего мероприятия ребята будут путешествовать по стране Толерантности, где познакомятся с городами «Мудрости», «Сострадания», «Вежливости», «Добра», «Улыбки», «Взаимопонимания», «Радости», «Милосердия».

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие посвящено теме толерантности.

А вы знаете, что такое толерантность?

(ответы детей)

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это уважение, принятие и понимание многообразия мира. Уважение, принятие и понимание разных людей, разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни.

Мы живем на огромной планете Земля. Она пестрит разными яркими красками. Природа живёт в гармонии с человеком. Человек является неотъемлемой частью природы

А всегда ли над головой светит солнце, поют птицы, смеются дети?

Сейчас в мире непростая обстановка. Во многих точках планеты идет война, гибнут люди, рушатся здания, страдают дети (за последние 5 тысяч лет на планете произошло 14 тысяч войн, погибло почти 5 миллиардов человек). А все потому,что некоторые люди не умеют и не хотят понять друг друга, не умеют быть терпимыми друг к другу, не умеют прощать.

Но для того, чтобы понять различия нужно прежде всего начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?

Дети: - С приветствия.

1) Город «Вежливости». Игра «Давайте поздороваемся».

Я приглашаю в центр класса по три представителя от каждой команды. Представьте себе, что вы встретили на привокзальной площади приятеля из другой страны и предлагаю всем вам поздороваться друг с другом разными способами, постарайтесь использовать разные способы приветствия своих товарищей.

Для того, чтобы понять различия, понять и принять непохожих людей, надо, прежде всего, начать общение. А с чего обычно люди начинают общение?.. (со знакомства)

Давайте будем знакомиться. Говорят, каждый человек индивидуален. Мы постараемся побольше узнать друг друга и понять: действительно ли мы такие разные.

А, может быть, у нас есть что-то общее? Мы будем учиться сегодня строить отношения между собой с помощью толерантного поведения.

2. Город Улыбки . «Мы такие разные…»

- Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня милые и обаятельные.

А теперь прошу встать мальчиков. Какие вы, мальчики, серьезные, мужественные.

Пожалуйста, встаньте те, у кого темные волосы.

Встаньте, пожалуйста,те дети, кто родился зимой.

Кому из вас нравится время года осень?

Кто любит играть в футбол?

А теперь те, кто любит танцевать.

Встаньте, пожалуйста, кто утром делает зарядку.

Кто самый веселый в нашем классе? Встаньте, пожалуйста.

А теперь те встаньте, кто любит конфеты.

Вы заметили, мы с вами отличаемся друг от друга. У нас разные вкусы, разные привычки, разные интересы, разные мнения. А еще в классе учатся дети разного роста, разного возраста (кто-то постарше, а кто-то чуть помоложе), разной внешности: разный цвет волос, разный цвет глаз, разный цвет кожи, разное состояние здоровья.

3 . Город Взаимопонимания . Давайте попробуем почувствовать друг друга … Возьмите за руки своих товарищей, сядьте удобно, закройте глаза и постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти.. Послушайте своё дыхание,.. а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса.. и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа…представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш светлый класс.

Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей? (ответы детей)

Итак, мы продолжаем путешествие по планете толерантности:

Толерантность – это способность человека терпимо относится к тем, кто думает и поступает не так, как ты.

Город Добра .

ДОБРЫЕ СЛОВА

  1. Ах, как нам добрые слова нужны!

    Не раз мы в этом убеждались с вами.
    А может не слова - дела важны?
    Дела - делами, а слова - словами.

    Они живут у каждого из нас,

    На дне души до времени хранимы,

    Чтоб их произнести в тот самый час,

    Когда они другим необходимы.

  2. Добрые слова слушать приятно в любое время дня и ночи, в школе, дома и на отдыхе; в солнечную и ненастную погоду. Почаще говорите друг другу хорошие слова, и жизнь станет намного теплее.

    Задание «Комплименты»
    Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.
    Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.
    Сейчас я предлагаю вам встать в 2 круга: внутренний и внешний, так, чтобы вы разбились по парам. Возьмите друг друга за руки. Думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу.
    Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущей внешний круг передвигается по часовой стрелке, и у вас есть возможность сказать хорошие слова товарищам.

    Вам понравилось это упражнение? Почему?
    Что нового вы узнали друг о друге?
    Были комплименты одинаковыми или разными?

    Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
    Город Мудрости (ответы)

    1 . Мальчик скромно одет...

    а) ты стараешься не придавать этому значение,

    б) ты подсмеиваешься над ним.

    3. Твой одноклассник тебя предал…

    а) ты пытаешься объясниться с ним,
    б) ты мстишь ему.

    6. У тебя в классе появился новый ученик…

    а) ты не общаешься с ним,

    б) помогаешь ему влиться в коллектив.

    7 . Можете ли вы подружиться с детьми из другой страны, у которых другие обычаи, другая вера…

    а) вам очень трудно было бы это сделать;

    б) да, вы обязательно постараетесь подружиться.

  1. 10 . Учитель ждет ответа учащегося…

    а) кричишь ответ с места,

    б) даешь возможность ответить ученику.

    . 11 Цвет кожи у девочки отличается от твоего...

    А) Ты стремишься лучше узнать её и подружиться с ней,

    б)Ты не будешь с ней дружить.

    Рада за вас, ребята! Вы умеете быть толерантными. Проявлять толерантность – это умение обладать искусством жить рядом с непохожими людьми, жить в согласии с собой и другими.

    Город Дружбы. КЛИЧКИ . В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".
    Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?
    Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.
    Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.
    Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:
    «Звали, зовут, будут звать...»
    «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

    Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

    Вывод : Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

    Город Радости. «Давайте жить дружно…»

    Дружба – главное чудо всегда.
    Сто открытий для нас всех таящее,
    И любая беда – не беда.
    Если рядом друзья настоящие.

    (Все вместе исполняем песню «Если с другом вышел в путь») Итог занятия:
    - Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
    Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?
    Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?
    Как вы считаете, наша игра удалась? Какой город понравился больше всех?

    К сожалению, еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет, точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

    На память о сегодняшнем мероприятии я дарю вам памятки.

    Итог работы .
    Сегодня мы доказали, что внимательное и доброе отношение друг к другу делают чудеса. Мы можем быть толерантными.
    Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть.

    . Рефлексия.

    Вам понравился наш сегодняшний разговор?

    Выскажите свое мнение:

    Привлекло меня тем,……..

    Показалось интересным,……..

    Заставило задуматься……….

    Навело меня на мысли……..

    Релаксация «Мы разные - но мы вместе».

    Посмотрите на соседа слева, положите левую руку ему на плечо, взгляните друг другу в глаза и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя", а теперь соседу справа положите правую руку на плечо, посмотрите друг другу в глаза и скажите: "Я уважаю, стараюсь понять и принимаю тебя".

    Не торопитесь отпускать руки, ведь пока мы все вместе, мы можем окрасить мир в яркие цвета, сделать его хоть капельку добрее и лучше.

  2. Очень хочется, чтобы каждый из вас пронес по жизни лучшие человеческие качества: доброту, отзывчивость, великодушие, милосердие… И тогда люди про вас скажут, что этот человек обладает чувством собственного достоинства и уважает достоинство других людей.

  3. А сейчас мы с вами прикрепим сердечки, чтобы наши сердца всегда стучали в унисон с сердцами людей другой национальности, веры и с сердцами людей с ограниченными возможностями.

  4. Памятка
    (диета для тех, кто хочет стать толерантным)

    Понедельник – беседуя с людьми, посмотри им в глаза.
    Вторник – постарайся не навязывать другим собственное мнение.
    Среда – сделай, для кого – нибудь, доброе дело так, чтобы этот человек не узнал, что добро идёт от тебя.
    Четверг – не проявляй к окружающим такого отношения, которого ты не хочешь испытывать по отношению к себе.
    Пятница – постарайся хорошо выглядеть. Говори со всеми тихим голосом.
    Суббота – запиши пять положительных качеств, характеризующих тебя.
    Воскресенье – найди три повода, чтобы сказать «спасибо» твоим родителям.

Мы ране, но мы

Конспект занятия в подготовительной группе

Воспитатель: Бодрова О. В.

«Мы разные, но мы все вместе»

Цели:

Образовательная: Познакомить воспитанников с понятием «толерантность», выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантном поведении.

Воспитательная: Воспитывать чувство уважения друг к другу, обычаям, традициям и культуре разных народов. Воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общения и взаимопонимание.

Развивающая: Продолжить формирование толерантного отношения воспитанников между собой, способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать у воспитанников терпимость к различиям между сверстниками. Изготовление «дерева толерантности».

Предварительная работа: Знакомство детей с флагами и гербами наций и народностей, живущих в Оренбургской области.

Беседы о дружбе, народах родного края, их культуре.

Чтение художественной литературы разных народов.

Изобразительная деятельность – рисование на тему « Мы разные, но мы все вместе».

Разучивание народных игр, знакомство с фольклором наций и народностей, проживающих в Оренбургской области.

Материал : тюбетейка, платок, украинский венок, русский кокошник, «дерево толерантности», альбом с изображением кукол в национальных костюмах, разрезные картинки кукол.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «толерантность»? А как вы понимаете это слово?

Дети : это дружба, уважение, когда люди делятся друг с другом.

Воспитатель: Как вы думаете, какой толерантный человек?

Ответы детей: внимательный и добрый, умеет делиться с другими людьми, терпеливый, переживательный.

Воспитатель : Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. А как вы думаете вы сами люди толерантные?

(ответы детей: да, нет.)

Воспитатель : А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные. И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.

Игра «Комплименты»

Воспитатель: Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут ему комплименты.

Проводится игра.

(Ребята, какие комплименты вы скажите друг другу)

Воспитатель : Молодцы! Я очень рада, что вы нашли добрые хорошие слова для своих друзей. А теперь давайте рассмотрим символы толерантности: это радужный флаг, сплетенные разноцветные руки.


Воспитатель : Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Надо чтобы каждый человек много знал и умел, был полезным и нужным нашей стране.

Наша Оренбургская область – многонациональная. Какие нации и народности проживают у нас?

Ответы детей: татары, казахи, русские, башкиры, украинцы и т. д.

Воспитатель : Они имеют свои обычаи, традиции, культуру.

Воспитатель : В нашей группе тоже есть дети разных национальностей. Поднимите руку, кто татары? Кто украинцы?

Ответы детей.

Какие национальные блюда готовят в ваших семьях?

Ответы детей. бешбармак, галушки, вареники, чак-чак, сладости.

Воспитатель: А что эта за шапка?

Ответы детей – тюбетейка.

Воспитатель: Это национальный головной убор татарина. Давайте рассмотрим ее. Видите, на ней – орнамент. А женщины носят платки.



(Надеваем мальчику тюбетейку, девочке надеваем платок и повязываем его по-татарски. Под музыку ребята танцуют, остальные хлопают).


Воспитатель: А сейчас девочки в русском, татарском и украинском головных уборах прочитают нам стихи на языках этих народностей. Давайте послушаем. Дети читают.

Воспитатель : Скажите, эти языки отличаются друг от друга?

Дети : Да.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Руки дружбы»

П одвижная игра «Руки дружбы»


Воспитатель : У каждой нации не только разные языки, но и разные костюмы. Тюбетейку и платок – татарские национальные головные уборы, украинский венок с ленточками и русский кокошник мы видели. Давайте посмотрим альбом кукол в национальных костюмах.

Рассматривание альбома и рассказы детей .

Дидактическая игра «Собери куклу в национальном костюме по образцу».

Воспитатель: Ребята, на занятиях по оригами с Любовью Васильевной вы изготовили дерево и кукол разных национальностей.

Давайте дерево, превратим в «дерево толерантности». Наклеим слова, с которыми мы познакомились и которые означают толерантность.

Дети читают слова и наклеивают на дерево (м илосердие, уважение, дружба и т. д)



Воспитатель: А теперь давайте возьмемся за руки и встанем около нашего дерева.


Воспитатель: Ребята, что мы сегодня узнали о толерантности?

Дети: мы все должны быть дружными и терпимыми по отношению друг к другу, никого не обижать и уметь договариваться.

Воспитатель: К сожалению еще не все люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что вы будете уважительно относиться друг к другу и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.


Ребята, я предлагаю изготовить символы толерантности.

Наши символы готовы. Давайте сфотографируемся.


Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Задачи:

1. Обобщить знания детей по теме дружба. Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе, формировать представления детей об объектах живой природы, расширять и систематизировать представления детей об особенностях жизни животных, их повадках, образе жизни, взаимоотношениях.

2. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства и любознательность

3. Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу, подводить к пониманию того, что дружба является одним из

важнейших качеств во взаимоотношениях между людьми, воспитывать эмоционально - положительное отношение к миру животных, гуманные чувства

Ход НОД

1. Организационный момент

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.

ДОБРОЕ УТРО! Давайте и гостям скажем доброе утро! Уважаемые гости, посмотрите, какие у нас красивые и нарядные девочки. А мальчики посмотрите, какие у нас подтянутые и крепкие мальчики. А мальчики и девочки любят играть?

2. Игра, «Какие мы…»

  • поднимите руки, кто любит играть в футбол;
  • прыгните те, у кого светлые волосы;
  • а теперь те, у кого тёмные волосы;
  • похлопайте те, кто любит рисовать;
  • потопайте ножками те, у кого карие глаза;
  • скажите «у-у-у» те, у кого много друзей;
  • покачайте головой те, кто любит животных;
  • помашите руками те, у кого сегодня хорошее настроение.
  • похлопайте, те, у кого день рождение осенью

Итак, мы все разные, но это не мешает нам быть вместе.

Люди на свет рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить,
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

2. Постановка проблемы.

Вопросы к детям:

А в вашем сердечке живет дружба и любовь?

Как вы выбираете друзей?

Что нужно делать, чтобы было больше друзей?

С каким человеком вы не хотели бы дружить?

Зачем нужны друзья?

Может ли быть другом мама, папа?

А что же такое доброта? (ответы детей)

Доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснётся солнышко к нам своими лучами - и на душе у нас становится светло, тепло и радостно.

Можно ли заставить человека быть добрым? Ответы детей.

Конечно, нет! Доброте нужно учиться!

3. Основная часть (актуализация знаний)

А кто учит детей доброте? (Ответы детей)

А помогают нам в этом не только наши родители, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает Зло. Сказочным героям иногда помогают волшебные предметы, например борода Хоттабыча, цветик-семицветик, волшебная палочка.

Вот если бы у вас была волшебная палочка, какое доброе дело с помощью волшебной палочки вы хотели бы совершить? (5-6 человек).

Игра « Волшебная палочка»

Физкультминутка «Настроение упало»

А еще ребята нас доброте может научить природа.

Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок - терпению
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте
И при всей огромности обучает скромности.

Скажите, могут ли животные дружить друг с другом?

Почему они дружат друг с другом? (ответы детей)

Конечно, даже много сказок написано про дружбу у животных. А сколько различных мультфильмов есть про друзей. С помощью игры-викторины и проверю ваши знания.

4. Практическая часть

Итак, начинаем викторину.

Викторина «Как здорово, что есть друзья»

Гимнастика для глаз.

5. Итог занятия

Большинство животных- это добрые и удивительные существа. Они, как никто другой, могут помогать друг другу, дружить и любить и не только в мультфильмах и сказках. Тем более удивительно, когда дружат те создания животного мира, которым, казалось бы, просто положено быть неприятелями. Совершенно разные виды животных могут прекрасно дружить и помогать друг другу.

Вы увидели удивительную дружбу животных, которые доказывают: что доброта помогает стать друзьями совсем разным и непохожим друг на друга животным.

6. Рефлексия

Кто вам больше понравился из животных?

Наше занятие подходит к концу, мне бы очень хотелось узнать что вам больше всего понравилось на занятии?

Каждый из вас побывал волшебником, когда в руках оказалась волшебная палочка, какое чудо вы бы совершили?

Разрешите и мне совершить чудо. Мне хочется вырастить у нас в группе волшебное дерево - дерево доброты, листочками которого будут похожи на сердечки.

Листочками дерева будут сердечки, приклейте его к стволу дерева, чтобы оно расцвело яркими красками и радовало всех, а чтобы оно еще лучше росло давайте его отнесем к нашему солнышку дружбы.