Какой была гера. Греческая богиня гера

Гера, известная у римлян как Юнона, была богиней брака. Она была одной из супруг Зевса. В греческой мифологии у Геры были два противоположных аспекта: ее торжественно почитали в ритуалах как могущественную богиню брака , и в то же время она была опорочена Гомером как мстительная, ревнивая и сварливая жена.

Гера - дочь Реи и Кроноса. Она была проглочена своим отцом вскоре после рождения, как и четверо ее братьев и сестер. Когда она освободилась из своего плена, она была уже юной девушкой. Гера выросла очаровательной богиней. Она привлекла внимание Зевса.

Чтобы добиться близости с невинной девушкой, Зевс превратил себя в маленькую трепещущую от холода птичку, над которой и склонилась Гера. Чтобы согреть ее, Гера поместила ее на свою грудь. Тогда Зевс сбросил обличье птички, вернулся в свой мужской облик и попытался силой овладеть ею. Эта попытка не удалась. Она сопротивлялась и он пообещал жениться на ней.

Когда медовый месяц закончился, Зевс вернулся к своему беспорядочному добрачному образу жизни. Снова и снова изменял ей, вызывая мстительную ревность у обманутой Геры. Ярость Геры устремлялась не на супруга, а на "другую женщину" и детей, зачатых от Зевса.

Женщина-Гера переносит обычно вину со своего супруга на других. Она реагирует на потерю и боль яростью и энергией , а не депрессией, что типично для Деметры и Персефоны. Мстительность позволяет ей чувствовать себя скорее сильной, чем отвергнутой.

У Геры было несколько детей. В отместку за рождение Афины Гера тоже решила стать единственным родителем сына. Она зачала Гефеста, бога огня и кузнечного мастерства. Когда он родился с изуродованной ступней - хилый и уродливый ребенок в отличие от совершенной Афины, - Гера отвергла его и сбросила с Олимпа.

Гера как архетип - сильное инстинктивное желание женщины быть женой. Женщина с сильным архетипом Геры ощущает пустоту в жизни без партнера. Ее страдания при существовании без супруга могут быть очень глубокими и болезненными. Такой женщине необходимы престиж, уважение, хорошая репутация, которые приносит ей брак. Она не хочет просто жить вместе. Она настаивает на формальном бракосочетании.

Архетип Геры обеспечивает способность создавать связь, быть преданной и верной, терпеть, поддерживать партнера в трудный для него период. Однажды выйдя замуж, такая женщина намеревается оставаться в этом положении "в здоровье и болезни, в богатстве и бедности".

Когда женщины выходят замуж без доминирующего архетипа Геры, что-то в семейной жизни дает осечку. Сознательное решение быть женой-Герой может усилить связь женщины с этим архетипом.

Если близкие отношения с неженатыми мужчинами препятствуют стать женой, женщине необходимо поменять тип мужчин, который ее обычно привлекал. Когда образ желаемого ею мужчины поменяется, тогда потребность Геры быть женой может осуществиться.

У Геры может быть 2 модели брака . Первая - когда юная Гера хранит в себе идеализированный образ брака и ищет его для себя как способ выйти из плохой семейной ситуации. Второй - при более счастливой семье - Гера видит в устойчивом браке своих родителей то, что хочет для себя самой.

Для Геры работа - это также вспомогательный аспект для того чтобы найти мужа. Женщина-Гера может быть очень хороша в том, что делает, и достигнуть признания и успеха. Однако, если она не замужем, все это не имеет для нее особого значения. На первый взгляд может казаться, будто Гера совмещает брак и карьеру: на самом же деле ее брак и есть ее карьера.

Геру привлекает компетентный, преуспевающий мужчина. Голодные художники, восприимчивые поэты и талантливые ученые не для нее. Часто женщина-Гера выходит замуж за сочетание незрелого, маленького мальчика, что может ее тронуть, и сильного бизнесмена. Эмоциональная незрелость такого мужчины является причиной поиска разнообразия и склонности к изменам.

Многие женщины-Геры не умеют определять сущность характера или понять схемы поведения других людей. Составляя мнение о людях, они руководствуются внешней стороной.

Для Геры сексуальность и замужество нераздельны. Поэтому она может оставаться девственницей до помолвки или брака. Пробуждение ее сексуальности зависит от мужа, поскольку у нее не было добрачного опыта. Если он этого не сделает, то половая близость будет восприниматься как долг перед мужем.

Гера часто предполагает, что она и ее муж изменятся благодаря браку. Но потом она может быть глубоко разочарована, ей покажется, что он обманул ее, как будто молчаливо обещал ей что-то, чего не предоставил. Однако, в действительности был виноват не он, а ее ожидание.

Такая женщина может со временем стать "сварливой ", понуждая его измениться. Замужняя Гера не способна расторгнуть неудачный брак . Она может превратиться в придирчивую, ворчливую, неудовлетворенную женщину, которая наполняется горечью и озлоблением.

Богиня Гера страдала больше, чем любая другая богиня, кроме Деметры (чье страдание было другого рода). Но она также мстительно преследовала других и поэтому была самой разрушительной среди всех богинь.

Женщины-Геры осуждают других женщин и наказывают их, обычно изгнанием из общества (и их детей тоже) за несоответствие нормам Геры. Такие женщины являются общественными арбитрами.

Поскольку Гера может выйти замуж за любого подходящего мужчину, с которым встречается, было бы лучше прежде, хорошо узнать поближе своего жениха. Однажды выйдя замуж, она будет зависеть от характера мужа и от его способности любить ее.

Гера может осознать свою схему поведения и понять, что пренебрегает другими сторонами самой себя, которые могли бы обогатить как ее собственную жизнь, и ее замужество.

Брак Геры может быть разрушен даже необоснованной ревностью Геры. Поэтому муж, зная такое качество жены должен научиться не давать ей повода.

Женщина-Гера должна решать, кому она доверяет - подозрительной Гере внутри себя или своему мужу. Чтобы развиваться, она должна научиться верить в поддержку и верность мужа.

В древнегреческой мифологии дочь Кроноса и Реи , верховная олимпийская богиня , супруга и сестра Зевса . Её имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Гера является покровительницей брака, охраняющей мать во время родов. Прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов .

Гера вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена им, а затем, благодаря хитрости Зевса и Метиды, изрыгнута Кроносом.

Супруга своего брата Зевса, третья после Метиды и Фемиды , и последняя законная супруга Зевса. Брак Геры с братом - рудимент древней кровнородственной семьи.

Тайная связь Геры с Зевсом, согласно мифам Древней Греции , началась задолго до свадьбы, причём именно Гера играла в ней активную роль. Когда Гера была девушкой, Зевс полюбил её и превратился в кукушку, которую Гера поймала. Их брак оставался тайным 300 лет.

Супружество Геры определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями. Зевс чтил ее высоко и сообщал ей свои планы, хотя и удерживал ее при случае в пределах ее подвластного положения. Её обязательный атрибут - диадема, как символ того, что она главная из богинь.

Ей были посвящены символ брачной любви гранатное и кукушка, вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицами считались и павлин. Пара павлинов везет её колесницу.

Согласно мифам, Гера отличается жестокостью, властностью и ревнивым нравом. Как блюстительница законных брачных устоев Гера преследует незаконные связи Зевса. Известна её ненависть к у - сыну Зевса и смертной женщины Алкмены. Гера стала причиной гибели Семелы , родившей Зевсу Диониса .

В борьбе за Трою она покровительствует ахейцам; часто посещает ахейские города Микены , Аргос и Спарту . Троянцев Гера ненавидит за суд Париса .

Главным местом ее культа был Аргос , где находилась колоссальная статуя богини, сделанная из золота и слоновой кости Поликлетом. Гера сидела с короной на голове на престоле, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой; наверху скипетра - кукушка.

Каждые 5 лет в Аргосе в честь её праздновались так называемые Гереи. Искусство представляет Геру в виде стройной, высокой женщины, со зрелой красотой, с величественной осанкой, густыми волосами, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, большими, сильно раскрытыми «воловьими» глазами.

Каждый год Гера купалась в источнике Канаф у города Навплии и становилась вновь девой.

В честь Геры назван астероид (103) Гера который был открыт американским астрономом Дж. К. Уотсоном 7 сентября 1868 года в Детройтской обсерватории, США.

Могущество Геры. Гера — жена Зевса, и поэтому нет богини равной ей по власти. Только она одна решается спорить с Громовержцем и даже обманывать его. Могущественна Гера. Величественная, в длинной роскошной одежде, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера; все живое склоняется перед ней.

На Олимпе у Геры золотой трон рядом с троном Зевса, и, как и ее божественный супруг, она распоряжается громом и молниями; кроме того, в ее власти находятся бури и туманы. [Одной из священных птиц Геры был павлин, потому что множество «глазков» на его хвосте символизировали звездное небо, хозяйкой которого она была.]

Зевс приманивает Геру кукушкой. Гера обладает очень своенравным характером, и потому Зевсу пришлось долго добиваться того, чтобы Гера согласилась стать его женой. Она отвечала отказом на все его уговоры, и тогда отец богов и людей пошел на хитрость. Однажды, когда Гера гуляла, вокруг нее стала виться красивая пестрая кукушка. Гере понравилась птичка, и она с веселым смехом попыталась ее поймать. К ее удивлению, птичка легко далась ей в руки; когда же она, лаская кукушку, прижала ее к своей груди, та внезапно превратилась в Зевса, и теперь уже не Гера прижимала к себе птичку, а Зевс — Геру.

Оказавшись в объятиях могущественнейшего из богов, Гера, наконец, дала свое согласие. [Так как причиной этого согласия была кукушка, эта птица с тех пор стала считаться священной птицей Геры, и даже ее скипетр был украшен изображением сидящей на нем кукушки.]

Свадьба и подарки. Священный брак Зевса и Геры торжественно праздновали все боги. Они одарили их роскошными подарками, но самым ценным был дар от Матери-Земли, Геи. Она подарила Гере чудесную яблоню с золотыми яблоками, дающими вечную молодость. Это дерево Гера поместила на самом краю земли, в саду Гесперид, дочерей Ночи. Охранять дерево она приставила дракона Ладона, который должен был никого не подпускать к чудесным плодам.

Гера - покровительница семьи.

Так как священный брак Зевса и Геры является образцом браков, заключаемых между людьми, Гера является покровительницей семьи и брака. Она связывает между собой супругов, заботится о нерушимости брачных уз и верности в браке, дает людям потомство, помогает роженицам. Ее дочерью была Илифия — богиня-помощница рожающих женщин (некоторые древние писатели даже считали, что Илифия — это не отдельная богиня, а одно из прозвищ самой Геры). Как богине, обеспечивающей многочисленное потомство, Гере был посвящен плод граната, символ плодовитости.

Богиня Гера

Ревность Геры. Однако будучи богиней брака и семьи, Гера часто терпит обиды от своего мужа Зевса. На земле Гера охраняет святость и нерушимость семейных уз, на Олимпе же часто обнаруживает, что Зевс ей неверен и тайно вступает в брак со смертными женщинами. Страшно ревнует тогда Гера и старается всячески навредить женщинам, которых Зевс одарил своей благосклонностью. Она добилась смерти Семелы и всячески преследовала ее сына, она погубила Ино, осмелившуюся взять на воспитание Диониса, она ненавидела лютой ненавистью Геракла и причинила ему много страданий. Одним из примеров ее неукротимой мстительности в отношении женщин, к которым спускался с Олимпа Зевс, служит история красавицы Ио.

Гера и Ио. Однажды Зевс полюбил прекрасную Ио, дочь речного бога Инаха. Чтобы скрыть ее от глаз Геры, он обратил Ио в красивую белоснежную корову. Однако Гера догадалась о хитрости своего мужа и однажды, когда Зевс был в хорошем настроении, обратилась к нему: «О мой божественный супруг! Не откажешься ли ты выполнить мою маленькую просьбу?» — «Конечно, я выполню все, что ты пожелаешь!» — «В таком случае подари мне вон ту корову, никогда еще не видела я такого прекрасного животного!»

Не хотел Зевс выдавать Гере Ио, да делать было нечего — ведь он дал слово. Гера приказала стеречь бедную Ио своему слуге, стоглазому Аргусу; никогда не спал этот бдительный сторож, постоянно бодрствовала хотя бы одна пара его глаз. Никому не могла поведать Ио о своих страданиях. Долго пробыла она в образе коровы, наконец, Зевс послал своего сына Гермеса похитить ее. Явился Гермес к Аргусу, усыпил его игрой на флейте, а потом одним ударом меча отрубил ему голову. После гибели Аргуса Гера поместила его глаза на хвост павлина, и с тех пор он переливается сотней разноцветных «глазков».

Ио снова была свободна, но Гера не оставила ее в покое, наслала она на Ио чудовищного овода. Своим ужасным жалом гнал овод несчастную страдалицу Ио из одной страны в другую; поминутно вонзалось жало в ее тело, жгло, как раскаленное железо, страшную боль терпела она день за днем.

Конец страданий Ио. Наконец, достигла она Кавказа, где был прикован титан Прометей. Он посоветовал ей добраться до Египта. «Там будет конец твоим страданиям!» — сказал Прометей. Послушалась его Ио и после долгих дней пути и многих опасностей достигла этой страны.

Здесь вернул ей Зевс человеческий облик. На берегах благодатного Нила вышла Ио замуж за героя Телегона, и родился у нее сын Эпаф. Он был первым царем Египта, а позже его потомки переселились в Элладу и стали родоначальниками поколения героев, к которому принадлежали и два великих героя — Персей и Геракл.

Заговор против Зевса. Постоянно испытывая от Зевса унижения, Гера, конечно же, хотела отплатить ему тем же. Однажды она подговорила других богов лишить Громовержца власти, и все обещали ей помощь и поддержку. И вот как-то раз боги подкрались к спящему Зевсу и связали его. Все могущество Отца богов и людей не могло помочь ему разорвать оковы, и все решили было, что дело сделано. Но тут раздалась тяжелая поступь, от которой содрогались земля и небо, и на Олимпе показалось огромное сторукое чудовище. Это морская богиня Фетида, та самая, что позаботилась когда-то о Гефесте, вывела от врат Тартара на Олимп сторукого великана Бриарея. Устрашились боги, а Бриарей, легко сняв с Зевса оковы, воссел рядом с ним, и никто не осмеливался больше подступить к нему.

Наказание Геры. Расправа Зевса была быстрой и беспощадной. Гера как зачинщица мятежа богов была подвешена за руки на золотых цепях между небом и землей, а чтобы висеть ей было тяжелее, Зевс привязал к ее ногам тяжелые медные наковальни. Так висела она, и никто не осмеливался вступиться за нее, страшась гнева повелителя бессмертных и смертных. Именно тогда Гефест попробовал замолвить словечко за мать, за что и был второй раз сброшен на землю. Зевс помиловал свою жену только тогда, когда она поклялась водами Стикса, что никогда больше не посягнет на его власть. И действительно, с тех пор Гера больше не поднимала мятежей, она только иногда давала волю своему злому языку, попрекая Зевса его бесчисленными изменами.

Приступы неодолимой любви Зевса к Гере. Но не только в ссорах и препирательствах с мужем добивается Гера своего. Она может достичь того же, пустив в дело свою красоту и обаяние. Особенно прекрасной и неотразимой делается она, когда одалживает у Афродиты ее волшебный пояс. И вот, представ перед Зевсом, она заставляет его вспомнить дни сватовства, то, как добивался он ее любви, ночь их священного брака на острове Самос, длившуюся целых триста земных лет. Тогда неодолимая любовь к своей жене охватывает Громовержца, они удаляются вдвоем подальше от всех земных и небесных дел, и сама Земля взращивает травы, которые служат им ложем, а от посторонних глаз их скрывает золотое облако. В такие минуты Гера может добиться от Зевса чего угодно.

Храмы Зевса и Геры.

Самым любимым местом Геры на земле был остров Самос, где, по представленям греков, был заключен ее священный брак с Зевсом. В память этого там был выстроем храм Геры. Храмы в ее честь были и в других центрах эллинского мира. Разумеется, в Олимпии, где чтили Отца богов и людей, не могли не чтить его супругу, и кроме храма Зевса там был великолепный храм Геры. В храме Геры в городе Аргосе находилось ее самое величественное изображение работы скульптора Поликлета. Это была статуя огромной величины, подобно статуям Зевса Олимпийского и Афины Парфенос сделанная из золота и слоновой кости. Богиня была изображена сидящей на троне, на голове у нее был венок с рельефными изображениями Гор и Харит, а в руках она держала скипетр с кукушкой и плод граната.

Гестия.

По возрасту Гестия была самой старшей из олимпийских богинь — ведь ее первую произвели на свет Кронос и Рея. Однако она была и самая мирная богиня. У греков почти не было мифов, в которых она бы принимала участие, она была богиней-девой, и потому не имела потомства ни на Олимпе, ни на земле, у нее не было храмов, до нас почти не дошло ее изображений. Значит ли это, что ее мало чтили? Вовсе нет! Дело в том, что кроткая Гестия была богиней самого священного места в каждом доме — домашнего очага. Поэтому ее храмом как бы являлся каждый дом, а ее воплощением считалось горящее в очаге пламя.

Очаг был настолько священным местом, что под его защитой находился любой человек, который вошел бы в дом и сел рядом с ним. Такому человеку надлежало дать приют и оказать помощь даже если это был твой злейший враг. Так как государство — это нечто вроде большой семьи, то и в зданиях государственных советов горел огонь Гестии, так что она считалась богиней не только домашнего очага, но и покровительницей государств.

В каждом доме огонь Гестии был священным. В нем нельзя было сжигать ничего нечистого или кидать в него мусор, его топили только дровами. Когда семья собиралась за столом, Гестии приносили жертвы в начале и в конце трапезы — в огонь плескали немного вина, посвящая его богине. И людям было за что чтить эту богиню! Ведь она не только была богиней очага, на котором готовили пищу и который обогревал жилища в холодные дни, но и считалась богиней, которая научила людей строить эти жилища. Вообще же, Гестия считалась самой доброй, справедливой и милостивой из богинь, поэтому и был столь велик почет, который ей оказывали и люди, и боги.

Каждому с детства знакомы «Мифы и легенды Древней Греции», которые повествуют о могущественных богах, живущих на сказочном Олимпе. Одной из ключевых фигур, имеющих наибольшую силу и власть, является Гера. Мифология рассказывает о том, что она была женой верховного бога Зевса и царицей Олимпа.

Могущественная повелительница богов и покровительница брака

Согласно легендам Древней Греции, эта прекрасная девушка завоевала любовь могущественного Зевса своей красотой и невинностью. Она воспитывалась у родителей своей мамы Океана и Тифеиды, когда познакомилась с будущим мужем. Счастливая пора семейной жизни принесла Зевсу и Гере двух дочерей Гебу и Илифию и сына Ареса. Последний был любимцем своей матери, в то время когда отец относился к нему презрительно из-за слишком горячего нрава. Геба во время пиров приносила богам нектар и амброзию, а Илифия почиталась греками как богиня родов.

Однако который длился 300 лет, закончился, после чего Зевс вернулся к беспорядочной добрачной жизни. Его постоянные связи с другими женщинами унижали и оскорбляли гордую Геру. Ее жестокий нрав и мстительность оборачивались настоящей бедой для всех девушек, имевших несчастье привлечь внимание Зевса. Гера в выставляется мудрой, но ей не хватает терпения, чтобы закрыть глаза на интриги супруга.

Измены Зевса

Когда у неверного мужа родилась Афина, это стало настоящей трагедией для Геры. Ее жестокий нрав требовал мщения, и в отместку она также родила сына Гефеста в стороне от Зевса. Однако, в отличие от красавицы Афины, Гефест родился хромой и уродливый, что стало дополнительным унижением для гордой богини.

Она отказалась от сына и сбросила его с Олимпа, что он долгое время не мог ей простить. Гефест выжил и стал и огня, однако многие годы враждовал с матерью, но потом простил ее. Многое пережила и испытала прекрасная Гера. Мифология разных народов доказывает это легендами и присказками, которые передавались от поколения в поколение.

Иногда, устав от неверности мужа и унижений, Гера просто странствовала по свету, покинув Олимп. Во время таких путешествий она окутывала себя мраком, который ограждал ее от Зевса и других богов.

Однажды, когда чаша терпения гордой богини переполнилась, Гера оставила Олимп навсегда. Однако у Зевса не было в планах прощаться со своей женой. Он распустил слухи о женитьбе, чтобы возбудить ревность Геры, и провел церемонию со статуей. Это решение развлекло богиню, и она вернулась к мужу, сменив гнев на милость. весьма почитали Геру. Ей приносили жертвы и построили храм. Во многих домах на посуде изображалась именно Гера. мифологии уважались людьми, в их честь возводили памятники и храмы.

Женщина-Гера в астрологии

По алхимии души представительницам прекрасного пола свойственен тип поведения какой-либо из Женщины, принадлежащие к архетипу Геры, имеют такие же качества характера, как их греческий прототип. Измена мужа для них - настоящая трагедия, которая связана с очень глубокими и болезненными переживаниями. При этом они направляют свой гнев на соперницу, а не на неверного мужа. Мстительность и гнев - чувства, которые позволяют такой женщине чувствовать себя сильной, а не отверженной.

У женщин с архетипом Геры очень сильное женское стремление быть женой. Они ощущают пустоту и бессмысленность существования без партнера. Престиж и уважение замужней дамы для них священно. При этом им мало простого формального брака. Им нужны настоящие чувства и глубокая верность. Когда они не получают ожидаемого, то ожесточаются и начинают искать виноватого. Именно так и поступает в греческих легендах Гера. Мифология этого народа полна рассказами о том, как Зевс изменяет, а его супруга мстит соперницам.

Критерии безупречной жены

С другой стороны, женщина-Гера будет идеальной женой, любящей, преданной и поддерживающей партнера в трудный период. Выходя замуж, она действительно намеревается быть с мужем «и в горе и в радости, и в болезни и в здравии». Гера в римской мифологии зовется Юноной. Она символ брака, любви и женского деторождения.

Люди не осуждали гневную даму, напротив, ее понимали. Представительницы слабого пола знали, как это тяжело быть мудрой женой и гордо переносить интриги мужа. Особенной и правильной в их глазах была богиня Гера. Мифология позволяет понять, что даже жителям небес не чужды страдания, ревность и любовь.

Хасанзянова Айсылу

Гера

Краткое содержание мифа

Гера Лудовизи. Скульптура, 5 в. до н.э.

Гера (у римлян - Юнона) - в древнегреческой мифологии царица богов, покровительница брака, супружеской любви и родов, охраняет святость и нерушимость брачных союзов. Дочь Кроноса и Реи, жена и старшая сестра Зевса, была его третьей и последней законной супругой. Кронос, боявшийся рождения сына, который захватил бы его власть, глотал своих новорожденных детей, поэтому Гера, как и ее четверо братьев и сестер, была проглочена сразу же после появления на свет. Зевс, с помощью своей жены Метиды, заставил отца вернуть их обратно. После освобождения из плена Гера, уже ставшая за это время юной девушкой, была отдана на попечение двум божествам природы - Океану и Тифиде, которые воспитывали ее на краю света, где та жила вдали от Олимпа, в тишине и покое.

Необыкновенная красота Геры привлекла Зевса, уже ставшего к тому времени верховным богом Олимпа, и он начал активно добиваться ее благосклонности. Чтобы добиться близости с девушкой, Зевс превратил себя в пеструю кукушку, трепещущую от холода, над которой и склонилась Гера. Для того, чтобы согреть замерзшую птичку, ничего не подозревавшая девушка нежно прижала ее к своей груди. Но как только она это сделала, Зевс принял свое истинное обличье и овладел ею. Из-за запрета матери Реи, триста лет их связь была тайной, пока Зевс не объявил открыто Геру своей женой и царицей богов. Богиня искупалась в ручье Кана около Аргоса и таким образом вернула себе девственность к свадьбе.

Боги пышно справили свадьбу. Гера, одетая в роскошные одежды, сияла величественной красотой среди богов Олимпа, сидя на золотом троне рядом с мужем. На их бракосочетание все боги прислали свои дары. Мать-Земля Гея подарила Гере дерево с золотыми яблоками. Все в природе славило Геру и Зевса.

Гера царит на высоком Олимпе, являясь помощницей и советчицей своему супругу. Повелевает она, как и муж ее, громами и молниями, по слову ее покрывают темные дождевые тучи небо, мановением руки подымает она грозные бури. Прекрасна великая Гера, из-под венца ее ниспадают волной дивные кудри, властью и спокойным величием горят ее очи. Боги чтут Геру, чтит ее и муж, Зевс, и часто советуется с ней. Но нередки и ссоры между Зевсом и Герой. Часто возражает она мужу и спорит с ним на советах богов. Тогда гневается громовержец и грозит своей жене наказаниями. Умолкает тогда Гера и сдерживает гнев. Она помнит, как подверг ее Зевс бичеванию, как сковал золотыми цепями и повесил между землей и небом, привязав к ее ногам две тяжелые наковальни.

Юнона, заставшая Юпитера с Ио. Питер Ластман, 1618

Могущественна Гера, нет богини, равной ей по власти. Величественная, в длинной роскошной одежде, сотканной самой Афиной, в колеснице, запряженной двумя бессмертными конями, съезжает она с Олимпа. Вся из серебра колесница, из чистого золота колеса, а спицы их сверкают медью. Благоухание разливается по земле там, где проезжает Гера. Все живое склоняется пред ней, великой царицей Олимпа.

Часто терпит обиды Гера от мужа своего Зевса. Так было, когда Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от Геры, превратил в корову. Но этим громовержец ее не спас. Гера увидела белоснежную корову Ио и потребовала у Зевса, чтобы он подарил ее ей. Зевс не мог отказать. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому Аргусу. Зевс видел страдания Ио. Призвав своего сына Гермеса, он велел ему похитить ее. Быстро примчался Гермес на вершину той горы. Он усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулисьего сто очей, выхватил Гермес свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Но и этим Зевс не спас ее от гнева Геры. Богиня наслала на несчастную чудовищного овода. Своим ужасным жалом овод гнал из страны в страну, обезумевшую от мучений, страдалицу. Нигде не находила она покоя. Где только не пробегала, в каких только странах не побывала она! Наконец, после долгих скитаний, достигла она в стране скифов скалы, к которой был прикован титан Прометей. Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. Помчалась дальше гонимая оводом Ио. Много мук перенесла она, прежде чем достигла Египта. Там, на берегах благодатного Нила, Зевс вернул ей ее прежний образ, и родился у нее сын Эпаф.

Образы и символы мифа

Возникновение Млечного Пути. Тинторетто, 1570

В мифах Гера - образец супружеской верности. В знак этого ее изображали в брачном одеянии. Гера на Олимпе - защитница собственного семейного очага, которому бесконечно угрожает влюбчивость Зевса. Казалось, ему мало того, что он отец богов, ему хотелось стать родителем едва ли не всех героев. Поэтому жизнь Геры полна тревог, она готова считать каждое удаление божественного супруга свидетельством его измены. Гордую независимую Геру унижали многочисленные любовные связи Зевса, так как их брак она считала священным. Благосклонность Зевса к своим любовницам и детям, рожденным от этих связей, вызывала у Геры ненависть и чувство мщения по отношению к ним. Она ревнива, и коварно преследует своих соперниц, питает ненависть к героям - детям мужа от смертных женщин. Гера предпочитала злые интриги, например, заимствовала у Афродиты пояс, сотканный из вожделения, чтобы разжечь в муже страсть и тем самым ослабить его волю.

Основными символами, связанными с богиней, являются гранатное яблоко, как символ брачной любви, кукушка, как вестница весны, поры любви. Кроме того, ее птицей считается павлин с переливчатым пышным хвостом, глаза которого символизировали бдительность Геры . О павлине как священной птице Геры говорят не только древние авторы, но и изображения на монетах и рельефах. Возможно, именно эта птица способствовала формированию в характере богини "павлиньего" тщеславия и заносчивости.

Также символами Геры были корова, Млечный Путь и лилия. Священная корова была образом, долгое время связанным с Великой Матерью - кормилицей, обеспечивающей всех пищей. Лилия рассматривается как символ чистоты, восходит к представлениям о молоке, льющемся из груди богини Геры.

Важным символом, связанным с богиней Герой, является Млечный путь. Согласно мифу, в день рождения Геркулеса Зевс, обрадованный тем, что самая красивая из смертных женщин Алкмена родила ему сына, предопределил его судьбу - стать самым прославленным героем Греции. Чтобы его сын Геркулес получил божественную силу и стал непобедимым, Зевс приказал посланцу богов Гермесу принести Геркулеса на Олимп, чтобы его вскормила великая богиня Гера.

С быстротой мысли полетел в своих крылатых сандалиях Гермес. Не замеченный никем, взял он только что родившегося Геркулеса и принес его на Олимп. Богиня Гера в это время спала под усыпанной цветами магнолией. Тихонько подошел к богине Гермес и положил к ее груди маленького Геркулеса, который с жадностью стал сосать ее божественное молоко, но внезапно богиня проснулась. В гневе и ярости отбросила она от груди младенца, которого возненавидела еще задолго до его рождения. Молоко Геры разлилось и потекло по небу, как река. Так и образовался Млечный Путь.

Коммуникативные средства создания образов и символов

В Древней Греции Геру очень почитали. Главным местом культа богини Геры был город Аргос в Греции в Пелопоннесе, где стояла ее колоссальная статуя, сделанная Поликлетом из золота и слоновой кости, и где каждые 5 лет устраивались праздники - Гереи. Кроме Аргоса, она чествовалась так же в Микенах, Коринфе, Спарте, Самосе, Платеях, Сикионе и в других городах.

Искусство представляет Геру в виде высокой, стройной женщины, с величественною осанкою, зрелою красотою, округленным лицом, носящим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми "воловьими" глазами. Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлета в Аргосе: тут Гера сидела на престоле, с короною на голове, с гранатным яблоком в одной руке, со скипетром в другой; наверху скипетра - кукушка. Сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, наброшен гиматий, обвитый вокруг стана.

В литературе Гере посвящены XII гимн Гомера и XVI орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы», где принимала облик жрицы из Аргоса, собирающей подаяние, а также трагедии Сенеки «Геркулес в безумье». Во Флиунте(город в северо-восточной части древнего Пелопоннеса) было священное сказание, объясняющее отсутствие статуи Геры.

В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос. Его историк включил в список чудес света.

Социальное значение мифа

Хотя греческая мифология подчеркивала унижения Геры и ее мстительность, но как культовую богиню - по контрасту - Геру очень почитали.

В ритуалах у Геры было три эпитета и три соответствующих святилища, где ей поклонялись в течение года. Весной она была Гера-Дева. Летом и осенью она прославлялась как Гера Телейя, или Гера Совершенная, и становилась Герой-Вдовой зимой. Эти три аспекта Геры представляли три состояния жизни женщины, снова и снова разыгрываемые в различных обрядах. Весной Гера изображалась окунающейся в водоем, символически восстанавливающей свою девственность. Летом она достигала совершенства в обрядах бракосочетания. Зимний ритуал символизировал ее разногласия с Зевсом и отделение от него, что возвещало период Геры-Вдовы, в течение которого она скрывалась.

Культ Геры был распространен особенно в Микенах, Аргосе - храме Герайон, Олимпии, Тиринфе, Коринфе, Спарте и островах (на Самосе, где был храм Геры Самосской и ее древний фетиш в виде доски). А на самом большом острове в Греции на острове Крите, где в Кноссе праздновали "священный брак" Геры и Зевса.

Так же на Крите, в Кносе каждую весну торжественно праздновали "священный брак" Геры и Зевса, который рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества.

Вестником этого дождя была кукушка, слывшая священной птицей Геры. В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки. Священной птицей Геры считался и павлин, блистающий красотой своего оперения.