Во сколько ребенок начинает сам садиться. Ложная готовность ребенка сидеть. Когда садятся девочки, а когда мальчики

Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев

Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений - одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.

К середине 1-го месяца , а иногда и раньше, дети начинают "осмысленно" оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми "объектами" повышенного внимания бывают лица самых близких людей - мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными - он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову - это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции - улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения - одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия - рассматривания рук - в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все "попробовать на зуб". Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции - улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги "ба", "ма", "да", лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев , по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед - это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться "на носочки", а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, - это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в "ладушки", "сороку", "прятки". Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова - "мама", "папа", "баба".

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

Попытки самостоятельно сидеть – это очередной шаг ребенка к освоению вертикального образа жизни и повод для гордости родителей. Необходимо помнить, что все дети развиваются индивидуально. Говорить о том, что малыш должен уметь что-то делать в четко определенный срок, не вполне корректно. Временные рамки, в которых нормальный ребенок должен научиться сидеть, довольно широки: от 6 до 9 месяцев, с отклонениями в пределах 1–1,5 месяцев.

Нужно ли присаживать малыша?

Всех родителей интересует, развивается ли их ребенок в соответствии с нормами и когда он должен освоить различные навыки. Среди прочих возникает вопрос, во сколько месяцев можно присаживать детей и как помочь им обрести новое положение, не навредив здоровью.

Позвоночник новорожденного предназначен для горизонтального положения. В нем нет еще естественных изгибов, необходимых для прямохождения взрослому человеку. Они формируются с течением времени и обеспечивают нормальную осанку. Подвижные дети, способные самостоятельно переворачиваться, крутить головой, совершать разнообразные движения ногами и руками, постепенно укрепляют мышцы и позвоночник. Они учатся сидеть сами, без помощи родителей. Ускорение родителями этого процесса, раннее присаживание (потому что ребенок подруги «с четырех месяцев вовсю сидит»), чревато нарушениями работы двигательной системы, костей, мышц и некоторых внутренних органов в стадии формирования и развития.

Примерные сроки

Попытки принять вертикальное положение малыш совершает начиная с 5 месяцев. У него уже достаточно сформирован интерес к окружающему миру, он хорошо умеет держать голову, удерживает в руках предметы, рассматривает их, переворачивается на живот из положения лежа. Умение сидеть, как и любой другой навык, формируется последовательно. Если наблюдающие ребенка педиатр, ортопед и невролог не находят у него каких-либо серьезных нарушений, в 6–6,5 месяцев малыш будет сидеть короткое время, неуверенно, с поддержкой . Мышцы спины и брюшного пресса уже достаточно хорошо развиты у детей в этом возрасте. Но при сидении они нуждаются в опоре на обе руки или на одну из них, быстро теряют равновесие и заваливаются набок.

К 7 месяцам вырабатывается навык сидения без опоры на руки. Ребенок способен сидеть более длительное время, удерживая равновесие; садится из положения лежа на животе при помощи рук.

К 8–9 месяцам навык совершенствуется. Ребенок может сидеть довольно долго, садится из положения лежа, ложится из положения сидя, сохраняет равновесие при повороте головы и корпуса в стороны. Но даже годовалый ребенок может, садясь, помогать себе рукой. Постепенно мышцы живота, таза и бедер укрепляются и необходимость в помощи рук проходит.

Некоторые дети осваивают ползание, стоят у опоры и совершают первые шаги по кроватке или манежу раньше, чем начинают садиться. Это также является нормой. Перейти в сидячее положение из позы на четвереньках достаточно удобно, и происходит это само собой.

Все части тела при сидении должны находиться в правильном положении. Родителям следует следить, чтобы голова ребенка была слегка наклонена вперед, подбородок опущен, шея и верхняя часть позвоночника разогнуты. Руки поначалу служат в качестве опоры, находятся впереди; в 7–8 месяцев заняты предметами игры. Поясница согнута. Тазобедренные суставы согнуты и обеспечивают небольшой наклон туловища вперед. Ноги разведены, развернуты наружу; основной упор делается на боковую поверхность ноги. Стойкое нарушение положения хотя бы одной части тела является поводом обратиться к детскому ортопеду или неврологу.

Недоношенный, маловесный ребенок или, наоборот, крупный, неактивный карапуз самостоятельно сядет несколько позже, так как мышечный корсет у него может быть вялым. Детский врач назначит массаж, а родителям рекомендуется проводить укрепляющую гимнастику, заниматься на резиновом мяче, давать ребенку возможность плавать в ванне или в бассейне.

Упражнения для укрепления мышечного корсета

Довольно легко определить, на что следует направить комплекс упражнений. Если ребенок не держит спинку прямо, округляет ее - значит, у него слабые мышцы спины; если заваливается назад, нужно укреплять пресс; падает набок - требуют внимания боковые мышцы:

  1. 1. Чтобы тренировать спину, нужно поставить ребенка на твердую поверхность спиной к себе, крепко держа за ножки и легко поддерживая за живот. В таком положении слегка надавить на спинку ребенка, чтобы он наклонился вперед. Удержав наклон 2–3 секунды, надо подтолкнуть малыша рукой под живот, чтобы он выпрямился.
  2. 2. Упражнения для мышц живота выполняются из положения лежа на спине. Правая рука тянется к левой ноге, а левая рука к правой. Во время этой гимнастики малыша нельзя фиксировать в сидячем положении более чем на 4–5 секунд.
  3. 3. Боковые мышцы укрепляются в процессе круговых движений. Для этого малышу, лежащему на спине, нужно дать свои большие пальцы в руки, немного приподнять над поверхностью (30–45 градусов) и раскачивать его вправо-влево и вперед-назад. Делать это нужно не торопясь и плавно. Резкие движения принесут дискомфорт и даже ухудшение самочувствия.

Чего следует избегать?

Ошибочным является мнение некоторых родителей, что ребенок ленится и нужно его поторопить: присаживать, а то и усаживать в подушки, чтобы привыкал к новому положению тела. Если малыш не начинает садиться сам, это означает, его мышечная система и скелет еще не готовы к этому этапу. Любые попытки усадить ребенка, который еще не умеет сидеть, и удержать его в этом состоянии приведут к серьезным проблемам с позвоночником и деформациям тазовых костей в дальнейшем. Нельзя пока возить его в коляске с вертикальной спинкой, носить в переносках и рюкзаках в положении сидя (только полулежа), усаживать в стульчик или на руки дома, в поликлинике, в автобусе. Можно держать малыша на своих коленях в положении полулежа, лицом или спиной к себе. Торопливость родителей в этом процессе воздействует и на психоэмоциональное состояние малыша. Вертикальное положение, пока еще непривычное и неудобное, вызывает у многих детей страх и неуверенность, не случайно они плачут и стараются принять привычную позу.

Чем позднее ребенок начинает сидеть, тем полезнее для его позвоночника. А вот лежание на животе и ползание необходимо всячески поддерживать. Когда ребенок лежит на животе, нужно на небольшом расстоянии перед ним класть интересный предмет или любимую игрушку, до которой он будет стараться доползти. Если подвесить над кроваткой яркие, привлекательные кольца, то ребенок будет тренироваться сам: время от времени пытаться ухватиться за них и тянуть к себе, тем самым приподнимаясь.

Если ребенок сел самостоятельно не достигнув полугодового возраста, ему можно находиться в сидячем положении не более одного часа в день, ведь мышцы и позвоночник еще не готовы пока к таким нагрузкам. Эффект новизны от непривычных ощущений тела приводит к пониманию, что сидя интереснее наблюдать за всем, что происходит вокруг. Научившись сидеть с опорой, малыш будет стремиться как можно чаще занимать это положение. Возвращать ребенка в горизонтальное положение не только бесполезно, но и нежелательно: это может замедлить естественное развитие. Если родители замечают, что, научившись сидеть, ребенок младше 6 месяцев проводит в этом положении продолжительное время, его нужно отвлечь, подержать на руках, походить с ним, посмотреть в окно.

Попытки ребенка сесть самостоятельно в 3-4 месяца считаются крайне ранними сроками и могут быть связаны с гипертонусом мышц. Требуется консультация невролога.

Когда малыш сидит еще неуверенно, заваливаясь набок или назад, не рекомендуется каждый раз поправлять его. Постепенно мышцы окрепнут, и он перестанет падать. Не следует обкладывать кроху подушками, так как ему будет очень трудно сменить позу, когда захочется.

Садятся ли мальчики раньше девочек?

Возраст, в котором ребенок научится сидеть (ползать, стоять, хлопать в ладоши), от пола не зависит. Значение имеет только физическое развитие и психическая готовность малыша к новому этапу развития. Можно встретить мнение, что мальчиков можно учить садиться раньше девочек. Вне зависимости от пола, присаживать и мальчика, и девочку младше полугода вредно. Выявлена зависимость между ранним присаживанием детей и развитием сколиоза, нарушением осанки в более старшем возрасте.

У девочек, которых родители начали сажать до того момента, когда ребенок сделает это сам, впоследствии выявляются нарушения развития тазовых костей. Деформированные кости могут создать проблемы, когда через много лет придет пора рожать: родовые пути окажутся перекрыты и роды будут долгими и более мучительными. А вот загиб матки как результат раннего присаживания девочек - это миф. Исследования показывают, что отклонение матки - это не патология, а особенность строения женского организма, которая возникает из-за воспалительных процессов в малом тазу либо является генетически обусловленной.

Если мальчик или девочка в 7 месяцев, как и в 5, плачет, не хочет сидеть на твердом или на руках у взрослого, старается лечь, то это означает только одно - ребенок сам не ощущает готовности увидеть мир из нового положения. Может быть, он сначала будет ползать и даже вставать, и только потом освоит сидение. Это находится в пределах возрастной нормы, и повода для беспокойства нет, если педиатр не находит у ребенка задержки психического развития, а сам малыш умеет переворачиваться, время от времени предпринимает попытки ползти или встать на колени. Рекомендуется проконсультироваться со специалистом, который определит, имеет ли место задержка моторного развития. Как правило, помогают физические упражнения, массаж и водные процедуры.

Все параметры, в которые должны «укладываться» показатели ребенка, ориентированы на среднестатистических детей. Каждый малыш уникален, поэтому его индивидуальное развитие пойдет своим путем.

Вот малыш уж переворачивается в разные стороны, пытается ползать на животике, еще немного и он научится сидеть, намного больше видеть вокруг. А мама наконец-таки сможет его усадить и заняться своими делами.

Вопрос, когда ребенок начинает сидеть, интересует всех молодых родителей. А ответ знает только сам малыш: когда захочет, вот тогда и сядет. А именно, когда его развитие это ему позволит. Ребенок вначале учится держать головку, переворачиваться на спинку и на животик, потом пытается ползать, и только после этого у него появляется уверенное желание сидеть: 4-5-месясному малышу достаточно протянуть руки, и он, держась за них, пытается сесть.

Семимесячный малыш еще сидит с трудом, у него спинка устает, а 8-9-месячный может сидеть уверенно и ровно. Это – средние цифры, на которые можно приблизительно ориентироваться. Но точного ответа, в каком возрасте малыш должен уметь сидеть, вам не даст даже многодетная мать и опытный педиатр: одинаковых детей не бывает, и у каждого ребенка все происходит по-своему.

Первые попытки

Если малыш развивается адекватно собственному возрасту, из положения полулежа ребенок может пытаться сесть уже в 4-5 месяцев. Если он будет падать при этом вперед или в стороны, бояться не надо. Не спешите поднимать его: пусть тренируется. Такие упражнения укрепляют его спину. Попытки сесть, держась за мамины руки, только на пользу пойдут, ему будет полезно посидеть хоть немного.

Случается, что малышу интереснее ползать, чем сидеть. У ползающего, но не пытающегося сесть семимесячного ребенка более сильные мышцы на руках и ногах, чем спинные мышцы, он немного позже сядет. Пусть вволю ползает пока на четвереньках – сидеть научится все равно.

Для мамы всегда облегчение, когда ее ребенок сам начинает сидеть. Как правило, мальчик может научиться сидеть раньше, чем девочка, хотя не следует считать это абсолютной нормой. Спешить не нужно, ребенок должен быть готов к тому, чтобы сидеть, физически.

Спину пятимесячный ребенок вполне удерживает, хотя не стоит такого малыша обкладывать подушками и оставлять сидеть. Он даже в шесть месяцев пока не сможет сидеть самостоятельно. Для него умение сидеть – настоящее открытие нового мира, так что он сам уверенно стремится к этому.

Как научить ребенка сидеть

Допустим, малыш к шести месяцам не сидит самостоятельно, не бойтесь – просто у него пока еще не окреп позвоночник. А вот если он и к восьми месяцам не садится, потребуется ему помочь. Вот упражнения, которые наверняка помогут вашему ребенку научиться сидеть.

  1. Положить малыша на спину, после чего потянуть его вперед за обе ручки, чтобы сел, а затем, продержав несколько секунд, отпустить. Можно поднимать по очереди за обе руки, следя, чтобы он пытался сидеть самостоятельно.
  2. Посадить малыша спиной к себе и подпереть его локотки руками, положить вокруг игрушки, чтобы у него было, к чему тянуться.
  3. Посадить ребенка перед собой и, взяв за ручки, покачивать в стороны.

Решая вопрос, как научить ребенка сидеть, попробуйте его сажать на пол, раздвинув ему ноги и опирая об пол ручками. Или высаживать на детский стульчик вашего малыша. Во сколько месяцев ребенок начинает сидеть – вопрос индивидуальный, и только если к 9 месяцам он все еще сидеть не научился, можно обратиться к врачу. Если малыш в этом возрасте не пытается садиться, это может быть отклонением от обычных норм.

Этапы развития малыша

Очень часто к нам на сайт приходят вопросы о том, в какое время ребенок должен начать переворачиваться, делать попытки встать на ноги, когда должен научиться «гулить». Родители тревожатся, если малыш не торопится сидеть, говорить, держать голову. Что есть норма? И говорит ли задержка какого-то этапа развития о заболевании?
Сегодня мы попытаемся ответить на часто задаваемые вопросы читателей. Консультант – ВЛАСОВА ЕКАТЕРИНА ВАЛЕРЬЕВНА, к.м.н., врач-неонатолог, невролог.

Когда ребенок должен удерживать голову, переворачиваться, сидеть, ползать, вставать, ходить

В оценке психомоторного развитии ребенка важными пунктами являются 3, 6, 9, 12 мес. Для начала приводим ориентировочные сроки нервно-психического развития ребенка. Средние сроки и возможные границы развития моторных актов у детей 1-го года жизни [Мазурин А.В.. Воронцов И.М., 1999].

Движение или умелость Средний срок Временные границы
Улыбка 5 нед. 3-8 нед.
Гуление 7 нед. 4-11 нед.
Удерживание головы 3 мес. 2-4 мес.
Направленные движения рук 4 мес. 2,5-5,5 мес.
Переворачивание 5 мес. 3,5-6,5 мес.
Сидение 6 мес. 4,8-8,0 мес.
Ползание 7 мес. 5-9 мес.
Произвольное хватание 8 мес. 5,5-10,5 мес.
Вставание 9 мес. 6,5-12,5 мес.
Шаги с поддержкой 9,5 мес. 6,5-12,5 мес.
Стояние самостоятельное 10,5 мес. 8-13 мес.
Ходьба самостоятельная 11,5 мес. 9-14 мес.

Удерживание головы:
В 2 месяца малыш делает первые попытки, приподнимает и непродолжительно удерживает голову, лежа на животе.
В 3 месяца ребенок начинает удерживать самостоятельно голову в вертикальном положении (на руках у взрослого).
В 4 месяца ребенок способен в вертикальном положении держать голову и легко поворачивать ее из стороны в сторону.
В 5 месяцев начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, с приподнятой головой.
В норме ребенок удерживает голову уверенно вертикально к 4 мес., горизонтально к 5 мес., до этого кратковременно. Некоторые дети могут удерживать голову вертикально к 3 мес., что наблюдается реже.

Когда ребенок должен сидеть:
После 4 месяцев ребенок начинает присаживаться. Поднимать голову из положения лежа на спине. Этот этап появляется после уверенных поворотов со спины на живот и является фазой перехода к самостоятельному сиденью. Также ребенок может тянуться, если взрослый берет его за кисти. Некоторые дети, что считается вариантом нормального развития, сначала встают на четвереньки, потом садятся, стоят у опоры. Так что здесь возможны разные варианты. Но считается, что к 8 месяцам ребенок должен самостоятельно садиться.

Ползание:
Ползать ребенок начинает к 7-9 мес. Иногда встречается, что дети вообще не ползают, а начинают сразу ходить, что является нормой.

Ребенок встает:
Вставание развивается, в среднем, к 9,5-10 мес. Обычно дети начинают вставать у опоры, ходит вдоль нее, потом садятся на ягодицы, похоже на падение, но так и должно быть.

Ребенок ходит
После 10 месяцев ребенок может ходить с поддержкой взрослого, а самостоятельно начинает ходить – с 11,5 месяцев. Конечно, это средние показатели. Есть определенные «границы» для всех этих этапов. Необходимы 3-4 мес. после начала самостоятельной ходьбы, чтобы затем координационная система была достаточно развита для уверенной ходьбы. Обычно в этом возрасте дети уже чувствуют, что могут бегать, но координационная система недостаточно развита, они не могут оценить себя, поэтому и возможны падения.

Развитие речи у ребенка.
Развитие речи связано с возникновением детского сознания и социальными отношениями ребенка.
Ранняя вокализация – гуление (1-4 мес.). Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование, булькание воды.
1 мес. – улыбается;
2 мес. – гулит (воркует);
4 мес. – оборачивается на голос, громко смеется.
Лепет (3-15 мес.). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности.
5 мес. – оборачивается на звуки;
6 мес. – имитирует речь (лепечет);
8 мес. – понимает слово «нет», произносит «папа», «мама» неосознонно;
9 мес. – жестикулирует;
10 мес. – называет родителей «мама», «папа» осознанно;
11 мес. – произносит первое слово (помимо «мама», «папа»);
12 мес. – произносит слова осмысленно, но речь непонятная;
15 мес. – правильно называет 4-6 предметов, когда ему указывают на них.
Становление речи (18-50 мес.). Речь состоит из ограниченного числа звуков и их комбинаций.
16 мес. – речь понятная;
18 мес. – знает названия трех частей тела, называет предмет на картинке, узнает членов семьи, употребляет 7-20 слов;
21 мес. – комбинирует два слова, употребляет 50 слов. Находит нужную картинку;
24 мес. – строит предложения из двух слов.

К 2-3 годам ребенок общителен, позитивен, дружелюбен, легко вступает в контакт, понимает обращенную речь, имитирует деятельность взрослых. В годовалом возрасте речь ребенка понятна на 25%, в 2 года – на 50%, в 3 года – на 75%, в 4 года – на 100%.
(Источник: Учебник для медицинских вузов / Под ред. Н. П. Шабалова. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 893 с.)

Общие принципы развития ребенка

Развитие ребенка определяется становлением определенных функций для обеспечения жизнедеятельности. Каждая функция находится при рождении на определенном этапе, многие на нулевом, и в течение первых лет жизни ребенка достигается конечный этап, при остановке развития на нулевом или промежуточном уровнях возникает заболевание.

В первый месяц жизни происходит настройка жизненно важных функций: дыхание, глотание, удерживание и усвоение пищи.

Следующие два месяца
жизни ребенка – критический период восприятия внешней среды с помощью слухового и зрительного анализаторов, появления эмоционального контакта с матерью и родными. Начиная со 2-го месяца жизни, у всех здоровых детей появляется зрительная фиксация и слежение в горизонтальном и вертикальном направлениях. Возникают слуховые навыки, ребенок в этот период реагирует на звук замиранием, вздрагиванием. Появляется крик для обращения к родным.

В три месяца угасают автоматические рефлексы, обеспечивающие прием пищи, тонус речевой мускулатуры снижается. Ребенок начинает понимать и реагировать на обращаемую речь, развиваются интеллект, крупная и мелкая моторика.

В возрасте 6-ти месяцев приоритетными являются функции мелкой моторики рук, понимаемой речи, слухового, и особенно, зрительного восприятия. «Слабыми» являются функции крупной моторики, произносимой речи и интеллектуального развития.

Возраст 9 месяцев характеризуется выраженным спадом темпов развития. Появляется практическая деятельность мозга, ребенок произвольно организует и регулирует движения, манипулирует каждой рукой отдельно, готовится к самостоятельной ходьбе. Ребенок начинает понимать некоторые слова и фразы взрослых, т.е. дает адекватные поведенческие реакции на речевые высказывания, обращенные к нему. В социальном развитии формируется дифференцированное отношение к знакомым и незнакомым людям, появляется стеснение при виде незнакомого человека. Слуховое восприятие характеризуется появлением таких слуховых навыков, как узнавание (способность выбирать определенный звуковой, в том числе речевой, сигналы среди других известных звуковых сигналов) и распознавание (способность повторять или имитировать звуки, в том числе и речевые).

В 12 месяцев приоритетной функцией является интеллектуальная. Ребенок начинает узнавать предметы на картинках. Формируется слухоречевая память мозга. Параллельно развивается функция понимаемой речи. Расширяется импрессивный словарь – набор «речевых клише», наиболее часто используемых в речи окружающих, запоминаются другие компоненты речи – темп, ритм, интонация, логическое ударение, паузация. В поведении прослеживаются ситуативно-личностные формы общения. Развитие моторики в этот период характеризуется совершенствованием систем равновесия для формирования функции ходьбы, которая является важнейшей конечной целью общего статического развития. В этом возрасте ребенок делает попытки ходить самостоятельно, однако эта способность появляется только после формирования координации в руках.

В 1 год 6 месяцев ребенок начинает овладевать тонкими моторными навыками верхних конечностей: захватывает карандаш и спонтанно рисует каракули. Формирование мелкой моторики кисти на данном этапе создает важные предпосылки в социальном развитии. В этот период приоритетным является развитие понимания речи. Именно с этого возраста ребенок должен начать есть густую пищу ложкой и самостоятельно пить из чашки.

Клинически нарушения развития нервной системы характеризуются аномалией или задержкой развития основных психоневрологических функций – двигательных, перцептивных (главным образом, зрительного, слухового и тактильного восприятия), речевых, интеллектуальных, коммуникативных; а также эмоционально-волевой сферы. Указанные нарушения могут наблюдаться как в изолированном виде, так и в различных сочетаниях, носить количественный, темповый характер (задержка или опережение развития по возрастным периодам) или качественный (развитие по аномальному пути).

Так, к нарушениям двигательного развития относятся многообразные формы детского церебрального паралича, но также и варианты минимальной статико-моторной дисфункции, к нарушениям перцептивного развития – зрительные и слуховые дисгнозии, т.н. перинатальные слепота и тугоухость, к нарушениям речевого развития – дизартрии и дисфазии, задержки формирования речи. Нарушения развития интеллектуальных, коммуникативных функций и эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде минимальной психоречевой недостаточности, умственной отсталости, олигофрении, отклонений в поведении и общении с окружающими, различных аутистических и аутистикоподобных синдромов, эмоциональной сглаженности со снижением интереса к окружающим или повышенной возбудимости с эмоциональной и двигательной расторможенностью.

Группы риска детей по нарушению нервно-психического развития
У каких детей чаще всего возникают отклонения от нормы? Это генетические, наследственные факторы, тяжелое течение беременности, родов и так далее. Приведем список таких рисков.

  • мать с асоциальным статусом, зависимая от наркотиков, алкоголя, никотина;
  • мать с хроническими заболеваниями, которые требуют продолженного приема медикаментов (например, Diabetes mellitus, эпилепсия);
  • кровотечение, гестоз, тяжелые инфекционные заболевания во время беременности и неонатальные инфекции ребенка;
  • недоношенность (менее 36 недель), экстремально низкая масса тела при рождении (менее 30 недель);
  • гипотрофия при рождении (менее 3 перцентиля по гестационному возрасту);
  • многоплодная беременность;
  • тяжелая натальная/неонатальная асфиксия с гипоксически-ишемической энцефалопатией (тяжелое перинатальное поражение ЦНС);
  • тяжелые родовые, неонатальные осложнения (кардио-респираторный дистресс-синдром, сепсис, искусственная вентиляция легких, рецидивирующие апное, операции, судороги периода новорожденности);
  • сохраняющиеся патологические изменения при УЗИ- и МРТ- исследованиях головного мозга.

Основные факторы риска на 1-м году жизни:

Первый год жизни очень важен в плане развития. Заболевания, травмы в этом периоде могут послужить причиной дальнейших нарушений развития ребенка.

  • тяжелые заболевания, повторные операции, длительное нахождение в стационаре, хронические заболевания (врожденные пороки сердца, муковисцидоз и др.);
  • тяжелые аллергические заболевания;
  • социальная изоляция;
  • часто меняющиеся опекуны;
  • бедность, асоциальный статус родителей.

Записала Юлия Зиберт

Приближаясь к возрасту пяти месяцев, малыш становится очень активным и любознательным. Ребеночек глазеет по сторонам, поворачивая головку в разные стороны, уверенно хватает и держит игрушки, с легкостью . Некоторые детишки даже пробуют сесть, что для родителей становится поводом для гордости и восхищения, ведь каждая мамочка с нетерпением ожидает того счастливого времени, когда их ребенок начинает самостоятельно сидеть на попке.

Когда ребенок начинает присаживаться самостоятельно

По мнению педиатров, ребенок должен развиваться и сесть примерно по следующим показателям:

  • в 6 мес. – сидит с поддержкой;
  • в 7 мес. – сидит без поддержки;
  • в 7. 5 – 8 мес. – легко садится самостоятельно и может лечь из этого положения.

Союз педиатров России: Переход ребенка из положения лежа на спине в положение сидя

Бывает, что активные и физически крепкие детки садятся раньше на месяц-полтора. У других малышей это происходит немного позже. По мнению докторов, такие показатели также считаются нормальными.

Если опытному доктору задать вопрос, во сколько месяцев дети обычно начинают присаживаться, то он ответит, что у каждого маленького человечка свой срок, потому что путь развития каждого малыша индивидуален и неповторим.

Можно ли присаживать ребенка специально


Мнение педиатров и ортопедов по поводу популярного вопроса от молодых родителей «можно ли помогать и присаживать ребенка» однозначно: вертикальное положение позвоночника неестественно для ребенка до шестимесячного возраста. Искусственно усаживая малыша горе-родители могут навредить здоровью маленького. Уже в школьном возрасте это может аукнуться серьезными проблемами с позвоночником. Если мышцы спины не окрепли в достаточной мере, то кроха сам не сядет потому, что пока еще не готов к такой серьезной нагрузке.

Другое дело, если ребенок сел самостоятельно раньше, чем ему исполнилось полгода. Но даже в этой ситуации малышу нельзя находиться в положении «сидя» более 1 часа в день.

Момент, когда можно присаживать ребенка, наступает тогда, когда маленькому исполниться 6 месяцев. Подчеркну, не усаживать, а присаживать.

Консультирует доктор Комаровский: Когда присаживать малыша? Во сколько месяцев?

Серия упражнений с ребенком на укрепление спины

Что же должны сделать родители, чтобы помочь малышу освоить новый и необходимый для него навык?

Ежедневно с 3-х месячного возраста выполнять гимнастику и массаж с ребенком, плавать в ванной или бассейне (в крупных городах есть бассейны для совместного посещения с детьми раннего возраста). Таким образом хорошо укрепится мышечный корсет.

Упражнение 1. Ребенок лежит на столе. Как только он потянется ручками к маме, протянуть ему указательные пальцы. Малыш постарается сесть, ухватившись за мамины пальчики. Спинка ребенка отрывается от поверхности на 45о, в таком положении кроха удерживается несколько секунд и опять возвращается в положение «лежа».

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Упражнение 2. «Самолет». Положить малыша на животик. Поднять ребенка, одной рукой поддерживая его под грудной клеткой, другой – под ножками. Ножки упираются в грудь взрослого, ягодицы и спина напряжены, голова приподнята. Зафиксировать положение на несколько секунд.

Валентина Ершова: Как научить малыша сидеть

Рекомендуется для физического развития крохи подвесить над кроваткой кольца, за которые он сможет ухватиться и попытаться приподняться. Во время выкладывания на живот на небольшом расстоянии перед малышом поместить яркий предмет (игрушку), до которого он будет стараться доползти.

Каждой молодой маме немаловажно знать, как присаживать ребенка правильно (об этом уже было сказано выше) и чего делать нельзя.

Если ребенок не садится самостоятельно, то нельзя:

  1. Усаживать его в подушки;
  2. Возить в коляске в сидячем положении (можно зафиксировать спинку коляски на 45º)
  3. Переносить в различных переносках типа «Кенгуру» в положении «сидя»;
  4. Усаживать на руки (можно держать на коленях в положении «полулежа»).

Ребёнок первый раз садиться (видео)

Мальчики и девочки: предположения и факты

В обывательской среде бытует мнение, что мальчиков можно присаживать раньше девочек. На самом деле, независимо от полового признака присаживать ранее полугода вредно как тех, так и других.

Кроме этого, когда девочки начинают рано садиться, то в будущем это может привести к деформации тазовых костей и серьезным проблемам женской половой системы. Поэтому педиатры старшего поколения часто высказывают мнение, что девочку вообще нельзя присаживать, пока малышке не исполнится 6-7 месяцев. Современные источники придерживаются менее категоричной позиции: считается, что большого страха нет, если маленькая принцесса решила самостоятельно сесть раньше полугода, а опасения бабушек не этот счет сильно преувеличены.